асфальтобетонная смесь и способ ее изготовления
Классы МПК: | C04B26/26 битуминозные материалы, например деготь, пек E01C7/18 из щебня и битуминозного вяжущего материала |
Автор(ы): | Штефан Юрий Витальевич (RU), Штефан Галина Ефимовна (RU), Бондарев Борис Александрович (RU) |
Патентообладатель(и): | Липецкий государственный технический университет (ЛГТУ) (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2003-12-08 публикация патента:
10.06.2006 |
Изобретение относится к дорожно-строительным материалам и может быть использовано при устройстве верхних слоев покрытий городских и проселочных дорог. Технический результат: обеспечение максимально плотной упаковки зерен минеральной смеси, повышение прочности асфальтобетона при 20°С и при 50°С, повышение сцепления заполнителя с битумным связующим за счет затекания его в поры заполнителя, что повышает плотность и прочность асфальтобетона. Асфальтобетонная смесь включает в качестве связующего дорожный битум, в качестве заполнителей - песок и щебень из кислого литого доменного шлака в количестве, обеспечивающем максимально плотную упаковку зерен минеральной смеси, а в качестве наполнителя и структурирующего компонента она содержит шлам химводоочистки ТЭЦ, состоящий преимущественно из оксидов СаО - 48...52%, а также: MgO - 1,5...6,5%; SiO2 - 1,8...2,6%; Al2 O3 - 2...3,2%; Fe2О3 - 1...2,4%; R2O - 0,4...0,6%; Sоб - 1,5...2,5%; п.п.п. - 36...42%, в качестве гидрофобно-пластифицирующей и структурирующей добавки - кремнийорганическую жидкость ГКЖ-11 при следующем соотношении компонентов, мас.%: нефтяной битум 6 (сверх 100% минеральной части смеси), шлам химводоочистки ТЭЦ - 4...8, ГКЖ-11 - 0,04...0,17 (сверх 100% минеральной части смеси), шлаковый щебень, фр. 5...20 мм - 31, шлаковый песок, фр. 0...5 мм - 61,0...65,0. Также описан способ изготовления вышеуказанной асфальтобетонной смеси. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 3 табл.
Формула изобретения
1. Асфальтобетонная смесь, включающая в качестве минеральных заполнителей песок и щебень, а в качестве связующего - дорожный битум, отличающаяся тем, что в качестве заполнителей применяются песок и щебень из кислого литого доменного шлака в количестве, обеспечивающем максимально плотную упаковку зерен минеральной смеси, в качестве наполнителя и структурирующего компонента она содержит шлам химводоочистки ТЭЦ, состоящий преимущественно из оксидов СаО 48÷52%, а также: MgO 1,5÷6,5%; SiO 2 1,8÷2,6%; Al2О3 2÷3,2%; Fe2О3 1÷2,4%; R2O 0,4÷0,6%; Sоб 1,5÷2,5%; п.п.п. 36÷42%, и в качестве гидрофобно-пластифицирующей и структурирующей добавки - кремнийорганическую жидкость ГКЖ-11 при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Нефтяной битум | 6 (сверх 100% минеральной части смеси), |
Шлам химводоочистки ТЭЦ | 4÷8, |
ГКЖ-11 | 0,04÷0,17 (сверх 100% минеральной части смеси), |
Шлаковый щебень фр. 5÷20 мм | 31, |
Шлаковый песок фр. 0÷5 мм | 61,0÷65,0 |
2. Асфальтобетонная смесь по п.1, отличающаяся тем, что в качестве пластификатора может применяться 10÷15%-ный раствор в органических растворителях ГКЖ-10,11 или 50%-ная водная эмульсия ГКЖ-94.
3. Способ изготовления асфальтобетонной смеси по любому из пп.1 и 2, включающий весовую дозировку, разогрев до 90÷110°С и перемешивание в быстроходном смесителе компонентов минеральной смеси с последующим введением разогретого до температуры 140÷160°С битума, отличающийся тем, что шлам химводоочистки ТЭЦ в виде пульпы предварительно смешивается с активатором ГКЖ, а затем вводится в заполнители, которые отсасывают из него влагу, после чего эта влага испаряется при нагревании заполнителей, в полученную минеральную смесь с активированным наполнителем вводится битум и смесь перемешивается до однородности.
4. Способ изготовления асфальтобетонной смеси по п.3, отличающийся тем, что шлам химводоочистки ТЭЦ смешивается до однородности с добавкой ГКЖ для его активации, высушивается в распылительной сушилке, а затем вводится в разогретый битум для получения наполненного асфальтового связующего, после чего оно смешивается с разогретыми до 90÷110°С шлаковыми заполнителями.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к дорожно-строительным материалам и может быть использовано при устройстве верхних слоев покрытий городских и проселочных дорог. При строительстве автомобильных дорог в настоящее время применяются асфальтобетонные смеси, изготовляемые в соответствии с ГОСТ 9128-97 [1]. Известна асфальтобетонная смесь (а.с. №1209650 [2]), включающая битум, электросталеплавильный шлак, отход производства поливинилхлорида - обезвоженная сажесмоляная пульпа и отходы дробленого литого шлакового щебня.
Недостатком этой асфальтобетонной смеси является пониженный коэффициент водостойкости и прочность при 20°С и 50°С, а также использование в качестве структурирующей добавки отходов производства поливинилхлорида, включающих вредные химические вещества (бензол, дихлорэтан, нафталин, высокомолекулярный продукт), загрязняющие окружающую среду при сушке и требующие повышенных энергозатрат на сушку.
Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому изобретению является асфальтобетонная смесь (а.с. №2119465 [3]), включающая в мас.%:
- нефтяной вязкий битум 5...6,5,
- масляный раствор синтетического высокомолекулярного полибутадиенового каучука, модифицированного СВБ-М 0,15...0,30,
- шлам химводоочистки ТЭЦ 2...4,
- известняковый щебень фр. 5...20-25...35,
- минеральный порошок - 1...3.
Недостатком этого изобретения также является низкая прочность при сжатии при температуре 20°С и 50°С, пониженный коэффициент водостойкости. Кроме того, используемый в качестве модификатора высокомолекулярный полибутадиеновый каучук, содержащий 30...80% винильных звеньев и полибутадиена, также является вредным с точки зрения экологии, дорогостоящим и дефицитным. Шлам химводоочистки ТЭЦ, по известному изобретению, предлагается высушивать, что требует дополнительных энергозатрат на сушку, так как, будучи тонкодисперсным, он трудно отдает влагу и его содержание в известном составе не превышает 4%, что недостаточно для заполнения пустот в пористых шлаковых заполнителях.
Сущность изобретения заключается в том, что асфальтобетонная смесь, включающая песок, щебень и дорожный битум, в качестве заполнителей содержит песок и щебень из кислого литого доменного шлака, устойчивого ко всем видам самораспада, а в качестве наполнителя и структурирующего компонента она содержит шлам химводоочистки ТЭЦ и в качестве гидрофобно-пластифицирующей и структурирующей добавки - кремнийорганическую жидкость ГКЖ-11 при следующем соотношении компонентов, мас.%:
- нефтяной битум - 6 (сверх 100% минеральной части смеси),
- шлам химводоочистки - 4...8,
- ГКЖ-11 - 0,04...0,17,
- шлаковые заполнители - остальное.
Для обеспечения максимально плотной упаковки зерен минеральной смеси смесь содержит шлакового песка из литого доменного шлака фр. 0...5 мм - 61...65%, щебня из того же шлака фр. 5...20 мм - 31% и шлам химводоочиски ТЭЦ-4...8%.
В качестве пластификатора может применяться 10...15%-ный раствор в органических растворителях ГКЖ-10, 11 или 50-ти процентная водная эмульсия ГКЖ-94.
При изготовлении асфальтобетонной смеси, включающем весовую дозировку, разогрев до 90...110°С и перемешивание в быстроходном смесителе компонентов минеральной смеси с последующим введением разогретого до температуры 140...160°С битума, шлам химводоочистки ТЭЦ в виде пульпы предварительно смешивается с активатором ГКЖ, а затем вводится в заполнители, которые отсасывают из него влагу, после чего эта влага испаряется при нагревании заполнителей. В полученную минеральную смесь с активированным наполнителем вводится битум, и смесь перемешивается до однородности.
Для повышения прочности асфальтобетона при 20 и при 50°С, а также для уменьшения расхода битумного связующего рекомендуется применять интенсивную раздельную технологию. При этом шлам химводоочистки ТЭЦ смешивается до однородности с добавкой ГКЖ для его активации, высушивается в распылительной сушилке, а затем вводится в разогретый битум для получения наполненного асфальтового связующего, после чего это связующее смешивается с разогретыми до 90...110°С шлаковыми заполнителями.
Заполнители из доменного литого шлакового щебня - это кислые или близкие к нейтральным шлаки доменного производства, устойчивые против всех видов самораспада, практически полностью закристаллизованные за счет медленного охлаждения в шлаковых траншеях, - имеют развитую поверхность зерен, что способствует повышению сцепления с битумным связующим за счет затекания его в поры заполнителя и повышает плотность и прочность асфальтобетона. Шероховатая поверхность шлаковых заполнителей обеспечивает лучшее сцепление колес с дорожным покрытием, что улучшает коэффициент сцепления даже при мокром покрытии дорог. Химический состав шлаковых заполнителей представлен в табл.1.
Таблица 1 | |||||||||||
Химический состав наполнителя и заполнителей | |||||||||||
Наименование | Содержание оксидов, мас.% | ||||||||||
свойств | СаО | MnO | MgO | SiO2 | Al 2O3 | Fe 2O3 | FeO | Na2O+К 2O | Sоб | Cr2O3 | П.П.П. |
Шлам ТЭЦ-2 | 48...52 | - | 1,5...6,5 | 1,8...2,6 | 2...3,2 | 1...2,4 | - | 0,4...0,6 | 1,5...2,5 | - | 36...42 |
Литой шлак | 40...59 | 0,5...1,4 | 3,2...7,8 | 37...39 | 5,2...8,6 | 0,4...1,2 | 0,8...1,5 | 0,4...0,8 | 0,6...1,8 | 0,5...1,2 | - |
Из этой таблицы видно, что шлаки имеют модуль основности менее или близкий к 1, что обеспечивает их устойчивость к самораспаду, в их составе преобладают оксиды СаО и MgO и при введении шлама водоочистки, содержащего преимущественно известняк, увеличивается основность минеральной смеси, что обеспечивает улучшение сцепления минеральной смеси с битумным связующим, по сравнению с кислыми заполнителями (гранитный щебень и кварцевый песок). Шлаки являются отходом местной металлургической промышленности и их использование в дорожном строительстве в больших объемах способствует утилизации этих отходов и улучшению экологической обстановки промышленной зоны этих предприятий.
Шлам химводоочистки ТЭЦ, химический состав которого также представлен в табл. 1, образуется при умягчении речной воды гашеной известью, состоит преимущественно из карбонатов кальция, причем активные СаО и MgO в его составе отсутствуют. Таким образом, он удовлетворяет требованиям ГОСТ 9128-97, в котором ограничивается содержание указанных оксидов не более 3%. По химико-минералогическому составу он достаточно стабилен (так как речная вода р. Воронеж почти не содержит солей), а по зерновому составу характеризуется проходом через сито 0,071 мм - не менее 90%, что также удовлетворяет требованиям ГОСТ 9128-97. Вследствие высокой дисперсности этот шлам трудно отдает воду, поэтому для снижения энергозатрат на сушку его целесообразно вводить в виде пульпы в шлаковые пористые заполнители, активно отсасывающие из него влагу. При перемешивании с ними шлама быстро достигается однородность, а затем, при нагревании заполнителей перед смешиванием с горячим битумом, эта влага легко испаряется, так как наполнитель располагается на зернах заполнителей в виде тонкой пленки. Это способствует снижению энергозатрат на обезвоживание шлама и решает проблему его утилизации. В сутки в отвалы выбрасывается до 15 тонн такого шлама, а сброс его в природные водоисточники запрещен органами Санэпиднадзора во избежание повышения жесткости питьевой воды, но по составу Министерством Здравоохранения он признан безвредным и не способствует загрязнению окружающей среды. В промышленной зоне ТЭЦ он находится в отстойниках, которые в настоящее время практически заполнены, и проблема утилизации этого шлама стоит очень остро не только в пределах отдельных регионов, но и по всей России. Предлагаемый состав асфальтобетона с повышенным содержанием шлама химводоочистки позволяет частично решить эту проблему.
В качестве гидрофобно-пластифицирующей добавки в предлагаемом составе асфальтобетонной смеси предусмотрено применение кремнийорганических жидкостей, выпускаемых Данковским химзаводом ОАО "Силан". ГКЖ-10 представляет собой 30±5%-ный водный раствор метилсиликоната натрия, ГКЖ-11 - 30±5%-ный водный раствор этилсиликоната натрия, а ГКЖ-94 - 50%-ная водная эмульсия этилгидросилоксана. Эти добавки даже при небольших количествах (0,04...0,17 мас.%) активно гидрофобизуют поры зерен как заполнителей, так и наполнителя из шлама химводоочистки ТЭЦ, повышая их гидрофобность и снижая битумоемкость. Кроме того, они повышают эластичность битума и равномерно с ним смешиваются без пенообразования, особенно при применении быстроходных смесителей. А при смешивании с наполнителем и заполнителями повышают их активность и морозостойкость асфальтобетона. Эти добавки не являются дефицитными и безвредны с точки зрения экологии, так как не содержат вредных примесей.
Зерновой состав шлама химводоочистки представлен в табл.2.
Таблица 2 | ||||||||
Зерновой состав наполнителя из шлама ТЭЦ-2 | ||||||||
Наименование добавки | Содержание мас.% зерен мельче, мм | Удельная поверхность, г/см2 | ||||||
0,63 | 0,315 | 0,14 | 0,071 | 0,010 | 0,003 | 0,001 | ||
Шлам ТЭЦ-2 | 100 | 100 | 97,6 | 90,6 | 74,2 | 55 | 28 | 3600...5200 |
Несмотря на повышенную пористость шлаковых заполнителей, предлагаемый состав асфальтобетонной смеси позволяет не увеличивать расход битума, по сравнению с плотными заполнителями (гранитный или известняковый щебень и песок отходов дробления горных пород), благодаря гидрофобизации пластифицирующей добавки ГКЖ и оптимальному соотношению шлакового щебня и песка, обеспечивающему максимально плотную упаковку зерен минеральной смеси (61...65% песка и 31% щебня).
Предлагаемые составы асфальтобетонной смеси представлены в табл.3.
Таблица 3 | ||||||
Составы и свойства асфальтобетонов | ||||||
Наименование материалов | Расход материалов, мас.% в составах | |||||
предлагаемых | известных | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | исходный | прототип | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Состав асфальтобетонной смеси | ||||||
Щебень шлаковый, фр. 5...20 мм | 31,0 | 31,0 | 31,0 | 31,0 | - | - |
Песок шлаковый, фр. 0...5 мм | 61,0 | 63,0 | 65,0 | 65,0 | 13 | - |
Электросталеплавильный шлак | - | - | - | - | 78 | - |
Сажесмоляная пульпа | - | - | - | - | 8 | - |
Известняковый щебень | - | - | - | - | - | 25...35 |
Минеральный порошок | - | - | - | - | - | 1...3 |
Песок, фр. 0...5 мм | - | - | - | - | - | 55...63 |
Шлам химводоочистки ТЭЦ | 8,0 | 6,0 | 4,0 | 4,0 | - | 2...4 |
Пластификатор ГКЖ-11 | 0,17 | 0,08 | 0,08 | 0,04 | - | - |
Битум БНД 60/90, св. 100% | 6,0 | 6,0 | 6,0 | 6,0 | 1 | 4,5...7 |
Модифицирующая добавка СВБ-М | - | - | - | - | - | 0,15...0,30 |
Свойства асфальтобетонной смеси | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Средняя плотность, г/см3 | 2,31 | 2,32 | 2,34 | 2,32 | - | - |
Остат. пористость, об.% | 5,15 | 5,10 | 4,27 | 4,97 | 18,1 | - |
Водонасыщение, % по объему | 1,0 | 1,12 | 2,00 | 2,40 | 1,5 | 1,15...2,96 |
то же при длительном водонасыщении | 5,46 | 6,93 | 6,04 | 6,72 | - | - |
Предел прочности при сжатии, МПа при 20°С: | 10,85 | 11,90 | 10,71 | 10,64 | 9,84 | 4.17...4,68 |
при 50°С | 7,15 | 7,60 | 6,90 | 6,75 | 6,57 | 2,46...2,55 |
то же насыщенных образцов | 11,39 | 11,54 | 10,71 | 9,68 | - | - |
при длительном водонасыщении | 10,63 | 11,18 | 9,85 | 9,68 | - | - |
Коэффициент водостойкости | 1,05 | 0,97 | 1,0 | 0,91 | 0,85 | 0,97...0,99 |
то же при длительном водонасыщении | 0,98 | 0,94 | 0,92 | 0,87 | 0,9 | 0,94...0,96 |
Набухаемость, % | 0,32 | 0,23 | 0,30 | 0,20 | 0,5 | 0,09...0,24 |
Технология изготовления предлагаемой смеси может быть следующей.
1. Шлам химводоочистки ТЭЦ в виде пульпы равномерно смешивается в быстроходном смесителе с добавкой ГКЖ и направляется в асфальтосмеситель для подсушивания и подогрева до температуры 90...110°С, где смешивается со шлаковым песком и щебнем в указанных соотношениях. Разогретый битум до температуры 140...160°С подается в асфальтосмеситель, где смешивается с разогретыми заполнителями и наполнителем до однородности. Полученную асфальтобетонную смесь уплотняют, как обычно, механическими или вибромоторными катками при температуре 80...90°С. Свойства полученной асфальтобетонной смеси также представлены в табл.3.
2. При наличии распылительных сушилок шлам химводоочистки ТЭЦ можно в начале смешивать с добавками ГКЖ для получения активированного порошка, высушивать в этих сушилках, а затем смешивать с разогретым до 140...160°С битумом для получения наполненного связующего. После чего предварительно разогретые до температуры 90...110°С и перемешанные в сушильном барабане асфальтосмесительной установки шлаковые заполнители в указанных пропорциях смешиваются с наполненным связующим в смесительной камере установки до однородности. Применение интенсивной раздельной технологии позволяет максимально повысить прочность и сдвигоустойчивость асфальтобетона на пористых заполнителях и уменьшить расход наиболее дорогого компонента смеси - битумного связующего. Для получения сравнимых результатов в лабораторных условиях изготовлялись образцы предлагаемых составов на шлаковых заполнителях, изготовление и испытание которых осуществлялось в одинаковых условиях. Полученные результаты представлены в табл.3.
Анализ этих данных позволяет сделать вывод, что предлагаемая асфальтобетонная смесь обеспечивает более высокую прочность как при 20°С, так и при 50°С и более высокую водостойкость как обычную, так и при длительном водонасыщении.
Источники информации
1. ГОСТ 9128-97. Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия.
2. Авторское свидетельство №1209650, С 04 В 26/26, 18/14; С 08 L 95/00. Асфальтобетонная смесь. Опуб. 07.02.1986 г, бюл. №5.
3. Авторское свидетельство №2119465, С 04 В 26/26, Е 01 С 7/18. Асфальтобетонная смесь. Опуб. 27.09.1998 г.
Класс C04B26/26 битуминозные материалы, например деготь, пек
Класс E01C7/18 из щебня и битуминозного вяжущего материала