узел трения

Классы МПК:F16H57/04 конструктивные особенности, относящиеся к смазке или охлаждению 
Патентообладатель(и):Титенок Игорь Александрович (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2004-06-15
публикация патента:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в процессе смазки контактирующих поверхностей деталей машин. Узел трения содержит контактирующие поверхности трения 1 и смазочный материал 4. Смазочный материал 4 включает наполнители в виде микрочастиц правильной сферической формы. Как минимум на одной из контактирующих поверхностей трения 1 выполнен микропрофиль с углублениями 2 в виде канавок. Сферические частицы трения 3 выполнены с размером радиуса, превышающего углубления 2, но не более чем вдвое. Технический результат - повышение эффективности. 1 ил. узел трения, патент № 2272200

узел трения, патент № 2272200

Формула изобретения

Узел трения, содержащий смазочный материал, снабженный наполнителем в виде микрочастиц правильной сферической формы, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности, как минимум на одной из контактирующих поверхностей трения выполнен микропрофиль с углублениями в виде канавок, а сферические частицы выполнены с размером радиуса, превышающего эти углубления, но не более чем вдвое.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в процессе смазки контактирующих поверхностей деталей машин.

Известно изобретение, содержащее карманы, куда под давлением в зазор между контактирующими поверхностями подается смазочный материал для разделения и смазки поверхностей трения, что требует применения гидростатических насосов значительной мощности [1].

Прототипом является узел трения, содержащий смазочный материал с наполнителем в виде сферических микрочастиц [2]. Недостаток заключается в том, что параметры этих частиц не обеспечивают заданного зазора между поверхностями деталей независимо от условий работы.

Цель изобретения - повышение эффективности узла трения.

Поставленная цель достигается тем, что, как минимум, на одной из поверхностей трения формируют микропрофиль, например, в виде канавок, выполненных в направлении вектора скорости перемещения поверхности трения, а микрочастицы, размещенные в этих канавках в среде смазочного материала, выполняют с размером радиуса большего, чем глубина канавки, но не более чем вдвое.

Сущность изобретения в том, что такой узел трения обеспечит заданный зазор между поверхностями деталей независимо от условий работы без выполнения карманов, применения гидростатических насосов или иных специальных приспособлений.

Изобретение поясняется чертежом, где изображены поверхности трения 1 с выполненными на них профильными углублениями 2, в которых размещены сферические частицы трения 3 и смазочный материал 4.

Как в начале (пуске), так и в процессе работы трибосистемы зазор h обеспечен конструктивным исполнением, а микрочастицы обеспечивают получения эффекта трения качения между контактирующими поверхностями.

Экономическая эффективность достигается простотой конструкции узла трения и использованием принципа качения при контакте сопрягаемых деталей.

Источники информации:

1. Основы трибологии (трение, износ, смазка) /А.В. Чичинадзе и др. - М.: Машиностроение, 2001. - С.307.

2. Патент РФ №31157, МПК7 7 F 16 Н 57/04, Бюл. №20, 20.07.2003 г.

Класс F16H57/04 конструктивные особенности, относящиеся к смазке или охлаждению 

устройство для подачи жидкой смазки -  патент 2529116 (27.09.2014)
зубчатое колесо -  патент 2525944 (20.08.2014)
зубчатое колесо -  патент 2525942 (20.08.2014)
зубчатое колесо -  патент 2525506 (20.08.2014)
масляная система охлаждения главного редуктора вертолета при испытании -  патент 2524519 (27.07.2014)
корпус механического оборудования, в частности коробки передач, с охладамой внутренней аппаратной камерой -  патент 2521068 (27.06.2014)
метод охлаждения электронных систем в механических устройствах, особенно в коробках передач -  патент 2521067 (27.06.2014)
зубчатый редуктор с системой уплотнений валов и фрикционной муфтой с гидравлическим управлением -  патент 2519308 (10.06.2014)
смазка и охлаждение редуктора с эпициклоидальной зубчатой передачей -  патент 2519305 (10.06.2014)
зубчатое колесо -  патент 2516827 (20.05.2014)
Наверх