противопожарный клапан для воздуховодов
Классы МПК: | A62C4/02 в газовых трубопроводах |
Автор(ы): | Ковалев Иван Григорьевич (RU), Подрыванов Александр Владимирович (RU) |
Патентообладатель(и): | Ковалев Иван Григорьевич (RU), Подрыванов Александр Владимирович (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2004-08-23 публикация патента:
10.04.2006 |
Изобретение относится к противопожарной технике, в частности к устройствам, предотвращающим распространение пламени по воздуховодам вентиляционных систем. Противопожарный клапан для воздуховодов содержит установленные в корпусе на осях поворотные заслонки, имеющие общий привод. Стенки корпуса, снабженные загибами, соединены между собой вытяжными заклепками, причем загибы стенок заведены в шины для обеспечения упрощения сборки. Верхняя и нижняя стенки корпуса выполнены с цельнотянутыми прямоугольными выступами. На боковых стенках корпуса установлены планки с отверстиями для закрепления осей заслонок. Каждая заслонка выполнена в виде заполненной теплоизоляционным материалом коробчатой рамы с пазами, на которую нанесена термоуплотнительная лента, а сверху заклепками закреплены металлические листы с отгибами. Съемный привод включает совмещенный с легкоплавким замком фиксирующий механизм, содержащий стопор с двумя цилиндрами, имеющими возможность заходить в пазы диска, сообщенного с пружиной кручения, закрепленной в корпусе привода. На оси стопора установлены втулки с расположенной между ними пружиной, объединенные легкоплавким элементом. Предложенное техническое решение позволяет повысить надежность и эксплуатационные возможности клапана. 3 з.п. ф-лы, 7 ил.
Формула изобретения
1. Противопожарный клапан для воздуховодов, содержащий установленные в корпусе на приводных осях не менее чем одну поворотную заслонку, фиксирующий механизм, легкоплавкий замок, отличающийся тем, что стенки корпуса, снабженные загибами, соединены между собой с помощью вытяжных заклепок, причем загибы заведены в шины, верхняя и нижняя стенки корпуса выполнены с прямоугольными выступами, на боковых стенках корпуса установлены планки с отверстиями для закрепления осей заслонок, кроме того, каждая заслонка выполнена в виде заполненной теплоизоляционным материалом коробчатой рамы с пазами, на которую нанесена термоуплотнительная лента, а сверху заклепками закреплены металлические листы с отгибами, съемный привод помещен в отдельный корпус и снабжен фиксирующим механизмом, совмещенным с легкоплавким замком.
2. Клапан по п.1, отличающийся тем, что заслонки имеют общий привод.
3. Клапан по п.1 или 2, отличающийся тем, что привод снабжен фиксирующим механизмом, включающим стопор с двумя цилиндрами, имеющими возможность заходить в пазы диска, сообщенного с пружиной кручения, закрепленной на корпусе привода, причем на оси стопора установлены втулки с расположенной между ними пружиной, удерживаемой легкоплавким элементом.
4. Клапан по п.1 или 2, отличающийся тем, что на термоуплотнительную ленту нанесено лакокрасочное покрытие.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к противопожарной технике, в частности к устройствам, предотвращающим распространение пламени по воздуховодам вентиляционных систем.
Известен ряд противопожарных устройств, например противопожарный клапан для воздуховодов по а.с. СССР №1443882, А 62 С 3/04, БИ №46-88, содержащий установленные в корпусе на осях поворотные створки, соединенные с легкоплавким замком. Однако такая конструкция недостаточно надежно перекрывает воздуховод, т.к. створки неплотно смыкаются.
Наиболее близкой к предлагаемой конструкции является устройство по патенту РФ №2174026, А 62 С 4/02, БИПМ №27-2001.
Противопожарный клапан для воздуховодов содержит установленные в корпусе на осях поворотные створки, соединенные с легкоплавким замком. Вспучивающийся огнезащитный материал нанесен на внутреннюю поверхность корпуса и на внешние поверхности створок коробчатой формы, выполненных из пластин зигзагообразного сечения и заполненных теплоизоляционным материалом. Центры осей поворотных створок расположены на линии, отстоящей от плоскостей створок, клапан снабжен фиксирующим механизмом, установленным на рукоятке открытия створок, а легкоплавкий замок размещен в съемном люке на боковой части корпуса. Кроме того, фиксирующий механизм содержит подпружиненный фиксатор, контактирующий с ограничителем, расположенным на корпусе клапана.
Недостатком известной конструкции является то, что требуется длительный технологический цикл нанесения вспучивающегося покрытия, окрашивание. Заслонка сварной конструкции имеет тепловые мосты, передающие тепло с обогреваемой стороны на необогреваемую. Жесткая конструкция заслонки обусловливает значительный ее прогиб под действием температурных расширений составляющих ее листов.
Задача предлагаемого изобретения - повышение надежности и эксплуатационных характеристик клапана при упрощении технологии его производства.
Поставленная цель достигается тем, что в противопожарном клапане для воздуховодов, содержащем установленные в корпусе на приводных осях не менее чем одну поворотные заслонки, фиксирующий механизм, легкоплавкий замок, согласно изобретению стенки корпуса, снабженные загибами, соединены между собой с помощью вытяжных заклепок, причем загибы заведены в шины, верхняя и нижняя стенки корпуса клапана выполнены с прямоугольными выступами, на боковых стенках корпуса установлены планки с отверстиями для закрепления осей заслонок, кроме того, каждая заслонка выполнена в виде заполненной теплоизоляционным материалом коробчатой рамы с пазами, на которую нанесена термоуплотнительная лента, а сверху заклепками закреплены металлические листы с отгибами, съемный привод помещен в отдельный корпус и снабжен фиксирующим механизмом, совмещенным с легкоплавким замком.
При использовании в качестве привода пружины кручения фиксирующий механизм согласно изобретению включает стопор с двумя цилиндрами, имеющими возможность заходить в пазы диска, сообщенного с пружиной кручения, закрепленной на корпусе привода, причем на оси стопора установлены втулки с расположенной между ними пружиной, удерживаемой легкоплавким элементом.
При выполнении клапана с несколькими заслонками они имеют общий привод.
На термоуплотнительную ленту может быть нанесено лакокрасочное покрытие.
Эксплуатационные возможности, надежность и упрощение сборки клапана повышены вследствие:
- выполнения загибов по периметру стенок клапана и их введения в шины, что облегчает сборку, повышает жесткость корпуса при уменьшении толщины металла;
- выполнения профиля верхней и нижней стенок корпуса с выступами, используемыми в качестве упоров для заслонок, что позволяет сократить количество деталей (раньше упоры приваривались);
- использования вертикальных планок, установленных на боковых стенках, обеспечивает точное расположение отверстий, в которые вставляются оси заслонок;
- применения вытяжных заклепок, которыми скрепляются стенки корпуса, что исключает операцию сварки, которая отрицательно влияет на коррозионную стойкость клапана;
- выполнения пазов в раме каждой заслонки, что снижает теплопередачу;
- укрепления на ребрах заслонки оцинкованных листов с загибами, что повышает жесткость и обеспечивает плотное прилегание термоуплотнительной ленты к ребрам, а использование заклепок снижает вероятность прогибов в результате теплового расширения металла при сварке;
- использования термоуплотнительной ленты по периметру заслонок, что позволяет повысить огнестойкость клапана, т.к. термоуплотнительная лента при нагреве равномерно заполняет все щели между заслонками и корпусом, а также неплотности в стыках заслонок;
- выполнения привода съемным в отдельном корпусе, что позволяет устанавливать его на любой клапан, а также использовать в качестве привода любой исполнительный механизм;
- выполнения фиксатора в виде стопора с цилиндрами, заходящими в пазы диска и установки на осях стопора втулок с легкоплавким элементом между ними, что повышает надежность.
Предлагаемая конструкция отличается от ближайшего аналога - патента №2174026 тем, что
- исключено покрытие корпуса и заслонок вспучивающим огнезащитным материалом;
- выполнением заслонок с термоуплотнительной лентой по периметру и металлическими листами, прикрепленными заклепками к раме;
- отсутствием съемного люка для размещения легкоплавкого замка;
- исключением сварки при изготовлении корпуса клапана и заслонок;
- применением заклепок, шин и при сборке корпуса.
Изобретение иллюстрируется чертежом, где на фиг.1 изображен общий вид клапана, на фиг.2 - разрез А-А на фиг.1; на фиг.3 - разрез Б-Б на фиг.1; на фиг.4 - разрез В-В на фиг.2; на фиг.5 - вид Д на фиг.3; на фиг.6 - разрез Г-Г на фиг.2; на фиг.7 - вид Е на фиг.6.
Клапан (фиг.1) состоит из: корпуса 1 прямоугольной формы, в котором на осях 3 параллельно друг другу установлены поворотные заслонки 2.
В зависимости от типоразмера в корпусе может быть установлена одна заслонка 2.
Заслонки 2 соединены между собой системой тяг и рычагов 5. Заслонки 2 крепятся к осям 3 с помощью шпилек.
Приводной вал 4 закреплен на нижней заслонке 2 и сообщен с приводом 6.
Стенки (фиг.1, 4) верхняя 7, нижняя 8, боковые 9, 10 соединяются в корпус 1 стальными вытяжными заклепками 11 и уголками 12. На стенке 10 в ее нижней части расположен привод 6.
Боковые стенки 9, 10 (фиг.2, 4) представляют собой оцинкованный лист 13 с загибами 14, расположенными с двух сторон по длинной стороне листа 13, и загибами 15, отогнутыми в противоположную сторону по короткой стороне листа 13.
В стенках 9, 10 имеются отверстия.
Металлические оцинкованные планки 16 приклепаны к листам 13 стальными заклепками 17. В планках 16 выполнены отверстия 18, соосные с отверстиями в стенках 9, 10.
С целью увеличения жесткости и исключения операции сварки две пары шин 19 надеты на загибы 14.
Планки 16 позволяют закрепить на тонких листах 13 оси 3 и позиционировать их относительно друг друга.
Верхняя 7 и нижняя 8 стенки (фиг.3) состоят из листов 20 с загибами 21, расположенными с двух сторон. На листах 20 выгнуты прямоугольные выступы 22, причем выступы 22 на верхней 7 и нижней 8 стенках неодинаковы по размерам и ориентированы навстречу друг другу. Две пары шин 23 надеты на загибы 21. Выступы 22 служат упорами для заслонок 2.
Каждая заслонка 2 (фиг.3, 5) состоит из: двух продольных П-образных ребер 24 с пазами 26; двух боковых П-образных ребер 25 с пазами 26 и резьбовыми шпильками 27; оцинкованных листов 28, на которых имеются загибы 29. Загибы 29 прижимают термоуплотнительную ленту 30, нанесенную по периметру рамы, образованной из ребер 24 и 25, и увеличивают жесткость заслонки.
Пазы 26 уменьшают теплопередачу.
Оцинкованные листы 28 крепятся к ребрам стальными вытяжными заклепками 11. Полость, образованная ребрами 24 и 25 и листами 28, заполнена теплоизоляционным материалом.
Т.к. заслонка 2 выполнена без применения сварки, то вероятность прогибов снижается ввиду уменьшения зависимости прогиба от разницы температурного расширения двух листов 28 металла. В то же время ребра 24 и 25 обеспечивают достаточную жесткость заслонки 2.
Заслонки 2, соединенные системой тяг и рычагов 5, снабжены съемным приводом 6, имеющим фиксирующий механизм, совмещенный с легкоплавким замком.
Привод 6 (фиг.6, 7) с фиксирующим механизмом, удерживающим и фиксирующим заслонки 2 в открытом либо закрытом положении, крепится к стенке 10.
Привод заключен в отдельный корпус 31, установленный на рейках 32, закрепленных на стенке 10. Приводной вал 4 сообщен через муфту 33 с валом-рукояткой 34. Муфта 33 надевается на приводной вал 4 и предназначена для передачи момента кручения на нижнюю заслонку 2.
Вал-рукоятка 34 имеет возможность поворота во втулке 35, установленной в корпусе 31.
На валу 34 установлен диск 36 с двумя пазами 37 и 38. Пружина кручения 39 одним концом зацеплена за диск 36, а другим упирается во втулку 40.
Фиксирующий механизм содержит стопор 41, выполненный в виде соосных большого 42 и малого 43 цилиндров, цилиндры отличаются длиной. Эти цилиндры 42 и 43 имеют возможность фиксировать диск 36, находясь в его пазах 37 и 38.
На оси стопора 41 установлена пружина 44, втулки 45, 46 с пружиной 47 между ними.
Тепловой элемент 48 удерживает с помощью втулок 45, 46 пружину 47 в сжатом состоянии.
Стопор 41 находится во втулке 40, закрепленной в корпусе привода 31.
Т.о. в предложенном съемном приводе фиксирующий механизм совмещен в одном узле с легкоплавким замком.
Съемный привод 6 может изготавливаться отдельно и устанавливать на любой клапан.
В качестве привода поворота заслонок может быть использована как пружина кручения, так и электро- или пневмопривод и т.д.
Клапан функционирует следующим образом.
Он устанавливается в проем противопожарной преграды, через который проходит воздуховод, и служит для предотвращения распространения пожара через данный проем по воздуховоду.
В обычном положении клапан открыт - заслонки находятся в горизонтальном положении, и пропускает поток воздуха по воздуховоду.
Диск 36 пазом 38 зацеплен малым цилиндром 43 стопора 41, заслонки 2 удерживаются в открытом положении.
При возникновении пожара тепловой элемент 48 расплавляется, пружина 47, упираясь во втулки 45 и 46, вытягивает малый цилиндр 43 стопора из паза 38 диска 36. Диск 36 освобождается и через систему тяг и рычагов 5 под действием пружины кручения 39 заслонки 2 закрываются.
При этом большой цилиндр 42 стопора 41 ложится на диск 36 и при повороте последнего заходит в паз 37 диска 36 и предотвращает открытие заслонок 2.
При дальнейшем повышении температуры термоуплотнительная лента 30 увеличивается в объеме и перекрывает все зазоры, существующие в проеме клапана.
Заслонки 2 не могут самопроизвольно открываться, а только при воздействии через вал-рукоятку 34 при нажатии на стопор 41.
Для аварийного закрытия заслонок 2 стопор 41 выводится из зацепления с пазом 38 сектора 36 посредством нажатия на стопор 41 вручную или с использованием любого исполнительного механизма (электромагнита, пневмо-, гидроцилиндра и т.п.).
Класс A62C4/02 в газовых трубопроводах