способ управления пропускной способностью трубопровода
Классы МПК: | F17D1/16 облегчение перемещения жидкостей или воздействие на перемещение вязких продуктов изменением их вязкости F17D1/17 смешиванием с другой жидкостью |
Автор(ы): | Рахматуллин Шамиль Исмагилович (RU), Гумеров Асгат Галимьянович (RU), Станев Владимир Станиславович (RU), Гумеров Риф Сайфуллович (RU), Карамышев Виктор Григорьевич (RU), Шагиев Рустам Гиндуллович (RU) |
Патентообладатель(и): | Институт проблем транспорта энергоресурсов "ИПТЭР" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2003-12-16 публикация патента:
20.03.2006 |
Изобретение относится к трубопроводному транспорту жидкости и может быть использовано при перекачке жидкости с применением противотурбулентных присадок. Техническим результатом изобретения является повышение эффективности способа управления пропускной способности трубопровода путем более точного прогнозирования величины расхода противотурбулентной присадки, вводимой в трубопровод при увеличении или уменьшении вязкости транспортируемой жидкости. Это достигается тем, что предварительно, пользуясь зависимостью для коэффициента гидравлической эффективности
(, Re)= o(, Reб)(1-[2300/Re]0'75)/(1-[2300/Re б]0'75)
из графика зависимости =(, Re), определяя при изменившейся вязкости жидкости число Рейнольдса (Re) при условии сохранения пропускной способности трубопровода, а также зная коэффициент гидравлической эффективности при базовом числе Re и заданной концентрации при условии сохранения пропускной способности трубопровода, определяют новое значение концетрации иск, по которой устанавливают новый расход противотурбулентной присадки,
где
- концетрация присадки;
иск - новое значение концетрации;
Re - число Рейнольдса;
Формула изобретения
Способ управления пропускной способностью трубопровода при перекачке вязкой жидкости, заключающийся во вводе в трубопровод при изменении вязкости жидкости нового расхода противотурбулентной присадки, отличающийся тем, что величину расхода противотурбулентной присадки определяют с учетом изменения вязкости жидкости, пользуясь выражением для коэффициента гидравлической эффективности
(, Re)= o(, Reб)(1-[2300/Re]0,75)/(1-[2300/Reб ]0,75),
из графика зависимости =(, Re), определяя при изменившейся вязкости жидкости число Рейнольдса (Re) при условии сохранения пропускной способности трубопровода, а также, зная коэффициент гидравлической эффективности при базовом числе Re и заданной концентрации при условии сохранения пропускной способности трубопровода, определяют новое значение концентрации иск, по которой устанавливают новый расход противотурбулентной присадки, где
- концентрация присадки;
иск - новое значение концентрации;
Re - число Рейнольдса;
Reб - базовое (исходное) число Рейнольдса.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к трубопроводному транспорту жидкости, в частности технологии перекачки по трубопроводу жидкости с применением противотурбулентных присадок в условиях изменения физико-химических свойств транспортируемой жидкости, например увеличения или уменьшения вязкости перекачиваемой жидкости.
Известен способ управления пропускной способностью нефтепродуктопроводов путем дозированного ввода в турбулентный поток перекачиваемой жидкости противотурбулентных высокомолекулярных полимерных присадок. Основой способа управления пропускной способностью является выбор адекватной дозировки вводимой присадки с помощью эмпирической зависимости коэффициента гидравлического сопротивления от числа Рейнольдса Re
и соотношения для конкретного типа присадки А, входящего в вышеуказанную зависимость от концентрации присадки , вводимой в транспортируемую жидкость (грамм присадки на тонну жидкости).
, ppm | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 |
А() | 61,4 | 95,1 | 143 | 187 | 249 | 276 | 340 | 380 |
(см. Ишмухаметов И.Т. и др. "Сборник практических расчетов при транспортировке нефтепродуктов по трубопроводам". М.: Нефть и газ, 1997. - С.90-96).
Недостаток способа состоит в том, что таблица 1 является производной данных измерений гидравлического сопротивления, полученных для конкретного трубопровода, фиксированного числа Рейнольдса, вязкости жидкости. В действительности в силу специфики влияния противотурбулентной присадки на структуру турбулентного потока ее эффективность будет зависеть от вязкости и поэтому соотношение между коэффициентом А и концентрацией присадки будет иным, чем представленные в таблице 1. Кроме того, зависимость (1) по числу Re имеет ограниченную область применения. Строго говоря, информация для коэффициента А должна быть представлена в виде зависимости А=А(, D, L, , W, ). Здесь - кинематическая вязкость жидкости, D, L - диаметр и длина трубопровода, - концентрация присадки, W - скорость потока, - шероховатость трубопровода.
Цель изобретения - повышение эффективности способа управления пропускной способностью трубопровода путем более точного определения величины расхода противотурбулентной присадки, вводимой в трубопровод при увеличении или уменьшении вязкости транспортируемой жидкости.
Поставленная цель достигается тем, что величину расхода противотурбулентной присадки определяют с учетом изменения вязкости жидкости, пользуясь выражением для коэффициента гидравлической эффективности,
и из графика определяют искомый расход противотурбулентной присадки.
Далее необходимую для ввода в трубопровод турбулентную присадку для увеличения или уменьшения вязкости транспортируемой жидкости, с целью управления пропускной способностью трубопровода, например сохранения пропускной способности, определяют путем построения серии кривых зависимостей =(Re, ), определяют число Рейнольдса для новой вязкости жидкости и из точки полученного значения числа Re на оси абсцисс проводят вертикальную прямую до пересечения с горизонтальной прямой, проведенной от точки = б( б, Reб) (при условии сохранения пропускной способности трубопровода) на оси ординат, и по точке пересечения прямых определяют кривую зависимости =(Re, иск), соответствующую искомому значению концентрации присадки иск, по которой устанавливают расход присадки.
На чертеже приведен график, объясняющий сущность способа.
В формуле (1) величина - коэффициент гидравлической эффективности, определяемый на стадии опытно-промышленной эксплуатации при базовом (исходном) числе и заданной концентрации присадки ; (0, б), (, б) соответственно коэффициенты гидравлического сопротивления лимитирующего участка трубопровода при перекачке жидкости без присадки (=0) и с присадкой (=).
Использование предлагаемого изобретения позволит управлять пропускной способностью трубопровода за счет более точного определения величины расхода противотурбулентной присадки при изменении вязкости транспортируемой жидкости.
Класс F17D1/16 облегчение перемещения жидкостей или воздействие на перемещение вязких продуктов изменением их вязкости
Класс F17D1/17 смешиванием с другой жидкостью