кузов полувагона

Классы МПК:B61D3/00 Грузовые (товарные) вагоны
B61D7/16 запорные устройства для разгрузочных люков 
B65D90/62 с закрывающими элементами, движущимися вне плоскости отверстия
Автор(ы):, , , , , , , , , , , , , ,
Патентообладатель(и):ФГУП "ПО Уралвагонзавод" им. Ф.Э. Дзержинского (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2003-07-07
публикация патента:

Изобретение относится к конструкциям кузовов грузовых железнодорожных вагонов. Кузов полувагона содержит крышки люка 4, установленные в местах радиусных соединений боковых стен 3 с днищем. Крышка люка 4 открывается внутрь кузова с помощью шарнирно закрепленных огибающих рычагов 7, оснащенных ограничителями поворота крышки люка 4, выполненными в виде планки 10 и оси 11, выполняющей роль рукоятки для открывания или закрывания крышки. Изобретение упрощает конструкцию, повышает надежность, снижает физические затраты. 5 ил. кузов полувагона, патент № 2271292

кузов полувагона, патент № 2271292 кузов полувагона, патент № 2271292 кузов полувагона, патент № 2271292 кузов полувагона, патент № 2271292 кузов полувагона, патент № 2271292

Формула изобретения

Кузов полувагона, выполненный с закругленным основанием и состоящий из рамы, на которой смонтированы торцевые боковые стены с крышками люков, установленных в местах соединений боковых стен с днищем в противоположных углах кузова, открывающимися внутрь кузова с помощью шарниров и фиксируемыми посредством запорных устройств, выполненных в виде секторов со смещенным центром тяжести, закрепленных на боковых стенах кузова и взаимодействующих со скобами, прикрепленными к верхним частям крышек люков, отличающийся тем, что крышка люка выполнена открывающейся шарнирно закрепленными огибающими рычагами, снабженными в месте шарнирного соединения с крышкой ограничителями поворота крышки люка, один из которых выполнен в виде планки, а другой в виде оси, соединяющей огибающие рычаги и служащей рукояткой.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к конструкциям кузовов грузовых полувагонов для перевозки грузов, не требующих укрытия от атмосферных осадков.

Известен грузовой полувагон с глухим кузовом, содержащий ходовые части и размещенный на них кузов, состоящий из рамы, торцовых и боковых стен с крышками люков, снабженными затворами. Крышки люков выполнены открывающимися внутрь кузова с помощью шарниров, соединенных между собой жесткой связью, при этом шарнир, установленный на каркасе проема люка, снабжен ограничителями поворота жесткой связи, крышка люка снабжена фиксаторами ее закрытого положения, а запор, размещенный снаружи на крышке люка, выполнен в виде поворотного валика с лысками, взаимодействующими с гнездом, закрепленным на элементе каркаса люка [патент РФ №2140866, B 61 D 3/00 от 13.04.98].

Недостатком данной конструкции является сложность ее кинематической схемы работы, которую трудно приспособить без изменения к конструкции кузова с закругленной формой основания.

Так же известен железнодорожный полувагон, содержащий ходовые части и размещенный на них кузов с закругленным основанием, состоящий из рамы, торцовых и боковых стен с крышками люков, снабженными запорными устройствами. Крышки люков выполнены открывающимися внутрь посредством направляющих, установленных на крышке и снабженных криволинейными пазами, взаимодействующими с роликами, размещенными в кронштейнах, прикрепленных к основанию кузова, а запорное устройство выполнено в виде сектора со смещенным центром тяжести, закрепленного на боковой стене кузова и взаимодействующего со скобой, прикрепленной к верхней части крышки люка. Вместе с этим, кронштейны снабжены опорными роликами, взаимодействующими с внешними кромками направляющих [патент РФ №2184667, B 61 D 3/00, 7/16 от 12.07.2000].

Данная конструкция выбрана в качестве прототипа. Недостатком данной конструкции является наличие быстроизнашивающихся деталей, к которым относятся ролики и направляющие с выполненными криволинейными пазами. Вместе с этим, при закрытом положении крышки люка, часть нагрузки передается через направляющие на опорные ролики, что также отражается на их долговечности. Кроме того, направляющие жестко закреплены на крышке люка, что создает в них дополнительные напряжения при открытом положении люка и требует производить крепление кронштейнов к кузову вагона при установленной крышке люка, что создает дополнительные трудовые и временные затраты на производство единицы продукции. Также, в процессе эксплуатации, на роликах и направляющих образуется наледь, что затрудняет открывание/закрывание крышки люка, а скопление остатков перевозимых грузов на роликах способствует их быстрому износу.

Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является создание конструкции кузова полувагона, обладающего простой и надежной крышкой люка, позволяющей производить ее открывание/закрывание с минимальными физическими затратами обслуживающего персонала. Поставленная задача решается следующим образом. Крышка люка установлена в месте радиусного соединения боковой стены с полом полувагона и открывается внутрь кузова с помощью двух огибающих рычагов. Каждый рычаг шарнирно закреплен на полу кузова и крышке люка. Шарнирное соединение огибающего рычага и крышки люка позволяет вращаться крышке люка вокруг шарнира. Однако в целях безопасности обслуживающего персонала данное вращение ограничено жестко прикрепленными планками с одной стороны и осью, соединяющей огибающие рычаги с другой, одновременно выполняющей функции рукоятки крышки люка.

Сущность заявляемого изобретения заключается в том, что кузов полувагона выполнен с закругленным основанием и состоит из рамы, на которой смонтированы торцовые и боковые стены с крышками люков, установленных в местах радиусных соединений боковых стен с полом в противоположных углах кузова, открывающихся внутрь с помощью шарнирно закрепленных огибающих рычагов. При этом крышка люка фиксируется посредством запорных устройств, выполненных в виде секторов со смещенным центром тяжести, закрепленных на боковых стенах кузова и взаимодействующих со скобами, прикрепленными к верхним частям крышек люков.

Кроме того, рычаги снабжены ограничителями поворота крышки люка, один из которых выполнен в виде планки, а другой совмещен с осью, соединяющей огибающие рычаги.

Сущность поясняется чертежами, где показаны:

на фиг.1 - общий вид кузова вагона,

на фиг.2 - разрез по линии А-А фиг.1,

на фиг.3 - вид Б фиг.2,

на фиг.4 - узел Е фиг.2 в положении «Открыто»,

на фиг.5 - узел Е фиг.2 в положении «Закрыто».

Кузов полувагона состоит из рамы 1, на которой смонтированы торцовые 2 и боковые 3 стены. В местах радиусных соединений боковых стен 3 с полом кузова по диагонали установлены крышки люков 4. Они фиксируются с помощью запорных устройств, которые выполнены в виде секторов 5 со смещенным центром тяжести, закрепленных на боковых стенах 3 кузова и взаимодействующих со скобами 6, прикрепленными к верхним частям крышек люков 4. Крышки люков 4 открываются внутрь кузова с помощью огибающих рычагов 7. Каждый огибающий рычаг 7 закреплен с помощью шарнира 8 на днище кузова и соединен посредством шарнира 9 с крышкой люка 4.

Огибающий рычаг 7 в месте шарнирного соединения 9 с крышкой люка снабжен ограничителями поворота крышки люка, один из которых выполнен в виде планки 10, а другой - в виде оси 11, соединяющей огибающие рычаги и одновременно служащий рукояткой для открывания/закрывания крышки люка.

Технический результат от использования заявляемой конструкции заключается в том, что использование огибающих рычагов позволило создать простую конструкцию механизма открывания крышек люков, содержащую минимальное количество изнашиваемых узлов, а их геометрическая форма позволила максимально облегчить процесс открывания/закрывания крышек люков. Шарнирная установка крышки люка обеспечивает самоустановку крышки люка в закрытом положении, свободное расположение крышки люка в открытом положении, тем самым снимаются напряжения в шарнирах, а ограничение поворота крышки люка позволяет зафиксировать ее центр тяжести, что повышает безопасность обслуживающего персонала.

В настоящее время на заявляемую конструкцию разработана техническая документация и выполнены макетные образцы для проведения испытаний.

Класс B61D3/00 Грузовые (товарные) вагоны

железнодорожный вагон -  патент 2524272 (27.07.2014)
железнодорожный вагон -  патент 2516824 (20.05.2014)
вагон для перевозки стали в рулонах -  патент 2505436 (27.01.2014)
железнодорожный вагон и способ его загрузки -  патент 2500560 (10.12.2013)
способ перепрофилирования полувагона в весоповерочный вагон -  патент 2495776 (20.10.2013)
транспортная единица с ориентирующим устройством для автомобиля -  патент 2487029 (10.07.2013)
транспортно-установочный агрегат стартового ракетного комплекса -  патент 2478539 (10.04.2013)
самоходная буферная платформа -  патент 2477692 (20.03.2013)
железнодорожная длиннобазная платформа для крупнотоннажных контейнеров -  патент 2475389 (20.02.2013)
вагон-платформа -  патент 2473437 (27.01.2013)

Класс B61D7/16 запорные устройства для разгрузочных люков 

Класс B65D90/62 с закрывающими элементами, движущимися вне плоскости отверстия

Наверх