газовый руль ракетного двигателя
Классы МПК: | F02K9/80 отличающиеся управлением величиной и направлением тяги F02K9/60 конструктивные элементы; детали |
Автор(ы): | Кустов Юрий Иванович (RU), Зарицкий Владимир Игнатьевич (RU), Макаревич Юрий Леонидович (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество Научно-производственное объединение "Искра" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2004-04-27 публикация патента:
27.01.2006 |
Газовый руль ракетного двигателя, содержащий перо, тарель и вал, снабжен кожухом, охватывающим перо с зазором и закрепленным на тарели. Кожух выполнен из легкоплавкого и легко деформируемого материала, например полистирола. На наружную поверхность кожуха нанесен слой клея холодного отверждения. Изобретение повысит надежность конструкции рулей, двигателя и ракеты в целом. 2 ил.
Формула изобретения
Газовый руль ракетного двигателя, содержащий перо, тарель, вал, отличающийся тем, что он снабжен кожухом, охватывающим перо с зазором и закрепленным на тарели, причем кожух выполнен из легкоплавкого и легко деформируемого материала, например полистирола, и на его наружную поверхность нанесен слой клея холодного отверждения.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при создании ракетных твердотопливных двигателей, управляемых с помощью газовых рулей по командам системы управления ракеты.
В процессе хранения и дежурства на позиции система управления ракеты систематически проходит технический осмотр и проверку функционирования, включая прокачку газовых рулей. Работы проводятся обслуживающим персоналом, проходящим срочную службу. Результаты осмотра и проверок вносятся в паспорт (формуляр) ракеты. Проведение таких работ не исключает возможность случайного соударения с пером и тарелью газового руля с образованием трещин и микротрещин, которые визуально выявить в условиях позиции без специальных рентгеновских установок практически невозможно. Причем уровень и качество проверок могут снижаться из-за того, что обслуживающий персонал из состава специалистов срочной службы за период эксплуатации ракеты меняется несколько раз. Поэтому газовые рули должны быть защищены от случайных механических повреждений.
Известен газовый руль по патенту США №3251555, содержащий перо, тарель, вал. Газовый руль установлен в закритической части сопла. Известен газовый руль, закрепленный на срезе сопла, содержащий перо, тарель, вал (см. книгу "Конструкция ракетных двигателей на твердом топливе" под редакцией Л.Н.Лаврова, - М., Машиностроение, 1992 г., стр.145), который выбран в качестве прототипа. Недостатком известных конструкций газового руля является отсутствие в них средств защиты пера и тарели от случайного механического повреждения при технических осмотрах ракеты, что снижает надежность конструкции рулей и двигателя в целом.
Технической задачей изобретения является устранение отмеченного недостатка.
Технический результат достигается тем, что газовый руль ракетного двигателя, содержащий перо, тарель, вал, снабжен кожухом, охватывающим перо с зазором и закрепленным на тарели, причем кожух выполнен из легкоплавкого и легко деформируемого материала, например полистирола, и на его наружную поверхность нанесен слой клея холодного отверждения.
На фиг.1, 2 показана конструкция газового руля.
Газовый руль содержит перо 1, тарель 2, вал 3. Кожух 4 на поверхности 5 закреплен на тарели 2 с помощью, например, клея (на наружную поверхность кожуха 1 наносится клей 6).
Поступающие на сборку газового руля детали проходят входной контроль согласно карте входного контроля.
Сборка производится в последовательности:
- соединение пера 1 и тарели 2 с валом 3;
- проверка зазоров и контакта по поверхности 5 между пером 1, тарелью 2 и кожухом 4;
- установка кожуха 4 на клей по поверхности 5;
- нанесение на поверхность кожуха 4 клея 6.
Наличие зазора между стенкой кожуха и пером увеличивает чувствительность кожуха 4 к механическим воздействиям за счет образовавшейся консоли стенки кожуха относительно тарели. При механическом воздействии на кожух в первую очередь образуются трещины в клеевом наружном слое. Анализ трещин и вмятин (при их наличии) позволяет оценить силу воздействия на кожух и возможные последствия для пера, тарели и принять решение по дальнейшей эксплуатации.
При работе (пуске) ракеты кожух 4 от воздействия сверхзвукового высокотемпературного газового потока разрушается и выносится потоком из проточной части сопла, не оказывая влияния на работоспособность и газодинамические характеристики газового руля.
Таким образом, реализация представленного технического решения повышает надежность конструкции рулей, двигателя и ракеты в целом.
Класс F02K9/80 отличающиеся управлением величиной и направлением тяги
Класс F02K9/60 конструктивные элементы; детали