беззазорная планетарная передача
Классы МПК: | F16H57/12 устройства для регулирования люфта, не предусмотренные в вышеуказанных рубриках |
Автор(ы): | Бутенко Виктор Иванович (RU), Диденко Мария Дмитриевна (RU), Рыбинская Татьяна Анатольевна (RU), Диденко Дмитрий Иванович (RU) |
Патентообладатель(и): | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Таганрогский государственный радиотехнический университет" (ТРТУ) (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2004-11-04 публикация патента:
10.06.2006 |
Изобретение относится к машиностроению, а именно к зубчатым планетарным передачам. Беззазорная планетарная передача содержит центральные колеса 1, 2, одно из которых неподвижно, водило 3 с сателлитами. Сателлиты выполнены разрезными с возможностью ограниченного их взаимного поворота относительно друг друга. Первая часть сателлита 4 смонтирована на ступице второй части сателлита 5. Обе части сателлита связаны друг с другом посредством сопрягаемых винтовых канавок, в которых размещены шарики 6. Возможность взаимного разворота осуществляется при воздействии в осевом направлении дополнительно введенной гайки 7, размещенной на ступице второй части сателлита 5. Технический результат - снижение трудоемкости при изготовлении и монтаже за счет упрощения конструкции, повышение эксплуатационных возможностей и надежности при устранении зазоров в планетарной передаче. 1 ил.
Формула изобретения
Беззазорная планетарная передача, содержащая центральные колеса, одно из которых неподвижно, водило с сателлитами, сателлиты выполнены разрезными с возможностью ограниченного их взаимного поворота относительно друг друга, при этом первая часть сателлита смонтирована на ступице второй части сателлита, обе части сателлита связаны друг с другом посредством сопрягаемых винтовых канавок, в которых размещены шарики, отличающаяся тем, что возможность их взаимного разворота осуществляется при воздействии в осевом направлении дополнительно введенной гайки, размещенной на ступице второй части сателлита.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к конструктивным элементам передач для сообщения вращательного движения, а именно к зубчатым планетарным передачам.
Известна планетарная прецессионная передача с выборкой зазора, содержащая корпус, размещенные в нем входной и выходной валы, два конических колеса, одно из которых связано с выходным валом, связанное с входным валом водило и установленный на нем сателлит для взаимодействия с коническими колесами, диафрагму, посредством которой второе коническое колесо связано с корпусом, кулачковую муфту, размещенную между последними, и упругий элемент, связывающий кулачковую муфту с корпусом, а с целью повышения надежности за счет предохранения от поломки при значительном превышении передаваемого крутящего момента высота h2 кулачков муфты выбрана в пределах h2=(1,05-1,3) высоты h1 зубьев сопряженных колес. (См. авторское свидетельство № 1786323 5 F 16 H 35/10, F 16 H 1/32 бюл. № 1, 1993 г.).
Признаки совпадающие: содержит входной и выходной валы, два колеса, водило и установленный на нем сателлит.
Причины, препятствующие поставленной задаче: конструктивная сложность, сложность монтажа, недостаточная надежность.
Известен беззазорный двухступенчатый редуктор с соосными входным и выходным валами и разветвленными силовыми цепями, содержащий разрезные цилиндрические зубчатые колеса, имеющие возможность относительного разворота, закрепленные на валах при помощи конических втулок, при этом в каждой силовой цепи промежуточный вал редуктора в средней части установлен на одной самоустанавливающейся опоре, в устройство редуктора в осевом направлении введены дополнительные понижающие ступени, аналогичные первым двум. (См. авторское свидетельство № 99113690/28 7 F 16 H 1/00, 3/00, бюл. №12, 1 ч., 2001).
Признаки совпадающие: содержит два находящихся в зацеплении зубчатых колеса, содержит разрезные цилиндрические зубчатые колеса, имеющие возможность относительного разворота.
Причины, препятствующие поставленной задаче: конструктивная сложность, недостаточная надежность при значительных нагрузках и высоких скоростях.
Известна беззазорная планетарная передача, содержащая центральные колеса, одно из которых неподвижно, водило с двумя противоположно направленными эксцентриками с установленными на них коническими сателлитами, при этом сателлиты выполнены разрезными с дополнительными связями, ограничивающими их взаимный поворот, причем опорой каждой части сателлита в осевом направлении служат упругие компенсаторы, а дополнительные связи выполнены в виде направляющих штифтов или дополнительные связи выполнены в виде шлицев, при этом упругие компенсаторы выполнены в виде пружин, или в качестве упругих компенсаторов используются прокладки из упругого материала. (См. авторское свидетельство № 2101588 6 F 16 H 57/12, бюл. № 1, 2 ч., 1998).
Признаки совпадающие: содержит центральные колеса, одно из которых неподвижно, водило с установленными на них сателлитами, сателлиты выполнены разрезными.
Причины, препятствующие поставленной задаче: конструктивная сложность, недостаточная надежность при значительных нагрузках.
В качестве наиболее близкого аналога принята известная беззазорная планетарная передача, содержащая центральные колеса, одно из которых неподвижно, водило с сателлитами, сателлиты выполнены разрезными с возможностью ограниченного их взаимного поворота относительно друг друга, первая часть сателлита смонтирована на ступице второй части сателлита с возможностью взаимного разворота. WO 03056141 A1 (HIMURA MASATO.JP), 10.07.2003.
Признаки совпадающие: содержит центральные колеса, одно из которых неподвижно, водило с сателлитами, сателлиты выполнены разрезными с возможностью ограниченного их взаимного поворота относительно друг друга, первая часть сателлита смонтирована на ступице второй части сателлита с возможностью взаимного разворота.
Причины, препятствующие поставленной задаче, - недостаточная надежность при значительных нагрузках.
Задачей настоящего изобретения является снижение трудоемкости при изготовлении и монтаже за счет упрощения конструкции, повышение эксплуатационных возможностей и надежности при устранении зазоров в планетарной передаче.
Технический результат заключается в том, что беззазорная планетарная передача содержит центральные колеса, одно из которых неподвижно, водило с сателлитами, сателлиты выполнены разрезными с возможностью ограниченного их взаимного поворота относительно друг друга, при этом первая часть сателлита смонтирована на ступице второй части сателлита, обе части сателлита связаны друг с другом посредством сопрягаемых винтовых канавок, в которых размещены шарики, а возможность их взаимного разворота осуществляется при воздействии в осевом направлении дополнительно введенной гайки, размещенной на ступице второй части сателлита. Что позволяет конструктивно просто устранить, практически полностью зазоры в планетарных передачах различного типа и повысить их эксплуатационные характеристики.
Предлагаемая беззазорная планетарная передача поясняется чертежом, где изображено: центральные колеса 1, 2, водило 3 с сателлитами, выполненными разрезными - первая часть сателлита 4 и вторая часть сателлита 5, сопрягаемыми винтовыми канавками, в которых размещены шарики 6, и дополнительно введенной гайки 7.
Беззазорная планетарная передача содержит центральные колеса 1, 2, одно из которых неподвижно, водило 3 с сателлитами, сателлиты выполнены разрезными с возможностью ограниченного их взаимного поворота относительно друг друга, при этом первая часть сателлита 4 смонтирована на ступице второй части сателлита 5, обе части сателлита связаны друг с другом посредством сопрягаемых винтовых канавок, в которых размещены шарики 6, а возможность их взаимного разворота осуществляется при воздействии в осевом направлении дополнительно введенной гайки 7, размещенной на ступице второй части сателлита 5.
При монтаже передачи каждый сателлит в собранном виде, как показано на чертеже монтируется с возможностью вращения на соответствующее водило в обычном порядке, от осевого смещения фиксируется, например, наружным эксцентричным кольцом.
Затем с помощью динамометрического ключа затягивается гайка с требуемым усилием, при этом за счет разворота второй части сателлита при ее перемещении по шарикам винтовой канавки происходит разворот одной части сателлита относительно другой. Таким образом выбирается зазор в зацеплении с центральными зубчатыми колесами. От самоотвинчивания гайки установлена стопорная шайба.
Данная конструкция беззазорной планетарной передачи обеспечивает управление относительным смещением частей сателлита и позволяет задать требуемое усилие распора. В процессе приработки износ происходит в основном за счет пружинения резьбового соединения, в последующем износ значительно уменьшается, при этом снижаются и остаются постоянными усилия распора зубьев, что позволяет конструктивно просто устранить практически полностью зазоры в планетарных передачах различного типа, для передач с внутренним зацеплением и для передач с внешним зацеплением и эффективность использования повышается при увеличении количества сателлитов. Тогда как в известных беззазорных передачах зубья работают с постоянным распором, который обеспечивается упругим элементом, это влечет повышенный их износ, что в свою очередь ведет к снижению эксплуатационных возможностей и надежности передачи в целом.
Дополнительно предложенная конструкция беззазорной планетарной передачи позволяет легко производить, в случае необходимости, выборочно подналадку нужных сателлитов. Это особенно важно для планетарных передач с большим количеством сателлитов, в частности для тяжелонагруженных планетарных передач.
Класс F16H57/12 устройства для регулирования люфта, не предусмотренные в вышеуказанных рубриках
планетарный редуктор с беззазорным зацеплением - патент 2506481 (10.02.2014) | |
электропривод с трехступенчатым планетарным редуктором - патент 2464464 (20.10.2012) | |
безлюфтовая зубчатая передача - патент 2443919 (27.02.2012) | |
адаптивный редуктор - патент 2435090 (27.11.2011) | |
редуктор управления антенной колонкой - патент 2285845 (20.10.2006) | |
планетарная передача - патент 2232320 (10.07.2004) | |
беззазорная планетарная передача - патент 2101588 (10.01.1998) | |
привод - патент 2067706 (10.10.1996) |