авиационный учебный боеприпас
Классы МПК: | F42B8/22 авиационные бомбы |
Автор(ы): | Супрунов Николай Андреевич (RU), Гарнов Николай Константинович (RU), Власов Владимир Федорович (RU) |
Патентообладатель(и): | Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственное научно-производственное предприятие "Базальт" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2004-12-27 публикация патента:
20.06.2006 |
Изобретение относится к области военной техники, может быть использовано в различных ориентирно-сигнальных боеприпасах, боевых частях, а также макетах, моделях для постановки световых сигналов. Может быть использовано в учебных боеприпасах, например практических авиабомбах. Боеприпас содержит корпус с пиротехническим сигнальным элементом и активным составом, взрыватель и вышибной заряд. Вышибной заряд и активный состав расположены в емкости, установленной в корпусе между взрывателем и сигнальным элементом, при этом вышибной заряд расположен у торца емкости со стороны взрывателя, а активный состав - у торца емкости со стороны сигнального элемента, выполненного в виде одной или нескольких шашек с образованием каналов между наружной поверхностью сигнального элемента и внутренней поверхностью корпуса, которые перекрыты торцом емкости с активным составом. Предложенная конструкция позволяет повысить надежность и точность координации места падения учебного боеприпаса при наличии светового фона различной интенсивности излучения при одновременном упрощении конструкции, повышении надежности действия, полезного объема и быстродействии в поиске и определении точки падения учебного боеприпаса. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Формула изобретения
1. Авиационный учебный боеприпас, содержащий корпус с пиротехническим сигнальным элементом и активным составом, взрыватель и вышибной заряд, отличающийся тем, что вышибной заряд и активный состав расположены в емкости, установленной в корпусе между взрывателем и сигнальным элементом, при этом вышибной заряд расположен у торца емкости со стороны взрывателя, а активный состав - у торца емкости со стороны сигнального элемента, выполненного в виде одной или нескольких шашек с образованием каналов между наружной поверхностью сигнального элемента и внутренней поверхностью корпуса, которые перекрыты торцом емкости с активным составом.
2. Авиационный учебный боеприпас по п.1, отличающийся тем, что в качестве активного состава применен сигнальный состав.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области военной техники, может быть использовано в различных ориентирно-сигнальных боеприпасах, боевых частях, а также макетах, моделях для постановки световых сигналов. Может быть использовано в учебных боеприпасах, например практических авиабомбах.
При применении учебных боеприпасов, например при учебных бомбометаниях, важно точно зафиксировать точку падения, что обеспечивает оптимальный учебный результат.
Известен учебный боеприпас с маркирующим средством для обозначения места его падения (патент Франции №1544181). Боеприпас имеет головку с камерой, в которой помещено маркирующее средство, преимущественно цветной порошок. Головка изготовлена из материала, разрушающегося при ударе о преграду. Цветной порошок распыляется в определенном радиусе вокруг точки удара и таким образом обозначает точку падения.
К недостаткам данной конструкции можно отнести:
- невозможность обеспечения координации места падения в ночных условиях;
- в дневных условиях при наличии тумана необходимо использование мощных приборов ночного видения.
Известен учебный боеприпас для отметки места его падения по международной заявке WO 00/73730 от 11.05.2000 г., F 42 B 12/40.
В соответствии с изобретением по заявке WO 00/73730 маркирующее средство состоит из большого количества компонентов, каждый из которых в учебном боеприпасе находится в отдельном отсеке. При разрушении перегородок между отсеками компоненты перемешиваются и реагируют между собой. Конечные продукты этой химической реакции, а также свойства этих продуктов обеспечивают оптическое маркирование.
Перегородки между отсеками снабжены тарированными перемычками. Разрушение перегородок, а также головки происходит при ударе боеприпаса о преграду, поэтому химическая реакция, возникающая при перемешивании компонентов, происходит только в точке падения, вследствие чего последняя маркируется.
К недостаткам конструкции учебного боеприпаса по заявке WO 00/73730 следует отнести:
- использование в учебном боеприпасе сигнального элемента, подающего только один кратковременный сигнал «вспышка», что позволяет зафиксировать точку падения боеприпаса только при наличии фона постоянной яркости и не позволяет зафиксировать ее в условиях рассредоточенного расположения дополнительных источников света или освещенных элементов, представляющих собой фон различной интенсивности излучения;
- невозможность обеспечить установку на грунте сигнального элемента непосредственно в точке падения боеприпаса, так как составы емкостей при ударе боеприпаса о грунт образуют пятно значительных размеров (низкая точность координации места падения боеприпаса).
Известно конструктивное исполнение практической сигнальной бомбы по патенту США №4007690, 1977 г., НКИ 102-87 (прототип).
Практическая сигнальная бомба, предназначенная для индикации точки падения, включает сигнальный патрон, состоящий из корпуса в виде стакана, в дне которого размещен инициатор ударного действия, а в полости последовательно от дна размещены:
- вышибной заряд;
- инициатор (взрыватель) ударного действия с контровочным устройством;
- светящееся устройство, воспламеняемое за счет ударного действия инициатора с контровочным устройством;
- маркировочное вещество в эластичной ампуле, предназначенное для формирования сигнального облака.
Корпус сигнального патрона со стороны открытого торца закрыт прокладкой и глухим колпачком.
Техническое решение по патенту 4007690 обеспечивает индикацию места падения бомбы как днем за счет диспергирования маркировочного вещества с образованием сигнального облака, так и ночью за счет отражения от частиц сигнального облака света, излучаемого светящимся устройством после выхода его за срез корпуса.
Вместе с тем данное решение имеет ряд недостатков:
- низкая точность координации места падения бомбы из-за невозможности обеспечения фиксации сигнального элемента на грунте в точке падения бомбы, так как при выбросе из корпуса сигнального патрона маркировочное вещество диспергируется с образованием облака значительных размеров;
- не обеспечивается фиксация точки падения бомбы в условиях рассредоточенного расположения дополнительных источников света или освещенных элементов, представляющих собой фон различной интенсивности излучения, так как хотя сигнальный патрон и обеспечивает постановку двух сигналов, но в зависимости от времени суток (день, ночь) используется только один сигнал, который позволяет зафиксировать точку падения бомбы только при наличии фона постоянной яркости;
- сложность конструкции и низкий коэффициент полезного действия из-за наличия большого количества функциональных узлов, обеспечивающих постановку двух сигналов;
- заданная последовательность постановки сигналов (вначале сигнальное облако маркировочного вещества, а затем отраженный свет светящегося устройства) может привести к существенному уменьшению угла обзора места падения бомбы в ночное время, а следовательно, и к снижению быстродействия в поиске и определении места падения бомбы.
Задачей предлагаемого изобретения является повышение эффективности учебного (практического бомбометания).
Технический результат состоит в повышении надежности и точности координации места падения авиационного учебного боеприпаса при наличии светового фона различной интенсивности излучения при одновременном упрощении конструкции, повышении надежности действия, полезного объема и быстродействии в поиске и определении точки падения учебного боеприпаса.
Технический результат достигается тем, что авиационный учебный боеприпас содержит корпус с пиротехническим сигнальным элементом и активным составом, взрыватель и вышибной заряд, при этом вышибной заряд и активный состав расположены в емкости, установленной в корпусе между взрывателем и сигнальным элементом, причем вышибной заряд расположен у торца емкости со стороны взрывателя, а активный состав - у торца емкости со стороны сигнального элемента, выполненного в виде одной или нескольких шашек с образованием каналов между наружной поверхностью сигнального элемента и внутренней поверхностью корпуса, которые перекрыты торцом емкости с активным составом.
Повышение надежности обнаружения и координации места падения учебного боеприпаса обеспечивается в любое время суток сигналами различного вида (переменной и постоянной силы света) и их последовательностью. В предлагаемом изобретении активный состав (например, механическая смесь нитрата натрия и алюминия) обеспечивает сигнал переменной силы света, а сигнальный элемент, состоящий из одной или нескольких шашек, обеспечивает сигнал постоянной силы света.
Установлено, что источник светового сигнала с постоянной яркостью, находящийся в поле зрения с иными яркостными объектами, не привлекает внимания наблюдателя и, следовательно, быстрота и надежность обнаружения места падения учебного боеприпаса снижаются.
Повышение точности координации сигнала относительно мишенной обстановки достигается за счет применения в учебном боеприпасе активного состава, подающего сигнал переменной силы света («вспышка») и сигнального элемента, подающего сигнал постоянной силы света, причем вначале подается сигнал «вспышка», а затем сигнал постоянной силы света.
Выбор такой последовательности сигналов определяется тем, что наблюдателю необходимо выделить сигнал учебного боеприпаса из множества сигналов фона. Сигнал «вспышка» функционально обеспечивает привлечение внимания наблюдателя к месту падения учебного боеприпаса. Первоначальная подача сигнала «вспышка» обеспечивается за счет взаимного расположения в корпусе боеприпаса вышибного заряда, активного состава и сигнального элемента, а также за счет размещения сигнального элемента в корпусе с образованием каналов между его наружной поверхностью и внутренней поверхностью корпуса.
Упрощение конструкции учебного боеприпаса и повышение полезного объема достигается за счет многофункциональности узлов, например размещение вышибного заряда и активного состава в единой емкости и их взаимное расположение одновременно решает технические задачи:
- создание сигнала «вспышка»;
- воспламенение сигнального элемента;
- вытеснение сигнального элемента из корпуса учебного боеприпаса;
- дробление активного состава;
- перемещение раздробленного и воспламененного активного состава в направлении сигнального элемента и продольных каналов.
Повышение надежности действия учебного боеприпаса обеспечивается за счет размещения сигнального элемента в корпусе боеприпаса с образованием каналов между его наружной поверхностью и внутренней поверхностью корпуса, что позволяет повысить надежность вытеснения активного состава и сигнального элемента за пределы корпуса, так как газообразные продукты горения вышибного заряда и активного состава действуют на сигнальный элемент только со стороны наружной поверхности, при этом сигнальный элемент находится под действием сжимающих напряжений и не прижимается к корпусу боеприпаса.
В авиационном учебном боеприпасе вместо активного состава может быть применен сигнальный состав, обеспечивающий излучение переменной силы света.
На фиг.1 показан авиационный учебный боеприпас.
На фиг.2 показан поперечный разрез авиационного учебного боеприпаса.
Авиационный учебный боеприпас включает корпус 1, взрыватель 2, вышибной заряд 3, активный состав 4, сигнальный элемент 5, продольные каналы 6.
Авиационный учебный боеприпас работает следующим образом.
При встрече боеприпаса с преградой срабатывает взрыватель 2, который инициирует вышибной заряд 3. Под действием продуктов сгорания вышибного заряда 3 происходит дробление активного состава 4, его воспламенение и перемещение в направлении торца сигнального элемента 5. Раздробленный и воспламенившийся активный состав 4 внедряется в торцовую поверхность сигнального элемента 5, а частично попадает в продольные каналы 6. Перемещаясь по продольным каналам 6, активный состав выбрасывается из корпуса 1 в окружающее пространство, обеспечивая яркую вспышку. Одновременно под действием газообразных продуктов горения вышибного заряда 3 и активного состава 4 происходит вытеснение сигнального элемента 5, причем вытеснение сигнального элемента происходит только вслед за вспышкой активного состава.
Использование в авиационном учебном боеприпасе предлагаемых технических решений обеспечивает постановку двух типов сигналов в заданной последовательности, наблюдаемых в любое время суток при действии по местности с фоном различной интенсивности излучения, что, в конечном итоге, повышает эффективность учебного бомбометания.