способ выбора тактики подготовки детей к проведению эндоскопического исследования
Классы МПК: | A61B5/16 устройства для проведения психологических опытов A61K31/5513 1,4-бензодиазепины, например диазепам |
Автор(ы): | Яцык Елена Викторовна (RU), Маслова Ольга Ивановна (RU), Щербаков Петр Леонидович (RU) |
Патентообладатель(и): | Государственное учреждение Научный центр здоровья детей РАМН (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2004-03-30 публикация патента:
27.02.2006 |
Изобретение относится к медицине, эндоскопии. Проводят исследование психосоматического состояния по анкете, указанной в описании. Осуществляют подсчет оценочных баллов. На их основании рассчитывают коэффициент выраженности симптомов К=/n, где - сумма баллов, полученных в результате анкетирования, n - количество групп симптомов. И при К1,5 перед эндоскопическим исследованием назначают индивидуальный курс препаратов седативного ряда. А при К<1,5 перед эндоскопическим исследованием назначают стандартную психотерапевтическую беседу с акцентом на причины, вызывающие тревожные опасения при проведении эндоскопического исследования. Способ снижает психоэмоциональные нагрузки.
Формула изобретения
Способ выбора тактики подготовки детей к проведению эндоскопического исследования путем определения показателей психосоматического состояния, отличающийся тем, что проводят исследование психосоматического состояния по анкете, указанной в описании, с последующим подсчетом оценочных баллов и расчетом на их основании коэффициента выраженности симптомов К=/n,
где - сумма баллов, полученных в результате анкетирования,
n - количество групп симптомов,
и при К1,5 перед эндоскопическим исследованием назначают индивидуальный курс препаратов седативного ряда, а при К<1,5 перед эндоскопическим исследованием назначают стандартную психотерапевтическую беседу с акцентом на причины, вызывающие тревожные опасения при проведении эндоскопического исследования.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к медицине, а точнее к способам оценки психоэмоционального состояния пациента с конкретной патологией в определенных социальных условиях.
Традиционным способом индикации тревоги и депрессивного состояния является Шкала-опросник Цунга для самооценки депрессии и тревоги, разработана на основе диагностических критериев депрессивного синдрома и тревожного состояния. Шкала содержит 20 вопросов. Методика выполнения: после краткого инструктирования пациента предлагаются вопросы с 4-мя вариантами ответов - "крайне редко", "редко", "часто", "большую часть времени или постоянно". Балл определяется в соответствии с 4 градациями степени выраженности симптома по каждому пункту. Максимальный суммарный балл составляет 80. Индекс тревоги рассчитывается делением полученного при обследовании пациента суммарного балла на максимально возможный суммарный балл (80). Измеряемые показатели: 5 пунктов оценивают аффективные симптомы, остальные 15 - соматические [Zung W.W.K. How normal is anxiety? (Current concepts). Upjonh company 1980].
Недостатком данного метода является затруднение в вербализации субъективных признаков депрессии и тревоги в педиатрической практике в разных возрастных группах школьного возраста.
Известен традиционный способ определения показателя психосоматического состояния - тревоги и тревожности Спилбергера [Л.Ф.Бурлачук, С.М.Морозов. Словарь-справочник по психодиагностике. С.-Петербург, 2003, с.309], основанный на методе психоанализа, выбранный за прототип. Согласно концепции, предложенной Спил-бергером, о дифференцированном понимании тревоги и тревожности, была разработана измерительная шкала состояния тревоги и тревожности, указанные состояния различны, а именно: тревога - это состояние, тревожность - это свойство личности. Понимание тревоги в теории Ч.Д.Спилбергера определяется следующими положениями:
- ситуации, представляющие для человека определенную угрозу или личностно значимые, вызывают в нем состояние тревоги;
- субъективно тревога переживается как неприятное эмоциональное состояние различной интенсивности;
- интенсивность переживания тревоги пропорциональна степени угрозы или значимости причины переживаний, от этих факторов зависит длительность переживания состояния тревоги;
- высокотревожные индивиды воспринимают ситуации или обстоятельства, которые потенциально содержат возможность неудачи или угрозы, более интенсивно;
- ситуация тревоги сопровождается изменениями в поведении или же мобилизует защитные механизмы личности;
- часто повторяющиеся стрессовые ситуации приводят к выработке типичных механизмов защиты.
Тест Спилбергера представляет собой анкету-опросник, состоящий из 2-х блоков по 20 утвердительных вопросов. Анкета (шкала) ситуационной тревожности (СТ) заполняется обследуемым после предъявления инструкции следующего характера: после внимательного прочтения из приведенных ниже предложений отметьте щупом соответствующую клавишу в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет. Следует выбрать из 4-х предложенных вариантов: 1 - нет, это совсем не так; 2 - пожалуй, так; 3 - верно; 4 - совершенно не верно.
Анкета (шкала) личностной тревоги (ЛТ) - второй блок суждений. Здесь вопросы утверждения об обычном самочувствии пациента. Предлагаются 4 варианта ответов: 1 - почти никогда; 2 - иногда; 3 - часто; 4 - почти всегда. Для обработки данных теста используется "ключ" - в соответствии с номером вопроса и выбранным ответом присваивается балл, максимальное количество баллов за ответ - 4. Показатели реактивной тревожности (РТ) и личностной тревожности (ЛТ) подсчитываются по формулам:
РТ= 1- 2+35
где 1 - сумма ответов по пунктам шкалы 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18;
2 - сумма остальных ответов (пунктам 1, 2, 5, 8, 10, 15, 20).
ЛТ= 1- 2+35
где 1 - сумма ответов по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40;
2 - сумма остальных ответов (пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39). При анализе результатов самооценки учитывается, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал находится в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чем выше показатель, тем выше уровень тревожности. При интерпретации показателей используются следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов - низкая, 31-44 балла - умеренная, 45 и выше - высокая.
Недостатком данного способа является определение лишь симптома - тревожного состояния, без учета выраженности клинического проявления длительно существующего основного заболевания, которое накладывает определенный отпечаток на личностные характеристики пациента, учитываемые при составлении врачом клинико-диагностического пакета, и подготовки ребенка к болезненным методам исследования.
Задачей настоящего изобретения является разработка тактики подготовки детей к эндоскопическому исследованию пищеварительного тракта и снижение психоэмоциональной нагрузки при этом исследовании.
Поставленная задача решается тем, что определяют показатели психосоматического состояния, для этого проводят исследование психосоматического состояния по анкете, указанной в описании, с последующим подсчетом оценочных баллов и расчетом на их основании коэффициента выраженности симптомов: К=/n,
где - сумма баллов, полученных в результате анкетирования,
n - количество групп симптомов;
и при К1,5 перед эндоскопическим исследованием назначают индивидуальный курс препаратов седативного ряда, а при К<1,5 перед эндоскопическим исследованием назначают стандартную психотерапевтическую беседу с акцентом на причины, вызывающие тревожные опасения при проведении эндоскопического исследования.
Способ осуществляется следующим образом. Определяет психосоматическое состояние с помощью анкеты, в которой отражены конкретные вопросы, каждому из которых присвоено определенное количество баллов, с учетом регистрации клинических симптомов, присутствующих у пациента, и продолжительности их проявления, исключая показатель количества ранее выполненных ЭГДС. Данный показатель критичен для специалиста-эндоскописта. Это позволяет определить тактику проведения ЭГДС у детей, которым это исследование выполнялось неоднократно.
Ниже представлена анкета, заполняемая ребенком с помощью врача.
После заполнения анкеты определялся коэффициент соотношений клинических проявлений и эмоционального состояния по формуле:
K=/n,
где К - коэффициент соотношений клинических проявлений и эмоционального состояния,
- сумма баллов,
n = количество групп симптомов.
Максимально К=2,8. Соответственно чем большее значение имеет коэффициент, тем более выражена клиническая картина патологии желудочно-кишечного тракта психосоматической направленности. К<0,5 - незначительная выраженность, 0,5К<1,5 - умеренная выраженность, К1,5 - яркая выраженность психосоматических нарушений.
Основным отличием заявленного способа от известных является то, что настоящая анкета предусматривает количественную оценку психосоматического состояния детей в выборе тактики подготовки к эндоскопическому исследованию верхних отделов желудочно-кишечного тракта.
Изобретение иллюстрируется следующими примерами, в которых приведены психометрические и психофизиологические симптомы и их изменение в динамике.
Пример 1. Девочка К. 13 лет госпитализирована в гастроэнтерологическое отделение для оценки динамики течения заболевания и коррекции терапевтической программы; Основной диагноз: язвенная болезнь луковицы двенадцатиперстной кишки.
По формуле К=/n рассчитывают коэффициент выраженности симптомов:
К=1,0/4=0,25.
Полученный низкий показатель коэффициента не предусматривает медикаментозной подготовки препаратами седативного ряда перед эндоскопическим исследованием, Проводилась стандартная психотерапевтическая беседа перед эндоскопией с акцентом на причины вызывающие тревожные опасения при проведении эндоскопического исследования.
При проведении эндоскопического исследования с использование только вербальной подготовки негативной реакции моторно-эмоционального характера у ребенка не наблюдалось, что позволило качественно провести и завершить эндоскопию, при этом нивелировать психотравмирующую ситуацию.
Эндоскопическое заключение: Гастродуоденит. Зернистый гиперпластический гастрит антрального отдела. Эзофагит. Дуоденогастральный рефлюкс.
Пример 2: Мальчик П. 10 лет госпитализирован в отделение гастроэнтерологическое отделение с направляющим диагнозом гастродуоденит, предъявляет активные жалобы на частые боли в животе. Для уточнения диагноза и определения дальнейшей тактики ведения заполняют анкету.
По формуле К=/n рассчитывают коэффициент выраженности симптомов:
К=6,0/4=1,5.
Учитывая высокий показатель К=1,5, было проведена медикаментозная подготовка препаратом Фенибут в возрастной дозировке в течение 3-х дней до эндоскопического исследования, вербальная подготовка с элементами игротерапии, и непосредственно перед эндоскопическим исследованием верхних отделов пищеварительного тракта была проведена анестезия гортаноглотки путем орошения 1% раствором Лидокаина. При проведении эндоскопии поддерживался вербальный контакт с пациентом, что помогло снизить чувство тревоги и беспомощности в данных условиях, оградить от негативного последствия проведения инвазивной процедуры на психоэмоциональное состояние ребенка. После проведения ЭГДС с целью психокоррекции назначен препарат беллатаминалл в возрастной дозировке сроком на 14 дней.
Эндоскопическое заключение: Язва луковицы двенадцатиперстной кишки. Распространенный гастрит. Дуоденит. Дуоденогастральный рефлюкс. Косвенные признаки ДЖВП.
Изобретение позволяет снизить уровень психоэмоционального стресса перед и во время проведения метода - эндоскопии верхних отделов пищеварительного тракта. На основе анализа анкет, заполненных специалистом в присутствии пациента, производят количественную объективную оценку эмоционального состояния ребенка с индивидуальным подбором психотерапевтической и медикаментозной подготовки перед ЭГДС.
Учитывая тот факт, что из числа больных с гастроэнтерологической патологией около 30% имеют чисто функциональные нарушения и в основе патогенеза лежит психосоматика [В.Бройтигам, П.Кристиан, М. Рад. Психосоматическая медицина. Москва, 1999 г., с.187. (373)], с помощью заявленного способа можно не только снизить чувство тревоги у данной категории пациентов, но и предупредить психотравмирующую ситуацию, впоследствии негативно сказывающуюся на течении основного заболевания.
Класс A61B5/16 устройства для проведения психологических опытов
Класс A61K31/5513 1,4-бензодиазепины, например диазепам