механизм запирания дверей крытого вагона
Классы МПК: | B61D19/00 Двери железнодорожных транспортных средств |
Автор(ы): | Битюцкий Александр Анатольевич (RU), Савушкин Роман Александрович (RU), Рыжов Константин Игоревич (RU) |
Патентообладатель(и): | Закрытое акционерное общество "Инженерный центр Объединения вагоностроителей" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2004-05-20 публикация патента:
27.01.2006 |
Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к конструкциям дверей грузовых вагонов. Механизм запирания дверей 1 крытого вагона включает держатели 3 взаимодействующие с ними кулачки 4, закрепленные на вертикальном валу 5, жестко связанном с поворотной рукояткой 6, фиксируемой запорным устройством 7. Держатели 3 жестко закреплены на боковой створке задвижной двери. С рамой кузова вагона шарнирно связаны звенья верхнего 8 и нижнего 9 трехзвенных управляющих приводов. Звенья шарнирно связаны между собой и установлены с возможностью поворота относительно вертикальных осей. Вертикальный вал с кулачками по концам закреплен с возможностью вращения вокруг своей продольной оси на звеньях верхнего и нижнего управляющего привода. На торцевой стене 2 кузова шарнирно закреплен вертикальный вал 13 узла дополнительной фиксации звеньев управляющего привода с рукояткой поворота 14 и зацепом 15 для взаимодействия с упором 16, закрепленным на одном из звеньев управляющего привода. Изобретение повышает надежность запирания дверей. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
Формула изобретения
1. Механизм запирания дверей крытого вагона, включающий держатели и взаимодействующие с ними кулачки, закрепленные на вертикальном валу, жестко связанном с поворотной рукояткой, фиксируемой запорным устройством, отличающийся тем, что он снабжен верхним и нижним трехзвенным управляющим приводом, состоящим из шарнирно связанных между собой и с рамой кузова вагона звеньев, установленных с возможностью поворота относительно вертикальных осей, а также узлом дополнительной фиксации звеньев управляющего привода, при этом держатели жестко закреплены на боковой створке задвижной двери, а вертикальный вал с кулачками по концам закреплен с возможностью вращения вокруг своей продольной оси на звеньях верхнего и нижнего управляющего привода.
2. Механизм по п.1, отличающийся тем, что узел дополнительной фиксации звеньев управляющего привода выполнен в виде вертикального вала, шарнирно закрепленного на торцевой стене кузова и снабженного рукояткой поворота и зацепом для взаимодействия с упором, закрепленным на одном из звеньев управляющего привода, для фиксации этого привода в положении после прохода "мертвой точки".
3. Механизм по п.1, отличающийся тем, что трехзвенный управляющий привод снабжен рукояткой, имеющей возможность ограниченного поворота вокруг вертикальной оси, закрепленной на этом приводе, а вал узла дополнительной фиксации снабжен упором для взаимодействия в запертом положении двери с рукояткой кулачкового вала.
Описание изобретения к патенту
Данное техническое решение относится к области железнодорожного транспорта и предназначено для использования в конструкции крытых грузовых вагонов.
Из описания изобретения к авторскому свидетельству СССР №1057352 по кл. В 61 D 19/00 от 30.09.82 г. известен применяемый в настоящее время механизм запирания дверей крытого вагона, состоящий из шарнирно закрепленной на створке задвижной двери закидки, взаимодействующей при фиксации створки в закрытом положении с кронштейном, закрепленным на раме кузова.
Это известное устройство просто по конструкции и обеспечивает надежное запирание двери при относительно небольших размерах дверного проема. Для створок задвижных дверей крытого вагона, простирающихся от середины боковой стены до торцевых стен, со значительными размерами дверного проема оно неприемлемо, т.к. не в состоянии надежно зафиксировать массивную дверную створку.
По наибольшему числу сходных признаков с предлагаемым устройством в качестве прототипа принят механизм запирания дверей крытого вагона, описанный в авторском свидетельстве СССР №1202942 по кл. В 61 D 19/00 от 24.08.84 г., включающий держатели и взаимодействующие с ними кулачки, закрепленные на вертикальном валу, жестко связанном с поворотной рукояткой, фиксируемой запорным устройством. Этот известный механизм объекта-прототипа разработан для запирания торцевых дверей крытого вагона и без его конструктивной доработки не может применяться для фиксации задвижных створок массивных боковых дверей, примыкающих к торцевым стенам. Кроме того, он имеет только две ступени защиты от случайного открывания створок дверей. Первая ступень - это фиксатор поворотной рукоятки, вторая ступень - это кулачки, взаимодействующие с держателями, закрепленными на раме кузова вагона.
Предлагаемый механизм запирания дверей крытого вагона содержит, как и объект-прототип, держатели и взаимодействующие с ними кулачки, закрепленные с эксцентриситетом на вертикальном валу, жестко связанном с поворотной рукояткой, фиксируемой запорным устройством. В отличие от прототипа предлагаемое устройство снабжено верхним и нижним трехзвенным управляющим приводом, состоящим из шарнирно связанных между собой и с рамой кузова вагона звеньев, установленных с возможностью поворота относительно вертикальных осей, а также узлом дополнительной фиксации звеньев управляющего привода, при этом держатели жестко закреплены на боковой створке задвижной двери, а вертикальный вал, с кулачками по концам, закреплен с возможностью вращения вокруг своей продольной оси на звеньях верхнего и нижнего управляющего привода. Кроме того, узел дополнительной фиксации звеньев управляющего привода выполнен в виде вертикального вала, шарнирно закрепленного на торцевой стене кузова, снабженного рукояткой поворота и зацепом для взаимодействия с упором, закрепленным на одном из звеньев управляющего привода, для фиксации этого привода в положении после прохода "мертвой точки". Для управления трехзвенный управляющий привод снабжен рукояткой, имеющей возможность ограниченного поворота вокруг вертикальной оси, закрепленной на этом приводе. Вал узла дополнительной фиксации снабжен упором для взаимодействия в запертом положении двери с рукояткой кулачкового вала.
В отличие от прототипа предлагаемое устройство имеет пять ступеней защиты от случайного открывания створок дверей. Первая ступень - это запорное устройство поворотной рукоятки вала с кулачками. Вторая ступень - это кулачки, взаимодействующие с держателями створок задвижных дверей. Третья ступень - фиксация звеньев управляющего привода в запертом положении двери благодаря проходу за "мертвую точку". Четвертая - узел дополнительной фиксации звеньев управляющего привода. Пятая - фиксация вала узла дополнительной фиксации поворотной рукояткой кулачкового вала.
Заявляемое техническое решение поясняется чертежами, где: на фиг.1 показана конструкция механизма в аксонометрическом изображении при запертом положении двери; на фиг.2 представлена плоская кинематическая схема механизма запирания при запертом положении двери; на фиг.3 - то же при открытом положении механизма.
Задвижная дверь 1 крытого вагона представляет из себя створку боковой стены, простирающуюся от середины боковой стены до торцевой стены 2 вагона. Дверь 1 подвешивается на роликовых опорах на кузове и раме вагона и может свободно перемещаться по роликовым опорам вдоль боковой стены при ее открывании. На створке двери 1 жестко закреплены верхний и нижний держатели 3 в виде крюков. При запирании двери 1 с держателями 3 взаимодействуют кулачки 4, которые закреплены с эксцентриситетом по отношению к продольной оси вертикального вала 5.
Вал 5 жестко соединен с поворотной рукояткой 6, которая снабжена гнездом для ее фиксации запорно-пломбировочным устройством 7 относительно торцевой стены 2 кузова.
Механизм запирания дверей снабжен верхним 8 и нижним 9 трехзвенным управляющим приводом, каждый из которых состоит из звеньев 10, 11, 12, шарнирно связанных между собой и с рамой кузова вертикальными осями. Вертикальный вал 5 с кулачками 4 по концам закреплен с возможностью вращения вокруг своей продольной оси в зоне соединения звеньев 10 и 11 верхнего 8 и нижнего 9 управляющего привода.
Узел дополнительной фиксации звеньев управляющего привода выполнен в виде вертикального вала 13, шарнирно закрепленного на торцевой стене 2 кузова. На валу 13 закреплена рукоятка поворота 14 и зацеп 15, который взаимодействует с упором 16, имеющемся на звене 11 нижнего управляющего привода, при запирании двери 1 после прохода звеньями положения "мертвой точки". Положение "мертвой точки" определяется расположением осей звеньев 11 и 12 на одной прямой.
Для перемещения трехзвенный управляющий привод снабжен рукояткой 17, имеющей возможность ограниченного поворота вокруг вертикальной оси, закрепленной на этом приводе. Вал 13 узла дополнительной фиксации снабжен упором 18 для взаимодействия в запертом положении двери с рукояткой 6 кулачкового вала 5.
Для отпирания двери необходимо открыть запорное устройство 7 (может выполняться в виде запорно-пломбировочного устройства), повернуть за рукоятку 6 вал 5 по часовой стрелке до снятия поджатия крюков держателей 3 кулачками 4. Затем рукояткой 14 повернуть вал 13 узла дополнительной фиксации по часовой стрелке до выхода из зацепления зацепа 15 с упором 16 звена 11. После этого поворачивают рукоятку 17 трехзвенного управляющего привода против часовой стрелки. Рукоятка 17 после того, как она повернется в пределах своего свободного хода, переведет звенья 11 и 12 через "мертвую точку" и начнет перемещать шарнирно связанные звенья 10, 11, 12 управляющего привода в сторону от держателей 3. При этом верхние и нижние кулачки 4 выходят из паза держателей 3, после чего створка двери может свободно перемещаться вдоль боковой стены на направляющих.
Запирание створки задвижной двери 1 осуществляется в обратной последовательности.
В отличие от прототипа предлагаемое устройство имеет пять ступеней защиты от случайного открывания створок дверей, что позволяет обеспечить повышенную надежность ее запирания.
Класс B61D19/00 Двери железнодорожных транспортных средств