способ изменения данных в пзу блока управления двигателем системы безопасности автомобиля

Классы МПК:B60R25/04 предотвращающие использование двигателя (двигатели, вспомогательные устройства для нормального использования их см соответствующие классы, к которым отнесены такие двигатели и устройства) 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Общество с ограниченной ответственностью ООО "ЭлСофт" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2004-05-11
публикация патента:

Изобретение относится к средствам для предотвращения несанкционированного использования двигателя автомобиля. Система безопасности включает в себя иммобилизатор и блок управления двигателем, каждый из которых снабжен микропроцессором, ОЗУ и ПЗУ. В процессе реализации способа связывают диагностический прибор с блоком управления двигателем, открывают диагностическому прибору доступ к данным, хранящимся в ПЗУ блока управления двигателем, и вносят изменения в упомянутые данные. Отличие способа от известных заключается в том, что проверяют иммобилизатором легитимность пользователя и записывают в ОЗУ блока управления двигателем результат проверки иммобилизатором легитимности пользователя. После начала сеанса связи между диагностическим прибором и блоком управления двигателем считывают из ОЗУ результат проверки иммобилизатором легитимности пользователя и открывают диагностическому прибору доступ к данным, хранящимся в ПЗУ блока управления двигателем, только в случае, если результат проверки легитимности пользователя положительный. Способ повышает степень защиты ПЗУ блока управления автомобилем от нелегитимного изменения данных. 5 з.п. ф-лы, 1 ил. способ изменения данных в пзу блока управления двигателем системы   безопасности автомобиля, патент № 2270769

способ изменения данных в пзу блока управления двигателем системы   безопасности автомобиля, патент № 2270769

Формула изобретения

1. Способ изменения данных в ПЗУ блока управления двигателем системы безопасности автомобиля, включающей в себя иммобилизатор и блок управления двигателем, каждый из которых снабжен микропроцессором, ОЗУ и ПЗУ, при котором связывают диагностический прибор с блоком управления двигателем, открывают диагностическому прибору доступ к данным, хранящимся в ПЗУ блока управления двигателем, и вносят изменения в упомянутые данные, отличающийся тем, что проверяют иммобилизатором легитимность пользователя, записывают в ОЗУ блока управления двигателем результат проверки иммобилизатором легитимности пользователя, считывают из ОЗУ результат проверки иммобилизатором легитимности пользователя и открывают диагностическому прибору доступ к данным, хранящимся в ПЗУ блока управления двигателем, только в случае, если результат проверки легитимности пользователя положительный.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что проверку иммобилизатором легитимности пользователя проводят после начала сеанса связи между диагностическим прибором и блоком управления двигателем.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что проверку иммобилизатором легитимности пользователя проводят при наступлении программно определенных событий.

4. Способ по п.3, отличающийся тем, что наступление программно определенных событий отслеживают блоком управления двигателем.

5. Способ по п.3, отличающийся тем, что наступление программно определенных событий отслеживают иммобилизатором.

6. Способ по п.3, отличающийся тем, что наступление программно определенных событий отслеживают иммобилизатором и блоком управления двигателем.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к автомобилестроению и может быть использовано в системе безопасности автомобиля, включающей в себя иммобилизатор и блок управления двигателем, каждый из которых снабжен микропроцессором, оперативным и постоянным запоминающими устройствами (далее - ОЗУ и ПЗУ), для предотвращения изменения без ведома владельца автомобиля данных в ПЗУ блока управления двигателем.

Известны системы безопасности автомобиля, см., например, описание к патенту RU 2176963 C2, МПК7 B 60 R 25/04, опубл. 20.12.2001 г., бюл. №35, включающие в себя носитель кода (транспондер, кодовая карточка, инфракрасный передатчик), а также иммобилизатор и блок управления двигателем, выполненные на базе микропроцессора и снабженные ОЗУ и ПЗУ.

В ПЗУ блока управления двигателем хранятся данные, необходимые для обеспечения нормального функционирования двигателя и для определения легитимности пользователя автомобиля.

Известны способы изменения данных в ПЗУ блока управления двигателем автомобиля с помощью диагностического прибора. Например, известен способ изменения данных в ПЗУ блока управления двигателя автомобиля, описанный в заявке РСТ № 89/05398, МКИ 4 F 02 D 43/00, 41/26, опубл. 15.06.89 г., при котором связывают связывают диагностический прибор с блоком управления двигателем, вводят с клавиатуры диагностического прибора пароль, проверяют в блоке управления правильность введенного пароля, при правильном пароле открывают доступ к данным, хранящихся в ПЗУ, и вносят изменения в эти данные.

Однако защита доступа к содержимому ПЗУ блока управления двигателем паролем, передаваемым посредством диагностического прибора, не является достаточно эффективной ввиду широкого круга лиц (в основном работников центров технического обслуживания автомобилей), которые имеют доступ к диагностическому прибору, знают пароль и процедуру его ввода.

Негативным последствием получения доступа к содержимому ПЗУ блока управления является возможность замены его программы функционирования злоумышленником с исключением блока программы, регламентирующего необходимость проведения сеансов связи с иммобилизатором.

Механизм угона автомобиля в этом случае включает в себя следующие действия:

1) Получение информации о пароле, разрешающем доступ к ПЗУ;

2) Замена программы функционирования, записанной в ПЗУ, на программу, в которой исключен блок, регламентирующий необходимость проведения сеансов связи с иммобилизатором (во время сервисного обслуживания автомобиля на станции технического обслуживания)

3) Непосредственно угон не защищенного системой безопасности автомобиля.

За прототип заявляемого изобретения взят способ изменения данных в ПЗУ блока управления двигателем автомобиля, см. патент RU 2176028 C1, МПК 7 F 02 D 43/00, 41/24, опубл. 20.11.2001 г., бюл. №32.

Способ заключается в следующем. Диагностический прибор (в качестве которого может выступать компьютер, мотор-тестер или т.п. устройства) связывают с блоком управления двигателем, вводят посредством диагностического прибора в блок управления двигателем пароль на доступ к изменению данных в ПЗУ, проверяют в блоке управления правильность введенного пароля, при правильном пароле открывают доступ к данным, хранящимся в ПЗУ, и вносят изменения в упомянутые выше данные.

Недостатком прототипа является низкая степень защиты ПЗУ блока управления двигателем от нелегитимного изменения данных в ПЗУ.

Задачей заявляемого изобретения является создание способа изменения данных в ПЗУ блока управления двигателем, при котором изменение данных невозможно без ведома легитимного пользователя (владельца) автомобиля.

Указанная задача решается в способе изменения данных в ПЗУ блока управления двигателя системы безопасности автомобиля, при котором связывают диагностический прибор с блоком управления двигателем, открывают блоком управления доступ к данным, хранящимся в его ПЗУ, и вносят изменения в упомянутые выше данные.

Задача решается тем, что иммобилизатором проводят проверку легитимности пользователя, записывают результат проверки в ОЗУ блока управления двигателем, после начала сеанса связи диагностического прибора с блоком управления двигателем считывают из ОЗУ блока управления двигателем результат проверки легитимности пользователя, а доступ к данным, хранящимся в ПЗУ блока управления двигателем, открывают диагностическому прибору только в случае положительного результата проверки легитимности пользователя. При этом проверка легитимности пользователя иммобилизатором в соответствии с заявляемым изобретением может проводиться, в зависимости от варианта реализации заявляемого изобретения:

1) после начала сеанса связи блока управления с диагностическим прибором;

2) при наступлении программно определенных событий.

После начала сеанса связи с диагностическим прибором могут инициировать (например, блоком управления двигателем или диагностическим прибором) подачу в иммобилизатор запроса на проведение проверки легитимности пользователя. По приходу запроса проверяют иммобилизатором легитимность пользователя, записывают в ОЗУ блока управления двигателем результат проверки легитимности пользователя, блоком управления двигателем считывают из ОЗУ результат проверки легитимности пользователя, а доступ к данным, хранящимся в ПЗУ блока управления двигателем, открывают диагностическому прибору только в случае положительного результата проверки легитимности пользователя.

Наступление программно определенных (то есть описанных в программе, занесенной в ПЗУ иммобилизатора и/или блока управления двигателем) событий (например, истечение заданного промежутка времени, подача пользователем автомобиля команд на открытие двери автомобиля, на запуск двигателя автомобиля, на трогание автомобиля с места и другие программно определенные события) могут отслеживать иммобилизатором и/или блоком управления двигателем. При наступлении программно определенных событий иммобилизатором также проверяют легитимность пользователя, записывают в ОЗУ блока управления двигателем результат проверки легитимности пользователя, а после начала сеанса связи с диагностическим прибором блоком управления двигателем считывают хранящийся в ОЗУ результат проверки легитимности пользователя. Доступ к данным, хранящимся в ПЗУ блока управления двигателем, открывают диагностическому прибору только в случае положительного результата проверки легитимности пользователя.

Наступление программно определенных событий могут отслеживать:

1) иммобилизатором;

2) блоком управления двигателем;

3) обоими блоками сразу.

В первом случае после выявления наступления программно определенных событий иммобилизатором проводят проверку легитимности пользователя и записывают результат проверки легитимности пользователя в ОЗУ блока управления двигателем.

Во втором случае блоком управления двигателем выявляют наступление программно определенных событий, инициируют блоком управления двигателем в иммобилизатор запрос на проведение проверки легитимности пользователя, выполняют иммобилизатором проверку легитимности пользователя и записывают в ОЗУ блока управления двигателем результат проверки легитимности пользователя.

В третьем случае каждым из блоков (иммобилизатором и блоком управления двигателем) отслеживают наступление программно определенных для каждого блока событий, аккумулируют в ОЗУ одного из блоков информацию о наступлении программно определенных событий и при одновременном или последовательном наступлении программно определенных событий выполняют иммобилизатором проверку легитимности пользователя, результат которой заносят в ОЗУ блока управления двигателем.

В зависимости от варианта реализации системы безопасности проверку легитимности пользователя иммобилизатором могут проводить по носителю кода (транспондеру, пластиковой кодовой карточке) или по биометрическим характеристикам пользователя (голосу, отпечатку пальца, сетчатке глаза и т.п.).

Изобретение поясняется следующим чертежом на котором представлена блок-схема системы безопасности автомобиля.

Способ может быть реализован в системе 1 безопасности автомобиля (см. чертеж), включающей в себя подключенные к информационной шине автомобиля блок 2 управления двигателем, снабженный микропроцессором 3, ОЗУ 4 и ПЗУ 5, и иммобилизатор 6, снабженный микропроцессором 7, ОЗУ 8 и ПЗУ 9. К информационной шине автомобиля через диагностический разъем 10 подключают также диагностический прибор 11. В частном случае реализации диагностическим разъемом 10 может быть снабжен блок 2 управления двигателем. В состав системы безопасности может входить носитель кода 12 (транспондер, карточка, инфракрасный передатчик).

Для реализации способа выполняют следующие действия.

1. Связывают диагностический прибор 11 с блоком 2 управления.

2. Проверяют иммобилизатором 6 легитимность пользователя. В зависимости от конкретной реализации системы безопасности автомобиля иммобизизатором 6 могут проводить проверку легитимности пользователя по носителю 12 кода (транспондеру, карточке, инфракрасному передатчику) (см. чертеж) или биометрическим характеристикам пользователя (голосу, отпечатку пальца, сетчатке глаза и т.п.). Проверка легитимности пользователя может проводиться иммобилизатором в зависимости от варианта реализации заявляемого способа, при наступлении следующих событий:

1) после начала сеанса связи блока управления с диагностическим прибором (в частности, при поступлении соответствующего запроса с блока управления);

2) при наступлении программно определенных событий.

3. Сообщают иммобилизатором 6 блоку 2 управления двигателем результаты проверки легитимности пользователя автомобиля и записывают в ОЗУ 4 блока 2 управления двигателем сведения о результате проверки легитимности пользователя.

4. Считывают блоком 2 управления двигателем из ОЗУ 4 результат контрольной проверки легитимности пользователя.

5. В случае положительного результата проверки легитимности пользователя открывают диагностическому прибору доступ к данным, хранящимся в ПЗУ блока управления двигателем.

6. Вносят изменения в данные, хранящиеся в ПЗУ блока управления двигателем.

7. Завершают сеанс связи диагностического прибора с блоком управления двигателем.

Заявляемый способ позволяет исключить возможность изменения содержимого ПЗУ блока управления двигателем без ведома легитимного пользователя (владельца) автомобиля. При этом отпадает необходимость оснащения диагностического прибора кодовым устройством и блоком программы, отвечающим за проведение процедуры ввода кода с диагностического прибора.

Класс B60R25/04 предотвращающие использование двигателя (двигатели, вспомогательные устройства для нормального использования их см соответствующие классы, к которым отнесены такие двигатели и устройства) 

система обеспечения безопасности транспортного средства -  патент 2509668 (20.03.2014)
транспортное средство -  патент 2495767 (20.10.2013)
запирающее устройство -  патент 2475383 (20.02.2013)
противоугонное устройство для автомобилей с инжекторным двигателем -  патент 2471659 (10.01.2013)
противоугонное устройство для транспортного средства -  патент 2444452 (10.03.2012)
устройство для блокировки функциональных органов автомобиля -  патент 2440902 (27.01.2012)
устройство защиты информации для систем управления оборудованием автомобиля -  патент 2421352 (20.06.2011)
противоугонное устройство для транспортного средства -  патент 2412835 (27.02.2011)
противоугонная система транспортного средства -  патент 2401215 (10.10.2010)
выключатель зажигания -  патент 2392136 (20.06.2010)
Наверх