композиционная депрессорная присадка к дизельным топливам

Классы МПК:C10L1/18 содержащие кислород 
Автор(ы):, , , , , , , , , , , ,
Патентообладатель(и):ОАО "Татнефть" (RU),
ООО НПЦ "Инвента" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2004-12-30
публикация патента:

Изобретение относится к области нефтепереработки, а именно к составу депрессорной присадки к дизельным топливам. Депрессорная присадка к дизельным топливам содержит 21-71% низкомолекулярных деструктатов этилен-пропиленового каучука СКЭПТ-Р с молекулярной массой 600-3500 и молекулярно-массовым распределением от 1,5 до 3,5, в качестве диспергирующей добавки содержит 24-64% низкомолекулярного сополимера этилена с винилацетатом с молекулярной массой 1200-2600, содержанием звеньев винилацетата 25-45 мас.% и числом боковых ответвлений СН3/100 СН2 - не более 15. В качестве дополнительного компонента композиция содержит остальное олигомеры этилена C16-C18, или олигомеры пропилена C15, или толуол. Композиционная депрессорная присадка к дизельным топливам превосходит прототип по степени улучшения всех низкотемпературных характеристик дизельного топлива. Больший эффект достигается по улучшению коэффициента фильтруемости. 2 табл.

Формула изобретения

Композиционная депрессорная присадка к дизельным топливам на основе сополимеров этилена с пропиленом в сочетании с диспергирующей добавкой, отличающаяся тем, что в качестве сополимеров этилена с пропиленом она содержит низкомолекулярные деструктаты этилен-пропиленового каучука СКЭПТ с молекулярной массой 600-3500 и молекулярно-массовым распределением от 1,5 до 3,5, в качестве диспергирующей добавки содержит низкомолекулярный сополимер этилена с винилацетатом, имеющим молекулярную массу 1200-2600, содержащим звенья винилацетата 25-45% и имеющим число боковых ответвлений СН3 /100 CH2 - не более 15, а в качестве дополнительного компонента композиция содержит олигомеры этилена C16-C18 , или олигомер пропилена С15, или толуол при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Деструктат СКЭПТ21-71
Низкомолекулярный сополимер  
этилена с винилацетатом 24-64
Олигомеры этилена C1618,  
или олигомер пропилена С 15, 
или толуолОстальное

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области нефтепереработки, а именно к составу депрессорной присадки к дизельным топливам.

Известна многофункциональная присадка к дизельному топливу на основе нитрата алифатического спирта С3÷C18 (патент РФ, 2057790, С 10 L 1/18, 1/22, 1996).

Недостатком данной присадки является то, что дизельное топливо с данной присадкой не обладает требуемыми низкотемпературными характеристиками.

Наиболее близким техническим решением к заявляемому является композиционная депрессорная присадка к дизельным топливам на основе сополимеров этилена с пропиленом с диспергирующими добавками: ОП-4 или Н, или Б-5 (С.Т.Башкатова и др. Композиционная депрессорная присадка к дизельным топливам. - ХТТМ, 2001, №3, с.27, прототип). Композиция улучшает низкотемпературные характеристики летних дизельных топлив, при этом обеспечивая получение Кф =3.

Однако данная композиционная депрессорная присадка к дизельным топливам обеспечивает как максимум только предельное значение коэффициента фильтруемости Кф=3 (согласно требованиям, предъявляемым к дизельным топливам с присадкой, Кфкомпозиционная депрессорная присадка к дизельным топливам, патент № 2278150 3).

Задачей, на решение которой направлен заявляемый состав, является достижение большего эффекта в улучшение низкотемпературных свойств дизельного топлива, в том числе и показателя Кф .

Поставленная задача решается созданием композиционной депрессорной присадки к дизельным топливам на основе сополимеров этилена с пропиленом в сочетании с диспергирующей добавкой, отличающейся тем, что в качестве сополимеров этилена с пропиленом она содержит низкомолекулярные деструктаты этилен-пропиленового каучука СКЭПТ - СКЭПТ-Р с молекулярной массой 600-3500 и молекулярно-массовым распределением от 1,5 до 3,5, в качестве диспергирующей добавки содержит низкомолекулярный сополимер этилена с винилацетатом с молекулярной массой 1200÷2600, содержанием звеньев винилацетата 25÷45% и числом боковых ответвлений СН3/100 CH 2 - не более 15, а в качестве дополнительного компонента композиция содержит олигомеры этилена C16÷C 18, или олигомеры пропилена C15, или толуол при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Деструктат СКЭПТ-Р21-71
Низкомолекулярный сополимер  
этилена с винилацетатом 24-64
Олигомеры этилена C16÷C18,  
или олигомеры пропилена C15, 
или толуолостальное

Олигомер этилена C16÷C 18 - продукт ОАО "Нижнекамскнефтехим", выделяется из продуктов термокаталитической олигомеризации этилена, выпускается по ТУ 38.402-69-73-89.

Олигомеры пропилена C15 - отход ОАО "Нижнекамскнефтехим" - остаточный продукт ректификации олигомеров пропилена в производстве тримеров и тетрамеров пропилена, соответствует ТУ 2411-020-05766801-94.

Составы 10 образцов приготовленных композиционных присадок приведены в табл.1.

Температуру замерзания дизельных топлив (t заст.) определяли по ГОСТ 20287-91, предельную температуру фильтруемости (tфильт.) по ГОСТ 22254-91, коэффициент фильтруемости по ОКСТУ-0209 (Кф).

В табл.2 представлены результаты испытаний предлагаемой композиционной депрессорной присадки к дизельным топливам.

Как следует из табл.2, предлагаемая композиционная депрессорная присадка к дизельным топливам превосходит прототип по степени улучшения всех низкотемпературных характеристик дизельного топлива. При этом, Кф составляет 1,1÷2,0 против 1,8÷(>10) для прототипа.

Таблица 1.
Состав композиционных депрессорных присадок
№№Содержание компонентов,% мас.
образцаСКЭПТ-Р М.м. 600, ММР 2,0СКЭПТ-Р М.м. 1500, ММР 1,5СКЭПТ-Р М.м. 2500, ММР 2,5 СКЭПТ-Р М.м. 3000, ММР 3,5СЭВА М.м. 1200 СЭВА М.м. 2000СЭВА М.м. 2600олигомеры этилена C 16-C18олигомер пропилена C15толуол
130 --- --55 15--
2- 40-- -50- -10-
3- -21- -64-- 15--
435 --- --60 --5
5- ---50 -40- -15-
6- 64-- 24-- --12
7- --71 24-- --5
8- -45- 45-- 10--
9- 55-- --35 -10-
10- -60- -30- --10

Таблица 2.
Свойства образцов предлагаемой композиционной депрессорной присадки к дизельным топливам.
№№образца Концентрация присадки в топливе, мас.% tзаст., °Cкомпозиционная депрессорная присадка к дизельным топливам, патент № 2278150 tзаст., °С tфильт. °скомпозиционная депрессорная присадка к дизельным топливам, патент № 2278150 tфильт. °C Кфильт.
Исходное дизельное топливо- -16,0--5,0 ->10
1 0,01-33,0 -17,0-20-15,0 2,0
2 0,03-35,0-19,0 -21,0-16,0 1,8
30,05 -37,0-21,0 -25,0-20,01,5
40,01 -34,0-18,0-24 -19,01,6
50,03 -36,0-20,0-25,0 -20,01,5
60,05 -38,0-22,0-29,0 -24,01,2
70,01 -34,5-18,5-23,0 -18,01,4
80,03 -37,0-21,0-28,0 -23,01,2
90,05 -36,5-20,5-29,0 -24,01,1
100,03 -36,0-20,0-27,5 -22,51,2
прототип0,03÷0,1 (26)÷(-33)(-10)-(17) (-17)÷(-28)(-10)÷(-21) >10÷1,8

Класс C10L1/18 содержащие кислород 

композиция жидкого топлива -  патент 2526620 (27.08.2014)
способы получения и применения топливных композиций -  патент 2525239 (10.08.2014)
методы производства топлива для реактивных двигателей из натурального масла как исходного сырья с помощью реакций обмена -  патент 2522436 (10.07.2014)
модификатор горения твердого, жидкого и газообразного топлива -  патент 2515988 (20.05.2014)
топливная композиция с улучшенными низкотемпературными свойствами -  патент 2515238 (10.05.2014)
жидкие топливные композиции -  патент 2512083 (10.04.2014)
совмещенный способ получения биотоплив из различных типов сырья и родственных продуктов -  патент 2503714 (10.01.2014)
композиция оксигенированного бензина с хорошими дорожными эксплуатационными характеристиками -  патент 2503710 (10.01.2014)
котельное топливо -  патент 2500792 (10.12.2013)
многофункциональная добавка к автомобильному бензину и содержащая ее топливная композиция -  патент 2494139 (27.09.2013)
Наверх