муфта-тормоз
Классы МПК: | F16D67/04 гидравлического или пневматического действия B30B15/12 соединительные и сцепные муфты для прессов F16D13/75 отличия, относящиеся к регулировке, например приспособления для регулировки зазора F16D65/46 винтом и гайкой |
Автор(ы): | Кожевников Виктор Александрович (RU), Бондарь Владимир Григорьевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Кожевников Виктор Александрович (RU), Бондарь Владимир Григорьевич (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2004-08-10 публикация патента:
20.04.2006 |
Изобретение относится к машиностроению, а именно к муфтам-тормозам механических прессов и других кузнечно-прессовых машин. Тормозные пружины 27 муфты-тормоза установлены в стаканах 28 ведомого нажимного диска узла включения муфты-тормоза 29 и в регулируемых стаканах 30 ведомого опорного оребренного диска узла включения муфты-тормоза 24 муфты, с фиксацией их положения при помощи шплинтов 31. Одновременно подвижный промежуточный составной диск 34 муфты установлен с возможностью свободного перемещения в осевом двустороннем направлении по кольцевой поверхности цилиндрической части 35 резьбовых стаканов, выступающей из ведомого опорного оребренного диска узла включения муфты-тормоза 24 муфты. Опорный диск тормоза состоит из опорного диска тормоза 10, жестко прикрепленного винтами к торцу подвижного обода 11, соединенного своим диаметром через резьбовое соединение 9 с неподвижным ободом Г-образного пневмоцилиндра 4, с размещенным в нем поршнем 7 муфты-тормоза. На левой боковой поверхности поршня 7, в его выступающей кольцевой части выполнены равномерно по окружности сквозные радиальные пазы 33, в которых установлены с возможностью перемещения днища 32 всех стаканов 28 тормозных пружин 27 ведомого нажимного диска узла включения муфты-тормоза 29. Торец кольцевой части поршня 7 постоянно контактирует и взаимодействует с боковой поверхностью ведомого нажимного диска узла включения муфты-тормоза 29 узла включения. По торцу резьбового обода 11 опорного диска тормоза 10 тормоза выполнены по окружности через равные расстояния сквозные радиальные пазы, в двух диаметрально противоположных из которых установлены с возможностью возвратно-поступательного перемещения подвижные прямоугольные ползушки 13, предназначенные для фиксации вращающегося обода 11 после регулировки в требуемом положении. Технический результат: совершенствование конструкции муфты-тормоза и процесса ее регулирования, повышение величины тормозного момента, надежности работы и срока службы, упрощение монтажа и демонтажа тормозных пружин и улучшение условий обслуживания узла включения. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
Формула изобретения
1. Муфта-тормоз, содержащая ступицу с выполненными в ней отверстиями, образующими каналы для подведения сжатого воздуха во внутреннюю кольцевую полость пневмоцилиндра Г-образной формы, в которой установлен подвижный уплотненный манжетами поршень, при этом пневмоцилиндр жестко прикреплен к ступице, например, винтами и включает опорный диск тормоза, устройства ступенчатой фиксированной регулировки зазоров между ведущими дисками муфты и тормоза с фрикционными элементами, ведомым опорным оребренным диском узла включения муфты-тормоза и ведомым нажимным диском узла включения муфты-тормоза и подвижным промежуточным составным диском, выполненными с отверстиями, образующими каналы в зоне трения узла включения для циркуляции через них охлаждающего воздуха окружающей узел трения воздушной среды, и тормозные пружины, установленные в цилиндрических стаканах между поршнем пневмоцилиндра и ведомым опорным оребренным диском узла включения муфты-тормоза, жестко соединенного со ступицей посредством пальцев и винтов, отличающаяся тем, что тормозные пружины установлены своим одним концом в цилиндрических стаканах, размещенных в сквозных отверстиях по окружности выполненного составным ведомого нажимного диска узла включения муфты-тормоза, а своим противоположным концом тормозные пружины установлены в регулируемых резьбовых цилиндрических стаканах с возможностью их перемещения и регулирования в осевом двухстороннем направлении в сквозных резьбовых отверстиях ведомого опорного оребренного диска узла включения муфты-тормоза, с фиксированием их в требуемом положении совместно с упомянутым ведомым опорным оребренным диском при помощи шплинтов, которые жестко связывают между собой регулируемые резьбовые стаканы и ведомый опорный оребренный диск узла включения муфты-тормоза, при этом на боковой поверхности поршня в его выступающей кольцевой части выполнены равномерно по окружности сквозные радиальные пазы, в которых установлены с возможностью перемещения днища всех стаканов тормозных пружин выполненного составным ведомого нажимного диска узла включения муфты-тормоза, причем торец выступающей кольцевой части поршня постоянно контактирует с боковой поверхностью ведомого нажимного диска узла включения муфты-тормоза, подвижный промежуточный составной диск установлен с возможностью свободного перемещения в осевом двустороннем направлении по наружной кольцевой поверхности, выступающей из ведомого опорного оребренного диска узла включения муфты-тормоза цилиндрической части резьбовых стаканов тормозных пружин, опорный диск тормоза состоит из диска, который жестко прикреплен, например, винтами к торцу подвижного обода, соединенного через резьбовое соединение с неподвижным ободом Г-образного пневмоцилиндра с размещенным в нем поршнем муфты-тормоза, а по торцу резьбового обода опорного диска тормоза выполнены по окружности через равные расстояния сквозные радиальные пазы, в двух диаметрально противоположных из которых установлены с возможностью возвратно-поступательного перемещения подвижные прямоугольные ползушки, каждая из которых связана и взаимодействует с регулировочным вращающимся винтом, расположенным в теле пневмоцилиндра и обеспечивающим свободное перемещение ползушек в двух взаимно противоположных направлениях с фиксацией их в требуемом положении.
2. Муфта-тормоз по п.1, отличающаяся тем, что во внутренней перемычке каждого регулируемого резьбового цилиндрического стакана ведомого опорного оребренного диска узла включения муфты-тормоза выполнено по осевой линии сквозное отверстие шестигранной или четырехгранной формы для взаимодействия его с торцевым регулировочным ключом.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в механических прессах и других кузнечно-прессовых машинах.
Известна принятая в качестве аналога муфта-тормоз (см. патент Германии №DE 10018208 А1, кл. F 16 D 67/04 с приоритетом от 12.04.2000 года), содержащая ступицу с выполненными в ней вертикальными отверстиями (каналами) для подведения сжатого воздуха во внутреннюю кольцевую полость пневмоцилиндра Г-образной формы, в которой установлен подвижный уплотненный манжетами поршень, при этом пневмоцилиндр жестко прикреплен к ступице, например, винтами и включает опорный диск тормоза, устройства ступенчатой фиксированной регулировки зазоров между ведущими дисками с фрикционными элементами, а также ведомым опорным диском и ведомым нажимным диском, выполненным с вертикальными внутренними каналами в зоне трения узла включения для циркуляции через них охлаждающего воздуха, окружающий узел трения воздушной среды, и тормозные пружины, установленные между поршнем пневмоцилиндра и ведомым опорным оребренным диском узла включения.
Недостатками известной муфты-тормоза по патенту Германии №DE 10018208 А1 является труднодоступное расположение поршня пневмоцилиндра и тормозных пружин внутри узла включения, что ухудшает их монтаж и демонтаж и затрудняет и ухудшает обслуживание и замену деталей по мере их износа или поломки при эксплуатации, так как требует полной разборки муфты-тормоза, а именно съем, а затем последующую установку следующих базовых деталей узла трения: пневмоцилиндра с тормозным диском, поршня - нажимного диска муфты и тормоза и тормозных пружин.
При этом большим недостатком является отсутствие возможности непосредственного регулирования усилия тормозных пружин в процессе их работы, так как уменьшение толщины фрикционного пакета тормоза по мере его износа в процессе эксплуатации узла включения приводит к увеличению величины хода и общей длины тормозных пружин в период их контакта при торможении тормоза, а следовательно, и к уменьшению общей величины их тормозного момента, что может создать аварийную ситуацию в период работы муфты-тормоза по патенту Германии № DE 10018208 А1.
Одновременно по причине отсутствия установки тормозных пружин в защитных стаканах, в случае поломки при эксплуатации одной или нескольких пружин узла включения возможно их заклинивание (поршня - нажимного диска) продуктами разрушения, что приведет муфту-тормоз к аварии, а это вызовет аварию и всей кузнечно-прессовой машины.
Кроме того, муфта-тормоз по патенту Германии №DE 10018208 А1 плохо вентилируется и охлаждается в процессе ее работы, имеет сложную и нетехнологичную конфигурацию детали в виде поршень - нажимной диск, что является причиной уменьшения надежности, долговечности и безопасности работы узла включения в условиях производственной эксплуатации.
Известна принятая в качестве аналога муфта-тормоз (см. патент США №5.452.780, кл. F 16 D 67/04 с приоритетом от 2.12.1993 года), содержащая ступицу с выполненными в ней вертикальными отверстиями (каналами) для подведения сжатого воздуха во внутреннюю кольцевую полость пневмоцилиндра Г-образной формы, в которой установлен подвижный уплотненный манжетами поршень, при этом пневмоцилиндр жестко прикреплен к ступице, например, винтами и включает опорный диск тормоза, устройства ступенчатой фиксированной регулировки зазоров между ведущими дисками с фрикционными элементами, а также ведомым опорным оребренным диском и ведомым нажимным диском, выполненным с вертикальными внутренними каналами в зоне трения узла включения для циркуляции через них охлаждающего воздуха, окружающий узел трения воздушной среды, и тормозные пружины, установленные в цилиндрических стаканах между поршнем пневмоцилиндра и ведомым опорным оребренным диском узла включения, жестко соединенного со ступицей посредством пальцев и винтов.
В муфте-тормозе по патенту США №5.452.780 тормозные пружины расположены в цилиндрических стаканах опорного диска на небольшом радиусе от центральной осевой линии узла трения, что не позволяет обеспечить высокую величину тормозного момента, так как на этом радиусе возможно установить по окружности не более 5-6 пружин, в связи с чем значительно уменьшается надежность, безопасность и срок службы известного узла включения.
Более того, установленные пружины не имеют возможности регулироваться по усилию, при этом пружины визуально не могут быть осмотрены, так как для этого потребуется полная разборка и сборка всех базовых деталей муфты-тормоза по патенту США №5.452.780.
Кроме того, в данной известной муфте-тормозе подвижный нажимной диск связан жестко с поршнем и образует совместно с ним сложную консольно выполненную деталь Ч - (чеобразной) формы, что приводит к перекосу детали на манжетных уплотнениях поршня. Последнее, в результате знакопеременных нагрузок при одиночных включениях узла в количестве 30-60 в минуту в период его работы приводит к повышенному износу манжетных уплотнений поршня муфты-тормоза, что значительно уменьшает срок службы узла включения по патенту США №5.452.780 в период ее эксплуатации.
Вместе с этим в данной муфте-тормоз при торможении тормоза выделяемое тепло передается через тело винтов в находящийся с ним во взаимодействии обод пневмоцилиндра узла включения, по внутренней поверхности которого перемещается наружное манжетное уплотнение поршня. В результате этого под действием высокой температуры происходит охрупчивание резиновой уплотнительной манжеты и ее разрушение, что уменьшает надежность и долговечность известной муфты-тормоза по патенту США №5.452.780.
Известна принятая в качестве аналога муфта-тормоз (см. патент Испании № ES 2.065.792, кл. F 16 D 67/04 с приоритетом от 10.01.1992 года), содержащая ступицу с выполненными в ней вертикальными отверстиями (каналами) для подведения сжатого воздуха во внутреннюю кольцевую полость пневмоцилиндра Г-образной формы, в которой установлен подвижный уплотненный манжетами поршень, при этом пневмоцилиндр жестко прикреплен к ступице, например, винтами и включает опорный диск тормоза, а также ведомый опорный оребренный диск и ведомый нажимной диск, выполненный с вертикальными внутренними каналами в зоне трения узла включения для циркуляции через них охлаждающего воздуха, окружающий узел трения воздушной среды, ведущие диски с фрикционными элементами, и тормозные пружины, установленные в цилиндрических стаканах между поршнем пневмоцилиндра и ведомым опорным оребренным диском узла включения.
Данная муфта-тормоз имеет такой же недостаток, как и конструкция муфты-тормоза по патенту США №5.452.780, в части недостаточной величины тормозного момента из-за установки ограниченного числа тормозных пружин (5-6 шт.) на очень малом радиусе от осевой линии узла включения.
При этом установленные пружины визуально не просматриваются, а их монтаж и демонтаж очень сложный и трудоемкий, так как требует полной разборки и сборки всех базовых деталей муфты и тормоза.
Далее, в муфте-тормозе Испании по патенту № ES 2.065.792 находящиеся в стаканах тормозные пружины не регулируются по усилию, что имеет отрицательное значение на устойчивость величины тормозного момента и на работу всего узла включения в целом.
Одновременно в данной муфте-тормозе расположение верхней манжеты поршня в непосредственной близости от поверхности трения тормоза также вызовет в результате высокой температуры быстрое охрупчивание резины уплотнения и выход из строя манжетного уплотнения поршня пневмоцилиндра муфты-тормоза.
Кроме того, в муфте-тормозе по патенту Испании № ES 2.065.792 так же как и в муфте-тормозе по патенту Германии № DE 10018208 А1 отсутствуют устройства ступенчатой фиксированной регулировки зазоров между ведущими дисками с фрикционными элементами и ведомыми дисками узла включения, что приведет по мере износа фрикционных элементов в период работы узла трения к повышению величины хода поршня - нажимного диска и как следствие к увеличению силы удара нажимным диском по фрикционным элементам при включении узла и их разрушению и выходу из строя.
Известна также принятая в качестве ближайшего аналога муфта-тормоз (см. патент и №2189507, кл. F 16 D 67/04 с приоритетом от 21.12.2000 года), содержащая ступицу с выполненными в ней вертикальными отверстиями для подведения сжатого воздуха во внутреннюю кольцевую полость пневмоцилиндра Г-образной формы, в которой установлен подвижный уплотненный манжетами поршень, при этом пневмоцилиндр жестко прикреплен к ступице, например, винтами и включает опорный диск тормоза, устройства ступенчатой фиксированной регулировки зазоров между ведущими дисками с фрикционными элементами, а также ведомым опорным оребренным диском и ведомыми нажимным и промежуточный дисками, выполненными с вертикальными внутренними каналами в зоне трения узла включения для циркуляции через них охлаждающего воздуха, окружающей узел трения воздушной среды, и тормозные пружины, установленные в цилиндрических стаканах между поршнем пневмоцилиндра и ведомым опорным оребренным диском узла включения, соединенного со ступицей посредством пальцев и винтов.
У данной известной муфты-тормоз имеются такие же недостатки, как и у конструкций муфт-тормозов по патенту Германии № DE 10018208 А1, по патенту США №5.452.780. по патенту Испании № ES 2.065.792, и по патенту РФ №2189507, а именно: тормозные пружины не имеют возможности индивидуального регулирования их по усилию, также нет возможности пружинам повысить их общую величину суммарного тормозного усилия для более четкого торможения и остановки затормаживаемых вращающихся деталей.
Этот недостаток объясняется тем, что в указанных близких заявке аналогах по патентам Германии, США, Испании и РФ отсутствуют существенные отличительные свойства и конструктивные признаки у тормозных пружин для выполнения вышеуказанных действий.
Кроме того, в представленных аналогах конструкций муфт-тормозов в случае поломки одной или нескольких тормозных пружин в период работы узла включения отсутствует возможность их замены без полной разборки муфты-тормоза.
Технический результат изобретения - совершенствование конструкции муфты-тормоза и процесса ее регулирования, повышение величины тормозного момента, надежность работы и срока службы, упрощение монтажа и демонтажа тормозных пружин и улучшение условий обслуживания узла включения при эксплуатации.
Для достижения технического результата в муфте-тормозе, содержащей ступицу с выполненными в ней отверстиями, образующими каналы для подведения сжатого воздуха во внутреннюю кольцевую полость пневмоцилиндра Г-образной формы, в которой установлен подвижный уплотненный манжетами поршень, при этом пневмоцилиндр жестко прикреплен к ступице, например, винтами и включает опорный диск тормоза, устройства ступенчатой фиксированной регулировки зазоров между ведущими дисками муфты и тормоза с фрикционными элементами, ведомым опорным оребренным диском узла включения муфты-тормоза и ведомым нажимным диском узла включения муфты-тормоза и подвижным промежуточным составным диском, выполненными с отверстиями, образующими каналы в зоне трения узла включения для циркуляции через них охлаждающего воздуха окружающей узел трения воздушной среды, и тормозные пружины, установленные в цилиндрических стаканах между поршнем пневмоцилиндра и ведомым опорным оребренным диском узла включения муфты-тормоза, жестко соединенного со ступицей посредством пальцев и винтов, тормозные пружины установлены своим одним концом в цилиндрических стаканах, размещенных в сквозных отверстиях по окружности выполненного составным ведомого нажимного диска узла включения муфты-тормоза, а своим противоположным концом тормозные пружины установлены в регулируемых резьбовых цилиндрических стаканах с возможностью их перемещения и регулирования в осевом двухстороннем направлении в сквозных резьбовых отверстиях ведомого опорного оребренного диска узла включения муфты-тормоза, с фиксированием их в требуемом положении совместно с упомянутым ведомым опорным оребренным диском при помощи шплинтов, которые жестко связывают между собой регулируемые резьбовые стаканы и ведомый опорным оребренный диск узла включения муфты-тормоза, при этом на боковой поверхности поршня, в его выступающей кольцевой части выполнены равномерно по окружности сквозные радиальные пазы, в которых установлены с возможностью перемещения днища всех стаканов тормозных пружин выполненного составным ведомого нажимного диска узла включения муфты-тормоза, причем торец выступающей кольцевой части поршня постоянно контактирует с боковой поверхностью ведомого нажимного диска узла включения муфты-тормоза, подвижный промежуточный составной диск установлен с возможностью свободного перемещения в осевом двухстороннем направлении по наружной кольцевой поверхности, выступающей из ведомого опорного оребренного диска узла включения муфты-тормоза цилиндрической части резьбовых стаканов тормозных пружин, опорный диск тормоза состоит из диска, который жестко прикреплен, например, винтами к торцу подвижного обода, соединенного через резьбовое соединение с неподвижным ободом Г-образного пневмоцилиндра с размещенным в нем поршнем муфты-тормоза, а по торцу резьбового обода опорного диска тормоза выполнены по окружности через равные расстояния сквозные радиальные пазы, в двух диаметрально противоположных из которых установлены с возможностью возвратно-поступательного перемещения прямоугольные ползушки, каждая из которых связана и взаимодействует с регулировочным вращаются винтом, расположенным в теле пневмоцилиндра и обеспечивающим свободное перемещение ползушек в двух взаимно противоположных направлениях с фиксацией их в требуемом положении, и во внутренней перемычке каждого регулируемого резьбового цилиндрического стакана ведомого опорного оребренного диска узла включения муфты-тормоза выполнено по осевой линии сквозное отверстие шестигранной или четырехгранной формы для взаимодействия его с торцевым регулировочным ключом.
Данные существенные признаки и принципиально новые технические решения, изложенные в формуле изобретения, проявляют технические свойства, не известные как в принятом ближайшем аналоге, так и ни в одном из известных объектов осуществления достижения намеченного результата изобретения - совершенствование конструкции муфты-тормоза и процесса ее регулирования, повышение величины тормозного момента, надежности работы и срока службы, упрощение монтажа и демонтажа тормозных пружин и улучшение условий обслуживания узла включения при эксплуатации.
Указанные в формуле изобретения новые существенные признаки отвечают критерию "существенные отличия".
Конструкция муфты-тормоза по данной патентной заявке на изобретение имеет над ближайшим аналогом (см. патент РФ №2189507) следующие преимущества:
1. Расположение тормозных пружин непосредственно под фрикционными элементами ведущих дисков муфты и тормоза позволяет значительно повысить величину тормозного момента, а также обеспечить надежность и стабильность включения и выключения узла трения в период его работы в условиях производства.
2. Конструкция муфты-тормоза позволяет осуществлять визуальный осмотр тормозных пружин при остановке вращения маховика машины, не снимая базовых деталей узла включения и не нарушая их соединения между собой, а также проводить быструю (5-6 минут) и легкую процедуру съема, осмотра и установки любой из тормозных пружин с наружной стороны узла трения, что упрощает монтаж и демонтаж тормозных пружин и улучшает условия обслуживания узла трения при его эксплуатации.
3. При включении муфты-тормоза поршень через жестко связанное с ним кольцо взаимодействует постоянно контактно своим торцем с боковой наружной поверхностью нажимного ведомого составного диска, что обеспечивает передачу усилия пневмоцилиндра без перекоса деталей и ведет к совершенствованию конструкции узла включения и к четкости его работы, а также и к увеличению срока его службы в период эксплуатации.
4. Регулировка зазоров между фрикционными элементами ведущих дисков и ведомых дисков муфты-тормоза производится с одной стороны узла трения и осуществляется быстро и надежно при помощи нового и прогрессивного устройства регулирования в виде тормозного диска, жестко закрепленного на подвижном ободе, соединенного через резьбовое соединение с неподвижным ободом Г-образного цилиндра узла включения, с фиксацией своего требуемого положения посредством двух диаметрально противоположно установленных друг другу перемещаемых ползушек, приводимых в движение при помощи винтов со стопорными гайками.
5. Установка составного промежуточного диска осуществляется с возможностью его свободного перемещения в осевом двухстороннем направлении по наружной кольцевой поверхности, выступающей из опорного диска цилиндрической части резьбовых стаканов тормозных пружин, что упрощает конструкцию муфты-тормоза, обеспечивая ее компактность и надежность работы.
6. Тормозные пружины имеют возможность быстро регулироваться по усилию за счет наружных регулировочных резьбовых стаканов с фиксированием их требуемого положения при помощи шплинтов, устанавливаемых в сквозных отверстиях, выполненных в теле ведомого опорного диска муфты-тормоза, что позволяет осуществлять быстрый съем и замену тормозных пружин в случае их поломки при эксплуатации узла включения.
На фиг.1 изображена предлагаемая муфта-тормоз в разрезе; на фиг.2 представлен вид А на фиг.1; на фиг.3 показан разрез Б-Б на фиг.2; на фиг.4 приведен разрез В-В на фиг.1.
Муфта-тормоз, содержащая ступицу 1, с выполненными в ней отверстиями, образующими каналы 2 для подведения сжатого воздуха во внутреннюю кольцевую полость 3 пневмоцилиндра 4 Г-образной формы, в которой установлен подвижный уплотненный манжетами 5 и 6 поршень 7. При этом пневмоцилиндр 4 жестко прикреплен к ступице 1, например, винтами 8 и своим наружным диаметром взаимодействует через резьбовое соединение 9 с тормозным узлом включения, состоящим из опорного диска 10 тормоза, жестко прикрепленного, например, винтами к торцу, имеющего возможность вращения обода 11, у которого по наружному торцу выполнены по окружности через равные расстояния сквозные радиальные пазы 12.
Устройство ступенчатой фиксированной регулировки зазоров между ведущими и ведомыми дисками муфты-тормоза выполнено в двух диаметрально противоположных радиальных пазах 12, в которых установлены с возможностью возвратно-поступательного перемещения подвижные прямоугольные ползушки 13, каждая из которых состоит из призматической головки 14 и цилиндрического тела 15, перемещаемого в отверстии перемычки 16 пневмоцилиндра 4. Одновременно прямоугольные ползушки 13 связаны подвижно и взаимодействуют с регулировочными вращающимися винтами 17, установленными в перемычках 18, в теле пневмоцилиндра 4, обеспечивая при этом свободное перемещение подвижных прямоугольных ползушек 13 в двух взаимно противоположных направлениях, с фиксацией их в требуемом положении при помощи крепежных гаек 19 и стопорной гайки 20, зафиксированной от прокручивания гужоном 21. Вращение регулировочных винтов 17 в обоих противоположных направлениях осуществляется путем вращения головки 22 винта 17 специальный торцевым шестигранным (или четырехгранным) ключом (на чертеже не показан), который устанавливается в выемку 23 винта 17 в момент проведения регулировки. Ведомый опорный оребренный диск 24 узла включения муфты-тормоза жестко соединен со ступицей 1 посредством пальцев 25 и винтов 26.
Тормозные пружины 27 узла включения расположены в цилиндрических стаканах между поршнем 7 пневмоцилиндра 4 и ведомым опорным диском 24 узла включения. При этом тормозные пружины 27 установлены своим одним концом в цилиндрических стаканах 28, размещенных в сквозных отверстиях по окружности тела ведомого нажимного составного диска 29 узла включения муфты-тормоза.
Вместе с этим своим противоположным концом тормозные пружины 27 установлены в регулируемых резьбовых цилиндрических стаканах 30. с возможностью их перемещения и регулирования в осевом двухстороннем направлении в сквозных резьбовых отверстиях ведомого опорного диска 24 узла включения. Причем после регулирования стаканов 30 производится их фиксирование в требуемом положении совместно с опорным диском 24 при помощи шплинтов 31, которые исключают их прокручивание и жестко связывают между собой регулируемые резьбовые стаканы 30 и ведомый опорный диск 24 муфты-тормоза. В это же время на боковой поверхности поршня 7, в его выступающей кольцевой части выполнены равномерно по окружности сквозные радиальные пазы 33, в которых установлены днища 32 всех цилиндрических стаканов 28 тормозных пружин 27 ведомого нажимного диска 29 узла включения муфты-тормоза, причем торец выступающей кольцевой части порция 7 постоянно контактирует с боковой поверхностью ведомого нажимного составного диска 29 муфты-тормоза.
Одновременно подвижный промежуточный составной диск 34 установлен с возможностью свободного перемещения в осевом двухстороннем направлении по наружной кольцевой поверхности, выступающей из опорного диска 24 цилиндрической части 35 резьбовых стаканов 30 тормозных пружин 27. Также во внутренней перемычке 36 каждого регулируемого резьбового цилиндрического стакана 30 опорного диска 24 муфты-тормоза выполнено по осевой линии сквозное отверстие 37 шестигранной или четырехгранной формы для взаимодействия его в период регулирования с торцевым регулировочным ключом (не показан).
Ведущие диски 38 муфты с фрикционными элементами 39 установлены с возможностью свободного перемещения на пальцах, закрепленных на вращающемся маховике машины (не показано), а ведущий тормозной диск 40 с фрикционными элементами 41 установлен с возможностью свободного перемещения на пальцах, закрепленных на станине машины (не показано).
Далее с целью интенсивного поступления охлаждающего воздуха в зону трения и эффективного отвода тепла от трущихся поверхностей фрикционных элементов 39 и 41 и от взаимодействующих о июли поверхностей их контртел в ступице 1 выполнены по окружности сквозные отверстия 42.
Также с целью лучшего охлаждения в перемычке 36 резьбовых стаканов 30 опорного диска 24 выполнены сквозные отверстия 37. Вместе с этим ведомый нажимной диск 29 узла включения муфты-тормоза и подвижный промежуточный составной диск 34 выполнены с отверстиями 43 и 44, образующими каналы для прохода через них воздуха, с целью интенсивного отвода через них тепла, которое возникает в зоне трения в деталях в процессе работы узла включения.
Кроме того, между опорным диском тормоза 10 и ободом 11, в последнем, по торцу обода выполнены по окружности через равные расстояния сквозные пазы 45, обеспечивающие в процессе работы узла включения интенсивный продув через них воздуха, который охлаждает опорный диск 10 тормоза при работе муфты-тормоза.
При этом требуемое усилие тормозных пружин 27 при их монтаже в стаканах 28 и 30 достигается при установке наружного торца резьбового стакана 30 вровень с наружной поверхностью опорного диска 24. Необходимость съема одной из поломанных при работе пружин 27 выполняется после снятия шплинта 31, а затем выкручивания резьбовой части стакана 30 из резьбового соединения 46 в сквозном окне опорного диска 24.
Муфта-тормоз работает следующим образом.
При подаче по команде сжатого воздуха из сети через вертикальные отверстия 2 во внутреннюю кольцевую полость 3 пневмоцилиндра 4 Г-образной формы поршень 7 с манжетами 5 и 6 перемещается в осевом направлении влево (см. фиг.1).
В результате этого поршень 7 через свою кольцевую выступающую часть воздействует на наружную боковую поверхность нажимного ведомого составного диска 29 узла включения и производит через цилиндрические стаканы 28 перемещение и сжатие тормозных пружин 27.
При этом нажимной диск 29 отходит от фрикционных элементов 41 ведущего тормозного диска 40 (тормоз растормаживается), а затем диск 29, продолжая двигаться влево, прижимается к фрикционным элементам 39 ведущих дисков 38 и, перемещая последние, вместе с промежуточным подвижным диском 34 прижимает весь фрикционный пакет к опорному диску 24 (включается муфта).
При выхлопе по команде сжатого воздуха из кольцевой полости 3 пневмоцилиндра 4 в атмосферу тормозные пружины 27, воздействуя через стаканы 28 и через правую боковую поверхность нажимного ведомого диска 29 на торец выступающей кольцевой части поршня 7, отводят последний от фрикционных элементов 39 ведущих дисков 38 муфты (муфта выключается), а затем прижимают диск 29 к фрикционным элементам 41 ведущего тормозного диска 40 и далее к опорному диску 10 тормоза (включается тормоз), и в результате этого затормаживаются ведомые детали муфты-тормоза и привода машины и они прекращают свое вращение.
Далее весь цикл работы при включении муфты-тормоза повторяется вновь.
По мере износа, в процессе работы пакета фрикционных элементов 39 и 41 при эксплуатации узла муфты-тормоза производится регулировка величины зазоров между дисками 10, 24, 29, 34, 38 и 40 узла включения, которая выполняется в следующей последовательности.
При невращающемся маховике и неработающем, например, прессе включить муфту для освобождения опорного диска 10 тормоза от усилия тормозных пружин 27. Затем поочередным вращением торцевым ключом двух противоположно установленных друг другу регулировочных винтов 17 в пневмоцилиндре 4 выводят подвижные прямоугольные ползушки 13 из зацепления их с пазом 12 обода 11 опорного диска 10 тормоза. После этого, вращая обод 11 совместно с опорным диском 10 тормоза на резьбе 9, выбирается свободный зазор между всеми ведомыми дисками 10, 24, 29 и 34, а также ведущими дисками 38 и 40 с фрикционными элементами 39 и 41 до их соприкосновения между собой. Далее, поворачивая обод 11 с диском 10 тормоза в обратную сторону на 90° (на три паза 12 в наружном торце обода 11), получаем гарантированный первоначальный зазор в зоне трения в размере 1,5-1,8 мм.
Затем вновь вращением поочередным двух противоположно установленных винтов 17 в обратную сторону вводятся в совмещенные радиальные пазы 12 призматические головки 14 подвижных прямоугольных ползушек 13 и отключают подачу сжатого воздуха в пневмоцилиндр 4 муфты. Узел муфта-тормоз отрегулирован и вновь готов к работе.
Технический результат и экономический эффект при внедрении изобретения достигается в результате новых технических решений в конструкции муфты-тормоза.
Новые технические решения в узле включения обеспечивают совершенствование конструкции муфты-тормоза и процесса ее регулирования, повышение величины тормозного момента, надежности работы и срока службы, упрощение монтажа и демонтажа тормозных пружин и улучшение условий обслуживания узла включения при эксплуатации.
Указанные достоинства и новизна заявляемого объекта достигается и обеспечивается новыми существенными признаками и существенными отличиями, изложенными в формуле изобретения на принципиально новое техническое решение в виде конструкции "Муфта-тормоз".
Класс F16D67/04 гидравлического или пневматического действия
тормозная муфта - патент 2519577 (20.06.2014) | |
муфта-тормоз комбинированная - патент 2452881 (10.06.2012) | |
автоматизированное сцепление - патент 2436689 (20.12.2011) | |
муфта-тормоз - патент 2415317 (27.03.2011) | |
муфта-тормоз - патент 2321784 (10.04.2008) | |
муфта-тормоз - патент 2291991 (20.01.2007) | |
муфта-тормоз - патент 2248477 (20.03.2005) | |
муфта-тормоз - патент 2248476 (20.03.2005) | |
муфта-тормоз - патент 2235232 (27.08.2004) | |
муфта-тормоз - патент 2224928 (27.02.2004) |
Класс B30B15/12 соединительные и сцепные муфты для прессов
муфта кривошипно-шатунного пресса - патент 2504475 (20.01.2014) | |
устройство сцепления для механического пресса, ножниц или штампующего устройства - патент 2372196 (10.11.2009) | |
муфта-тормоз - патент 2291991 (20.01.2007) | |
пружинно-шариковая муфта - патент 2134367 (10.08.1999) |
Класс F16D13/75 отличия, относящиеся к регулировке, например приспособления для регулировки зазора
муфта-тормоз - патент 2321784 (10.04.2008) | |
фрикционная муфта - патент 2298709 (10.05.2007) | |
муфта-тормоз - патент 2291991 (20.01.2007) | |
узел сцепления - патент 2245464 (27.01.2005) | |
фрикционное сцепление - патент 2241152 (27.11.2004) | |
фрикционная муфта и устройство сцепления - патент 2238451 (20.10.2004) | |
фрикционное сцепление - патент 2236616 (20.09.2004) | |
разъёмный маховик и закрепляемое на маховике фрикционное сцепление - патент 2226242 (27.03.2004) | |
маховиковое устройство, в частности для автомобиля - патент 2201541 (27.03.2003) | |
муфта-тормоз - патент 2189507 (20.09.2002) |
Класс F16D65/46 винтом и гайкой
регулятор тормоза транспортного средства - патент 2501997 (20.12.2013) | |
регулятор тормоза транспортного средства - патент 2444654 (10.03.2012) | |
муфта-тормоз - патент 2291991 (20.01.2007) | |
муфта-тормоз - патент 2189507 (20.09.2002) |