лопасть воздушного винта, парабола в аэродинамике
Классы МПК: | B64C11/18 аэродинамические характеристики B64C11/04 установка лопастей B64C7/00 Конструктивные элементы и наружные части летательных аппаратов, не отнесенные к другим группам |
Патентообладатель(и): | Востропятов Иван Давыдович (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2004-08-12 публикация патента:
20.06.2006 |
Изобретение относится к области авиации. Лопасть характеризуется тем, что передняя и задняя кромки плоскости образованы пересечением двух парабол или трех парабол, касающихся окружности под острым углом на передней и задней кромках, сопряженных на задней и передней кромке с полуокружностями. Предусмотрена стабилизирующая плоскость, которая представляет собой сегмент с начальной величиной на конце пера, плавно уменьшающийся до нуля на 1/3 длины от начала лопасти. Передняя и задняя острые кромки закруглены. Технический результат - увеличение подъемной силы. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
Формула изобретения
1. Лопасть воздушного винта, отличающаяся тем, что передняя и задняя кромки плоскости образованы пересечением двух парабол У1=K1X1/2, У2=2R 0+K2X1/2 или
трех парабол У 1=K1X1/2, У2=2R0 +K2X1/2, У3=К3Х 2,
касающихся окружности радиусом R R0, центр которой находится на расстоянии l 2/3L,
где L - проекция длины лопасти на координату X;
R0 - радиус окружности в начале координат;
профиль сформирован пересечением двух парабол
У 4=К4Х1/2, У5=2R0 +K5X1/2,
под острым углом на передней и задней кромках, сопряженных на задней и передней кромках с полуокружностями радиусом R0, при этом предусмотрена стабилизирующая плоскость, которая представляет собой сегмент плоскости с начальной величиной на конце пера l R0 и плавно уменьшающаяся до нуля на 1/3 длины от начала лопасти винта, передняя острая кромка закруглена на расстоянии Ri от точки пересечения парабол дугой радиусом Ri для улучшения обтекаемости на дозвуковой скорости, задняя острая кромка закруглена таким же образом для повышения прочности, текущая длина лопасти Li определена расчетным путем, текущий радиус лопасти определен по формуле
R i=Li/K6,
где коэффициенты выбраны из следующих величин:
К3 1, К4 1, К5=К4(0,6÷0,8), К6 7/К4,
коэффициенты K1 и К 2 рассчитаны по формулам
K1=У1А /X1A 1/2, К2=(У2В -2R0)/Х2В 1/2,
где Х 1а, У1а, Х2В, У2В - координаты точек касания парабол У1 и У2 с окружностью радиусом R, угол атаки 7° и R0, R, L заданы изначально.
2. Лопасть воздушного винта по п.1, отличающаяся тем, что для уменьшения свободных колебаний конец лопасти длиной до 1,5 м механически замкнут кольцом по всей окружности, а продольный профиль лопасти длиной более 1,5 м образован параболой У 1=K1X1/2, где K1 0,7.
3. Лопасть воздушного винта по п.2, отличающаяся тем, что имеет загиб вниз на угол не менее 60° для увеличения подъемной силы.
Описание изобретения к патенту
Область техники.
Изобретение относится к области авиации.
Известна лопасть воздушного винта (Патент 2228882 от 20 мая 2004 г.), профиль нижней и верхней лопасти которой образуются пересечением двух парабол: У1=К1x1/2 ; У2=2Ro+К2Х1/2.
Эти плоскости пересекаются под острым углом на нижней кромке и сопрягаются на задней кромке полуокружностью радиусом R o. Передняя кромка лопасти воздушного винта образуется по параболе У3=К3Х1/2, задняя кромка имеет стабилизирующую плоскость. Недостатком является низкий КПД при ограниченной длине лопасти.
Раскрытие изобретения
Для повышения эффективности лопасти воздушного винта (1) передняя и задняя кромки образуются по формуле двух и более парабол: У 1= K1X1/2; У2=2Ro +K2X1/2; У3=-K3X 2 (приведенная парабола) (фиг.1) или У1= K 1X1/2; У2=2Ro+K2 X1/2; (фиг.2), касающиеся в обоих случаях окружности радиусом R 2Ro, центр которой находится на расстоянии l 2/3L, где, L - проекция длины лопасти на координату X, Ro - радиус окружности в начале координат. Профиль нижней и верхней лопасти образуются пересечением двух парабол (1): У4=K4X1/2; У 5=2Ro+K5X1/2; при этом эти плоскости пересекаются под острым углом на задней (фиг.1) или передней (фиг.2) кромке. В первом случае - предусматривается "режущая" (фиг.1) передняя плоскость на передней кромке, во втором случае - задняя кромка имеет стабилизирующую плоскость, которые, в свою очередь, являются касательными к передней (фиг.1), задней (фиг.2) плоскости и представляют собой сегмент плоскости с начальной величиной l Ro в конце пера, и уменьшающиеся плавно до нуля на 1/3 длины лопасти винта.
Передняя острая кромка (фиг.2) закруглена на расстоянии Ri от точки пересечения парабол дугой радиусом Ri для улучшения обтекаемости на дозвуковой скорости; задняя кромка (фиг.1) закруглена таким же образом для повышения прочности.
Текущая координата длины лопасти L i определяется расчетным путем. Текущий радиус Ri определяется по формуле: Ri=Li/Kb ;
Коэффициенты выбираются из следующих величин:
К 3 1; К4 1; K5 (0,6÷0,8)K4; К6÷7/К 4.
Коэффициенты K1 и K2 рассчитываются по формулам:
K1=У1А/Х1А 1/2; где К2=(У2В-2Ro )/Х2В 1/2,
где Х1А; У 1А; Х2В; У2В - координаты точек касания парабол У1 и У2 с окружностью радиусом R.
Для нахождения точек касания парабол с окружностью задают исходные параметры для построения лопасти:
- угол атаки 7°;
- радиусы Ro и R;
- проекцию лопасти на координату Х-L.
Зная, что центр окружности находится на расстоянии l 2/3L, восстанавливают из этой точки перпендикуляр. Точка пересечения перпендикуляра с пролонгированной линией угла атаки 7° будет нижней точкой касания параболы У1 с окружностью - точка A(X1A; У1A). Проводим окружность радиусом R через точку А с центром, лежащим на восстановленном перпендикуляре. Получаем вторую точку пересечения перпендикуляра с окружностью - точку В(Х2В; У2В). Эта точка будет точкой касания параболы У2 с окружностью. Далее производится расчет коэффициентов K1, К 2 по вышеприведенным формулам.
Для уменьшения свободных колебаний лопастей воздушного винта (лопаток турбины, компрессора, вентилятора и т.д.) ограниченной радиальной длины до 1,5 м необходимо концы пера механически соединить по всей окружности направляющим кольцом; образовывать предельный профиль лопасти по параболе: У1=К1Х1/2 /фиг.2а/. Лопасть воздушного винта имеет загиб пера вниз на угол 60°, что позволяет использовать центробежный поток воздуха для увеличения подъемной силы (фиг.1, 2).
Толщина лопасти параболы выбирается из необходимой механической прочности.
Коэффициенты выбираются из следующих величин:
К 1 0,5; К2 1; К3 0,7.
Для уменьшения свободных колебаний лопасти механически могут соединяться по окружности.
На фиг.1, 2 изображены лопасти воздушного винта, причем на фиг.1 - передняя кромка закруглена радиусом Ro и имеет острую заднюю кромку; передняя кромка снабжена "режущей" плоскостью 1. На фиг.2 имеется острая передняя кромка, а задняя закруглена радиусом Ro и имеет стабилизирующую плоскость 1. Обе лопасти имеют загиб конца пера на угол 60° для направления центробежного потока, повышающего подъемную силу (силу тяги), на фиг.2а - продольный профиль лопасти.
Работа воздушного винта
Скорость набегающего потока линейно возрастает от комеля к периферии и достигает максимальной величины на конце пера. Так как профиль сопротивления воздушного винта по преодолению сопротивления при создании подъемной силы (силы тяги) искусственно возрастает с увеличением текущего радиуса R>2R0, то возрастает подъемная сила, одновременно возрастает продольное усилие по передаче подъемной силы (силы тяги) на увеличенное плечо. Поэтому предусматриваются следующие способы уменьшения свободных колебаний:
1) параболообразный поперечный и продольный профиль лопасти;
2) применение материалов с повышенным внутренним затуханием и др.
Скорость набегающего потока на передней плоскости создает разрежение, а на задней плоскости - давление, после ухода лопасти воздушного винта эти два потока встречаются на стабилизирующей плоскости (фиг.2) или на остром пересечении плоскостей парабол (фиг.1) и создается подъемная сила.
При этом для уменьшения лобового сопротивления лопасти воздушного винта предусматривается "режущая" плоскость (фиг.1), которая на конце пера имеет размер l Ro и плавно уменьшающаяся до нуля примерно на 1/3 длины лопасти. Загиб конца пера на угол 60° дополнительно направляет центробежный воздушный поток (фиг.1, 2), увеличивая подъемную силу. Заостренная передняя кромка (фиг.2) и режущая плоскость (фиг.1) снижают лобовое сопротивление воздушного винта. В результате перечисленных конструктивных отличий резко повышается КПД воздушного винта при ограниченной длине.
Проведенные сравнительные испытания на изготовленных макетах при R=2R0 показали следующие преимущества по сравнению с (1) - подъемная сила (сила тяги) увеличивается примерно на 30%.
Класс B64C11/18 аэродинамические характеристики
лопасть винта, винт, летательный аппарат и способ - патент 2524757 (10.08.2014) | |
движитель (винт) - патент 2469906 (20.12.2012) | |
профиль крыла летательного аппарата (варианты) - патент 2461492 (20.09.2012) | |
способ и устройство для перемещения в газообразной или жидкой среде - патент 2412082 (20.02.2011) | |
пропеллер (варианты) - патент 2351504 (10.04.2009) | |
вертолет - патент 2333867 (20.09.2008) | |
воздушный винт - патент 2318698 (10.03.2008) | |
вертолет - патент 2309873 (10.11.2007) | |
способ создания силы в газообразной среде - патент 2306240 (20.09.2007) | |
воздушный винт - патент 2256585 (20.07.2005) |
Класс B64C11/04 установка лопастей
Класс B64C7/00 Конструктивные элементы и наружные части летательных аппаратов, не отнесенные к другим группам