всесезонное гидравлическое масло

Классы МПК:C10M169/04 смеси основ и добавок
C10M171/02 определенные значения вязкости или индексов вязкости
C10M105/04 алифатические
C10M133/12 имеющие аминогруппы, связанные с атомом углерода шестичленного ароматического кольца
C10M129/10 имеющие оксигруппы, связанные с атомом углерода шестичленного ароматического кольца
C10M137/04 эфиры фосфорной кислоты
C10M133/16 амиды; имиды
C10M129/42 поликарбоновые
C10N40/08 гидравлические жидкости, например тормозные жидкости
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное унитарное предприятие "25 Государственный научно-исследовательский институт Министерства обороны Российской Федерации (по применению топлив, масел, смазок и специальных жидкостей - ГосНИИ по химмотологии)" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2004-12-20
публикация патента:

Изобретение относится к гидравлическим маслам типа МГ-15-В (классификация по ГОСТ 17479.3-85), используемых в качестве рабочих жидкостей в гидравлических системах и гидроприводах строительных, дорожных, лесозаготовительных, подъемно-транспортных и других машин и гидрооборудования, эксплуатируемых в различных климатических условиях. Сущность: композиция содержит в мас.%: 4-метил-2,6-ди-трет.бутилфенол 0,2-0,4, трикрезилфосфат 0,3-0,5, полиметилсилоксановая жидкость 0,003-0,005, фенил-всесезонное гидравлическое масло, патент № 2271383-нафтиламин 0,1-0,2, смесь алкенилянтарных кислот С1215 0,2-0,3, присадка ВСП 0,08-0,12, полиальфаолефины с вязкостью 1,7-2,0 мм2/с при 100°С 10-35, полиальфаолефины с вязкостью 1,7-2,0 мм2/c при 100°С до 100. Технический результат - обеспечение работоспособности при температурах от 80 до минус 50°С, повышение стабильности вязкости при механо-динамических нагрузках, снижение коррозионного воздействия на конструкционные металлы при возможном увлажнении масла при хранении и эксплуатации техники. 2 табл.

Формула изобретения

Всесезонное гидравлическое масло, содержащее углеводородную основу, 4-метил-2,6-ди-трет.бутилфенол, противоизносную присадку, полиметилсилоксановую жидкость, отличающееся тем, что в качестве углеводородной основы содержит полиальфаолефины с вязкостью 1,7-2,0 мм2/с при 100°С и полиальфаолефины с вязкостью 3,7-4,3 мм2/с при 100°С, в качестве противоизносной присадки - трикрезилфосфат и дополнительно содержит фенил-всесезонное гидравлическое масло, патент № 2271383-нафтиламин, смесь алкенилянтарных кислот С1215 и присадку ВСП при следующем соотношении компонентов, мас.%:

4-Метил-2,6-ди-трет.бутилфенол 0,2-0,4
Трикрезилфосфат 0,3-0,5
Полиметилсилоксановая жидкость 0,003-0,005
Фенил-всесезонное гидравлическое масло, патент № 2271383-нафтиламин 0,1-0,2
Смесь алкенилянтарных кислот С12 150,2-0,3
Присадка ВСП0,08-0,12
Полиальфаолефины с вязкостью 1,7-2,0 мм2 /с при 100°С10-35
Полиальфаолефины с вязкостью 3,7-4,3 мм2 /с при 100°СДо 100

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области гидравлических масел типа МГ-15-В (классификация по ГОСТ 17479.3-85), используемых в гидравлических системах и гидроприводах строительных, дорожных, лесозаготовительных, подъемно-транспортных и других машин и гидрооборудования, эксплуатируемых в различных климатических условиях.

Из отечественных гидравлических масел типа МГ-15-В в гидравлических системах и гидроприводах строительных, дорожных, лесозаготовительных, подъемно-транспортных и других машин в различных климатических условиях применяются масла на основе минеральных углеводородов с загущающими полимерными добавками и комплексом функциональных присадок: ВМГЗ (ТУ 38.101479-86), Ангрол МГ-15-В (ТУ 0253-381-05742746-2002), Раунд ВМГЗ (ТУ 38.401-58-322-2003). Основные характеристики масел: диапазон рабочих температур от 80°С до минус 40 - минус 50°С; вязкость при температуре 50°С - не менее 10 мм2/с, при температуре минус 40°С - от 1500 до 4100 мм2/с, при температуре минус 50°С - от 4260 до 18930 мм2/с; температура застывания не выше минус 50 - минус 60°С; температура вспышки - не ниже 135-140°С.

Указанные гидравлические масла имеют следующие недостатки:

- уменьшение вязкости на 25-45% в условиях эксплуатации при высоких механо-динамических нагрузках вследствие механо-химической деструкции молекул загущающих полимерных добавок, что существенно сокращает ресурс работы масла и снижает надежность работы гидроагрегатов;

- высокая коррозионная агрессивность масла к конструкционным металлам в случаях его увлажнения при хранении и эксплуатации техники.

Наиболее близким по составу и назначению является гидравлическое масло (авторское свидетельство СССР 325867, 13.05.1976) на нефтяной основе, где в качестве нефтяной основы применена фракция из сернистых нефтей, выкипающих в интервале 275-350°С, с вязкостью не менее 3,6 мм2/с при 50°С и температурой застывания не выше минус 52°С, загущенная полимером (полиметилметакрилатом или полиизобутиленом) с мол.вес. 3000-13000, с композицией присадок: ионол 0,2-0,3%, октол 3-5% и полиметилсилоксан 0,003-0,005%. Характеристики масла: вязкость при 50°С - 10 мм2 /c, при минус 40°С - 2300 мм2/с, температура застывания - минус 60; температура вспышки - 140°С. Это масло также имеет указанные выше недостатки.

Задача настоящего изобретения - разработка всесезонного гидравлического масла для гидравлических систем и гидроприводов строительных, дорожных, лесозаготовительных, подъемно-транспортных и других машин.

Технический результат - обеспечение работоспособности при температурах от 80 до минус 50°С, повышение стабильности вязкости в условиях эксплуатации при высоких механо-динамических нагрузках и снижение коррозионного воздействия на конструкционные металлы при возможном увлажнении масла при хранении и эксплуатации техники.

Указанный технический результат достигается тем, что гидравлическое масло, включающее углеводородную основу, 4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенол, полиметилсилоксановую жидкость и противоизносную присадку, согласно изобретению в качестве углеводородной основы содержит полиальфаолефины с вязкостью 1,7-2,0 мм2/с при 100°С, полиальфаолефины с вязкостью 3,7-4,3 мм2/с при 100°С, в качестве противоизносной присадки - трикрезилфосфат и дополнительно - фенил-всесезонное гидравлическое масло, патент № 2271383-нафтиламин, смесь алкенилянтарных кислот C1215 и присадку ВСП при следующем соотношении компонентов, мас.%:

4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенол 0,2-0,4
полиметилсилоксановая жидкость 0,003-0,005
трикрезилфосфат0,3-0,5
фенил-всесезонное гидравлическое масло, патент № 2271383-нафтиламин 0,1-0,2
смесь алкенилянтарных кислот C12-C 15 0,2-0,3
присадка ВСП0,08-0,12
полиальфаолефины с вязкостью 1,7-2,0 мм2 /с при 100°С10-35
полиальфаолефины с вязкостью 3,7-4,3 мм2 /с при 100°Сдо 100

Присадка ВСП ТУ 38.101811-83 является продуктом взаимодействия алкиленсукциимида диэтилентриамина с гетероциклическим соединением, содержащим серу и азот.

Смесь алкенилянтарных кислот C 12-C15 - товарный продукт - "Продукт КАП-25" ТУ 6-17-04-60-88.

Технология приготовления масла включает следующие этапы:

- дозировку полиальфаолефинов в указанных соотношениях и смешение их при 50-70°С в течение не менее 0,5 часа;

- добавление в приготовленную смесь 4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенола и перемешивание при 70-80°С в течение не менее 0,5 часа;

- добавление в приготовленную смесь фенил-всесезонное гидравлическое масло, патент № 2271383-нафтиламина и перемешивание при 70-80°С в течение не менее 0,5 часа;

- добавление в приготовленную смесь продукта КАП-25 и перемешивание при 70-80°С в течение не менее 1,0 часа;

- добавление в приготовленную смесь присадки ВСП и перемешивание при 70-80°С в течение не менее 1,0 часа;

- добавление в приготовленную смесь трикрезилфосфата и перемешивание при 70-80°С в течение не менее 2,0 часов;

- добавление в приготовленную смесь полиметилсилоксановой жидкости и перемешивание при 70-80°С в течение не менее 0,5 часа;

- охлаждение и фильтрация полученного масла.

В соответствии с указанной технологией приготовлены образцы масла, рецептуры которых представлены в таблице 1 (образцы 1-4) и образец 5 по рецептуре прототипа (авторское свидетельство СССР 325867) для сравнения.

Таблица 1

Составы образцов гидравлического масла
   Обр.1 Обр.2Обр.3Обр.4 Обр.5 прототип
124 567 8
14-метил-2,6-ди-трет- 0,40,2 0,20,40,3
 бутилфенол       
2Трикрезилфосфат 0,30,50,3 0,5-
3 Полиметилсилоксановая0,003 0,0050,005 0,0030,004
 жидкость       
4Фенил-всесезонное гидравлическое масло, патент № 2271383-нафтиламин 0,10,2 0,10,2-
5Смесь алкенилянтарных 0,080,12 0,10,1-
 кислот C 12-C15       
7Полиальфаолефины с 103535 10-
  вязкостью       
  1,7-2,0 мм2/с при 100°С       
8Полиальфаолефины с88,9163,67 64,09588,497-
 вязкостью 75    
 3,7-4,3 мм 2/с при 100°С       
9 Октол-- --5
10Полиметилметакрилат -- --9
 ПМА В-2       
11Нефтяная фракция из -- --85,694
 сернистой нефти с      
 вязкостью 4,1 мм2/с при       
 50°С и температурой       
 застывания минус 57°С       

Для приготовления образцов использовались товарные сырьевые компоненты:

- полиальфаолефины с вязкостью 1,7-2,0 мм 2/с при 100°С - масло базовое полиальфаолефиновое ПАОМ-2 ТУ 0253-004-54409843;

- полиальфаолефины с вязкостью 3,7-4,3 мм2/с при 100°С - масло базовое полиальфаолефиновое ПАОМ-4 ТУ 0253-004-54409843;

- присадка Агидол-1 (4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенол) ТУ 38.5901237-90;

- присадка Неозон "А" (фенил-всесезонное гидравлическое масло, патент № 2271383-нафтиламин) ТУ 6-14-202-74;

- трикрезилфосфат технический ГОСТ 5728;

- присадка ВСП ТУ 38.101811-83;

- продукт КАП-25 ТУ 6-17-04-60-88;

- полиметилсилоксановая жидкость - присадка ПМС-200А ОСТ 6-02-20-79.

Образцы испытаны по основным показателям, оценка которых является обязательной при квалификационных испытаниях рабочих жидкостей для гидравлических систем специальной, морской, строительно-дорожной и сельскохозяйственной техники (Комплекс методов квалификационной оценки рабочих жидкостей для гидравлических систем специальной, морской, строительно-дорожной и сельскохозяйственной техники, утвержден Межведомственной комиссией по допуску к производству и применению топлив, масел, смазок и специальных жидкостей при Госстандарте России 21 ноября 1996 г., протокол №4). Оценка устойчивости жидкости к механической деструкции при механо-динамических нагрузках проводилась квалификационным методом на ультразвуковой установке в условиях акустической кавитации.

Результаты испытаний представлены в таблице 2.

всесезонное гидравлическое масло, патент № 2271383 всесезонное гидравлическое масло, патент № 2271383

Из сравнения результатов испытаний видно, что гидравлическое масло предложенного состава (образцы №1-№4) не уступает маслу-прототипу по вязкостно-температурным характеристикам (п.1, 2, табл.2), стабильности против окисления (п.5, табл.2) и существенно превосходит по устойчивости к механической деструкции (п.8, табл.2) - вязкость масла стабильна при механо-динамических нагрузках. Заявленное масло коррозионно-неагрессивно при воздействии на металлы 5% водной эмульсии масла (п.6, табл.2) - коррозия стали не превышает 0,18 г/м2 по сравнению с 8,4 г/м2 для прототипа.

Применение изобретения позволит увеличить ресурс работы масла в гидросистемах техники не менее чем в 2 раза, повысит надежность работы гидроагрегатов за счет существенного уменьшения коррозии металлов в контакте с маслом в случае его увлажнения.

Класс C10M169/04 смеси основ и добавок

противоизносная присадка -  патент 2525404 (10.08.2014)
органическая смазка -  патент 2514434 (27.04.2014)
технологическая смазка для холодной объемной штамповки металла -  патент 2514235 (27.04.2014)
противозадирные и противоизносные присадки к маслам, работающим при высоких давлениях -  патент 2513728 (20.04.2014)
смазочная масляная композиция для уменьшения трения, включающая нанопористые частицы -  патент 2512379 (10.04.2014)
смазочные композиции для трансмиссий -  патент 2509145 (10.03.2014)
смазочное вещество для цилиндров для двухтактного судового двигателя -  патент 2507245 (20.02.2014)
способ получения магнитного масла -  патент 2502792 (27.12.2013)
композиция смазочного масла -  патент 2501846 (20.12.2013)
смазка для применения при горячей штамповке -  патент 2497937 (10.11.2013)

Класс C10M171/02 определенные значения вязкости или индексов вязкости

Класс C10M105/04 алифатические

Класс C10M133/12 имеющие аминогруппы, связанные с атомом углерода шестичленного ароматического кольца

пластичная смазка для тяжелонагруженных узлов трения качения -  патент 2529461 (27.09.2014)
электроизоляционное масло -  патент 2528832 (20.09.2014)
смазочное масло для газовых турбин -  патент 2505591 (27.01.2014)
смазочное масло для газовых турбин -  патент 2505590 (27.01.2014)
соединения алкилированного 1,3-бензолдиамина и способы их получения -  патент 2493144 (20.09.2013)
аддитивные композиции с аддуктами михаэля, состоящими из n-замещенных фенилендиаминов -  патент 2489479 (10.08.2013)
смазочная композиция высокотемпературного масла для теплонапряженных газотурбинных двигателей сверхзвуковой авиации -  патент 2476587 (27.02.2013)
пакет присадок к моторным маслам и масло, его содержащее -  патент 2461609 (20.09.2012)
антиоксиданты для синтетических смазочных материалов и способы их производства -  патент 2458097 (10.08.2012)
способ смазывания дизельных двигателей, использующих биотопливо -  патент 2456333 (20.07.2012)

Класс C10M129/10 имеющие оксигруппы, связанные с атомом углерода шестичленного ароматического кольца

Класс C10M137/04 эфиры фосфорной кислоты

электроизоляционное масло -  патент 2528832 (20.09.2014)
смазочное масло для газовых турбин -  патент 2505591 (27.01.2014)
фосфитные стабилизаторы основных компонентов смазочных масел и термопластических полимеров -  патент 2500683 (10.12.2013)
смазка для применения при горячей штамповке -  патент 2497937 (10.11.2013)
композиция консистентной смазки -  патент 2480516 (27.04.2013)
смазочно-охлаждаюшая жидкость -  патент 2461610 (20.09.2012)
смазочная композиция универсального синтетического масла, работоспособного в газотурбинных двигателях и редукторах вертолетов, а также турбовинтовых двигателях и турбовинтовентиляторных двигателях самолетов -  патент 2452767 (10.06.2012)
смазочно-охлаждающая технологическая среда для обработки цветных металлов -  патент 2441060 (27.01.2012)
моторно-редукторное масло -  патент 2441058 (27.01.2012)
сож для влажной дрессировки оцинкованных стальных лент на дрессировочных станах перед пассивацией на скоростных линиях -  патент 2425862 (10.08.2011)

Класс C10M133/16 амиды; имиды

Класс C10M129/42 поликарбоновые

Класс C10N40/08 гидравлические жидкости, например тормозные жидкости

Наверх