способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова транспортного средства

Классы МПК:G01N25/18 путем определения коэффициента теплопроводности
G01M17/00 Испытание транспортных средств
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Науменко Сергей Николаевич (RU),
Теймуразов Николай Сергеевич (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2004-10-12
публикация патента:

Изобретение относится к испытаниям транспортных средств и может быть использовано для определения среднего коэффициента теплопередачи кузовов транспортных средств. Способ состоит в нагреве воздуха внутри кузова источником тепла, в момент включения которого начинают замер температур воздуха внутри и снаружи кузова и, продолжая нагрев, выполняют одновременные замеры температур воздуха внутри и снаружи кузова в течение минимального времени, необходимого для аппроксимации с заданной точностью изменения мгновенных значений перепада температур. Заканчивают замеры задолго до установления стационарного теплового режима внутри кузова, дважды аппроксимируют их полную и усеченную выборку уравнениями степенных функций типа способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768 В+С, где способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768 - период времени; способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768 - перепад значений температур; А, В, С - константы аппроксимирующих уравнений, используя константы полученных уравнений, вычисляют коэффициент теплопередачи по формуле

способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768

где Н - среднегеометрическая теплопередающая поверхность; Р - мощность источника тепла; An, Вn, A у, Bу - константы аппроксимирующих уравнений; n, у - индексы, соответствующие полному и усеченному рядам аппроксимируемых значений времени и перепадов температур. Технический результат заключается в снижении длительности и трудоемкости испытаний за счет упразднения процесса остывания воздуха в кузове. 1 табл.

Формула изобретения

Способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова транспортного средства, в котором осуществляют нагрев воздуха внутри кузова посредством источника тепла, замер мощности источника тепла, замер температур воздуха внутри и снаружи кузова и последующий расчет коэффициента теплопередачи, отличающийся тем, что в нем процесс замеров температур начинают в момент включения источника тепла, продолжая нагрев, выполняют одновременные замеры температур воздуха внутри и снаружи кузова в течение минимального времени, необходимого для аппроксимации с заданной точностью изменения мгновенных значений перепада температур, заканчивают замеры задолго до установления стационарного теплового режима внутри кузова, дважды аппроксимируют их полную и усеченную выборку уравнениями степенных функций типа

способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768 В+С,

где способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768 - период времени;

способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768 - перепад значений температур;

А, В, С - константы аппроксимирующих уравнений,

используя константы полученных уравнений, вычисляют коэффициент теплопередачи по формуле

способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768

где Н - среднегеометрическая теплопередающая поверхность;

Р - мощность источника тепла;

An, В n, Aу, Bу - константы аппроксимирующих уравнений;

n, у - индексы, соответствующие полному и усеченному рядам аппроксимируемых значений времени и перепадов температур.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к испытаниям транспортных средств и может быть использовано для определения среднего коэффициента теплопередачи кузовов железнодорожных вагонов, автомобилей, фюзеляжей самолетов, грузовых помещений рефрижераторных судов, строительных конструкций и т.д.

Наиболее распространенным является способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова транспортного средства, заключающийся в нагреве воздуха внутри кузова до установления стационарного температурного режима при помощи источника тепла известной постоянной мощности и последующем расчете коэффициента теплопередачи как отношения мощности источника тепла к площади теплопередающей поверхности кузова и установившейся в стационарном режиме разности температур воздуха внутри и снаружи кузова (см. "Методы и порядок проведения измерений и контроля изотермических свойств и эффективности оборудования для охлаждения и обогрева специальных транспортных средств". Соглашение о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок, 1970 г. Женева).

Недостатком этого способа является необходимость затрат значительного времени труда и энергии на нагрев кузова последовательно в нерегулярном и регулярном режиме для достижения и поддержания стационарного температурного режима. По указанному способу испытания могут продолжаться сутками, так как любой сбой температур ведет к увеличению длительности эксперимента.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению является способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова транспортного средства без достижения в нем установившегося режима температур воздуха, заключающийся в нагреве воздуха внутри кузова в нерегулярном режиме источником тепла известной постоянной мощности и одновременном измерении температур воздуха внутри и снаружи кузова в течение минимального времени, необходимого для аппроксимации в процессе нагревания хода изменения во времени разностей наружной и внутренней температур воздуха уравнением степенной функции, снижении мощности источника до известной величины, измерении температур воздуха снаружи и внутри кузова в течение минимального времени, необходимого для аппроксимации в процессе остывания хода изменения во времени разностей наружной и внутренней температур воздуха уравнением степенной функции и последующем расчете среднего коэффициента теплопередачи по найденным константам уравнений, аппроксимирующих процессы нагрева и остывания воздуха в кузове транспортного средства (А.с. №1730572, G 01 N 25/18, публ. 30.04.92, Бюл. №16).

Недостатком известного способа является необходимость последовательной реализации примерно равных по длительности процессов нагрева и остывания воздуха в кузове вагона.

Техническая задача - снижение длительности и трудоемкости испытаний за счет упразднения процесса остывания воздуха в кузове вагона.

Техническая задача достигается тем, что в известном способе определения среднего коэффициента теплопередачи кузова транспортного средства, в котором осуществляют нагрев воздуха внутри кузова посредством источника тепла, замер мощности источника тепла, замер температур воздуха внутри и снаружи кузова и последующий расчет коэффициента теплопередачи, процесс замеров температур начинают в момент включения источника тепла, продолжая нагрев выполняют одновременные замеры температур воздуха внутри и снаружи кузова в течение минимального времени, необходимого для аппроксимации с заданной точностью изменения мгновенных значений перепада температур, заканчивают замеры задолго до установления стационарного теплового режима воздуха внутри кузова, дважды аппроксимируют их полную и усеченную выборку уравнениями степенных функций типа

способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768 В+С,

где способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768 - период времени;

способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768 - перепад значений температур;

А, В, С - константы аппроксимирующих уравнений,

используя константы полученных уравнений, вычисляют коэффициент теплопередачи по формуле

способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768

где Н - среднегеометрическая теплопередающая поверхность;

Р - мощность источника тепла;

An, В n, Aу, Bу - константы аппроксимирующих уравнений;

n, у - индексы, соответствующие полному и усеченному рядам аппроксимируемых значений времени и перепадов температур.

Пояснение к предлагаемому способу.

По известному способу определение искомого коэффициента теплопередачи кузова транспортного средства достигается за счет того, что процессы нагрева и остывания воздуха в кузове состоят каждый из двух стадий - нерегулярного и регулярного режима, отличающихся друг от друга характером изменения темпа перепада температур при нагреве или остывании. На регулярных участках изменение темпа перепада температур происходит в соответствии с известным дифференциальным уравнением теплового баланса вида

способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768

где способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768 - перепад значений температур воздуха внутри и снаружи кузова;

способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768 - период времени;

dспособ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768/dспособ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768 - темп изменения перепада температур;

Р - мощность источника тепла;

W - водяной эквивалент кузова;

К - коэффициент теплопередачи кузова;

Н - площадь теплопередающей поверхности кузова.

В связи с тем, что W, К и Н являются физическими константами, уравнение (1) в координатах (dспособ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768/dспособ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768; способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768) представляет собой уравнение прямой.

Вместе с тем, в известном способе установлено, что в начальный период нагрева и остывания вследствие наличия тепловой инерции кузова характер изменения dспособ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768/dспособ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768 отклоняется от регулярного, предписанного уравнением (1), и подчиняется зависимости вида

способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768

где А и В - постоянные коэффициенты.

Переход от нерегулярного режима к регулярному при нагреве и остывании происходит в точках касания кривых (2) и прямых вида (1). Совместное решение уравнений нерегулярных участков нагрева и остывания вида (2) и касательных вида (1) к этим кривым, соответствующих стадиям регулярных режимов нагрева и остывания после ряда преобразований по известному способу, позволяет получить зависимость искомого среднего коэффициент теплопередачи К от параметров А и В уравнений нестационарных участков нагрева и остывания.

Упразднение процесса остывания по предлагаемому способу достигается за счет того, что найдена возможность один и тот же процесс нагрева воздуха в кузове транспортного средства, соответствующий нагреву по известном способу, дважды аппроксимировать двумя разными уравнениями типа dспособ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768/dспособ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768 B, которые с точки зрения конечного результата адекватно заменяют участки нерегулярного нагрева и охлаждения. Совместное решение уравнений предлагаемых двух аппроксимаций нерегулярного участка нагрева и касательной вида (1) к этим кривым, соответствующей стадии регулярного режима нагрева, после некоторых преобразований позволяет получить зависимость искомого коэффициента теплопередачи К от параметров А и В уравнений, аппроксимирующих нерегулярный участок нагрева воздуха в кузове транспортного средства.

Последовательность действий для реализации предлагаемого способа на примере рефрижераторного вагона следующая.

Воздух во внутреннем объеме кузова вагона с известной среднегеометрической теплопередающей поверхностью Н (Н=200 м2) начинают нагревать при помощи источников тепла (электронагревателей) мощностью Р=6,73 кВт и через интервалы времени способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768=1 ч выполняют n=12 замеров внутренней и наружной температур воздуха.

Этого количества замеров в данном случае достаточно для определения коэффициента теплопередачи с заданной точностью. Перепад температур способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768 вычисляется как разность одновременно замеренных температур воздуха внутри и снаружи кузова. Первый раз аппроксимируют уравнением вида способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768 B+С полный ряд всех 12 значений способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768 от способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768=0 до способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768=11 ч и соответствующих значений способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768, а второй раз усеченный ряд из 10 этих же замеров способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768 от способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768=0 до способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768=9 ч, при условии, что нулевому интервалу времени способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768=0 усеченного ряда ставится в соответствие второе значение перепада температур способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768 из полного ряда и так последовательно до последнего значения усеченного ряда способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768=9 ч, которому в этом случае будет соответствовать предпоследнее, десятое в полном ряду значение способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768.

Параметрам полного ряда присваивают индекс "n", а параметрам усеченного ряда - индекс "у" и выполняют обе аппроксимации (см. табл.1).

Таблица 1.
№замераВремя замера, способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768 n, (ч)Перепад температур внутри и снаружи вагона, способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768 n, (°с)lg(способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768 1 Cn) lgспособ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768 nспособ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768lg(способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768 1- Cn) Время замера, способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768 у, (ч)Перепад температур внутри и снаружи вагона, способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768 у, (°с)lg(способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768 1- Су) lgспособ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768 успособ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768lg(способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768 1у)
10 1,53-0,85201,1847 1,36070 6,67-0,07330,8241 1,9167
2 16,67 0,05710,82415,5664 110,87 0,26591,03624,4366
32 10,870,33051,0362  2 14,40,45401,1584  
4 314,40,4970 1,1584способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768lgспособ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768 n3 17,620,58481,2460 способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768lgспособ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768 у
5 417,620,6171 1,24605,7628 420,580,6853 1,31345,5781
65 20,580,71101,3134 8,72055 23,220,76681,3659 7,1982
7 623,22 0,78821,3659  625.51 0,83531,4067 
87 25,510,85371,4067 В=1,42197 27,960,89461,4465  
9 827,96 0,91061,4465  830,14 0,94671,4791 
109 30,140,96091,4791 А=0,07269 31,620,99321,5000  
11 1031,62 1,00611,5000  -- А=0,04447 В=1,5554
12 1133,291,0469 1,5223- --К=0,000547

Для этого вычисляют среднегеометрические разности температур для полного и усеченного рядов способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768 rn=способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 22697681 nспособ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 226976812 n; способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768 =способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 22697681 успособ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 226976810 у, где способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768 rn, способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768 , способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768 1n, способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768 , способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768 12n, способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768 10у - соответственно значения среднегеометрических, первых и последних перепадов температур для полного и усеченного рядов перепадов температур.

способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768 rn и способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768 , соответствующие способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768 rn и способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768 определяются посредством интерполяции из выражений

способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768

способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768

где способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768 in и способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768 (in+1), способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768 и способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768 (iу+1) - следующие друг за другом пары значений перепадов температур, между которыми находятся соответственно величины способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768 rn и способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768 .

способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768 in, способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768 (in+1), способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768 , способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768 (iу+1) - значения интервалов времени, соответствующие величинам способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768 in, способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768 (in+1), способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768 , способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768 (iу+1) соответственно для полного и усеченного рядов.

Определяются значения коэффициентов Сn и С у по формулам

способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768

Величины среднегеометрических перепадов температур способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768 r, соответствующих им моментов времени способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768 r и коэффициентов С, вычисленных по приведенным выше формулам, соответственно для полного и усеченного рядов измерений составили способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768 rn=7,1368; способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768 =14,5256; способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768 rn=1,1111; способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768 =2,0391; Сn=-0,145; Су=-0,8447.

Коэффициенты уравнения аппроксимации Bn, A n и Bу, Aу определяются из выражений

способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768

способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768

способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768

способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768

где Nn и Nу - соответственно число замеров для полного и усеченного рядов.

Искомый средний коэффициент теплопередачи кузова вагона К определятся из выражения

способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова   транспортного средства, патент № 2269768

Таким образом, снижение времени, необходимого для определения среднего коэффициент теплопередачи, примерно в два раза за счет упразднения процесса остывания кузова с одной стороны приводит к соответствующему снижению эксплуатационных затрат, таких, как расходы на энергоносители, аренду помещений, техническое обслуживание и т.д., а с другой стороны соответственно увеличивает доходы за счет возрастания производительности тех специализированных помещений, в которых выполняются работы по определению искомого коэффициента.

Класс G01N25/18 путем определения коэффициента теплопроводности

способ определения теплозащитных свойств материалов и пакетов одежды -  патент 2527314 (27.08.2014)
способ измерения теплопроводности и теплового сопротивления строительной конструкции -  патент 2527128 (27.08.2014)
способ определения удельной теплоемкости материалов -  патент 2523090 (20.07.2014)
способ определения коэффициента теплопроводности наноструктурированного поверхностного слоя конструкционных материалов -  патент 2521139 (27.06.2014)
способ исследования нестационарного теплового режима твердого тела -  патент 2518224 (10.06.2014)
способ интеллектуального энергосбережения на основе инструментального многопараметрового мониторингового энергетического аудита и устройство для его осуществления -  патент 2516203 (20.05.2014)
устройство определения сопротивления теплопередачи многослойной конструкции в реальных условиях эксплуатации -  патент 2512663 (10.04.2014)
способ определения теплопроводности керна -  патент 2503956 (10.01.2014)
способ определения температуропроводности твердого тела при нестационарном тепловом режиме -  патент 2502989 (27.12.2013)
способ определения теплопроводности сыпучих материалов при нестационарном тепловом режиме -  патент 2502988 (27.12.2013)

Класс G01M17/00 Испытание транспортных средств

стенд для исследования автомобильной шины -  патент 2529562 (27.09.2014)
способ повышения гамма-процентного ресурса изделия -  патент 2529096 (27.09.2014)
способ исследования автомобильной шины -  патент 2527617 (10.09.2014)
стенд для исследования и выбора параметров вибрационного конвейера с увеличенной производительностью -  патент 2524274 (27.07.2014)
стенд ударный маятниковый для испытания защитных устройств транспортного средства -  патент 2523728 (20.07.2014)
способ измерения шума производимого шинами автотранспортного средства находящегося в движении -  патент 2520701 (27.06.2014)
способ определения крутильной податливости гидромеханической трансмиссии -  патент 2520648 (27.06.2014)
способ автоматизированного магнитолюминесцентного контроля железнодорожных колес и устройство для его осуществления -  патент 2518954 (10.06.2014)
способ гидравлических или пневматических испытаний изделий, работающих под давлением, во время их эксплуатации -  патент 2518688 (10.06.2014)
способ оценки гамма-процентного ресурса изделия по результатам неразрушающего контроля -  патент 2518413 (10.06.2014)
Наверх