конструкция вертикального армирования асфальтобетонных покрытий
Классы МПК: | E01C11/18 для цементно-бетонных покрытий |
Автор(ы): | Земляков Андрей Николаевич (RU), Никоренко Юрий Леонидович (RU) |
Патентообладатель(и): | Воронежский военный авиационный инженерный институт (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2004-05-24 публикация патента:
20.03.2006 |
Изобретение относится к области армирования асфальтобетонных покрытий, в частности с помощью геотекстильных сеток из полимерных материалов и стекловолокна. Новым в геосетке для армирования асфальтобетонных покрытий с узлами в местах пересечения продольных и поперечных волокон является то, что в узлах геосетки установлен разъемный шип восприятия и передачи сдвигающих усилий для усиления сдвигоустойчивости многослойных асфальтобетонных покрытий, состоящий из двух конусообразных частей, соединенных между собой посредством защелки. Технический результат, достигаемый изобретением, состоит в передаче касательных напряжений между слоями покрытия. 2 ил.
Формула изобретения
Геосетка для армирования асфальтобетонных покрытий с узлами в местах пересечения продольных и поперечных волокон, отличающаяся тем, что в узлах геосетки установлен разъемный шип восприятия и передачи сдвигающих усилий для усиления сдвигоустойчивости многослойных асфальтобетонных покрытий, состоящий из двух конусообразных частей, соединенных между собой посредством защелки.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области армирования асфальтобетонных покрытий, в частности с помощью геотекстильных сеток из полимерных материалов и стекловолокна.
Известны геосетки для армирования асфальтобетонов с продольной, поперечной и продольно-поперечной ориентацией волокон, расположенные между слоями дорожной одежды (патенты ES ЕР 0413295 А, DE 2000937, RU 02166019 С2, 27.04.2001).
Указанные конструкции геосеток воспринимают возникающие нагружения покрытия только в вертикальном направлении, что выражается в слабой сдвигоустойчивости данных покрытий. Более того, применение геосеток в некоторых случаях провоцирует появление сдвига слоев относительно друг друга, что не всегда желательно.
Наиболее близкой конструкции предлагаемой геосетки по своей сущности является геосетка RU 02166019 С2, где в узлах пересечения поперечных и продольных волокон образовались узловые утолщения сетки, препятствующие сдвигу покрытия.
Недостатком является то, что местное утолщение узла сетки направлено вверх, т.е. в подстилающем слое узел стремится скользить вместе с верхним слоем.
Технический результат, достигаемый изобретением, состоит в передаче касательных напряжений между слоями покрытия.
Данный технический результат решается за счет того, что в устройство существующей геосетки вводится упругий вертикальный элемент. В качестве упругого вертикального элемента выступает двухсторонний конусообразный шип с шероховатой поверхностью, который устанавливается в узле геосетки. Шип разъемный, состоит из двух конусообразных частей, соединяющихся между собой посредством защелки.
Конструкция пояснена чертежами, где на фиг.1 изображена схема расположения вертикального элемента геосетки в покрытии.
В асфальтобетонном покрытии (1), (2) уложена геосетка (3) с установленными на ней двухсторонними шипами (4). Подробно технология установки шипа показана на фиг.2, где (5) - верхняя полая часть, (6) - защелка, (7) - нижняя часть, (8) - направление сборки. При сборке шип фиксируется и, кроме того, дополнительно удерживает поперечные и продольные волокна от взаимных перемещений.
Номенклатура материала для изготовления вертикального элемента довольно широка. Материал должен быть термоустойчив, упруг, химически инертен, иметь шероховатую поверхность для лучшей адгезии к асфальтобетону, иметь близкую прочность к материалу применяемой геосетки. В ряде случаев материал может быть сугубо индивидуален под конкретную геосетку, но в основном предполагается его широкая универсальность применения. Геометрические размеры вертикального элемента зависят от размера заполнителя, толщины слоев асфальтобетона, размеров ячеек геосетки.
Частота установки вертикального элемента, размеры его, форма чередования должны назначаться при соответствующем обосновании в конкретном случае для повышения эксплутационных свойств покрытия.
Устройство работает следующим образом.
При возникновении касательных напряжений в верхнем слое многослойного асфальтобетонного покрытия (например, при резком замедлении или разгоне) верхний слой стремится скользить по низлежащему слою. Это происходит ввиду малой прочности асфальтобетона между слоями и благодаря наличию площадки скольжения, образованной геосеткой. Геосетка, как правило, наклеивается битумным материалом. Особенно это явление хорошо проявляется на свежеуложенном покрытии и при сверхнормированном содержании вяжущего в покрытии. Вертикальные элементы упруго передают возникающие сдвиговые усилия на подстилающий слой.
Применение на практике предлагаемой конструкции позволит увеличить межремонтный ресурс покрытия, увеличить прочность покрытия в так называемых "зонах торможения и разгона" автомобильных дорог и аэродромов.
Изготовление конструкции предполагается из материалов - отходов химического производства.
Источники информации
1. Патент ES ЕР 0413295.
2. Патент DE 2000937.
3. Патент RU 02166019 С2, 27.04.2001.