система для обнаружения места разрыва трубопровода

Классы МПК:F17D5/06 с применением электрических или акустических средств
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Государственное Унитарное Предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2004-10-21
публикация патента:

Изобретение относится к области транспортировки жидкости, газов и других продуктов с помощью трубопроводов, а именно к системам и устройствам для наблюдения за целостностью трубопроводов, расположенных на земной поверхности, и выявления мест их разрывов. Техническим результатом изобретения является повышение оперативности обнаружения и определение местоположения разрыва магистрального трубопровода путем облета его на вертолете. В системе для обнаружения места разрыва трубопровода, содержащей приемную радиостанцию и электропровод, проложенный рядом с трубопроводом и соединенный двумя своими концами с концами трубопровода и источника переменного напряжения, приемная радиостанция размещена на борту вертолета и содержит последовательно включенные первую приемную антенну, первый усилитель высокой частоты, перемножитель, второй вход которого соединен с выходом второго усилителя высокой частоты, узкополосный фильтр, первый фазометр, второй вход которого соединен с выходом опорного генератора, и блок регистрации, последовательно включенные вторую приемную антенну, второй усилитель высокой частоты, линию задержки, фазовый детектор, второй вход которого соединен с выходом второго усилителя высокой частоты, и второй фазометр, второй вход которого соединен с выходом опорного генератора, а выход подключен к второму входу блока регистрации, третий вход которого через измеритель дальности соединен с выходом второго усилителя высокой частоты, причем приемные антенны размещены на противоположных концах лопастей несущего винта вертолета, двигатель которого кинематически связан с несущим винтом и опорным генератором. 2 ил. система для обнаружения места разрыва трубопровода, патент № 2276304

система для обнаружения места разрыва трубопровода, патент № 2276304 система для обнаружения места разрыва трубопровода, патент № 2276304

Формула изобретения

Система для обнаружения места разрыва трубопровода, содержащая приемную радиостанцию и электропровод, проложенный рядом с трубопроводом и соединенный двумя своими концами с концами трубопровода и источника переменного напряжения, отличающаяся тем, что приемная радиостанция размещена на борту вертолета и содержит последовательно включенные первую приемную антенну, первый усилитель высокой частоты, перемножитель, второй вход которого соединен с выходом второго усилителя высокой частоты, узкополосный фильтр, первый фазометр, второй вход которого соединен с выходом опорного генератора, и блок регистрации, последовательно включенные вторую приемную антенну, второй усилитель высокой частоты, линию задержки, фазовый детектор, второй вход которого соединен с выходом второго усилителя высокой частоты, и второй фазометр, второй вход которого соединен с выходом опорного генератора, а выход подключен к второму входу блока регистрации, третий вход которого через измеритель дальности соединен с выходом второго усилителя высокой частоты, причем приемные антенны размещены на противоположных концах лопастей несущего винта вертолета, двигатель которого кинематически связан с несущим винтом и опорным генератором.

Описание изобретения к патенту

Предлагаемая система относится к области транспортировки жидкостей, газов и других продуктов с помощью трубопроводов, а именно к системам и устройствам для наблюдения за целостностью трубопроводов, расположенных на земной поверхности, и выявления мест их разрывов.

Известны системы и устройства для обнаружения места разрыва трубопровода (авт. свид. СССР №№642575, 723291, 1733837, 1818386; патенты РФ №№2135887, 2230978, патент Франции №2642818 и другие).

Из известных систем и устройств наиболее близкой к предлагаемой является система, реализующая "Способ обнаружения места разрыва трубопровода" (патент РФ №2135887, F 17 D 5/06, 1997), которая и выбрана в качестве прототипа.

Указанная система содержит трубопровод с разрывом, электропровод, проложенный рядом с трубопроводом, к которому подсоединяется один из концов электропровода, другой конец подсоединяется к другому проводу источника переменного напряжения. Система также содержит приемную станцию с антенной. При этом источник переменного напряжения выбирают с частотой, соответствующей генерации электромагнитных волн с длиной волны, близкой к размеру предполагаемого разрыва или диаметру трубопровода.

Однако известная система не обеспечивает оперативного обнаружения и определения местоположения разрыва магистрального трубопровода.

Технической задачей изобретения является повышение оперативности обнаружения и определения местоположения разрыва магистрального трубопровода путем облета его на вертолете.

Поставленная задача решается тем, что в системе для обнаружения места разрыва трубопровода, содержащей приемную радиостанцию и электропровод, проложенный рядом с трубопроводом и соединяющий двумя своими концами с концами трубопровода и источника переменного напряжения, приемная радиостанция размещена на борту вертолета и содержит последовательно включенные первую приемную антенну, первый усилитель высокой частоты, перемножитель, второй вход которого соединен с выходом второго усилителя высокой частоты, узкополосный фильтр, первый фазометр, второй вход которого соединен с выходом опорного генератора, и блок регистрации, последовательно включенные вторую приемную антенну, второй усилитель высокой частоты, линию задержки, фазовый детектор. Второй вход которого соединен с выходом второго усилителя высокой частоты, и второй фазометр, второй вход которого соединен с выходом опорного генератора, а выход подключен к второму входу блока регистрации, третий вход которого через измеритель дальности соединен с выходом второго усилителя высокой частоты, причем приемные антенны размещены на противоположных концах лопасти несущего винта вертолета, двигатель которого кинематически связан с несущим винтом и опорным генератором.

Расположение приемных антенн на вертолете показано на фиг.1. Структурная схема системы для обнаружения места разрыва трубопровода представлена на фиг.2.

Система содержит электропровод 3, проложенный рядом с трубопроводом 1 и соединенный двумя своими концами с концами трубопровода и источника 4 переменного напряжения.

Приемная радиостанция размещена на борту вертолета и содержит последовательно включенные первую приемную антенну 5, первый усилитель 7 высокой частоты, перемножитель 9, второй вход которого соединен с выходом усилителя 8 высокой частоты, узкополосный фильтр 13, первый фазометр 14, второй вход которого соединен с выходом опорного генератора 17, и блок 18 регистрации, последовательно включенные вторую приемную антенну 6, второй усилитель 8 высокой частоты, линию задержки 10, фазовый детектор 11, второй вход которого соединен с выходом опорного генератора 17, а выход подключен к второму входу блока 18 регистрации, третий вход которого через измеритель 12 дальности соединен с выходом усилителя 8 высокой частоты. Приемные антенны 5 и 6 размещены на противоположных концах лопастей несущего винта вертолета. Двигатель 16 кинематически связан с несущим винтом вертолета и опорным генератором 17.

Предлагаемая система работает следующим образом.

При установке открытого трубопровода 1 рядом с ним прокладывают электропровод 3, который подключен к одному из концов трубопровода 1. Другой конец подсоединяют к другому проводу источника 4 переменного напряжения. При отсутствии разрыва излучения электромагнитных волн не происходит. В случае появления разрыва трубопровод 1, место разрыва служит своеобразной антенной и начинает излучать электромагнитные волны с длиной волны, характерной размеру Д разрыва. Для определения характерного размера Д разрыва используется следующее соотношение между критической длиной волны излучения система для обнаружения места разрыва трубопровода, патент № 2276304 кр и Д:

система для обнаружения места разрыва трубопровода, патент № 2276304 кр=1,25 Д,

при котором происходит переход от экспоненциального затухания излучения в канале, образованном разрывом 2 в стене трубопровода 1, к пропусканию, обусловленному возможностью распространения основной волны в волноводном канале разрыва 2.

Если трубопровод заполнен средой с относительной диэлектрической проницаемостью система для обнаружения места разрыва трубопровода, патент № 2276304 , то соответствующая система для обнаружения места разрыва трубопровода, патент № 2276304 кр частота излучения fкр определяется из выражения:

система для обнаружения места разрыва трубопровода, патент № 2276304

где с - скорость света в вакууме.

Это излучение принимается антеннами 5 и 6, размещенными на противоположных концах лопастей несущего винта вертолета:

система для обнаружения места разрыва трубопровода, патент № 2276304

система для обнаружения места разрыва трубопровода, патент № 2276304

где U1, U2 - амплитуды принимаемых электромагнитных колебаний;

fкр - критическая частота излучения;

R - радиус окружности, на которой расположены приемные антенны 5 и 6;

система для обнаружения места разрыва трубопровода, патент № 2276304 =2система для обнаружения места разрыва трубопровода, патент № 2276304 F - скорость вращения приемных антенн 5 и 6 (скорость вращения несущего винта вертолета);

система для обнаружения места разрыва трубопровода, патент № 2276304 - пеленг на источник излучения электромагнитных колебаний (разрыв 2 трубопровода);

система для обнаружения места разрыва трубопровода, патент № 2276304 - угол относительно опорного фазового угла;

система для обнаружения места разрыва трубопровода, патент № 2276304 - фаза принимаемого сигнала.

Приемные антенны 5 и 6 перемещаются по окружности с постоянной скоростью V= система для обнаружения места разрыва трубопровода, патент № 2276304 R на удалении Ro от источника излучения 2. За время приема электромагнитных колебаний от источника излучения антенны проходят путь L= система для обнаружения места разрыва трубопровода, патент № 2276304 R.

Знаки "+" и "-" перед фазой система для обнаружения места разрыва трубопровода, патент № 2276304 (t) соответствуют диаметрально противоположным положениям антенн 5 и 6 на концах двух противоположных лопастей несущего винта вертолета.

Пеленгация источника излучения (разрыва 2 трубопровода) электромагнитных колебаний в горизонтальной (азимутальной) плоскости осуществляется дифференциально-фазовым методом с использованием обусловленной эффектом Доплера фазовой модуляции, возникающей при круговом вращении приемных антенн 5 и 6. При этом фаза огибающей модуляции сигналов зависит от направления на источник излучения.

Так как приемные антенны 5 и 6 то приближаются к источнику, то удаляются от него, возникает эффект Доплера, вызывающий пространственно-фазовую модуляцию принимаемых колебаний.

Причем величина

система для обнаружения места разрыва трубопровода, патент № 2276304

входящая в состав принимаемых колебаний и называемая индексом фазовой модуляции, характеризует максимальное значение отклонения фазы вращающихся приемных антенн. Пеленгатор тем чувствительнее к изменению угла система для обнаружения места разрыва трубопровода, патент № 2276304 , чем больше относительный размер базы R/система для обнаружения места разрыва трубопровода, патент № 2276304 кр, уменьшается значение угловой координаты система для обнаружения места разрыва трубопровода, патент № 2276304 , при которой разность фаз превосходит значение 2система для обнаружения места разрыва трубопровода, патент № 2276304 , то есть наступает неоднозначность отсчета. Следовательно, при система для обнаружения места разрыва трубопровода, патент № 2276304 наступает неоднозначность отсчета угла система для обнаружения места разрыва трубопровода, патент № 2276304 .

Устранение указанной неоднозначности путем уменьшения соотношения R/система для обнаружения места разрыва трубопровода, патент № 2276304 кр обычно себя не оправдывает, так как при этом теряется основное достоинство широкобазовой системы. Кроме того, в диапазоне метровых и особенно дециметровых волн брать малые значения R/система для обнаружения места разрыва трубопровода, патент № 2276304 кр часто не удается из-за конструктивных соображений.

Следует отметить, что существующие вертолеты, например МИ-6, МИ-8, МИ-24, МИ-26, имеют лопасти длиной 10...20 м, число оборотов несущего винта 200 об/мин и могут совершать облет трубопровода на безопасной высоте 50...100 м.

Для повышения точности пеленгации разрыва 2 трубопровода в горизонтальной (азимутальной) плоскости приемные антенны размещаются на концах двух противоположных лопастей несущего винта вертолета. Смещение сигналов от двух диаметрально противоположных приемных антенн 5 и 6, находящихся на одинаковом расстоянии R от оси вращения несущего винта, вызывает фазовую модуляцию, которая идентична фазовой модуляции, получаемой с помощью одной приемной антенны, вращающейся по кругу, радиус R1 которого в два раза больше (R1=2R).

Действительно, на выходе перемножителя 9 образуется гармоническое напряжение

система для обнаружения места разрыва трубопровода, патент № 2276304

где система для обнаружения места разрыва трубопровода, патент № 2276304

K1 - коэффициент передачи перемножителя;

с индексом фазовой модуляции

система для обнаружения места разрыва трубопровода, патент № 2276304

которое выделяется узкополосным фильтром 13 и поступает на первый вход фазометра 14, на второй вход которого подается напряжение опорного генератора 17

система для обнаружения места разрыва трубопровода, патент № 2276304

Опорный генератор 17 кинематически связан с двигателем 16 вертолета. Фазометр 14 обеспечивает точное измерение угла система для обнаружения места разрыва трубопровода, патент № 2276304 , который фиксируется блоком 18 регистрации.

Для устранения неоднозначности отсчета азимута система для обнаружения места разрыва трубопровода, патент № 2276304 необходимо уменьшить индекс фазовой модуляции без уменьшения отношения R/система для обнаружения места разрыва трубопровода, патент № 2276304 кр.

Решить эту задачу можно применением дифференциально-фазового пеленгатора, в котором измеряется разность фаз между напряжениями:

система для обнаружения места разрыва трубопровода, патент № 2276304

система для обнаружения места разрыва трубопровода, патент № 2276304

снимаемых с двух синхронно вращающихся с угловой скоростью система для обнаружения места разрыва трубопровода, патент № 2276304 =2система для обнаружения места разрыва трубопровода, патент № 2276304 F антенн 6 и 6 (5 и 5), сдвинутых между собой на угол система для обнаружения места разрыва трубопровода, патент № 2276304 (фиг.1). Индекс фазовой модуляции в этом случае определяется выражением

система для обнаружения места разрыва трубопровода, патент № 2276304

где система для обнаружения места разрыва трубопровода, патент № 2276304 - расстояние между антеннами 5 и 5 (6 и 6).

При d1<R индекс фазовой модуляции система для обнаружения места разрыва трубопровода, патент № 2276304 система для обнаружения места разрыва трубопровода, патент № 2276304 m2 оказывается меньше, чем у пеленгатора с одной вращающейся антенной 5 (5) и такой же измерительной базой

система для обнаружения места разрыва трубопровода, патент № 2276304

Однако при таком расположении антенн не устраняется фазовая модуляция, обусловленная непостоянством фазы принимаемого сигнала в течение интервала времени система для обнаружения места разрыва трубопровода, патент № 2276304 3.

Уменьшение индекса фазовой модуляции можно достигнуть и с одной вращающейся антенной 6 (5). При этом вместо напряжения u2'(t) необходимо использовать напряжение u2(t), задержанное на время система для обнаружения места разрыва трубопровода, патент № 2276304 3, эквивалентное сдвигу второй антенны 6 (5) на угол система для обнаружения места разрыва трубопровода, патент № 2276304 = система для обнаружения места разрыва трубопровода, патент № 2276304 система для обнаружения места разрыва трубопровода, патент № 2276304 3.

В устройстве, реализующем предлагаемый способ, напряжение u2 (t) с выхода усилителя 8 высокой частоты поступает на автокоррелятор, состоящий из линии 10 задержки с временем задержки система для обнаружения места разрыва трубопровода, патент № 2276304 3 и фазового детектора 11. Это эквивалентно уменьшению индекса фазовой модуляции до величины

система для обнаружения места разрыва трубопровода, патент № 2276304

На выходе автокоррелятора образуется напряжение

система для обнаружения места разрыва трубопровода, патент № 2276304

где система для обнаружения места разрыва трубопровода, патент № 2276304

К2 - коэффициент передачи фазового детектора;

с индексом фазовой модуляции система для обнаружения места разрыва трубопровода, патент № 2276304 которое поступает на первый вход фазометра 15, на второй вход которого подается напряжение uo(t) опорного генератора 17. Фазометр 15 обеспечивает однозначное измерение пеленга система для обнаружения места разрыва трубопровода, патент № 2276304 на источник излучения. По существу фазометры 14 и 15 представляют собой две шкалы измерений угловой координаты система для обнаружения места разрыва трубопровода, патент № 2276304 . Фазометр 14 представляет точную, но неоднозначную шкалу измерений, а фазометр 15 - грубую, но однозначную шкалу измерений.

Частоту сигнала, принимаемого движущейся антенной 5 (6), можно представить следующим образом:

система для обнаружения места разрыва трубопровода, патент № 2276304

где V= система для обнаружения места разрыва трубопровода, патент № 2276304 R;

Ro - расстояние от источника излучения до винта.

При Rо>R,

система для обнаружения места разрыва трубопровода, патент № 2276304

Доплеровское смещение частоты в секторе положений лопастей винта 0...40° составляет в среднем 0...2000 Гц. Величина (1) изменяется во времени. Разлагаем ее в ряд и ограничиваем двумя первыми членами:

система для обнаружения места разрыва трубопровода, патент № 2276304

где система для обнаружения места разрыва трубопровода, патент № 2276304 t=система для обнаружения места разрыва трубопровода, патент № 2276304 o.

Коэффициент система для обнаружения места разрыва трубопровода, патент № 2276304 находится из геометрических соотношений (фиг.1):

система для обнаружения места разрыва трубопровода, патент № 2276304

система для обнаружения места разрыва трубопровода, патент № 2276304

r - расстояние между источником излучения и антенной 5 (6).

Определим разрешение двух источников (двух разрывов) по азимуту:

система для обнаружения места разрыва трубопровода, патент № 2276304

Период модуляции

система для обнаружения места разрыва трубопровода, патент № 2276304

Разрешение осуществляется на расстоянии, когда модулирующая функция изменяется на один период:

система для обнаружения места разрыва трубопровода, патент № 2276304

где L= система для обнаружения места разрыва трубопровода, патент № 2276304 R.

Разрешающая способность по азимуту

система для обнаружения места разрыва трубопровода, патент № 2276304

где система для обнаружения места разрыва трубопровода, патент № 2276304 - ширина диаграммы направленности бортовой антенны;

d - предельный размер антенны, расположенной на лопасти винта.

Для определения дальности до источника излучения достаточно измерить крутизну функции (2) в окрестности точки х=0.

Пусть

система для обнаружения места разрыва трубопровода, патент № 2276304

Тогда

система для обнаружения места разрыва трубопровода, патент № 2276304

Максимальное и минимальное значения F достигаются в момент

система для обнаружения места разрыва трубопровода, патент № 2276304

и составляет

система для обнаружения места разрыва трубопровода, патент № 2276304

а максимальное значение

система для обнаружения места разрыва трубопровода, патент № 2276304

и достигается при

система для обнаружения места разрыва трубопровода, патент № 2276304

Разность моментов для соседних значений максимума и минимума является функцией дальности, а их полусумма - функцией азимута источника излучения.

Из (5) путем дифференцирования можно получить связь между ошибками измерения моментов максимума и минимума система для обнаружения места разрыва трубопровода, патент № 2276304 t и расстояния до источника излучения

система для обнаружения места разрыва трубопровода, патент № 2276304

Например, при r=1000 м -1=1.3·106 ; при r=500 м -1=3,3·105;

при r=100 м - 1=1,5·104; при r=50 м - 1=4,5·103 ; при r=20 м - 1=1,1·103.

Измерение дальности г осуществляется в измерителе 12 по результатам измерения интервалов времени, связанных с функцией модуляции частоты принимаемого электромагнитного колебания при вращении приемной антенны 6, расположенной на лопасти несущего винта. Измеренное значение дальности г фиксируется блоком 18 регистрации.

Местонахождение разрыва 2 трубопровода определяется с использованием измеренных значений азимута система для обнаружения места разрыва трубопровода, патент № 2276304 и дальности г.

Таким образом, предлагаемый способ по сравнению с прототипом и другими техническими решениями аналогичного назначения обеспечивает повышение оперативности обнаружения и определения местонахождения разрыва магистрального трубопровода. Это достигается за счет облета магистрального трубопровода на вертолете, на двух противоположных лопастях несущего винта которого размещены приемные антенны. Пассивная вертолетная система определения координат с размещением приемных антенн на двух противоположных лопастях несущего винта позволяет точно и однозначно измерить азимут система для обнаружения места разрыва трубопровода, патент № 2276304 и дальность г до наземного источника излучения (разрыва трубопровода) с одной позиции. При этом для измерения азимута система для обнаружения места разрыва трубопровода, патент № 2276304 используются две шкалы: точная, но неоднозначная и грубая, но однозначная. Разрешающая способность по азимуту определяется возможностями реализации искусственного раскрыва антенны и ограничивается длиной лопастей несущего винта вертолета. Измерение дальности г осуществляется по результатам измерения интервалов времени. Связанных с функцией модуляции частоты принятых электромагнитных колебаний, генерируемых разрывом трубопровода, при вращении приемных антенн, расположенных на двух противоположных лопастях несущего винта.

Класс F17D5/06 с применением электрических или акустических средств

способ мониторинга внутренних коррозийных изменений магистрального трубопровода и устройство для его осуществления -  патент 2514822 (10.05.2014)
способ определения расстояния до места течи подземного трубопровода и устройство для его реализации -  патент 2503937 (10.01.2014)
способ обнаружения слабоинтенсивных утечек из подводных нефтепроводов мобильным подводным измерительным комплексом -  патент 2499951 (27.11.2013)
устройство и блок датчиков для контроля трубопровода с использованием ультразвуковых волн двух разных типов -  патент 2485388 (20.06.2013)
способ определения мест порывов трубопроводов с помощью акустико-корреляционной диагностики -  патент 2484362 (10.06.2013)
устройство для обнаружения течи в подземной теплотрассе -  патент 2482382 (20.05.2013)
способ получения и предварительной обработки сигнала шума порыва трубопровода для проведения акустико-корреляционной диагностики -  патент 2481525 (10.05.2013)
способ дистанционного контроля и диагностики напряженно-деформированного состояния конструкции трубопроводов -  патент 2474754 (10.02.2013)
система контроля герметичности газонаполненных электрических устройств с токонесущими частями -  патент 2464487 (20.10.2012)
система вибрационного контроля, защиты и диагностики технического состояния технологического оборудования -  патент 2464486 (20.10.2012)
Наверх