способ определения координат источников радиоизлучений
Классы МПК: | G01S5/10 в которых положение приемника устанавливается путем индикации в одной системе координат нескольких пеленгов, определенных с помощью разностно-дальномерных измерений G01S11/00 Системы для определения дальности или скорости без использования отражения или вторичного излучения |
Автор(ы): | Дубровин Александр Викторович (RU), Устинов Константин Викторович (RU) |
Патентообладатель(и): | Дубровин Александр Викторович (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2004-11-29 публикация патента:
20.06.2006 |
Изобретение относится к области радиотехники, а именно к пассивным системам радиоконтроля, в частности может быть использовано для высокоточного определения координат источников радиоизлучений (ИРИ), излучающих непрерывные или квазинепрерывные сигналы с помощью летательных аппаратов. Достигаемым техническим результатом изобретения является расширение функциональных возможностей, а именно обеспечение определения координат ИРИ, излучающих широкополосные сигналы. Сущность изобретения заключается в том, что в известном способе определения координат ИРИ, заключающемся в приме сигналов ИРИ на трех летательных аппаратах, ретрансляции сигналов на центральный пункт обработки и вычислении координат ИРИ по разностям радиальных скоростей летательных аппаратов, сигналы, ретранслируемые с летательных аппаратов, дополнительно подвергаются взаимнокорреляционной обработке, а разности радиальных скоростей вычисляются на основе измерения коэффициентов сжатия, определяемых путем максимизации взаимно корреляционной функции сигналов, ретранслированных с летательных аппаратов.
Формула изобретения
Способ определения координат источников радиоизлучений (ИРИ), заключающийся в приеме сигналов ИРИ на трех летательных аппаратах, ретрансляции сигналов на центральный пункт обработки, вычислении разностей радиальных скоростей летательных аппаратов, с последующим вычислением координат ИРИ по разностям радиальных скоростей, отличающийся тем, что сигналы, ретранслированные с летательных аппаратов, дополнительно подвергаются взаимно корреляционной обработке, а разности радиальных скоростей летательных аппаратов вычисляются на основе коэффициентов сжатия сигналов, определяемых путем поиска максимума взаимно корреляционной функции сигналов, ретранслированных с летательных аппаратов.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области радиотехники, а именно к пассивным системам радиоконтроля, в частности может быть использовано для высокоточного определения координат источников радиоизлучений (ИРИ), излучающих непрерывные или квазинепрерывные сигналы, с помощью летательных аппаратов.
Известна система определения координат - система PLSS, предназначенная для ме-стоопределения ИРИ разностно-дальномерным способом, размещаемая на самолетах [1]. Однако данная система неработоспособна при определении координат источников, излучающих непрерывные или квазинепрерывные сигналы.
Из известных способов наиболее близким аналогом (прототипом) предлагаемого способа по технической сущности является разностно-доплеровский способ определения координат источников радиоизлучений (ИРИ) с непрерывным излучением [2]. Сущность способа заключается в приеме сигнала ИРИ на трех летательных аппаратах, ретрансляции сигналов на центральный пункт обработки, вычислении разностей радиальных скоростей летательных аппаратов по разностям доплеровских частот сигналов, ретранслируемых с летательных аппаратов, с последующим вычислением координат ИРИ по разностям радиальных скоростей.
Однако устройство-прототип имеет следующий недостаток - устройство не работоспособно при определении координат ИРИ, излучающих широкополосные сигналы, т.к. в этом случае нельзя точно измерить разность частот сигналов [2, 3], ретранслируемых с летательных аппаратов (широкополосными, здесь будем называть сигналы с шириной полосы от десятков герц до нескольких килогерц).
Целью настоящего изобретения является расширение функциональных возможностей, т.е. обеспечение определения координат ИРИ, излучающих широкополосные сигналы.
Поставленная цель достигается тем, что в известном способе определения координат ИРИ, заключающемся в приме сигналов ИРИ на трех летательных аппаратах, ретрансляции сигналов на центральный пункт обработки и вычислении координат ИРИ по разностям радиальных скоростей летательных аппаратов, сигналы, ретранслируемые с летательных аппаратов, дополнительно подвергаются взаимно корреляционной обработке, а разности радиальных скоростей вычисляются на основе измерения коэффициентов сжатия.
Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что заявляемый способ отличается тем, что на центральном пункте обработки сигналы, ретранслированные с летательных аппаратов, подвергаются дополнительной взаимно корреляционной обработке. Таким образом, заявляемый способ соответствует критерию изобретения «новизна».
Сравнение заявляемого способа с другими аналогичными способами показывает необходимость выполнения известных операций - прием сигналов ИРИ на летательных аппаратах, ретрансляции сигналов на центральный пункт обработки, вычисление разностей радиальных скоростей летательных аппаратов и вычисление координат ИРИ. Однако в заявляемом способе разности радиальных скоростей вычисляются через коэффициент сжатия, вычисленный на основе максимизации взаимно корреляционной функции сигналов, что позволяет сделать вывод о соответствии заявляемого способа критерию «существенные отличия».
Вычисление коэффициентов сжатия можно осуществить путем введения на центральном пункте обработки двух блоков измерения коэффициентов сжатия.
Известно применение блоков измерения коэффициентов сжатия в акустике. Назначение и устройство, а также подробный анализ работы блока описан, например [4].
Существенным отличием является применение этого блока в радиотехнике, а конструктивные изменения - в соответствии с режимом работы в радиотехнических системах.
Определение координат ИРИ в соответствии с заявляемым способом осуществляется следующим образом. Пусть на входы ретрансляторов летательных аппаратов 1 и 2 поступают сигналы от ИРИ. Учитывая, что радиальные скорости 1-го и 2-го летательного аппарата VR1 и V R2 много меньше скорости света с можем записать
где S1(t) и S2(t) - сигналы, принимаемые на первом и втором летательном аппарате соответственно; 12, '12 ''12 - задержка второго сигнала относительно первого и ее производные.
Учитывая, что за время наблюдения Т задержка 12 const, ограничимся лишь первой производной от задержки 12
Задержка и ее производная записываются в виде причем, VRi>0, если скорость направлена к ИРИ, и VRi<0, если от ИРИ. Переписывая (1) иначе S1(t)=S2(g12t+ 12), где q12=1+ '12 видим, что временная ось сигнала S 1 сжалась (расширилась) по сравнению с временной осью сигнала S2.
Ретрансляторы по линиям связи передают сигналы S1; и S2 на центральный пункт обработки, далее они поступают в блок измерения коэффициента сжатия, вычисляющий максимум двумерной взаимно корреляционной функции
При 12 = g12 и 12= 12 функция СM( , ) покажет максимум. Аналогичные операции проводятся с сигналами S2 и S3.
По найденным коэффициентам сжатия q12 и q32 вычисляют разности радиальных скоростей. Используя уравнение сферы Земли, координаты летательных аппаратов и разности радиальных скоростей, определяют координаты ИРИ.
Сравним точность измерения разности радиальных скоростей предлагаемым способом и способом-прототипом. Возьмем случай самых благоприятных условий для работы способа-прототипа - случай, когда ИРИ излучает монохроматический сигнал на частоте f 0. В предлагаемом способе на летательных аппаратах 1 и 2 будут приняты сигналы с частотами и . В этом случае блок определения коэффициента сжатия с определит соотношение
В силу того, что VR1 < c V R2 < с (как уже отмечалось выше), воспользовавшись разложением отбрасывая члены во второй степени и выше, получим
На основании (2) и (3) можно записать
Среднеквадратическая ошибка (СКО) величины U=Ф(х 1;x2;...;хn) вычисляется по формуле
где ij. - коэффициент корреляции между хi , и хj.
Предположим, что измерения частот f 1 и f2 независимы, то есть ij=0, тогда СКО определения разности радиальных скоростей на основании (4) и (5) запишется
где f1 и f2 - СКО определения частот f1 и f2 соответственно.
Пусть f1= f2 = f, и так как f1 f2 f0 можно записать
Учитывая, что доплеровская частота и радиальная скорость летательного аппарата связаны соотношением f1 =f0VR1/c и f2=f0VR 2/c, разность радиальных скоростей в способе-прототипе определяется из соотношения
Полагая, как и прежде f1= f2= f, f1 f2 f3 f, 12=0, получим СКО определения разности радиальных скоростей устройством-прототипом
то есть ошибка определения разности радиальных скоростей предлагаемым способом равна ошибке способа-прототипа.
Анализ предлагаемого способа в сравнении со способом-прототипом показывает, что заявляемый способ обеспечивает определение координат ИРИ, излучающих широкополосные сигналы, в отличие от устройства-прототипа.
Таким образом, цель, поставленная перед заявленным способом - расширение функциональных возможностей, т.е. обеспечение определения координат ИРИ, излучающих широкополосные сигналы - достигнута.
Технико-экономический эффект, обусловленный применением данного способа, заключается в расширении функциональных возможностей и повышении точности систем определения координат ИРИ без существенного усложнения аппаратурных средств, а следовательно - повышением эффективности пассивных систем радиоконтроля в целом.
Количественная величина ожидаемого технико-экономического эффекта от использования предложенного способа зависит от типа системы подлежащей радиоконтролю и важности данной системы; ее определение возможно после внедрения предложенного способа в конкретных системах радиоконтроля.
Источники информации
1. International Defence Review, США, 9/1978, стр. 1440-1441.
2. Кондратьев B.C. и др. Многопозиционные радиотехнические системы. - М.: Радио и связь, 1986. 264 с.
3. Tomerry DJ. Statistical Theory of Passive Location Systems// ШЕЕ Trans. 1984. V. АЕ5-20. №2. Р.183.
4. Comparision of the Deskewed Short Correlator and the Maximum Likelihood Correlator// IEEE Trans. Acoust., Speech, Signal Processing, vol. ASSP-32, №2, Apr. 1984.
Класс G01S5/10 в которых положение приемника устанавливается путем индикации в одной системе координат нескольких пеленгов, определенных с помощью разностно-дальномерных измерений
Класс G01S11/00 Системы для определения дальности или скорости без использования отражения или вторичного излучения