пневмогидравлическая рессора транспортного средства
Классы МПК: | B60G11/26 только с пневматическими или гидравлическими амортизаторами, например с пневмогидравлическими амортизаторами F16F9/06 использующие как газ, так и жидкость |
Автор(ы): | Новиков Вячеслав Владимирович (RU), Чернышов Константин Владимирович (RU), Похлебин Алексей Владимирович (RU), Бурякова Татьяна Анатольевна (RU) |
Патентообладатель(и): | Волгоградский государственный технический университет (ВолгГТУ) (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2004-03-15 публикация патента:
20.01.2006 |
Изобретение относится к области подрессоривания транспортных средств. Сущность изобретения заключается в том, что пневмогидравлическая рессора содержит цилиндр с верхней и нижней крышками, заполненный жидкостью и газом, поршень с полым штоком, в котором размещена камера противодавления, сообщенная трубкой с кольцевой полостью между стенками цилиндра и полого штока, и шток с проточкой, закрепленный в верхней крышке цилиндра и размещенный в центральном отверстии поршня. Проточка штока выполнена в нижней его части и соединяет надпоршневую полость с камерой противодавления при негруженом транспортном средстве. Рессора снабжена демпфирующим узлом, саморегулируемым в зависимости от амплитуды колебаний и степени загрузки транспортного средства, включающим основной дроссельный канал, выполненный на нижнем торце трубки, дополнительный дроссельный канал, образованный радиальными отверстиями, выполненными в нижней части трубки, и подпружиненный плунжер, установленный на нижнем конце трубки и перекрывающий радиальные отверстия при взаимодействии с нижним торцом штока при груженом транспортном средстве. Входное отверстие трубки в кольцевую полость выполнено в полом штоке ниже нижнего торца поршня и перекрывается в конце хода отдачи нижней крышкой. Между нижним торцом поршня и входным отверстием трубки на наружной поверхности полого штока выполнен продольный паз переменного сечения, который при перекрытии входного отверстия трубки обеспечивает увеличение неупругого сопротивления в конце хода отбоя рессоры. Камера противодавления сообщена с кольцевой полостью посредством дополнительной трубки с обратным клапаном, входное отверстие которой выполнено в полом штоке непосредственно под нижним торцом поршня. Техническим результатом является повышение плавности хода. 2 ил.
Формула изобретения
Пневмогидравлическая рессора транспортного средства, содержащая цилиндр с верхней и нижней крышками, заполненный жидкостью и газом, поршень с полым штоком, в котором размещена камера противодавления, сообщенная трубкой с кольцевой полостью между стенками цилиндра и полого штока, и шток с проточкой, закрепленный в верхней крышке цилиндра и размещенный в центральном отверстии поршня, отличающийся тем, что проточка штока выполнена в нижней его части и соединяет надпоршневую полость с камерой противодавления при негруженом транспортном средстве, а рессора снабжена демпфирующим узлом, саморегулируемым в зависимости от амплитуды колебаний и степени загрузки транспортного средства, включающим основной дроссельный канал, выполненный на нижнем торце трубки, дополнительный дроссельный канал, образованный радиальными отверстиями, выполненными в нижней части трубки, и подпружиненный плунжер, установленный на нижнем конце трубки и перекрывающий радиальные отверстия при взаимодействии с нижним торцом штока при груженом транспортном средстве, причем входное отверстие трубки в кольцевую полость выполнено в полом штоке ниже нижнего торца поршня и перекрывается в конце хода отдачи нижней крышкой, а между нижним торцом поршня и входным отверстием трубки на наружной поверхности полого штока выполнен продольный паз переменного сечения, который при перекрытии входного отверстия трубки обеспечивает увеличение неупругого сопротивления в конце хода отбоя рессоры, при этом камера противодавления сообщена с кольцевой полостью посредством дополнительной трубки с обратным клапаном, входное отверстие которой выполнено в полом штоке непосредственно под нижним торцом поршня.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области подрессоривания транспортных средств, преимущественно для тяжелых автомобилей-самосвалов, в частности к пневмогидравлическим рессорам.
Известна пневмогидравлическая рессора, содержащая цилиндр, в котором установлен первый полый шток с поршнем и полостью для размещения второго полого штока с поршнем. Штоковая полость первого штока сообщена через центральное отверстие в первом поршне с надпоршневой полостью цилиндра, а штоковая полость второго штока сообщена через центральное отверстие во втором поршне с полостью первого штока и соединена трубками с кольцевой подпоршневой полостью между стенками первого и второго штоков, которая каналами, выполненными в первом штоке, сообщена с кольцевой подпоршневой полостью между стенками цилиндра и первого штока, причем площади поперечных сечений обеих кольцевых подпоршневых полостей выполнены равными между собой, а в указанных трубках и каналах установлены дросселирующие приспособления и обратные клапаны. В верхних частях полостей цилиндра и первого штока установлены подпружиненные кольцевые плавающие поршни с отверстиями, перекрываемыми поршнями в конце ходов сжатия первого и второго штоков. Конструкция данной рессоры обеспечивает ступенчатое изменение жесткости упругой и демпфирующей характеристик при разгрузке и полной загрузке автомобиля (патент №2089406 РФ, В 60 G 11/26, F 16 F 5/00, 1997 г.).
Недостатком данной рессоры является сложность ее конструкции и высокая жесткость рессоры в конце хода сжатия второго полого штока, что при неполной загрузке автомобиля резко ухудшает плавность его хода.
Наиболее близким из известных технических решений является пневмогидравлическая рессора транспортных средств, содержащая цилиндр с верхней и нижней крышками, заполненный жидкостью и газом, поршень с полым штоком, в котором размещена камера противодавления, сообщенная трубкой с кольцевой полостью между стенками цилиндра и полого штока, и шток, закрепленный в верхней крышке цилиндра, размещенный в центральном отверстии поршня и имеющий в средней части проточку для соединения между собой надпоршневой полости и камеры противодавления. При негруженом транспортном средстве уплотнение штока находится ниже проточки штока, а при груженом - выше (патент №2067051 РФ, В 60 G 11/26, 1996 г.).
Недостатком данной рессоры является расположение проточки штока в средней его части, что при негруженом транспортном средстве приводит к разобщению надпоршневой полости и камеры противодавления, т.к. уплотнение штока находится ниже проточки штока, и повышению жесткости упругой характеристики рессоры. Кроме того, при негруженом транспортном средстве гидравлическое сопротивление рессоры оказывается слишком большим, поскольку оно не регулируется и обычно рассчитывается на максимальную загрузку автомобиля. Это приводит к тому, что виброзащитные свойства рессоры при негруженом автомобиле оказываются значительно хуже, чем при груженом. При этом симметричность демпфирующей характеристики данной рессоры также снижает ее виброзащитные свойства и ухудшает плавность хода автомобиля.
Данная рессора имеет сравнительно низкий технический уровень, обусловленный высокой жесткостью упругой и демпфирующей характеристик при негруженом транспортном средстве и симметричностью демпфирующей характеристики, что снижает плавность хода автомобиля.
В этой связи важнейшей задачей является создание новой конструкции пневмогидравлической рессоры транспортного средства, обеспечивающей существенное уменьшение жесткости упругой и демпфирующей характеристик в зоне статического хода при негруженом транспортном средстве, а также несимметричность неупругого сопротивления на ходах сжатия и отбоя.
Техническим результатом заявленной пневмогидравлической рессоры транспортного средства является создание новой конструкции рессоры с демпфирующим узлом, саморегулируемым в зависимости от амплитуды колебаний и степени загрузки автомобиля, обеспечивающей повышение плавности хода за счет того, что при негруженом автомобиле в зоне малых колебаний рессора работает без противодавления и с ослабленным демпфированием, а при полностью груженом автомобиле и в конце хода отбоя - как рессора с противодавлением и с увеличенным демпфированием, при этом при любой степени загрузки неупругое сопротивление на ходе сжатия всегда меньше, чем на ходе отбоя.
Указанный технический результат достигается тем, что в пневмогидравлической рессоре транспортного средства, содержащей цилиндр с верхней и нижней крышками, заполненный жидкостью и газом, поршень с полым штоком, в котором размещена камера противодавления, сообщенная трубкой с кольцевой полостью между стенками цилиндра и полого штока, и шток с проточкой, закрепленный в верхней крышке цилиндра и размещенный в центральном отверстии поршня, проточка штока выполнена в нижней его части и соединяет надпоршневую полость с камерой противодавления при негруженом транспортном средстве, а рессора снабжена демпфирующим узлом, саморегулируемым в зависимости от амплитуды колебаний и степени загрузки автомобиля, включающим основной дроссельный канал, выполненный на нижнем торце трубки, дополнительный дроссельный канал, образованный радиальными отверстиями, выполненными в нижней части трубки, и подпружиненный плунжер, установленный на нижнем конце трубки и перекрывающий радиальные отверстия при взаимодействии с нижним торцом штока при груженом транспортном средстве, причем входное отверстие трубки в кольцевую полость выполнено в полом штоке ниже нижнего торца поршня и перекрывается в конце хода отдачи нижней крышкой, а между нижним торцом поршня и входным отверстием трубки на наружной поверхности полого штока выполнен продольный паз переменного сечения, который при перекрытии входного отверстия трубки обеспечивает увеличение неупругого сопротивления в конце хода отбоя рессоры, при этом камера противодавления сообщена с кольцевой полостью посредством дополнительной трубки с обратным клапаном, входное отверстие которой выполнено в полом штоке непосредственно под нижним торцом поршня.
Благодаря тому, что в пневмогидравлической рессоре транспортного средства проточка штока выполнена в нижней его части, обеспечивается соединение надпоршневой полости с камерой противодавления при негруженом автомобиле, в результате чего в зоне малых колебаний рессора превращается в рессору без противодавления с пониженной жесткостью упругой характеристики, что необходимо для повышения плавности хода негруженого автомобиля. При груженом автомобиле указанные полости разобщаются, в результате чего рессора превращается в рессору с противодавлением и повышенной жесткостью упругой характеристики, что обеспечивает при ограниченных ходах рессоры восприятие значительного увеличения подрессоренной массы.
Вследствие того, что рессора снабжена демпфирующим узлом, саморегулируемым в зависимости от амплитуды колебаний и степени загрузки автомобиля, включающим основной дроссельный канал, выполненный на нижнем торце трубки, дополнительный дроссельный канал, образованный радиальными отверстиями, выполненными в нижней части трубки, и подпружиненный плунжер, установленный на нижнем конце трубки и перекрывающий радиальные отверстия при взаимодействии с нижним торцом штока при груженом транспортном средстве, обеспечивается существенное уменьшение жесткости демпфирующей характеристики при малых амплитудах колебаний в зоне статического хода негруженого транспортного средства, в результате чего повышается плавность хода негруженого автомобиля.
Благодаря тому, что входное отверстие трубки в кольцевую полость выполнено в полом штоке ниже нижнего торца поршня и перекрывается в конце хода отдачи нижней крышкой, а между нижним торцом поршня и входным отверстием трубки на наружной поверхности полого штока выполнен продольный паз переменного сечения, обеспечивается плавное увеличение неупругого сопротивления в конце хода отбоя, что снижает вероятность пробоя подвески и повышает устойчивость негруженого автомобиля.
Вследствие того, что камера противодавления сообщена с кольцевой полостью посредством дополнительной трубки с обратным клапаном, входное отверстие которой выполнено в полом штоке непосредственно под нижним торцом поршня, обеспечивается уменьшение неупругого сопротивления на ходе сжатия по сравнению с ходом отбоя и надежное заполнение кольцевой полости жидкостью при сжатии рессоры после ее полного растяжения. В результате несимметричности демпфирующей характеристики повышается плавность хода автомобиля при любой степени его загрузки.
Приведенный заявителем анализ уровня техники, включающий поиск по патентам и научно-техническим источникам информации, и выявление источников, содержащих сведения об аналогах заявляемого решения, позволил установить, что заявителем не обнаружен аналог, характеризующийся признаками, идентичными всем существенным признакам заявленного изобретения. Определение из перечня выявленных аналогов прототипа как наиболее близкого решения по совокупности признаков позволило выявить совокупность существенных по отношению к усматриваемому заявителем техническому результату отличительных признаков в заявленном объекте, изложенных в формуле изобретения. Следовательно, заявленное изобретение соответствует требованию "новизна" по действующему законодательству.
Для проверки соответствия заявленного изобретения требованию "изобретательский уровень" заявитель провел дополнительный поиск известных решений с целью выявления признаков, совпадающих с отличительными от прототипа признаками заявленного изобретения, результаты которого показывают, что заявленное изобретение для специалиста не следует явным образом из известного уровня техники. Следовательно, заявленное изобретение соответствует требованию "изобретательский уровень".
На фиг.1 изображена предлагаемая пневмогидравлическая рессора транспортного средства, продольный разрез. На фиг.2 изображены график упругой характеристики рессоры (кривая 3) и графики изменения давлений в надпоршневой полости (кривая 1) и в камере противодавления (кривая 2).
Пневмогидравлическая рессора транспортного средства содержит цилиндр 1 с верхней 2 и нижней 3 крышками, поршень 4 с центральным отверстием 5, полый шток 6, в котором размещена камера противодавления 7, сообщенная трубкой 8 и дополнительной трубкой 9 с кольцевой полостью 10 между стенками цилиндра 1 и полого штока 6, и шток 11, закрепленный в верхней крышке 2 цилиндра 1 и размещенный в центральном отверстии 5 поршня 4. Для герметизации подвижных соединений поршня 4 с цилиндром 1 и со штоком 11 в поршне 4 установлены уплотнения 12 и 13. Для герметизации подвижного соединения полого штока 6 с нижней крышкой 3 в последней установлено уплотнение 14. Надпоршневая полость 15 цилиндра 1 заполнена газом и небольшим количеством жидкости, кольцевая полость 10 - жидкостью, а полость штока 6 - жидкостью и газом.
В нижней части штока 11 выполнена проточка 16, соединяющая надпоршневую полость 15 с камерой противодавления 7 при негруженом автомобиле, в результате чего рессора превращается в рессору без противодавления с пониженной жесткостью упругой характеристики (зона Б на фиг.2), что необходимо для повышения плавности хода негруженого автомобиля. При груженом автомобиле проточка 16 находится ниже уплотнения 13, надпоршневая полость 15 и камера противодавления 7 разобщаются, в результате чего рессора превращается в рессору с противодавлением и повышенной жесткостью упругой характеристики (зона В на фиг.2), что обеспечивает при ограниченных ходах рессоры восприятие значительного увеличения подрессоренной массы. При негруженом автомобиле в конце хода отбоя рессоры проточка 16 находится выше уплотнения 13, в результате чего рессора также превращается в рессору с противодавлением (зона А на фиг.2), что упруго ограничивает ход отбоя и повышает устойчивость автомобиля.
На нижнем торце трубки 8 выполнено отверстие 17 основного дроссельного канала с большим гидравлическим сопротивлением, необходимым для эффективного гашения колебаний груженого транспортного средства. В нижней части трубки 8 выполнены радиальные отверстия 18 дополнительного дроссельного канала с малым гидравлическим сопротивлением, необходимым для эффективного гашения небольших колебаний негруженого транспортного средства. На нижнем конце трубки 8 установлен плунжер 19, подпружиненный снизу с помощью пружины сжатия 20, взаимодействующий при груженом транспортном средстве с нижним торцом штока 11 и перекрывающий радиальные отверстия 18. Отверстия 17 и 18 основного и дополнительного дроссельных каналов и подпружиненный плунжер 19, управляемый штоком 11, образуют саморегулируемый демпфирующий узел, обеспечивающий ступенчатое изменение жесткости демпфирующей характеристики рессоры в зависимости от амплитуды колебаний и степени загрузки автомобиля.
Входное отверстие 21 трубки 8 в кольцевую полость 10 выполнено в полом штоке 6 ниже нижнего торца поршня 4 и перекрывается в конце хода отдачи направляющей буксой 22 нижней крышки 3. Между нижним торцом поршня 4 и входным отверстием 21 на наружной поверхности полого штока 6 выполнен продольный паз 23 переменного сечения, который при перекрытии входного отверстия 21 обеспечивает плавное увеличение неупругого сопротивления рессоры в конце хода отбоя. Входное отверстие 21 трубки 8, направляющая букса 22 и продольный паз 23 образуют демпфер максимального хода отбоя, увеличивающий усилие рессоры при ее максимальном растяжении.
В дополнительной трубке 9 установлен обратный клапан 24, а входное отверстие 25 дополнительной трубки 9 в кольцевую полость 10 выполнено непосредственно под нижним торцом поршня 4, что обеспечивает увеличение неупругого сопротивления на ходе отбоя по сравнению с ходом сжатия и надежное заполнение кольцевой полости 10 жидкостью при сжатии рессоры после ее полного растяжения.
Пневмогидравлическая рессора транспортного средства работает следующим образом.
При движении негруженого транспортного средства деформация рессоры в основном происходит в зоне длины проточки 16 на штоке 11 (фиг.1), сообщающей между собой надпоршневую полость 15 и камеру противодавления 7, что обеспечивает малую жесткость упругой характеристики рессоры (зона Б на фиг.2) и повышение плавности автомобиля. При больших деформациях рессоры уплотнение 13 штока 11 выходит за пределы проточки 16, вследствие чего надпоршневая полость 15 и камера противодавления 7 разобщаются. При этом на ходе сжатия рессоры давление в надпоршневой полости 15 повышается, а в камере противодавления 7 понижается (зона В на фиг.2). На ходе отбоя все происходит наоборот: давление в надпоршневой полости 15 понижается, а в камере противодавления 7 повышается (зона А на фиг.2). В результате жесткость упругой характеристики при деформациях рессоры больше величины проточки 16 увеличивается, что повышает устойчивость негруженого автомобиля.
На ходе сжатия рессоры жидкость из камеры противодавления 7 поступает в кольцевую полость 10 по трубке 8 и дополнительной трубке 9 через их входные отверстия 21 и 25, так как установленный в дополнительной трубке 9 обратный клапан 24 открыт. На ходе отбоя рессоры жидкость вытесняется из кольцевой полости 10 в камеру противодавления 7 только по трубке 8. В результате обеспечивается меньшее гидравлическое сопротивление на ходе сжатия, чем на ходе отбоя, что требуется для повышения плавности хода автомобиля при любой степени его загрузки.
При этом в зависимости от амплитуды колебаний и степени загрузки транспортного средства возможны следующие режимы течения жидкости по трубке 8.
При деформациях рессоры в зоне длины проточки 16 нижний конец штока 11, закрепленный в верхней крышке 2 и размещенный в центральном отверстии 5 поршня 4, не взаимодействует с подпружиненным плунжером 19, установленным на трубке 8, вследствие чего радиальные отверстия 18 дополнительного дроссельного канала открыты. Поэтому жидкость на ходах сжатия и отбоя течет через отверстие 17 основного дроссельного канала и через радиальные отверстия 18 дополнительного дроссельного канала с малым гидравлическим сопротивлением, что необходимо для эффективного гашения малых колебаний негруженого транспортного средства.
При больших деформациях рессоры на ходе сжатия нижний конец штока 11 взаимодействует с подпружиненным плунжером 19, который перемещается вниз, сжимая пружину 20 и перекрывая радиальные отверстия 18 дополнительного дроссельного канала, в результате чего жидкость течет только через отверстие 17 основного дроссельного канала с большим гидравлическим сопротивлением. В конце хода отбоя происходит перекрытие входного отверстия 21 трубки 8 направляющей буксой 22 нижней крышки 3, в результате чего жидкость из кольцевой полости 10 течет по продольному пазу 23 переменного сечения, что обеспечивает плавное увеличение неупругого сопротивления рессоры в конце хода отбоя. Таким образом, гидравлическое сопротивление при деформациях рессоры больше величины проточки 16 увеличивается, что повышает устойчивость негруженого автомобиля и обеспечивает эффективное гашение колебаний автомобиля при его полной загрузке.
При работе рессоры герметичность подвижных соединений поршня 4 с цилиндром 1 обеспечивает уплотнение 12, а полого штока 6 с нижней крышкой 3 - уплотнение 14.
Предлагаемая пневмогидравлическая рессора транспортного средства имеет простую и надежную конструкцию и обеспечивает существенное уменьшение жесткостей упругой и демпфирующей характеристик при небольших амплитудах колебаний негруженого автомобиля и повышение этих жесткостей при полной загрузке автомобиля или при деформациях рессоры, больших величины проточки штока, а также уменьшение неупругого сопротивления на ходе сжатия по сравнению с ходом отбоя. Применение данной рессоры приведет к снижению вибронагруженности негруженого транспортного средства, уменьшению общих потерь энергии, вызванных колебаниями, и увеличению средних скоростей и производительности автомобиля.
Таким образом, вышеизложенное свидетельствует о выполнении при использовании заявленного изобретения следующей совокупности условий:
- пневмогидравлическая рессора транспортного средства, воплощающая заявленное изобретение при его осуществлении, предназначена для применения в подвеске транспортных средств и обеспечивает при простой и надежной конструкции ступенчатое изменение жесткостей упругой и демпфирующей характеристик в зависимости от амплитуды колебаний и степени загрузки автомобиля, а также несимметричность демпфирующей характеристики, что снижает эксплуатационные затраты и повышает плавность хода особенно негруженого автомобиля;
- для заявленного изобретения в том виде, как оно охарактеризовано в формуле изобретения, подтверждена возможность его осуществления в соответствии с описанием и прилагаемым чертежом;
- пневмогидравлическая рессора, воплощающая заявленное изобретение при его осуществлении, способна обеспечить достижение усматриваемого заявителем технического результата.
Следовательно, заявленное изобретение соответствует требованию "промышленная применимость".
Класс B60G11/26 только с пневматическими или гидравлическими амортизаторами, например с пневмогидравлическими амортизаторами
система подвески, расположенная внутри колеса - патент 2482976 (27.05.2013) | |
пневматическая подвеска транспортного средства - патент 2467886 (27.11.2012) | |
кузов автомобиля - патент 2384450 (20.03.2010) | |
пневматическая подвеска - патент 2340468 (10.12.2008) | |
гидропневматический упругий элемент - патент 2338647 (20.11.2008) | |
устройство для гашения колебаний транспортного средства - патент 2336183 (20.10.2008) | |
гидравлический амортизатор - патент 2333403 (10.09.2008) | |
пневмогидравлическая рессора подвески транспортного средства - патент 2333112 (10.09.2008) | |
пневматическая подвеска - патент 2325568 (27.05.2008) | |
пневматическая подвеска - патент 2325285 (27.05.2008) |
Класс F16F9/06 использующие как газ, так и жидкость