эксцентриковый стопор
Классы МПК: | B63B21/08 зажимные устройства |
Автор(ы): | Рудой Александр Евгеньевич (RU), Сирота Сергей Васильевич (RU), Янов Владимир Генрихович (RU), Бессонов Евгений Иванович (RU) |
Патентообладатель(и): | Военно-космическая академия им. А.Ф. Можайского (ВКА им А.Ф. Можайского) (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2004-07-02 публикация патента:
20.02.2006 |
Изобретение относится к такелажной технике, а именно к средствам для крепления такелажа на судах. Стопор содержит основание, установленное посредством поворотного устройства на базовой поверхности, и подпружиненную защелку, установленную также на базовом основании. При этом на основании закреплены два подпружиненных эксцентрика, установленные на осях, упоры и скоба. Технический результат заключается в повышении безопасности при работе с устройством посредством обеспечения беспрепятственной отдачи троса при больших тяговых усилиях. 4 ил.
Формула изобретения
Эксцентриковый стопор, содержащий основание с двумя закрепленными на нем осями, на которых установлены два подпружиненных эксцентрика, между которыми располагается трос, а также закрепленные на основании упоры, ограничивающие угол поворота эксцентриков, и скобу для пропуска троса, отличающийся тем, что он дополнительно содержит поворотное устройство и подпружиненную защелку для фиксации основания параллельно базовой поверхности, при этом скоба, эксцентрики и поворотное устройство расположены последовательно по направлению тяги троса, причем подпружиненная защелка закреплена на базовой поверхности, основание закреплено на поворотном устройстве, а поворотное устройство закреплено на базовой поверхности.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к такелажной технике и может быть использовано для крепления снастей бегучего такелажа преимущественно на малых парусных судах.
Известен зажим для троса [1], представляющий собой вставляемую в отверстие опорной пластины втулку с центральным отверстием для троса. Втулка выполнена из сплава с памятью формы. При нормальной температуре втулка фиксирует трос. При нагреве втулка изменяет свою форму и освобождает трос. Недостатком известного устройства является необходимость наличия источника тепла и большое время срабатывания устройства.
Известны различные стопорные узлы, завязываемые на тросах для предотвращения их выхлестывания из шкива блока, например, восьмерка, стивидорный, юферсный и другие узлы [2], а также различные втулки, закрепляемые на тросе, например, [3]. Их недостаток заключается в необходимости завязывания нового узла или изменения положения втулки при изменении рабочей длины фиксируемого троса.
Известен шкентель с мусингами [4], представляющий собой трос с завязанными по долине узлами, закладываемый в паз киповой планки. Его недостаток заключается в том, что он обеспечивает изменение рабочей длины троса только на величину, кратную расстоянию между мусингами.
Известны устройства для крепления троса в виде пластины с рядом отверстий, в которые последовательно продевается трос, например, [5]. Их недостаток заключается в необходимости затрат времени для закрепления и освобождения троса.
Известны различные клиновые стопоры, в которых трос фиксируется в сужающейся щели, например, [6]. Недостатки таких устройств заключаются в необходимости для освобождения троса приложения к нему усилия, превышающего тягу троса, а также повышенном износе троса при его заклинивании в сужающейся щели.
Известны многочисленные варианты устройств, за которые вяжутся снасти бегучего такелажа, например, утки [7]. Их недостаток заключается в необходимости затрат времени для завязывания или развязывания узла.
Наиболее близким по технической сущности к заявляемому техническому решению является эксцентриковый стопор, описанный в [8] и содержащий основание с двумя закрепленными на них осями, на которых установлены два подпружиненных эксцентрика, а также закрепленные на основании упоры и скоба. Соприкасающиеся с тросом поверхности эксцентриков для предотвращения проскальзывания троса снабжены насечками. Упоры ограничивают угол поворота эксцентриков. Описанный эксцентриковый стопор позволяет быстро закрепить шкот или фал и также быстро отдать в случае необходимости. Характерной особенностью известного технического решения является то, что чем большее усилие прилагается, например, к шкоту со стороны паруса, тем надежнее он удерживается эксцентриками с насечкой.
Недостаток известного эксцентрикового стопора заключается в том, что для освобождения троса необходимо приложить к нему усилие, превышающее тягу троса. В сложных метеоусловиях (шторм, шквал и так далее), а также при аварийных ситуациях усилие, развиваемое человеком, может оказаться недостаточным для выхлестывания троса из стопора, что может привести к тяжелым последствиям вплоть до опрокидывания парусного судна, поломки мачты и тому подобное.
Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является повышение безопасности путем обеспечения беспрепятственной отдачи троса при больших тяговых усилиях.
Решение поставленной задачи обеспечивается тем, что в известное устройство, содержащее основание с двумя закрепленными на нем осями, на которых установлены два подпружиненных эксцентрика, а также закрепленные на основании упоры и скобу, внесены следующие усовершенствования: оно дополнительно содержит подпружиненную защелку и поворотное устройство, при этом скоба, эксцентрики и поворотное устройство расположены последовательно по направлению тяги троса, причем подпружиненная защелка закреплена на базовой поверхности, основание закреплено на поворотном устройстве, а поворотное устройство закреплено на базовой поверхности.
Такое построение эксцентрикового стопора позволяет при необходимости освободить трос, не прикладывая к нему усилия, превышающего тягу троса, достаточно оттянуть подпружиненную защелку, при этом основание поворачивается в направлении тяги троса и трос выхлестывается из эксцентрикового стопора.
Сущность изобретения поясняется описанием конкретного, но не ограничивающего заявляемое техническое решение варианта конструктивного выполнения и прилагаемыми чертежами, на которых:
- на фиг.1 приведен вид сбоку эксцентрикового стопора;
- на фиг.2 приведен вид сверху эксцентрикового стопора;
- на фиг.3 приведен вид сзади эксцентрикового стопора;
- на фиг.4 приведен рисунок, поясняющий принцип действия эксцентрикового стопора.
Эксцентриковый стопор содержит (фиг.1-3) основание 1, на котором закреплены две оси 2, на которых установлены два подпружиненных с помощью пружин 3 два эксцентрика 4, между которыми закрепляется трос 5. Направление тяги троса 5 указано на фиг.1, 2, 4 стрелками. На основании 1 закреплена скоба 6. Защелка содержит корпус 7, сердечник 8, пружину 9 и ручки 10. Корпус 7 закреплен на базовой поверхности 11 винтами 12. Поворотное устройство содержит два кронштейна 13 и два винта 14. Кронштейны 13 закреплены на базовой поверхности 11 винтами 15. Винты 14 проходят через отверстия кронштейнов 13 и закреплены в основании 1. Кронштейны 13 и винты 14 позволяют основанию 1 поворачиваться вокруг оси, совпадающей с осями винтов 14. Кронштейны 13 расположены после эксцентриков 4 по направлению тяги троса 5, а скоба 6 расположена перед эксцентриками 4 по направлению тяги троса 5. На основании 1 закреплены два упора 16, ограничивающие угол поворота эксцентриков 4. Соприкасающиеся с тросом 5 поверхности эксцентриков 4 для предотвращения проскальзывания троса снабжены насечками 17.
Эксцентриковый стопор работает следующим образом. При фиксации троса 5 его ходовой конец продевается в скобу 6, раздвигаются эксцентрики 4, и в зазор между ними вкладывается трос 5. Пружины 3 прижимают эксцентрики 4 к тросу 5. При появлении тяги троса 5 эксцентрики 4 за счет насечек 17 сближаются и плотнее прижимаются к тросу 5. Чем сильнее тяга троса 5, тем плотнее эксцентрики 4 прижимаются к тросу 5 и тем надежнее трос 5 удерживается эксцентриками 4 с насечками 17.
При небольшой тяге для освобождения троса 5 достаточно натянуть его в направлении, противоположном тяге троса 5 до ослабления сжатия эксцентриков 4, и выхлестнуть трос 5 из зазора между эксцентриками 4.
При большой тяге троса 5 для освобождения из эксцентрикового стопора необходимо оттянуть назад ручку 10, при этом сердечник 8 защелки освобождает основание 1, которое под действием тяги троса 5 поворачивается (фиг.4), и трос 5 под действием собственной тяги выхлестывается из промежутка между эксцентриками 4. После этого основание 1 под действием собственного веса возвращается в исходное состояние (сердечник 8 фиксирует основание 1 параллельно базовой поверхности 11).
Таким образом, в описанном эксцентриковом стопоре не требуется при большой тяге для освобождения троса прикладывать к нему усилие, превышающее тягу троса, в результате чего повышается безопасность плавания путем обеспечения беспрепятственной отдачи троса при больших тяговых усилиях.
Источники информации
1. Зажим для тросика. Заявка №1-275931 (Япония), публ.06.11.89, МПК F 16 G 11/00.
2. Скрягин Л.Н. Морские узлы. М.: Транспорт, 1984. С.14-15, 99-101.
3. Устройство для закрепления конца проволоки. Патент №4850084 (США), публ.25.09.89, МПК F 16 G 11/00. НКИ 24-115Р.
4. Скрягин Л.Н. Морские узлы. М.: Транспорт, 1984. С.17-18.
5. Крепление для шнура. Заявка №2217768 (Великобритания), публ.04.11.89 №44, МПК F 16 G 11/00, А 44 В 11/04.
6. Курбатов Д.А. 15 проектов судов для любительской постройки. 3-е изд. Л.: Судостроение, 1985. С.254.
7. 300 советов по катерам, лодкам и моторам. / Составитель Г.М. Новак. Л.: Судостроение, 1975. С.54-55.
8. Курбатов Д.А. 15 проектов судов для любительской постройки. 3-е изд. Л.: Судостроение, 1985. С.253-254.