способ прокатки труб на установке с автоматическим станом
Классы МПК: | B21B17/08 с оправкой, имеющей один или несколько выступов |
Автор(ы): | Лапин Леонид Игнатьевич (RU), Вольберг Исаак Иосифович (RU), Романцов Игорь Александрович (RU), Сафьянов Анатолий Васильевич (RU), Исупов Геннадий Алексеевич (RU), Ненахов Сергей Васильевич (RU), Спиридонов Геннадий Ильич (RU), Никитин Кирилл Николаевич (RU) |
Патентообладатель(и): | ОАО "Челябинский трубопрокатный завод" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2004-06-02 публикация патента:
20.03.2006 |
Изобретение относится к способу производства бесшовных труб на установках с автоматическими станами. Способ прокатки труб на установке с автоматическим станом включает нагрев заготовки, прошивку гильзы, раскатку ее на автоматстане, обкатку на обкатном стане и калибровку, при этом передний конец гильзы перед прокаткой на автоматстане подогревают не более чем на 50°С выше температуры тела гильзы, при этом продолжительность нагрева определяют по формуле t=(100×S×(D-S)/a)×(Тз-Т т)/(Тф-Тт), где t - продолжительность нагрева, с; S - толщина стенки гильзы, м; D - диаметр гильзы, м; а - температуропроводность, м2/ч; ТЗ =Т+(0÷50°С) - температура торца гильзы после подогрева, °С; Т - температура тела гильзы, °С; ТT - температура торца гильзы до подогрева, °С; Тф - температура факела, °С. Изобретение обеспечивает увеличение стойкости оправок и исключение дефектов на внутренней поверхности труб.
Формула изобретения
Способ прокатки труб на установке с автоматическим станом, включающий нагрев заготовки, прошивку гильзы, раскатку ее на автоматстане, обкатку на обкатном стане и калибровку, отличающийся тем, что передний конец гильзы перед прокаткой на автоматстане подогревают не более чем на 50°С выше температуры тела гильзы, при этом продолжительность нагрева определяют по формуле
где t - продолжительность нагрева, с;
S - толщина стенки гильзы, м;
D - диаметр гильзы, м;
а - температуропроводность, м2/ч;
Тз=Т+(0÷50°С) - температура торца гильзы после подогрева, °С;
Т - температура тела гильзы, °С;
ТT - температура торца гильзы до подогрева, °С;
Тф - температура факела, °С.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к трубному производству, а именно к способу производства бесшовных труб, и может быть использовано при производстве труб на трубопрокатных установках с автоматическими станами.
В трубном производстве известен способ производства труб на установках с автоматическим станом, включающий нагрев заготовки, прошивку заготовки на стане поперечно-винтовой прокатки, раскатку гильзы на автоматстане, обкатку на обкатном стане и калибровку [Данилов Ф.Н., Глейберг А.З., Балакин В.Г. Горячая прокатка труб. Металлургиздат, 1962, с.150].
Недостатком данного способа является быстрый выход из строя оправок автоматстана, что приводит к образованию рисок и задиров на внутренней поверхности труб.
Наиболее близким техническим решением является способ прокатки труб на автоматстане, заключающийся в периодическом повороте оправки после выхода трубы из калибра. [В 21 в 17/08, А.С. №239905, заявл. 50966, опубл. 21.12.73.].
Данное решение в какой-то степени уменьшит износ оправки, но координально не решает проблемы. При прошивке передний конец неровный, т.е. нет перпендикулярности к оси и поэтому при задаче гильзы в стан более выдвинутая часть торца будет как угодно попадать на оправку, т.е. вращение оправки малоэффективно.
Целью предложенного способа является увеличение стойкости оправок, т.е. исключение вырывов и наплывов металла на поверхности оправок и соответственно исключение дефектов на внутренней поверхности труб.
Поставленная цель достигается тем, что передний конец гильзы перед прокаткой на автоматстане подогревают до температуры на 0-50°С выше температуры тела гильзы, при этом продолжительность нагрева осуществляются по зависимости
где t - продолжительность нагрева, с;
S - толщина стенки гильзы, м;
D - диаметр гильзы, м;
а - температуропроводность, м2/ч;
ТЗ=Т+(0÷50°С) - температура торца гильзы после подогрева, °С;
Т - температура тела гильзы, °С;
Тт - температура торца гильзы до подогрева, °С;
Тф - температура факела, °С.
Основной причиной быстрого выхода из строя оправки является захоложенный передний конец гильзы.
При задаче пушером гильзы в стан происходит удар о рабочие валки, который смягчается вращением валков, далее происходят подгиб конца гильзы и жесткий удар в конусную часть неподвижной оправки, что приводит к вырыву металла или образованию наплывов металла на оправке и соответственно образованию рисок и задиров на внутренней поверхности труб.
Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что предлагаемый способ прокатки на установке с автоматическим станом отличается тем, что передний конец гильзы перед прокаткой на автоматстане подогревают до температуры на 0-50°С выше температуры тела гильзы, при этом продолжительность нагрева осуществляют по зависимости
Таким образом, предлагаемый способ соответствует критерию "новизна".
Сравнение предлагаемого решения не только с прототипом, но и с другими техническими решениями в данной области техники не позволило выявить в них признаки, отличающие предлагаемое решение от прототипа, что позволяет сделать вывод о соответствии критерию "существенные отличия".
Способ опробован на установке с автоматическим станом 140 "ЧТПЗ".
При производстве насосно-компрессорных труб размером 73×5,5 мм (размер гильзы 106×8 мм) оправки вынуждены менять через 2-3 прокатанные трубы. Ввиду малой массы металла трубы торец переднего конца быстро остывает до 750-800°C.
На середине наклонной решетки между осью прошивки и осью калибра автоматстана были установлены задерживатель и четыре струйно-факельные горелки, направленные на торец гильзы.
Газ открывался при подходе торца гильзы напротив горелок и загорание происходило от температуры трубы.
Предварительно было проведено измерение температуры торца гильзы (750-800°С), температуры тела трубы (1120-1170°С) и температуры факела 1400°С.
После продолжительности нагрева 2,0-2,5 с газ отключался и операция повторялась.
При использовании данного способа замена оправок производилась в среднем через 32 трубы, т.е. стойкость возросла более чем в 10 раз. При этом замена оправок производилась не по причине рисок и задиров на внутренней поверхности труб, а по увеличению толщины стенки трубы (износ).
Увеличение температуры переднего торца более чем на 50°С по отношению к телу трубы приводит к случаям подгиба кромки трубы и застреванию на оправке, а при температуре ниже тела трубы приводит к снижению стойкости оправок.
Таким образом, использование заявляемого способа прокатки на установке с автоматическим станом позволит увеличить стойкость оправок и улучшить качество внутренней поверхности труб.
Класс B21B17/08 с оправкой, имеющей один или несколько выступов