композиционная депрессорная присадка к дизельным топливам
Классы МПК: | C10L1/18 содержащие кислород |
Автор(ы): | Кемалов Алим Фейзрахманович (RU), Ганиева Тамилла Фатхиевна (RU), Плаксунов Тимур Касимович (RU), Дияров Ирик Нурмухаметович (RU), Фахрутдинов Рево Зиганшинович (RU), Ибрагимов Наиль Габдулбариевич (RU), Кемалов Руслан Алимович (RU), Мухаматгалеев Радик Раифович (RU), Бабынин Александр Александрович (RU), Надыршин Раис Гумерович (RU), Ахметова Альфия Нуруловна (RU), Магдеева Самира Рашидовна (RU), Каримов Ильсур Хашимович (RU) |
Патентообладатель(и): | ОАО "Татнефть" (RU), ООО НПЦ "Инвента" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2004-12-30 публикация патента:
20.06.2006 |
Изобретение относится к области нефтепереработки, а именно к составу депрессорной присадки к дизельным топливам. Депрессорная присадка к дизельным топливам содержит 21-71% низкомолекулярных деструктатов этилен-пропиленового каучука СКЭПТ-Р с молекулярной массой 600-3500 и молекулярно-массовым распределением от 1,5 до 3,5, в качестве диспергирующей добавки содержит 24-64% низкомолекулярного сополимера этилена с винилацетатом с молекулярной массой 1200-2600, содержанием звеньев винилацетата 25-45 мас.% и числом боковых ответвлений СН3/100 СН2 - не более 15. В качестве дополнительного компонента композиция содержит остальное олигомеры этилена C16-C18, или олигомеры пропилена C15, или толуол. Композиционная депрессорная присадка к дизельным топливам превосходит прототип по степени улучшения всех низкотемпературных характеристик дизельного топлива. Больший эффект достигается по улучшению коэффициента фильтруемости. 2 табл.
Формула изобретения
Композиционная депрессорная присадка к дизельным топливам на основе сополимеров этилена с пропиленом в сочетании с диспергирующей добавкой, отличающаяся тем, что в качестве сополимеров этилена с пропиленом она содержит низкомолекулярные деструктаты этилен-пропиленового каучука СКЭПТ с молекулярной массой 600-3500 и молекулярно-массовым распределением от 1,5 до 3,5, в качестве диспергирующей добавки содержит низкомолекулярный сополимер этилена с винилацетатом, имеющим молекулярную массу 1200-2600, содержащим звенья винилацетата 25-45% и имеющим число боковых ответвлений СН3 /100 CH2 - не более 15, а в качестве дополнительного компонента композиция содержит олигомеры этилена C16-C18 , или олигомер пропилена С15, или толуол при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Деструктат СКЭПТ | 21-71 |
Низкомолекулярный сополимер | |
этилена с винилацетатом | 24-64 |
Олигомеры этилена C16-С18, | |
или олигомер пропилена С 15, | |
или толуол | Остальное |
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области нефтепереработки, а именно к составу депрессорной присадки к дизельным топливам.
Известна многофункциональная присадка к дизельному топливу на основе нитрата алифатического спирта С3÷C18 (патент РФ, 2057790, С 10 L 1/18, 1/22, 1996).
Недостатком данной присадки является то, что дизельное топливо с данной присадкой не обладает требуемыми низкотемпературными характеристиками.
Наиболее близким техническим решением к заявляемому является композиционная депрессорная присадка к дизельным топливам на основе сополимеров этилена с пропиленом с диспергирующими добавками: ОП-4 или Н, или Б-5 (С.Т.Башкатова и др. Композиционная депрессорная присадка к дизельным топливам. - ХТТМ, 2001, №3, с.27, прототип). Композиция улучшает низкотемпературные характеристики летних дизельных топлив, при этом обеспечивая получение Кф =3.
Однако данная композиционная депрессорная присадка к дизельным топливам обеспечивает как максимум только предельное значение коэффициента фильтруемости Кф=3 (согласно требованиям, предъявляемым к дизельным топливам с присадкой, Кф 3).
Задачей, на решение которой направлен заявляемый состав, является достижение большего эффекта в улучшение низкотемпературных свойств дизельного топлива, в том числе и показателя Кф .
Поставленная задача решается созданием композиционной депрессорной присадки к дизельным топливам на основе сополимеров этилена с пропиленом в сочетании с диспергирующей добавкой, отличающейся тем, что в качестве сополимеров этилена с пропиленом она содержит низкомолекулярные деструктаты этилен-пропиленового каучука СКЭПТ - СКЭПТ-Р с молекулярной массой 600-3500 и молекулярно-массовым распределением от 1,5 до 3,5, в качестве диспергирующей добавки содержит низкомолекулярный сополимер этилена с винилацетатом с молекулярной массой 1200÷2600, содержанием звеньев винилацетата 25÷45% и числом боковых ответвлений СН3/100 CH 2 - не более 15, а в качестве дополнительного компонента композиция содержит олигомеры этилена C16÷C 18, или олигомеры пропилена C15, или толуол при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Деструктат СКЭПТ-Р | 21-71 |
Низкомолекулярный сополимер | |
этилена с винилацетатом | 24-64 |
Олигомеры этилена C16÷C18, | |
или олигомеры пропилена C15, | |
или толуол | остальное |
Олигомер этилена C16÷C 18 - продукт ОАО "Нижнекамскнефтехим", выделяется из продуктов термокаталитической олигомеризации этилена, выпускается по ТУ 38.402-69-73-89.
Олигомеры пропилена C15 - отход ОАО "Нижнекамскнефтехим" - остаточный продукт ректификации олигомеров пропилена в производстве тримеров и тетрамеров пропилена, соответствует ТУ 2411-020-05766801-94.
Составы 10 образцов приготовленных композиционных присадок приведены в табл.1.
Температуру замерзания дизельных топлив (t заст.) определяли по ГОСТ 20287-91, предельную температуру фильтруемости (tфильт.) по ГОСТ 22254-91, коэффициент фильтруемости по ОКСТУ-0209 (Кф).
В табл.2 представлены результаты испытаний предлагаемой композиционной депрессорной присадки к дизельным топливам.
Как следует из табл.2, предлагаемая композиционная депрессорная присадка к дизельным топливам превосходит прототип по степени улучшения всех низкотемпературных характеристик дизельного топлива. При этом, Кф составляет 1,1÷2,0 против 1,8÷(>10) для прототипа.
Таблица 1. | ||||||||||
Состав композиционных депрессорных присадок | ||||||||||
№№ | Содержание компонентов,% мас. | |||||||||
образца | СКЭПТ-Р М.м. 600, ММР 2,0 | СКЭПТ-Р М.м. 1500, ММР 1,5 | СКЭПТ-Р М.м. 2500, ММР 2,5 | СКЭПТ-Р М.м. 3000, ММР 3,5 | СЭВА М.м. 1200 | СЭВА М.м. 2000 | СЭВА М.м. 2600 | олигомеры этилена C 16-C18 | олигомер пропилена C15 | толуол |
1 | 30 | - | - | - | - | - | 55 | 15 | - | - |
2 | - | 40 | - | - | - | 50 | - | - | 10 | - |
3 | - | - | 21 | - | -64 | - | - | 15 | - | - |
4 | 35 | - | - | - | - | - | 60 | - | - | 5 |
5 | - | - | - | -50 | - | 40 | - | - | 15 | - |
6 | - | 64 | - | - | 24 | - | - | - | - | 12 |
7 | - | - | - | 71 | 24 | - | - | - | - | 5 |
8 | - | - | 45 | - | 45 | - | - | 10 | - | - |
9 | - | 55 | - | - | - | - | 35 | - | 10 | - |
10 | - | - | 60 | - | - | 30 | - | - | - | 10 |
Таблица 2. | ||||||
Свойства образцов предлагаемой композиционной депрессорной присадки к дизельным топливам. | ||||||
№№образца | Концентрация присадки в топливе, мас.% | tзаст., °C | tзаст., °С | tфильт. °с | tфильт. °C | Кфильт. |
Исходное дизельное топливо | - | -16,0 | - | -5,0 | - | >10 |
1 | 0,01 | -33,0 | -17,0 | -20 | -15,0 | 2,0 |
2 | 0,03 | -35,0 | -19,0 | -21,0 | -16,0 | 1,8 |
3 | 0,05 | -37,0 | -21,0 | -25,0 | -20,0 | 1,5 |
4 | 0,01 | -34,0 | -18,0 | -24 | -19,0 | 1,6 |
5 | 0,03 | -36,0 | -20,0 | -25,0 | -20,0 | 1,5 |
6 | 0,05 | -38,0 | -22,0 | -29,0 | -24,0 | 1,2 |
7 | 0,01 | -34,5 | -18,5 | -23,0 | -18,0 | 1,4 |
8 | 0,03 | -37,0 | -21,0 | -28,0 | -23,0 | 1,2 |
9 | 0,05 | -36,5 | -20,5 | -29,0 | -24,0 | 1,1 |
10 | 0,03 | -36,0 | -20,0 | -27,5 | -22,5 | 1,2 |
прототип | 0,03÷0,1 | (26)÷(-33) | (-10)-(17) | (-17)÷(-28) | (-10)÷(-21) | >10÷1,8 |
Класс C10L1/18 содержащие кислород