соединительное устройство конструктивных элементов
Классы МПК: | F16B2/06 зажимающие снаружи B60P1/28 конструкция опрокидывающегося кузова B60D1/00 Тяговые сцепки; крюки; буксирные устройства |
Автор(ы): | Толстунов Сергей Андреевич (RU), Мозер Сергей Петрович (RU), Толстунов Антон Сергеевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г.В. Плеханова (технический университет) (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2005-01-11 публикация патента:
10.06.2006 |
Изобретение относится к области сборно-разборных сооружений и может быть использовано для фиксации кузова относительно несущей части транспортного средства. Соединительное устройство конструктивных элементов содержит корпус 1 с цилиндрическими каналами 9 и расположенными в них стержнями 8. В корпус входит шип 2 с коническим наконечником. Каждый стержень снабжен контактирующим с шипом фиксатором 4, направляющей 7 стержня, поршнем 3 с внутренней и внешней манжетами и перегородкой 6, жестко закрепленной в цилиндрическом канале корпусе. Образованные между перегородками и поршнями емкости соединены маслопроводами через кран и гидронасос с приводом. Емкости за поршнями связаны через клапаны с атмосферой. Диаметр конического наконечника больше диаметра шипа, входящего в конический паз корпуса, в вершине которого расположен датчик фиксации входа. В цилиндрических каналах установлены датчики хода фиксаторов. Датчики связаны с источником питания и сигнальными лампами датчика фиксации входа и датчиков хода поршня. Изобретение расширяет область применения устройства и повышает точность установки. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Формула изобретения
1. Соединительное устройство конструктивных элементов, содержащее корпус с цилиндрическими каналами и расположенными в них стержнями, а также входящий в корпус шип с коническим наконечником, отличающееся тем, что соединительное устройство выполнено как минимум из двух стержней, каждый из которых снабжен контактирующим с шипом фиксатором, направляющей стержня, поршнем с внутренней и внешней манжетами и перегородкой, жестко закрепленной в цилиндрическом канале корпуса, при этом образованные между перегородками и поршнями емкости соединены маслопроводами через кран и гидронасос с приводом, емкости за поршнями связаны через клапаны с атмосферой, причем диаметр конического наконечника больше диаметра шипа, входящего в конический паз корпуса, в вершине которого расположен датчик фиксации входа, а в цилиндрических каналах установлены датчики хода фиксаторов, при этом датчики связаны с источником питания и сигнальными лампами датчика фиксации входа и датчиков хода поршня.
2. Соединительное устройство конструктивных элементов, по п.1, отличающееся тем, что концы стержней и фиксаторов, контактирующие с шипом, выполнены скругленными по его радиусу.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области сборно-разборных сооружений, в частности к транспортным системам монорельсового типа, и может быть использовано для фиксации кузова относительно несущей части транспортного средства.
Известен многоштуцерный разъемный агрегат (заявка на изобретение РФ №2003107873, B 64 G 1/64, F 16 L 39/00, 2004.09.27). Агрегат содержит бортовую плату, установленную на летательном аппарате, переходную плату, взаимодействующую герметизируемой плоскостью разделения с бортовой платой и соединенную с ней цанговым замком, имеющим цангу с пояском, снабженным внутренним выступом, и шток с буртиком, отрывную плату, скрепленную кожухом с переходной платой, магистрали с компенсаторами, отжимные клапаны с уплотняемыми по торцу тарелями, размещенные в магистралях бортовой платы, приводной механизм, имеющий корпус и поршень с хвостовиком, тягу и втулку, согласно изобретению он снабжен дополнительными отжимными клапанами, размещенными в магистралях переходной платы, стопором, демпфером, переходником и фиксатором, при этом отжимные клапаны магистралей переходной платы выполнены с уплотняемыми по концу тарелями, установленными с возможностью взаимодействия с осевыми сферическими законцовками нажимных элементов упомянутых клапанов, каждый отжимной клапан магистралей бортовой и переходной плат снабжен подпружиненным сферическим упором, установленным в осевом цилиндрическом гнезде тарели с диаметром, равным диаметру сферического упора, и глубиной, большей его радиуса, корпус приводного механизма закреплен на бортовой плате со стороны летательного аппарата, стопор установлен в корпусе приводного механизма с возможностью взаимодействия с хвостовиком поршня, торец хвостовика поршня выполнен сферическим с возможностью взаимодействия с торцом штока цветового замка, демпфер расположен во внутренней полости корпуса приводного механизма между внутренней поверхностью дна и поршнем, внутренняя полость корпуса приводного механизма сообщена с полостью цангового замка и герметизирована относительно внутренней полости летательного аппарата, переходник закреплен на отрывной плате посредством фиксатора, тяга выполнена с зафиксированными на ее концах сферическими наконечниками, установленными с возможностью взаимодействия со сферическими опорными поверхностями, выполненными на внутренних поверхностях втулки и переходника, и с осевым компенсационным зазором относительно упомянутых сферических опорных поверхностей, причем каждый нажимной элемент отжимного клапана магистралей бортовой платы выполнен с осевой сферической законцовкой и установлен с возможностью осевого контакта ею с тарелью, а зазор между поршнем и демпфером больше величины зазора расфиксации цангового замка и не меньше величины зазора между буртиком штока и внутренним выступом пояска цанги. Недостатком данного устройства является сложность конструкции.
Известно соединительное устройство конструктивных элементов (заявка на изобретение РФ №2003104285, Е 04 В 1/343, 2004.08.27). Конструктивные элементы сборно-разборного сооружения снабжены соединительными устройствами в виде полой муфты и входящего в нее шипа металлического бочонка со следующими параметрами: R/1,43<H<R/0,78, где Н - высота шипа в виде бочонка, м; R - радиус кривизны его внешней поверхности, м. Изобретение характеризуется также тем, что шип и муфта снабжены сквозными отверстиями, оси которых перпендикулярны продольным осям шипа и муфты и совпадают при размещении шипа в муфте. Недостатком данного устройства является узкая область применения, связанная с невозможностью центрирования конструктивных элементов друг относительно друга.
Известно устройство для установки съемного кузова на раме транспортного средства, принятое за прототип (а.с. СССР №564992, B 62 D 33/08, 1977.07.15). Устройство содержит разнесенные по длине рамы опоры, одна из которых выполнена в виде центрально расположенного пальца, охватываемого сопрягаемым элементом, а другая - в виде балки, шарнирно связанной через цапфу с рамой и соединенной с кузовом сцепными элементами, причем согласно изобретению, с целью снижения передачи изгибающих и крутящих моментов от рамы на кузов, оно снабжено горизонтально расположенной крестовиной с двумя поперечинами, подвижно установленными друг относительно друга, при этом одна поперечина расположена параллельно продольной оси транспортного средства и закреплена на раме, упомянутый палец размещен вертикально и шарнирно установлен на другой поперечине, а оси пальца и цапфы шарнира крепления балки к раме расположены в одной плоскости. Устройство характеризуется также тем, что сопрягаемый элемент имеет форму охватывающего вертикальный палец (шип) и закрепленного на кузове стакана (корпуса), с которым связаны фиксирующие элементы, выполненные в виде стержней, а упомянутый палец снабжен кольцевой проточкой (цилиндрическими каналами) под фиксирующие элементы. Устройство характеризуется также тем, что охватывающий вертикальный палец сопрягаемый элемент состоит из балки, на концах которой закреплены зажимные механизмы для фиксации кузова. Недостатком данного устройства является узкая область применения, связанная с невозможностью центрирования конструктивных элементов друг относительно друга.
Техническим результатом изобретения является расширение области применения устройств данного типа за счет возможности центрирования конструктивных элементов друг относительно друга.
Технический результат достигается тем, что в соединительном устройство конструктивных элементов, содержащем корпус с цилиндрическими каналами и расположенными в них стержнями, а также входящий в корпус шип с коническим наконечником, согласно изобретению соединительное устройство выполнено как минимум из двух стержней, каждый из которых снабжен контактирующим с шипом фиксатором, направляющей стержня, поршнем с внутренней и внешней манжетами и перегородкой, жестко закрепленной в цилиндрическом канале корпуса, при этом образованные между перегородками и поршнями емкости соединены маслопроводами через кран и гидронасос с приводом, емкости за поршнями связаны через клапаны с атмосферой, причем диаметр конического наконечника больше диаметра шипа, входящего в конический паз корпуса, в вершине которого расположен датчик фиксации входа, а в цилиндрических каналах установлены датчики хода фиксаторов, при этом датчики связаны с источником питания и сигнальными лампами датчика фиксации входа и датчиков хода поршня.
Изобретение характеризуется также тем, что концы стержней и фиксаторов, контактирующие с шипом, выполнены скругленными по его радиусу.
Применение предлагаемого устройства по сравнению с прототипом позволит расширить область применения устройств данного типа за счет возможности центрирования конструктивных элементов друг относительно друга.
Соединительное устройство конструктивных элементов поясняется чертежами, где на фиг.1 изображено соединительное устройство, разрез Б-Б, на фиг.2 изображено соединительное устройство, разрез А-А.
На чертежах представлены:
1 - корпус с коническим пазом;
2 - шип с коническим наконечником;
3 - поршни фиксаторов;
4 - фиксаторы;
5 - пружины фиксаторов;
6 - перегородки, образующие емкости;
7 - направляющие стержней;
8 - стержни с закрепленными на них фиксаторами 4;
9 - цилиндрические каналы;
10 - маслопроводы;
11 - гидронасос;
12 - привод;
13 - кран;
14 - клапан, связывающий емкости за поршнями 3 с атмосферой;
15 - датчики хода фиксатора, расположенные в емкостях за фиксаторами 4;
16 - датчик фиксации входа, расположенный в вершине конического паза корпуса 1;
17 - сигнальная лампа датчика фиксации входа шипа 2;
18 - источник питания;
19 - сигнальные лампы датчиков хода фиксаторов 4;
20 - внутренние манжеты поршней 3;
21 - внешние манжеты поршней 3.
Соединительное устройство конструктивных элементов содержит полый корпус 1, в котором выполняют цилиндрические каналы 9 с расположенными в них узлами стержней, снабженных фиксаторами. Корпус 1 содержит конический паз и входное отверстие в основании корпуса 1. В цилиндрических каналах 9 устанавливают перегородки 6, образующие в них емкости. В направляющих 7 устанавливают стержни 8 с возможностью их линейного перемещения. Фиксаторы 4 и поршни 3 жестко закрепляют на стержнях 8. На поршнях 3 устанавливают внутренние 20 и внешние 21 манжеты для предотвращения утечек рабочей жидкости, например масла. Пружины 5 размещают на стержнях 8 между перегородками 6 и фиксаторами 4. Образованные герметичные емкости между перегородками 6 и поршнями 3 связывают маслопроводами 10 с гидронасосом 11 и приводом 12 через кран 13. Концы фиксаторов 4 и стержней 8, контактирующие с шипом 2 выполняют скругленными по радиусу шипа 2 для обеспечения наибольшей площади охвата. Шип 2 выполняют с коническим наконечником, диаметр которого больше диаметра шипа 2. Емкости за поршнями 3 связаны с атмосферой клапанами 14, предназначенными для компенсации сжатия воздуха при ходе поршня 3. Непосредственно за фиксаторами 4 в цилиндрических каналах 9 устанавливают датчики 15 хода фиксаторов 4, связанные с источником питания 18 и сигнальными лампами 19 датчиков хода фиксаторов 4. В вершине конического паза корпуса 1 располагают датчик 16 фиксации входа шипа 2, связанный с источником питания 18 и сигнальной лампой 17.
Соединительное устройство конструктивных элементов работает следующим образом. Узлы стержней-фиксаторов располагают в корпусе 1. Шип 2 с коническим наконечником помещают в корпус 1 через входное отверстие в его основании до упора конического паза корпуса 1 с коническим наконечником шипа 2 и фиксируют с помощью фиксаторов 4 и пружин 5. Информацию о достижении шипом 2 упора в корпусе 1 получают с помощью датчика 16 фиксации входа и сигнальных ламп 17 датчика фиксации входа (например, в зафиксированном положении электрическая цепь замкнута). Для отключения фиксации от привода 12, гидронасоса 11 через кран 13 по маслопроводам 10 нагнетают в герметичные емкости, образованные перегородками 6 и поршнями 3 рабочую жидкость, например масло. Давление масла вызывает перемещение поршней 3 и стержней 8 с фиксаторам 4 в направляющих 7. Перемещение стержней 8 вызывает втягивание фиксаторов 4 в цилиндрические каналы 9 корпуса 1. После этого шип 2 вынимают из корпуса 1. Величина перемещения стержней 8 равна разнице радиусов конической и цилиндрической частей шипа 2. За счет выполнения рабочей части корпуса 1 и части шипа 2 коническими происходит центрирование конструктивных элементов друг относительно друга при помещении шипа 2 в корпусе 1. Фиксация шипа 2 в корпусе 1 производится с помощью фиксаторов 4 и пружин 5. Перемещение фиксаторов 4 отслеживается с помощью датчиков хода фиксаторов 15 и сигнальных ламп 19 датчиков хода фиксаторов (например в зафиксированном положении электрическая цепь разомкнута).
Применение соединительного устройства конструктивных элементов обеспечивает следующие преимущества:
- расширение области применения устройств данного типа;
- возможность центрирования конструктивных элементов друг относительно друга.
Класс F16B2/06 зажимающие снаружи
Класс B60P1/28 конструкция опрокидывающегося кузова
Класс B60D1/00 Тяговые сцепки; крюки; буксирные устройства