объемная роторная машина

Классы МПК:F01C1/07 с передачей в виде кривошипно-шатунного механизма
F04C2/07 с передачей типа кривошипно-шатунного механизма
Патентообладатель(и):Ямилев Марат Мунаварович (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2004-01-06
публикация патента:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в конструкциях двигателей внутреннего сгорания, насосах, компрессорах и других объемных машинах. Объемная роторная машина содержит два соосных ротора с лопатками, каждый из которых кинематически связан с равномерно вращающимся валом посредством четырехзвенников, обеспечивающих неравномерное вращение роторов в противофазе. Машина снабжена двумя узлами четырехзвенников, промежуточные опоры которых соединены и выполнены эксцентрично с возможностью перемещения для изменения эксцентриситета между вращающимися осями четырехзвенника. Угол между ведомым кривошипом первого узла четырехзвенника и ведущим кривошипом второго составляет от 0 до 180 градусов. Расширяются технологические возможности машины за счет передачи всех усилий поверхностным контактированием. 5 ил. объемная роторная машина, патент № 2273739

объемная роторная машина, патент № 2273739 объемная роторная машина, патент № 2273739 объемная роторная машина, патент № 2273739 объемная роторная машина, патент № 2273739 объемная роторная машина, патент № 2273739

Формула изобретения

Объемная роторная машина, содержащая два соосных ротора с лопатками, каждый из которых кинематически связан с равномерно вращающимся валом посредством четырехзвенников, обеспечивающих неравномерное вращение роторов в противофазе, отличающаяся тем, что машина снабжена двумя узлами четырехзвенников, промежуточные опоры которых соединены и выполнены эксцентрично с возможностью перемещения для изменения эксцентриситета между вращающимися осями четырехзвенника, при этом угол между ведомым кривошипом первого узла четырехзвенника и ведущим кривошипом второго составляет от 0 до 180 градусов.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в конструкциях двигателей внутреннего сгорания, насосах, компрессорах и других объемных машинах.

Известны двигатели с качательным движением лопаток (SU 973878 A, SU 1569429 A, SU 1399505 A, SU 1554358 A, SU 1788305 A, SU 1670157 A, GB 1155429 А, FR 1261518 A, US 4194871 A и др.). В этих изобретениях в корпусе размещены два ротора в виде втулки с лопатками. При вращении роторов между лопатками образуется пространство, которое изменяется в объеме в процессе вращения. Все они имеют громоздкие конструкции узла, обеспечивающего неравномерную скорость вращения роторов.

Известен двигатель внутреннего сгорания по RU 2054122 C1, в котором роторы приводятся во вращение ромбовым приводом, установленными с возможностью обеспечения неравномерного вращения валов в противофазе, обеспечивая изменение объема межлопаточного пространства. Ось приводного вала и ось промежуточного вала не совпадают, при изменении этого расстояния изменяется степень сжатия и рабочий объем двигателя. Усилия передаются линейным контактированием, что вызывает большой и быстрый износ. Данное техническое решение принято в качестве прототипа.

Задача изобретения - расширение технологических возможностей объемной роторной машины за счет передачи всех усилий поверхностным контактированием.

Указанная задача достигается в объемной роторной машине, содержащей два соосных ротора с лопатками, каждый из которых кинематически связан с равномерно вращающимся валом посредством четырехзвенников, обеспечивающих неравномерное вращение роторов в противофазе, согласно изобретению машина снабжена двумя узлами четырехзвенников, промежуточные опоры которых соединены и выполнены эксцентрично с возможностью перемещения для изменения эксцентриситета между вращающимися осями четырехзвенника, при этом угол между ведомым кривошипом первого узла четырехзвенника и ведущим кривошипом второго составляет от 0 до 180 градусов.

Изобретение поясняется чертежами.

На фиг.1 изображена кинематическая схема объемной роторной машины с роторами, содержащими по две оппозитно расположенные лопатки,

на фиг.2 изображен вид А на фиг.1, объемная роторная машина, патент № 2273739=0°,

на фиг.3 - объемная роторная машина, патент № 2273739=180°,

на фиг.4 - минимальный угол между лопатками,

на фиг.5 - максимальный угол между лопатками.

Вид А - узел четырехзвенников в крайних положениях, где:

- при одной лопатке на роторах кривошипы 6 и 8 расположены и соединены под углом объемная роторная машина, патент № 2273739=0°, где объемная роторная машина, патент № 2273739 - угол между кривошипами 6 и 8, шатуны 4 и 9 установлены на шарниры 5 встречно по вращению приводного вала 1 (фиг.2);

- при одной лопатке на роторах кривошипы 6 и 8 расположены под углом объемная роторная машина, патент № 2273739=180°, шатуны 4 и 9 установлены на шарниры 5 встречно по вращению приводного вала 1 (фиг.3);

- на роторы установлены по две оппозитно расположенные лопатки, кривошипы 6 и 8 расположены под оптимальным углом объемная роторная машина, патент № 2273739 от 0 до 180°, в зависимости от параметров объемной машины, шатуны 4 и 9 установлены на шарниры 5 в одном по вращению приводного вала 1 направлении, при минимальном угле между лопатками объемная роторная машина, патент № 2273739 min, где объемная роторная машина, патент № 2273739 - угол между лопатками роторов 11 и 11' (фиг.4);

- на роторы установлены по две оппозитно расположенные лопатки, кривошипы 6 и 8 расположены под оптимальным углом объемная роторная машина, патент № 2273739 от 0 до 180°, в зависимости от параметров объемной машины, шатуны 4 и 9 установлены на шарниры 5 в одном по вращению приводного вала 1 направлении при максимальном угле между лопатками объемная роторная машина, патент № 2273739 max (фиг.5).

Объемная роторная машина состоит из приводного вала 1, соединенного с кривошипом 2. Кривошип 2 посредством шарнира 3 связан с шатуном 4, который шарниром 5 связан с кривошипом 6, установленным на промежуточной опоре 7. Ось промежуточной опоры 7 параллельна и эксцентрична оси приводного вала 1. Кривошип 8, установленный на промежуточной опоре 7, связан шарниром 5 с шатуном 9, который связан с кривошипом 10. Ведомый кривошип 10 жестко связан с первым ротором 11 объемной роторной машины. Промежуточные опоры кривошипов 6 и 8 совпадают (промежуточная опора 7). Оси приводного вала 1 и ротора 11 совпадают. Оси всех указанных шарниров и валов взаимно параллельны. Кривошип 2, шатун 4, кривошип 6 составляют первый четырехзвенник, где кривошип 2 - ведущий, кривошип 6 - ведомый кривошип первого четырехзвенника. Кривошип 8, шатун 9, кривошип 10 являются вторым четырехзвенником, где кривошип 8 - ведущий, кривошип 10 - ведомый кривошип второго четырехзвенника.

Промежуточная опора 7 установлена в подшипниках 12 в корпусе 13, который имеет возможность поступательного перемещения в направляющих 14 с осью, перпендикулярной оси приводного вала.

Корпус 13 с помощью механизма перемещения 15 изменяет эксцентриситет между осью приводного вала 1 и осью промежуточной опоры 7. При равномерном вращении приводного вала 1 ротор вращается с переменной скоростью, лопатки наряду с вращательным движением приобретают качательное движение, а в зависимости от угла объемная роторная машина, патент № 2273739 между кривошипами 6 и 8, а также от вида установки шатунов 4 и 9 характер качательного движения изменяется. При изменении эксцентриситета между осью 1 и осью промежуточной опоры 7 изменяется амплитуда колебания и, как следствие, рабочий объем роторной машины или степень сжатия двигателя внутреннего сгорания.

Продолжение приводного вала 1 проходит внутри роторов 11 и 11', который по аналогии с первым узлом четырехзвенников связан с кривошипом 2', шарниром 3', шатуном 4', шарниром 5', кривошипами 6' и 8', промежуточной опорой 7', шатуном 9', кривошипом 10' и передает колебательное вращение ротору 11'.

Корпус 13' имеет возможность поступательно перемещать в направляющих 14' промежуточную опору 7' с кривошипами 6' и 8' синхронно с корпусом 13 механизмом перемещения 15. В некоторых случаях достаточно регулировать положение только одной промежуточной опоры, при этом вторая может находиться в оптимально выбранном положении. Промежуточные опоры могут быть выполнены и неподвижными, если нет необходимости изменять режимы работы объемной роторной машины. В этом случае промежуточная опора устанавливается жестко без регулировки, его положение определяется конструктивно предварительно.

На каждом роторе может быть установлено по одной или по две оппозитно расположенные лопатки. В исходном положении плоскости лопаток 16 и 16' расположены под равными углами между собой, оппозитно при одной лопатке на роторе и взаимно перпендикулярно при двух лопатках. При вращении приводного вала угол между плоскостями лопаток роторов изменяется от минимального до максимального для данной величены эксцентриситета. Изменение эксцентриситета между осью приводного вала 1 и осью промежуточной опоры 7 может изменять угол объемная роторная машина, патент № 2273739 между плоскостями лопаток от объемная роторная машина, патент № 2273739 min до 360°/n-объемная роторная машина, патент № 2273739 min, где объемная роторная машина, патент № 2273739 min - угол, при котором лопатки роторов касаются друг друга, n - число лопаток на валу. При изменении эксцентриситета изменяется рабочий объем роторной машины и степень сжатия двигателя. Максимальное значение угла между плоскостями лопаток равно:

объемная роторная машина, патент № 2273739 max=360°/n-объемная роторная машина, патент № 2273739 min

Изменение углового положения одной лопатки равно:

объемная роторная машина, патент № 2273739 ср=объемная роторная машина, патент № 2273739 max/2=180°/n-объемная роторная машина, патент № 2273739 min.

Угол между первым кривошипом первого четырехзвенника и вторым кривошипом второго четырехзвенника изменяется от объемная роторная машина, патент № 2273739 min до объемная роторная машина, патент № 2273739 max, при этом изменение угла в два раза меньше, чем изменение угла между лопатками, где объемная роторная машина, патент № 2273739 - угол между кривошипами 2 и 10.

Роторы 11 и 11' размещаются в корпусе 17 на подшипниках 18, на приводном валу 1 могут быть установлены маховики.

Узлы четырехзвенников могут быть установлены и по одну сторону от корпуса 17, как в прототипе.

На фиг.2 кривошипы 6 и 8 совпадают или угол объемная роторная машина, патент № 2273739=0°. Шатуны 4 и 9 четырехзвенников шатуны 4 и 9 установлены на шарниры 5 встречно по вращению приводного вала 1. При одном обороте выходного вала лопатки совершают одно колебательное движение. Разница угла разворота кривошипа 2 на фиг.2 при изменении угла объемная роторная машина, патент № 2273739 разворота между лопатками от минимального до максимального значения равна 180°. В этом случае на роторы установлены по одной лопатке, n = 1.

объемная роторная машина, патент № 2273739 ,

объемная роторная машина, патент № 2273739 .

Объемную роторную машину можно использовать как насос, компрессор, двухтактный двигатель внутреннего сгорания и т. п.

На фиг.3 кривошипы 6 и 8 соединены под углом объемная роторная машина, патент № 2273739 = 180°. Шатуны 4 и 9 четырехзвенников установлены на шарниры 5 встречно по вращению приводного вала 1. При одном обороте выходного вала лопатки совершают одно колебательное движение. Разница угла разворота кривошипа 2 на фиг.3 при изменении угла объемная роторная машина, патент № 2273739 разворота между лопатками от минимального до максимального значения равно 180°. В этом случае на роторы установлены по одной лопатке, n = 1.

объемная роторная машина, патент № 2273739 ,

объемная роторная машина, патент № 2273739 .

Объемную роторную машину можно использовать как насос, компрессор, двухтактный двигатель внутреннего сгорания и т. п.

На фиг.2 и 3 показано номинальное значение объемная роторная машина, патент № 2273739 max.

На фиг.4 лопатки 16 и 16' расположены под минимальным углом объемная роторная машина, патент № 2273739 min, кривошипы 6 и 8 соединены под углом от 0° до 180°. Фактически оптимальный угол объемная роторная машина, патент № 2273739 составляет 30...60°. Шатуны 4 и 9 установлены на шарниры 5 в одном по вращению приводного вала 1 направлении. В этом случае на роторы установлены по две оппозитно расположенные лопатки, n=2. Разница угла разворота кривошипа 2 на фиг.4 при изменении угла объемная роторная машина, патент № 2273739 разворота между лопатками от минимального до максимального значения равна 90°. При одном обороте выходного вала лопатки совершают два колебательных движения. Объемную роторную машину можно использовать как четырехтактный двигатель внутреннего сгорания, двухпоточный насос или компрессор и т. п.

На фиг.5 показан вариант на фиг.4, когда лопатки 16 и 16' расположены под максимальным углом объемная роторная машина, патент № 2273739 max.

Класс F01C1/07 с передачей в виде кривошипно-шатунного механизма

роторно-поршневая машина объемного расширения -  патент 2528221 (10.09.2014)
роторно-лопастной двигатель внутреннего сгорания -  патент 2496998 (27.10.2013)
роторно-лопастной двигатель внутреннего сгорания -  патент 2474705 (10.02.2013)
четырехтактный роторно-лопастной двигатель внутреннего сгорания -  патент 2467175 (20.11.2012)
способ работы роторного двигателя и роторный двигатель холодного -  патент 2464432 (20.10.2012)
роторно-лопастный двигатель с параллелограммно-кривошипным преобразователем вращения (вариант 1-й) -  патент 2436964 (20.12.2011)
роторно-поршневой двигатель -  патент 2418172 (10.05.2011)
шарнирно-поршневой механизм -  патент 2405939 (10.12.2010)
двигатель с кольцевым цилиндром -  патент 2386036 (10.04.2010)
многосекционный роторно-лопастной двигатель внутреннего сгорания -  патент 2358127 (10.06.2009)

Класс F04C2/07 с передачей типа кривошипно-шатунного механизма

Наверх