способ изготовления опоры скольжения

Классы МПК:F16C33/14 специальные способы изготовления; приработка 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Хабаровский государственный технический университет (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2004-05-06
публикация патента:

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к опорам скольжения (подшипникам и направляющим), работающим в условиях граничной, полужидкостной и жидкостной смазки. Способ создания антифрикционной поверхности детали включает выполнение канавок, нанесение антифрикционного материала и последующее его деформирование в пределах упругих деформаций материала основы. Антифрикционный материал наносят в виде гальванического покрытия на основе мягких металлов, а усилие деформирования задают в диапазоне его пределов текучести и прочности. Канавки выполняют методом вибрационного обкатывания инструментом со сферической рабочей поверхностью, а покрытие наносят методом электронатирания. Технический результат - обеспечение безотходного использования антифрикционного материала, создание рабочей поверхности, обладающей одновременно высокой антифрикционностью и износостойкостью на весь срок службы. 1 з.п. ф-лы, 3 ил., 1 табл. способ изготовления опоры скольжения, патент № 2274777

способ изготовления опоры скольжения, патент № 2274777 способ изготовления опоры скольжения, патент № 2274777 способ изготовления опоры скольжения, патент № 2274777

Формула изобретения

1. Способ создания антифрикционной поверхности детали, включающий выполнение канавок, нанесение антифрикционного материала и последующее его деформирование в пределах упругих деформаций материала основы, отличающийся тем, что антифрикционный материал наносят в виде гальванического покрытия на основе мягких металлов, усилие деформирования задают в диапазоне его пределов текучести и прочности, а толщину гальванического покрытия выбирают из соотношения:

способ изготовления опоры скольжения, патент № 2274777 где

способ изготовления опоры скольжения, патент № 2274777 - толщина гальванического покрытия;

Sk - площадь боковой поверхности канавки в поперечном сечении;

l k - расстояние между канавками (шаг канавок);

h - глубина канавок.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что канавки выполняют методом вибрационного обкатывания инструментом со сферической рабочей поверхностью, а покрытие наносят методом электронатирания.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению, в частности к опорам скольжения (подшипникам и направляющим), работающим в условиях граничной, полужидкостной и жидкостной смазки.

Известен способ создания опоры скольжения, включающий создание бинарной поверхности трения, содержащей чередующиеся участки несущего и антифрикционного материалов (Пустовойт Ю.И. Работоспособность самосмазывающихся подшипников с бинарной поверхностью трения // Порошковая металлургия. 1990. - вып.8. - С.72-76).

Недостатком указанного способа является большой расход антифрикционного материала из-за значительной глубины канавок им заполненным.

В качестве ближайшего аналога выбран способ изготовления опоры скольжения, включающий выполнение канавок на поверхности основы, нанесение на нее антифрикционного материала и последующее его деформирование в пределах упругих деформаций материала основы с образованием рабочей поверхности в виде чередующихся участков материала основы и антифрикционного материала (а.с. СССР №1430631, Кл. F 16/C 33/04, 33/24, заявлено 23.09.86, опубликовано 15.10.88, Бюл. №38).

Недостатком данного способа является большой расход антифрикционного материала, т.к. в процессе деформирования происходит удаление лишнего слоя, который идет в отходы. Данный способ также не эффективен для опор скольжения, которые имеют малый предельный износ (до 0,3 мм). В этом случае имеют место непроизводительные затраты на изготовление канавок, глубина которых превышает нескольких миллиметров, и увеличивается расход антифрикционного материала. Уменьшение глубины канавок ведет к возникновению проблем с закреплением в них антифрикционного материала.

Технической задачей, на решение которой направлено изобретение, является обеспечение безотходного использования антифрикционного материала, создание рабочей поверхности, обладающей одновременно высокой антифрикционностью и износостойкостью на весь срок службы, а также расширение технологических возможностей, снижение трудоемкости и повышения производительности получения такой поверхности.

Указанная техническая задача решается тем, что в предлагаемом способе изготовления опоры скольжения, включающем выполнение на поверхности основы канавок, нанесение антифрикционного материала и последующее его деформирование в пределах упругих деформаций основы, в отличие от прототипа, антифрикционный материал наносят в виде гальванического покрытия на основе мягких металлов, а усилие деформирования задают в диапазоне его пределов текучести и прочности, а толщину антифрикционного гальванического покрытия выбирают из соотношения

способ изготовления опоры скольжения, патент № 2274777

где Sk - площадь боковой поверхности канавки в поперечном сечении;

lk - расстояние между канавками (шаг канавок);

h - глубина канавок.

Канавки на поверхности основы выполняют методом вибрационного обкатывания инструментом со сферической рабочей поверхностью, а покрытие наносят методом электронатирания.

Предлагаемый способ обеспечивает безотходное использование антифрикционного материала в результате того, что он наносится на поверхность основы заданной толщины, выбранной из условия полного заполнения канавок путем его пластической деформации, а не удаления как в известном способе. При этом на рабочей поверхности основы остается тонкий приработочный слой 0,01-0,03 мм как, например, у традиционных триметаллических сталебронзовых подшипников, применяемых для вкладышей ДВС. Однако, если у последних после износа гальванического приработочного покрытия антифрикционные свойства рабочей бронзовой основы ухудшаются, что в тяжелых режимах трения иногда сопровождается схватыванием и задирами, то предлагаемый способ обеспечивает одновременно высокие антифрикционные свойства и износостойкость опоры на весь срок службы. Кроме этого, использование для получения канавок метода вибрационного обкатывания, а для нанесения антифрикционного материала метода электронатирания в несколько раз повышает производительность и снижает трудоемкость изготовления опоры скольжения, а также расширяет технологические возможности в результате варьирования в широких пределах площадью, глубиной канавок и составом антифрикционного материала.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 показана часть поверхности основы опоры скольжения после выполнения канавок; на фиг.2 - то же, после нанесения на эту поверхность антифрикционного материала; на фиг.3 - после его поверхностного пластического деформирования.

Способ осуществляется следующим образом.

Вначале в материале основы на ее рабочей поверхности методом вибрационного обкатывания шаром или алмазной сферой выполняют канавки сферической формы (Фиг.1). Причем оптимальная площадь, занимаемая канавками, составляет 40-60%, а их глубина выбирается с учетом предельного износа опоры скольжения.

Затем на рабочую поверхность основы наносится антифрикционный материал в виде мягкого гальванического покрытия определенной толщины. Ее рассчитывают по приведенной выше экспериментально полученной зависимости (1), в которой площадь боковой поверхности канавки (Sk) определяют по известной в геометрии формуле

способ изготовления опоры скольжения, патент № 2274777

где R - радиус сферической поверхности канавки (принимается равным радиусу сферического индентора);

а - ширина канавки (хорда).

Толщина гальванического покрытия назначается из условия полного заполнения канавок при деформировании, образования ровной поверхности с тонким приработочным слоем толщиной способ изготовления опоры скольжения, патент № 2274777=0,01-0,03 мм и зависит от площади, занимаемой канавками, и их глубины. В качестве антифрикционного материала в предлагаемом способе используют мягкие металлы, такие как свинец, олово, кадмий, висмут и т.п., а также их сплавы. В качестве гальванического способа нанесения наилучшим для этих целей является метод электронатирания, у которого скорость роста катодного осадка в десятки раз выше, чем у традиционного ванного метода осаждения, а также обеспечивающий нанесения покрытия непосредственно на рабочую поверхность детали.

Далее рабочая поверхность основы с покрытием подвергается поверхностному пластическому деформированию известными способами (раскаткой роликом, дорнованием, прокаткой в валках и т.п.). При этом давление деформирования не должно превышать предел прочности материала покрытия, т.к. в противном случае последний будет разрушаться и удаляться с поверхности. Таким образом, необходимо выполнение условия

способ изготовления опоры скольжения, патент № 2274777

где Р - давление деформирования;

способ изготовления опоры скольжения, патент № 2274777 Т - предел текучести антифрикционного материала покрытия;

способ изготовления опоры скольжения, патент № 2274777 В - предел прочности антифрикционного материала покрытия при сжатии.

Экспериментально установлено, что оптимальное значение давления деформирования инструмента на антифрикционное покрытие на основе мягких металлов составляет

способ изготовления опоры скольжения, патент № 2274777

Пример 1. На внутренней бронзовой рабочей поверхности биметаллической втулки скольжения диаметром 50 мм методом вибрационного обкатывания индентором радиусом R=3 мм выполняли канавки шагом lk=5 мм, площадь канавок составила F=50%, а их геометрические параметры имели следующие значения: h=0,05 мм, а=1,85 мм; S к=0,10 мм2. Расчетное значение толщины покрытия по выражению (1) составило способ изготовления опоры скольжения, патент № 2274777=0,028 мм. Нанесение антифрикционного покрытия на основе свинцового сплава (свинец - 90%, олово - 10%) заданной толщины осуществляли методом электронатирания из фторобалтного электролита при плотности тока 50 А/дм2 в течение 2,0 мин. При этом толщина покрытия составила 0,03 мм.

Поверхностное пластическое деформирование осуществляли роликовой раскаткой при давлении 1,3 способ изготовления опоры скольжения, патент № 2274777 т (84,5 МПа) за один проход. После деформирования толщина приработочного слоя на поверхности основы составила способ изготовления опоры скольжения, патент № 2274777=0,01 мм. После обработки рабочая поверхность стала гладкой, канавки визуально не просматривались.

Пример 2. На аналогичной, как в примере 1, втулке индентором R=3 мм выполняли канавки с шагом lk=8 мм. Геометрические параметры канавок: F=50%, h=0,3 мм; а=4,28 мм; Sк=0,88 мм2. Расчетное значение толщины покрытия составило способ изготовления опоры скольжения, патент № 2274777=0,064 мм. Аналогичное покрытие наносили в течение 4, 5 мин, при этом его толщина составила 0,065 мм. Деформирование осуществляли при давлении 1,5 способ изготовления опоры скольжения, патент № 2274777 т (97,5 МПа), после чего толщина приработочного покрытия составила способ изготовления опоры скольжения, патент № 2274777=0,015 мм.

Подшипники, изготовленные по предлагаемому способу, испытывались в сравнении с традиционными биметаллическими сталебронзовыми подшипниками, на поверхность которых было нанесено аналогичное приработочное покрытие толщиной 0,015 мм. Испытания проводили на специальном стенде с возвратно-качательным движением вала со скоростью 0,1 м/сек в среде масла. После полного износа приработочного покрытия подшипники испытывались на максимальную несущую способность и износостойкость. Результаты сравнительных испытаний приведены в таблице.

Эксплуатационные показатели традиционные триметаллические подшипники подшипники, изготовленные по предлагаемому способу
Максимальная несущая способность, МПа 5080
Коэффициент трения при максимально допустимой нагрузке 0,150,10
Интенсивность изнашивания при максимальной нагрузке 3,2·10-92,4·10 -9
Температура в рабочей зоне при максимальной нагрузке, °С 12090
Износ за 100 тыс. циклов работы при максимальной нагрузке, мм 0,070,04

Как видно, подшипники, изготовленные по предлагаемому способу, по всем эксплуатационным показателям намного превосходят традиционные.

Класс F16C33/14 специальные способы изготовления; приработка 

триботехническая композиция для металлических узлов трения -  патент 2527243 (27.08.2014)
способ изготовления колодок подпятника и подшипника скольжения -  патент 2492369 (10.09.2013)
способ изготовления вкладыша подшипника -  патент 2462625 (27.09.2012)
элемент скольжения и способ его получения -  патент 2456486 (20.07.2012)
способ формирования безызносных пар трения и устройство для его осуществления -  патент 2428597 (10.09.2011)
элемент прирабатываемого уплотнения турбины -  патент 2424874 (27.07.2011)
подшипник скольжения, способ изготовления, а также применение такого подшипника скольжения -  патент 2415314 (27.03.2011)
самосмазывающаяся направляющая деталь для шарниров и подшипников -  патент 2405985 (10.12.2010)
способ изготовления колодки упорного подшипника скольжения -  патент 2395731 (27.07.2010)
подшипник скольжения между двумя деталями, перемещающимися относительно друг друга -  патент 2395017 (20.07.2010)
Наверх