разборный понтон-катамаран для самостоятельного передвижения автомобиля по воде (варианты)
Классы МПК: | B63B35/54 паромы B63H21/175 на судах с использованием энергии наземного транспортного средства |
Автор(ы): | Бондаревский Юрий Валерьевич (RU), Барвинкевич Юрий Александрович (RU) |
Патентообладатель(и): | Федеральное государственное унитарное предприятие ЦНИИ "Гидроприбор" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2004-03-29 публикация патента:
20.02.2006 |
Изобретение относится к судостроению, а именно к разборным понтонам. Понтон-катамаран содержит собранные из секции плоские поплавки, соединенные между собой балками. На поплавках установлены колесные ниши и складные упоры под бамперы. В понтоне для переднеприводного автомобиля установлены поворотные гребные винты с приводом от передних колес. В понтоне для заднеприводного автомобиля установлены лопастные рули с приводом от передних колес и гребные винты с приводом от задних колес. Технический результат заключается в обеспечении возможности автомобилю самостоятельно, используя собственную массу, сталкивать себя вместе с понтоном с берега в воду и передвигаться по воде за счет своего двигателя, с обеспечением возможности управления движением понтона из кабины автомобиля. 2 н.п. ф-лы, 3 ил.
Формула изобретения
1. Разборный понтон-катамаран для самостоятельного передвижения переднеприводного автомобиля по воде, транспортируемый при езде по суше в виде прицепа, содержащий собранные из секций плоские поплавки, соединенные балками и имеющие установленные на поплавках колесные ниши и складные упоры под бамперы для въезда, выезда, размещения и закрепления автомобиля на понтоне во время плавания, отличающийся тем, что добавлены поворотные гребные винты с приводом от передних колес автомобиля, которые установлены в поворотных ложементах, при этом привод гребных винтов состоит из вращаемых колесами автомобиля барабанов, которые через редукторы связаны с гребными винтами.
2. Разборный понтон-катамаран для самостоятельного передвижения заднеприводного автомобиля по воде, транспортируемый при езде по суше в виде прицепа, содержащий собранные из секций плоские поплавки, соединенные балками и имеющие установленные на поплавках колесные ниши и складные упоры под бамперы для въезда, выезда, размещения и закрепления автомобиля на понтоне во время плавания, отличающийся тем, что добавлены лопастные рули с приводом от передних колес автомобиля и гребные винты с приводом от задних колес автомобиля, причем передние колеса установлены в поворотных ложементах, жестко связанных с лопастными рулями, а задние колеса установлены в неподвижных ложементах с приводом на гребные винты, состоящим из вращаемых колесами автомобиля барабанов, которые через редукторы связаны с гребными винтами.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к разборным плавучим сооружениям с небольшой осадкой и может быть использовано для самостоятельного передвижения автомобиля по воде.
Передвижение автомобиля по воде, в том числе и по мелководным акваториям, возможно с помощью плавучего сооружения с небольшой осадкой, типа понтона, катамарана, плота. Из известных плавучих сооружений, наиболее близких к заявленному устройству, следует выделить плавучие дачи (ПД), представляющие собой мелкосидящий понтон катамаранного типа, в которых движение по воде осуществляется с помощью подвесных или стационарных лодочных моторов, или путем буксировки. Для транспортирования по суше плавучие дачи преобразуются в автомобильный прицеп. Описание плавучих дач как отечественных, так и зарубежных, приведено в журналах "Катера и яхты". См., например, Е.А.Потинг "Суда-дачи", №1, 1963 г., с.92-95, 4 ил; краткое описание ПД американской фирмы "Кэиот", №1, 1977 г., с.19-20, 3 ил; ПД "Аленушка", объединение "Ритм", №1,1972 г. с.10, а также №1,1977 г. с.12-14, 1 ил.; быстроходная ПД - катамаран, №6, 1977 г. с.45-46, 2 ил.
Наиболее близким аналогом заявляемого изобретения можно считать быстроходную ПД - Катамаран, см. журнал "Катера и яхты". №6, 1977 г., с.45-46, 2 ил., которая и принята в качестве прототипа. Прототип имеет два поплавка, сваренных из 1,5 мм стали. Размер каждого поплавка L=7,5 м, Вк=0,5 м, осадка Т=0,12 м. Передвижение по воде осуществляется с помощью подвесного лодочного мотора "Москва-12,5". Полный вес - 800 кг. Прототип не позволяет обеспечить самостоятельное передвижение автомобиля по воде.
Целью изобретения служит создание разборного понтона-катамарана с малой осадкой, преобразуемого в автоприцеп при езде по суше, который в собранном виде позволяет автомобилю самостоятельно, используя собственную массу, за счет импульса тела сталкивать себя вместе с понтоном с берега в воду и передвигаться по воде за счет своего двигателя, управляя движением из кабины, также как при езде по суше.
Заявляемый разборный понтон-катамаран для самостоятельного передвижения по воде переднеприводного автомобиля транспортируется при езде по суше в виде прицепа. Он содержит собранные из секций плоские поплавки. Они соединены балками и имеют. установленные на поплавках колесные ниши и складные упоры под бамперы для въезда. выезда, размещения и закрепления автомобиля на понтоне во время плавания. Отличительной частью является добавление поворотных гребных винтов с приводом от передних колес, которые установлены в поворотных ложементах, жестко связанных с приводом гребных винтов, состоящим из вращаемого колесом автомобиля барабана. который через редуктор связан с гребным винтом.
На фиг.1 представлен чертеж общего вида понтона для переднеприводного легкового автомобиля.
Понтон имеет два плоских поплавка. Каждый поплавок собран из четырех секций 1. Поплавки соединены в катамаран тремя балками 2. На поплавках установлены колесные ниши 3, соответствующие ширине колес. На поплавках установлены также упоры 4 под передний и задний бамперы автомобиля. Колеса прицепа размещены на упорах и служат буфером при вталкивании понтона в воду. В колесных нишах 3 понтона, предназначенного для переднеприводного автомобиля, на месте нахождения передних колес сделан вырез, в котором в виде единого конструктивного узла установлены ложементы колес, вместе с барабанами, редукторами и гребными винтами. Ложементом служит прямоугольный стакан 5. В центре дна стакана размещен вал 6 для вращения вокруг вертикальной оси. Секция поплавка, на которой размещен ложемент, имеет гнездо для установки этого вала. Верхняя часть стакана снабжена пассивными роликами 7. Прилегая к колесу, они фиксируют его положение, позволяя колесу при этом свободно вращаться. В средней части стакана на подшипниках установлен барабан 8. Ось барабана с наружной стороны выходит из стакана в виде вала. Этот вал состыкован с редуктором, который имеет две шестеренчатые конические пары 9. Выходной вал 10 редуктора служит гребным винтом. На нем закреплен гребной винт, закрытый насадкой 11. Редуктор установлен на внешней боковой стенке стакана и может иметь два положения: рабочее, при котором винт опущен в воду, и дежурное, при котором винт поднят из воды. Барабан имеет стопор, который используется при въезде автомобиля на понтон и выезде с него, для исключения пробуксовки. Конструктивный узел - ложемент, барабан, редуктор, гребной винт, устанавливается в гнездо вала 6 секции поплавка при сборке. Секции поплавков, на которых установлены ложементы, имеют вырезы, через которые гребные винты могут быть подняты из воды или опущены в воду.
Устройство работает следующим образом. Автомобиль вместе с буксируемым прицепом, фиг.3, подъезжает к берегу водоема. Из частей, входящих в прицеп, собирается понтон. Сборка ведется таким образом, чтобы носовая часть понтона была бы в воде. Перед въездом автомобиля понтон должен быть приведен в исходное положение. А именно, поднят и закреплен упор под передний бампер, упор под задний бампер опущен, винты подняты из воды, барабаны установлены на стопор. Автомобиль с берега по колесным нишам въезжает на понтон. При соприкосновении переднего бампера с упором, за счет импульса тела, происходит сталкивание понтона с автомобилем в воду. При необходимости эту операцию можно повторить. После того как понтон с автомобилем окажется на плаву, необходимо поднять и закрепить упор под задний бампер, снять стопор с барабанов и опустить в воду винты. Затем можно сесть в салон автомобиля и продолжать движение по воде, также как по суше. При этом передние колеса передают вращение на барабаны и от них, через редукторы, на гребные винты. Направление движения определяется положением рулевого колеса автомобиля, которое благодаря передним колесам задает направление осей гребных винтов. Причаливание понтона к берегу возможно как носом, так и кормой. Съезд автомобиля на берег, разборка понтона и компоновка его в автомобильный прицеп происходит в обратном порядке.
Заявляемый разборный понтон-катамаран для самостоятельного передвижения по воде заднеприводного автомобиля транспортируется при езде по суше в виде прицепа. Он содержит собранные из секций плоские поплавки. Они соединены балками и имеют установленные на поплавках колесные ниши и складные упоры под бамперы для въезда. выезда, размещения и закрепления автомобиля на понтоне во время плавания. Отличительной частью является добавление лопастных рулей с приводом от передних колес автомобиля и гребных винтов с приводом от задних колес автомобиля. При этом передние колеса установлены в поворотных ложементах, жестко связанных с лопастными рулями. Задние же колеса установлены в неподвижных ложементах с приводом на гребные винты, состоящим из вращаемого колесом автомобиля барабана, который через редуктор связан с гребным винтом.
На фиг.2 представлен чертеж общего вида понтона для заднеприводного легкового автомобиля.
Ложементы для передних и задних колес на фиг.2 обозначены цифрами 1 и 2. Каждый ложемент установлен в вырезе колесной ниши. Ложементы передних колес выполнены поворотными вокруг вертикальной оси, так же, как в понтоне для переднеприводного автомобиля. Лопастные рули, обозначенные цифрой 3, закреплены на наружной стенке стаканов этих ложементов. Крепление рулей предусматривает два их положения - одно, при котором рули опущены в воду, и второе, при котором рули подняты из воды. Секции поплавков, на которых установлены эти ложементы, имеют вырез, через который рули могут быть подняты или опущены в воду. Ложементы задних колес вместе с приводом и гребным винтом выполнены так же, как в понтоне для переднеприводного автомобиля за исключением возможности поворота вокруг вертикальной оси. Секции поплавков, на которые установлены эти узлы, имеют вырез, через который винты могут быть подняты или опущены в воду.
При эксплуатации понтона добавляется операция по подъему-опусканию руля. Остальное так же, как у переднеприводного автомобиля.
На фиг.3 представлен разобранный понтон, скомпонованный в виде автоприцепа для буксировки автомобилем при езде на суше.
Заявленный понтон-катамаран позволяет серийному автомобилю без всякой переделки самостоятельно передвигаться по воде. При этом управление движением происходит из кабины, так же, как при езде по суше. Для спуска на воду автомобиль сам себя на понтоне сталкивает в воду. После причаливания к берегу автомобиль съезжает с понтона на сушу. При езде по суше понтон перевозится как прицеп. На стоянке понтон может быть развернут в виде палаточного домика. Для преодоления труднопроходимых участков понтон может быть использован в качестве подкладок под колеса.
Класс B63H21/175 на судах с использованием энергии наземного транспортного средства
паром для перевозки переднеприводного автомобиля - патент 2350505 (27.03.2009) | |
многофункциональный транспортно-перегрузочный комплекс - патент 2293042 (10.02.2007) | |
паром для автомобиля, управляемый его водителем - патент 2233229 (27.07.2004) | |
понтон - патент 2149796 (27.05.2000) | |
спортивно-прогулочное судно - патент 2070526 (20.12.1996) | |
паром для перевозки автомобиля - патент 2048376 (20.11.1995) |