бетонобойный боеприпас

Классы МПК:F42B12/04 бронебойного типа
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственное научно-производственное предприятие "Базальт" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2005-04-07
публикация патента:

Изобретение относится к кассетным боеприпасам, которые могут применяться в разовых бомбовых кассетах, в блоках самолетных контейнеров, в кассетных боевых частях ракет и т.п., а более конкретно, к кассетным бетонобойным боеприпасам, предназначенным для поражения площадных прочных целей, например, взлетно-посадочных полос аэродромов. Бетонобойный боеприпас содержит парашютный отсек и боевую часть с донным взрывателем, соединенную с реактивным двигателем посредством переходного устройства, состоящего из втулки в виде стакана и фиксатора, связанного с чековым устройством донного взрывателя, при этом втулка со стороны наружной боковой поверхности соединена с корпусом реактивного двигателя, а со стороны внутренней поверхности посредством срезаемого элемента - с корпусом боевой части. Реализация предлагаемых технических решений в конструкции бетонобойного боеприпаса позволяет повысить эффективность действия кассетно-контейнерной системы как за счет увеличения показателей удельной эффективности и проникающей способности боевой части, так и за счет повышения надежности действия и упрощения конструкции бетонобойного боеприпаса. 2 з.п. ф-лы, 2 ил. бетонобойный боеприпас, патент № 2277691

бетонобойный боеприпас, патент № 2277691 бетонобойный боеприпас, патент № 2277691

Формула изобретения

1. Бетонобойный боеприпас, содержащий боевую часть с донным взрывателем, реактивный двигатель и парашютный отсек, отличающийся тем, что боевая часть соединена с реактивным двигателем посредством переходного устройства, состоящего из втулки в виде стакана и фиксатора, связанного с чековым устройством донного взрывателя, при этом втулка со стороны наружной боковой поверхности соединена с корпусом реактивного двигателя, а со стороны внутренней поверхности посредством срезаемого элемента - с корпусом боевой части.

2. Боеприпас по п.1, отличающийся тем, что втулка соединена с корпусом боевой части посредством кольца со срезаемым элементом, при этом кольцо выполнено из материала менее прочного, чем материал втулки.

3. Боеприпас по п.1 или 2, отличающийся тем, что в дне втулки выполнены два отверстия, в одном из которых размещен фиксатор, при этом дно боевой части со стороны внешнего торца выполнено с кольцевой проточкой, в которой размещено кольцо из упругого эластичного материала.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к кассетным боеприпасам, которые могут применяться в разовых бомбовых кассетах, в блоках самолетных контейнеров, в кассетных боевых частях ракет и т.п., а более конкретно, к кассетным бетонобойным боеприпасам, предназначенным для поражения площадных прочных целей, например взлетно-посадочных полос (ВПП) аэродромов.

Известно конструктивное исполнение бетонобойного боеприпаса, содержащего кумулятивный предзаряд, парашютный отсек и размещенный между ними вдоль продольной оси боевой элемент в направляющей трубе (патент США №4085678 от 25.04.1978 г., боеприпас «Стабо» фирмы «Мессершмитт-Белков-Блом», ФРГ).

К недостаткам данной конструкции боеприпаса следует отнести:

- низкие показатели надежности действия (необходимо обеспечить совпадение осей воронки, образовавшейся от срабатывания кумулятивного предзаряда, и боевого элемента);

- сложность конструкции.

Известно конструктивное исполнение бетонобойного боеприпаса, содержащего боевой элемент, размещенный в ствольной направляющей, заряд твердого топлива и воспламенитель заряда, срабатывающий от ударной нагрузки при контактировании боеприпаса с преградой (патент США №5109774 от 05.05.1992 г.).

При встрече с преградой боевой элемент проникает в нее на некоторую величину, затем срабатывают воспламенитель и заряд, который сообщает боевому элементу дополнительную энергию для последующего проникания в преграду.

К недостаткам данной конструкции боеприпаса следует отнести:

- невозможность применения в авиационных средствах доставки с малой высоты;

- низкий КПД действия из-за возможности подхода боеприпаса к преграде под различньми углами (от безрикошетного до угла близкого к 90°), так как для проникания под преграду боевому элементу необходимо преодолеть расстояние, значительно большее толщины преграды;

- низкая проникающая способность боевого элемента, так как дополнительную энергию заряда ему передают в статическом положении (на остановке).

Известно конструктивное исполнение боеприпаса проникающего действия, содержащего боевой элемент в направляющей трубе, разгонное устройство в виде вышибного заряда с воспламенителем и парашютный отсек (Европейский патент №0457657 от 14.09.1994 г.).

Вместо парашютного отсека боеприпас может быть укомплектован раскрывающим перьевым стабилизатором, размещенным вдоль продольной оси за разгонным устройством.

К недостаткам данной конструкции следует отнести:

- низкая удельная эффективность боеприпаса (отношение массы взрывчатого вещества, заносимого под преграду, к общей массе боеприпаса);

- отсутствие в конструкции боевого элемента стабилизирующего устройства может привести к потере его устойчивости в момент выброса из ствольной направляющей, что в конечном итоге приведет к снижению его проникающей способности из-за появления больших углов атаки при его подходе к преграде;

- высокие значения габаритно-массовых характеристик боеприпаса из-за необходимости, для обеспечения заданной проникающей способности, расхода энергии устройства разгона на сообщение движения как боевому элементу, так и ствольной направляющей.

Известно конструктивное исполнение бетонобойного боеприпаса по патенту РФ №2238513 от 16.12.03 - прототип.

Бетонобойный боеприпас по патенту №2238513 содержит боевую часть с устройством ее разгона в виде реактивного двигателя и парашютный отсек.

К недостаткам данной конструкции следует отнести:

- низкая проникающая способность боевой части боеприпаса из-за ее торможения при встрече реактивного двигателя с преградой;

- значительные усилия, действующие на торец боевой части в момент работы реактивного двигателя, что в конечном итоге приводит к снижению удельных характеристик боевой части;

- сложность конструкции боевой части и низкая надежность действия донного взрывателя;

- повышенный разброс баллистических характеристик реактивного двигателя из-за возможности прорыва пороховых газов по месту соединения боевой части с реактивным двигателем.

Задачей предлагаемого изобретения является повышение эффективности действия бетонобойного боеприпаса.

Технический результат состоит в повышении проникающей способности, надежности действия и удельных характеристик бетонобойного боеприпаса.

Технический результат достигается тем, что бетонобойный боеприпас содержит парашютный отсек и боевую часть с донным взрывателем, соединенную с реактивным двигателем посредством переходного устройства, состоящего из втулки в виде стакана и фиксатора, связанного с чековым устройством донного взрывателя, при этом втулка со стороны наружной боковой поверхности соединена с корпусом реактивного двигателя, а со стороны внутренней поверхности посредством срезаемого элемента - с корпусом боевой части.

Повышение проникающей способности бетонобойного боеприпаса достигается за счет соединения боевой части с реактивным двигателем посредством переходного устройства, что позволяет, во-первых, использовать инерцию массы корпуса реактивного двигателя в начальный момент движения боевой части в преграде (до соприкосновения переходного устройства с преградой), а, во-вторых, исключить воздействие изгибающих моментов при движении боевой части в преграде (после отделения от нее переходного устройства с корпусом реактивного двигателя).

Повышение надежности действия бетонобойного боеприпаса достигается за счет:

- использования переходного устройства, состоящего из втулки, соединенной со стороны наружной боковой поверхности с корпусом реактивного двигателя, а со стороны внутренней поверхности посредством срезаемого элемента с корпусом боевой части, что позволяет надежно фиксировать боевую часть и реактивный двигатель при автономном движении боеприпаса и отделять боевую часть от реактивного двигателя при соприкосновении переходного устройства с преградой;

- выполнения втулки в виде стакана, что позволяет исключить прямое воздействие продуктов сгорания порохового заряда реактивного двигателя на торец боевой части (повышается надежность действия донного взрывателя).

Снижение габаритно-массовых характеристик бетонобойного боеприпаса, а, следовательно, повышение его удельных характеристик, достигается за счет:

- включения в состав переходного устройства фиксатора, связанного с чековым устройством донного взрывателя, что позволяет использовать переходное устройство дополнительно в качестве средства вырыва чекового устройства из донного взрывателя;

- возможности использования взрывателя с чековым устройством, что позволяет упростить конструкцию донного взрывателя и снизить его габаритно-массовые характеристики.

В бетонобойном боеприпасе втулка переходного устройства может быть соединена с корпусом боевой части посредством кольца со срезаемым элементом, а кольцо при этом может быть выполнено из материала менее прочного, чем материал втулки, что позволяет упростить конструкцию и повысить надежность герметизации узла соединения переходного устройства с корпусом боевой части (возможно резьбовое соединение со срезом резьбы кольца).

В бетонобойном боеприпасе втулка переходного устройства может быть выполнена с двумя диаметрально противоположными отверстиями в дне, в одном из которых размещен фиксатор, что позволяет уменьшить разброс параметров задействования донного взрывателя (давление, температура) и упростить конструкцию узла крепления чекового устройства взрывателя к переходному устройству, тем самым повысить надежность действия взрывателя и снизить его габаритно-массовые характеристики.

В бетонобойном боеприпасе дно боевой части со стороны внешнего торца может быть выполнено с кольцевой проточкой, симметричной отверстию под донный взрыватель, в которой размещено кольцо из упругого эластичного материала, что позволяет значительно уменьшить площадь воздействия пороховых газов реактивного двигателя на дно боевой части и исключить прорыв пороховых газов к узлу крепления корпуса боевой части и втулки, тем самым значительно уменьшить усилие, действующее на дно боевой части в момент работы реактивного двигателя, и повысить стабильность баллистических характеристик реактивного двигателя.

Исходя из вышеизложенной сущности предлагаемого изобретения и анализа уровня данной области техники можно сделать вывод, что предлагаемое устройство явным образом не следует из уровня техники.

На фиг.1 показан общий вид бетонобойного боеприпаса.

На фиг.2 показано переходное устройство, соединяющее боевую часть с реактивным двигателем.

Бетонобойный боеприпас содержит боевую часть 1, включающую донный взрыватель 2 с чековым устройством 3, дно 4, реактивный двигатель 5, соединенный с боевой частью 1 посредством переходного устройства, включающего втулку 6, кольцо 7 и фиксатор 8, парашютный отсек 9 с парашютной системой 10 и устройством распаковки 11. В дне 4 выполнена проточка, в которой размещено кольцо 12.

Работа бетонобойного боеприпаса происходит следующим образом.

В момент выброса бетонобойного боеприпаса из авиационного средства доставки на устройство распаковки 11 парашютного отсека 9 подается тепловой импульс.

После срабатывания устройства распаковки происходит ввод в воздушный поток парашютной системы 10, которая ориентирует ось боеприпаса по нормали к поверхности преграды. По истечении времени, достаточного для ориентации продольной оси боеприпаса по нормали к поверхности преграды, одновременно происходит задействование порохового заряда реактивного двигателя 5 и отделение парашютной системы 10. Боеприпас от действия силы тяги реактивного двигателя приобретает необходимую для пробития преграды скорость.

При встрече с преградой за счет кинетической энергии боеприпаса боевая часть проникает в преграду. При касании кольца 7 переходного устройства (или втулки 6) преграды происходит срез фиксирующих элементов и корпус реактивного двигателя вместе с переходным устройством отделяется от боевой части, выдергивая при этом из донного взрывателя 2 чековое устройство 3. Боевая часть продолжает автономное движение в преграде.

При проникании боевой части на заданную глубину происходит срабатывание ее разрывного заряда, продукты детонации которого образуют в преграде очаг поражения.

Реализация предлагаемых технических решений в конструкции бетонобойного боеприпаса, подтвержденная результатами наземных и летных испытаний, позволяет повысить эффективность действия кассетно-контейнерной системы как за счет увеличения показателей удельной эффективности и проникающей способности боевой части, так и за счет повышения надежности действия и упрощения конструкции бетонобойного боеприпаса.

Класс F42B12/04 бронебойного типа

Наверх