способ депарафинизации дизельного топлива, полученного из газового конденсата
Классы МПК: | C10G73/32 способы охлаждения при депарафинизации |
Автор(ы): | Баканов Юрий Иванович (RU), Басарыгин Михаил Юрьевич (RU), Будников Владимир Федорович (RU), Данилин Серафим Владимирович (RU), Захаров Андрей Александрович (RU), Ивановский Николай Николаевич (RU), Клименко Николай Андреевич (RU), Криворучко Павел Евгеньевич (RU), Мясищев Юрий Георгиевич (RU), Самойлова Елена Владимировна (RU) |
Патентообладатель(и): | Общество с ограниченной ответственностью "Кубаньгазпром" (ООО "Кубаньгазпром") (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2003-02-17 публикация патента:
20.01.2006 |
Использование: в нефтегазоперерабатывающей промышленности. Сущность: дизельное топливо охлаждают в проточном испарителе холодильной машины до температуры, определяемой по уравнению Т = 15,7С 0,426 - 25, полученную смесь разделяют путем осадительного центрифугирования при факторе разделения 2000 - 2500 на депарафинизированное дизельное топливо и парафинистый осадок, содержащий твердые парафины. Парафинистый осадок дополнительно разделяют путем фильтрования на осадок, содержащий преимущественно твердые парафины, и депарафинизированное дизельное топливо. Технический результат - повышение выхода депарафинизированного дизельного топлива, повышение степени чистоты твердых парафинов и снижение затрат энергии на охлаждение и очистку сырья. 3 з.п. ф-лы, 1 табл., 1 ил.
Формула изобретения
1. Способ депарафинизации дизельного топлива, полученного из газового конденсата, включающий охлаждение дизельного топлива до температуры, при которой в твердое состояние переходят тугоплавкие парафины, и последующее разделение полученной смеси путем центрифугирования при факторе разделения 2000-2500 на депарафинизированное дизельное топливо и парафинистый осадок, отличающийся тем, что охлаждение дизельного топлива ведут в проточном испарителе холодильной машины до температуры, определяемой по уравнению
Т = 15,7С 0,426 - 25,
где С - требуемая остаточная концентрация растворенных парафинов в маточном растворе охлажденного дизельного топлива, мас.%;
Т - температура охлаждения дизельного топлива, °С,
охлажденную смесь разделяют в осадительной центрифуге, а парафинистый осадок дополнительно разделяют путем фильтрования на осадок, состоящий в основном из твердых парафинов, и депарафинизированное дизельное топливо.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что фильтрование проводят на вакуумном фильтре.
3. Способ по п.1, отличающийся тем, что фильтрование проводят на фильтр-прессе.
4. Способ по п.1, отличающийся тем, что фильтрование проводят в фильтрующей центрифуге.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к нефтегазоперерабатывающей промышленности, а именно к способам депарафинизации дизельного топлива, полученного из газового конденсата.
Известен способ депарафинизации дизельного топлива, включающий охлаждение дизельного топлива до -15÷-25°С и последующее вакуумное фильтрование с получением депарафинизированного дизельного топлива с одновременным выделением концентрата (гача) легкоплавкого парафина (Богданов Н.Ф., Переверзев А.Н. Депарафинизация нефтяных продуктов. М.: Гостопиздат, 1961, 247, с.95).
Недостатком известного способа является то, что при относительно невысоком содержании парафинов в исходном сырье (около 15%) через фильтровальную перегородку необходимо пропускать до 85% депарафинизированного дизельного топлива, что неэкономично.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к заявляемому является способ депарафинизации дизельного топлива, полученного из газового конденсата, включающий охлаждение дизельного топлива до температуры, при которой из него во взвешенное состояние выпадают тугоплавкие твердые парафины, и последующее разделение полученной смеси в центрифуге на депарафинизированное дизельное топливо (фугат) и осадок, содержащий твердые парафины, причем охлаждение ведут до температуры -20÷-23°С. При этом способе используют дизельную фракцию, выкипающую в пределах 90÷360°С. Осадок содержит преимущественно циклопарафины (патент РФ №2171828, кл. С 10 G 73/28, опубл. 10.08.2001 г., бюл. №22).
Недостатком указанного способа является то, что для охлаждения дизельного топлива до температуры -20÷-23°С требуется двухступенчатая холодильная установка с повышенным расходом электроэнергии, что значительно увеличивает себестоимость продуктов. Кроме того, при разделении охлажденного дизельного топлива путем осадительного центрифугирования при факторе разделения 2000÷2500 получают парафинистый осадок, в котором содержится до 40 мас.% дизельного топлива, что снижает общий выход топлива. Парафинистый же осадок получается влажным и требует дополнительной очистки (обезмасливания).
Задачей настоящего изобретения является увеличение выхода депарафинизированного дизельного топлива и получение более чистых парафинов. Сущность настоящего изобретения заключается в том, что в известном способе депарафинизации дизельного топлива, полученного из газового конденсата, включающем охлаждение дизельного топлива до температуры, при которой тугоплавкие парафины переходят в твердое состояние, и последующее разделение полученной смеси путем центрифугирования при факторе разделения 2000÷2500 на депарафинизированное дизельное топливо и парафинистый осадок, согласно изобретению охлаждение дизельного топлива ведут в проточном испарителе холодильной машины до температуры, определяемой по уравнению
где С - заданная остаточная концентрация растворенных парафинов в дизельном топливе (маточном растворе), мас.%;
Т - температура охлаждения дизельного топлива, °С;
охлажденную смесь разделяют в осадительной центрифуге, а парафинистый осадок дополнительно разделяют путем фильтрования на вакуумном фильтре, фильтр-прессе или фильтрующей центрифуге на осадок, состоящий в основном из твердых парафинов, и депарафинизированное дизельное топливо (фильтрат).
Фильтрование проводят на вакуумном фильтре.
Фильтрование проводят на фильтр-прессе.
Кроме того, фильтрование проводят в фильтрующей центрифуге.
Уравнение (1) получено экспериментально.
Изобретение поясняется принципиальной схемой установки для осуществления способа.
Установка для депарафинизации дизельного топлива состоит из охладителя 1, осадительной центрифуги 2, фильтровального устройства 3 (вакуумного фильтра, фильтр-пресса или фильтрующей центрифуги), емкостей 4 и 5, соединенных трубопроводами 6-11.
Способ осуществляют следующим образом. Для получения дизельного топлива требуемого качества задаются остаточной концентрацией С растворенных парафинов в маточном растворе, образовавшемся при кристаллизации дизельного топлива, и по вышеприведенной формуле определяют температуру охлаждения дизельного топлива.
Дизельное топливо, полученное из газового конденсата и содержащее до 15 мас.% растворенных тугоплавких парафинов, по трубопроводу 6 подают в охладитель 1, где охлаждают до температуры, определяемой по формуле (1).
В охлажденном дизельном топливе тугоплавкие парафины, бывшие до этого в жидком виде, переходят в твердое состояние. Полученную смесь твердых парафинов и маточного раствора по трубопроводу 11 направляют в осадительную центрифугу 2, где при факторе разделения 2000÷2500 смесь разделяют на депарафинизированное дизельное топливо (фугат) и парафинистый осадок, содержащий твердые парафины и депарафинизированное дизельное топливо (маточный раствор). Фугат по трубопроводу 7 направляют в емкость 4, а парафинистый осадок направляют для дополнительного разделения в фильтровальное устройство 3 (фильтр, фильтр-пресс или фильтрующую центрифугу), где разделяют на осадок (твердые парафины с небольшим количеством пленочной жидкости - депарафинизированного дизельного топлива) и фильтрат - депарафинизированное дизельное топливо. Осадок по трубопроводу 9 направляют в емкость 5, а депарафинизированное дизельное топливо по трубопроводу 10 направляют в емкость 4.
Пример 1. Задаются остаточной концентрацией тугоплавких парафинов, растворенных в охлажденном дизельном топливе, С=3 мас.% и по формуле (1) рассчитывают температуру охлаждения дизельного топлива:
Дизельное топливо в количестве 1000 кг, полученное из газового конденсата и содержащее 15 мас.% растворенных тугоплавких парафинов, по трубопроводу 6 подают в проточный испаритель 1 холодильной машины, где охлаждают до температуры T=0,07°С. При этом из дизельного топлива в твердое состояние переходит 116,5 кг тугоплавких парафинов. Полученную смесь твердых парафинов и маточного раствора по трубопроводу 11 направляют в осадительную центрифугу 2, в которой при факторе разделения 2000÷2500 смесь разделяют на депарафинизированное дизельное топливо (фугат) и на парафинистый осадок. Дизельное топливо в количестве 817 кг по трубопроводу 7 направляют в емкость 4, а парафинистый осадок в количестве 183 кг по трубопроводу 8 направляют на вакуумный фильтр 3, в котором осадок дополнительно разделяют на осадок, состоящий преимущественно из твердых парафинов, и депарафинизированное дизельное топливо. Осадок в количестве 128 кг по трубопроводу 9 направляют в емкость 5, а депарафинизированное дизельное топливо в количестве 55 кг по трубопроводу 10 направляют в емкость 4.
Задавая другое значение концентрации растворенных парафинов в маточном растворе дизельного топлива, получим другие значения температуры охлаждения дизельного топлива и другие показатели процесса депарафинизации. Результаты примера 1, а также примеров 2 и 3 приведены в нижеследующей таблице.
Наименование операции | Пример 1 | Пример 2 | Пример 3 |
1. Взято исходного дизельного топлива, кг | 1000 | 1000 | 1000 |
2. Заданная остаточная концентрация парафинов в маточном растворе, % | 3 | 1 | 0 |
3. Охлаждение дизтоплива до температуры, °С | 0,07 | -10 | -25 |
4. Получено после осадительного центрифугирования: | |||
осадка, кг | 183 | 226 | 245 |
фугата, кг | 817 | 774 | 755 |
5. Получено после фильтрования осадка: | |||
осадка (парафинов), кг | 128 | 152 | 165 |
фильтрата, кг | 55 | 74 | 80 |
6. Итого получено депарафинизированного дизтоплива, кг | 872 | 848 | 835 |
Превышение итогового выхода депарафинизированного дизтоплива по данному способу по сравнению со способом-прототипом, кг | 55 | 74 | 80 |
Предлагаемый способ позволяет по сравнению со способом-прототипом повысить выход депарафинизированного дизельного топлива (в приведенных примерах соответственно на 55, 74 и 80 кг) и получить более чистые (меньшей маслянистости) твердые парафины.