способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного двигателя

Классы МПК:F02K9/56 управление
Автор(ы):, , , , , ,
Патентообладатель(и):ОАО "НПО Энергомаш имени академика В.П. Глушко" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2003-12-25
публикация патента:

Изобретение относится к ракетной технике и предназначено для регулирования тяги и соотношения компонентов топлива жидкостного ракетного двигателя. Проверочное испытание проводят не менее чем на трех режимах с разными значениями уровня тяги. На каждом режиме сначала устанавливают регулирующие устройства в положения, определяемые расчетным путем по математической модели двигателя, а затем поочередно перестраивают их в заранее выбранные положения и измеряют массовые секундные расходы компонентов топлива. Определяют коэффициенты передачи регулирующих устройств и их корректирующих воздействий, после чего настраивают двигатель на заданное значение уровня тяги и на одно и то же для всех режимов значение коэффициента КM соотношения компонентов. Определяют их значение для каждого из режимов и устанавливают из зависимости от уровня тяги в виде полиномов, аппроксимирующие коэффициенты которых считают температурными константами, постоянными для двигателей данного типа. Регулирование параметров двигателя при штатной эксплуатации осуществляют путем одновременной перестройки регулирующих устройств в положения, вычисляемые по уравнениям их полиномиальных зависимостей от уровня тяги с учетом поправок на отклонение текущего значения коэффициента КM от номинального значения, причем постоянными коэффициентами этих зависимостей являются индивидуальные константы двигателя, а текущие значения уровня тяги и коэффициента КM, входящие в эти полиномиальные зависимости, корректируют на величину температурных поправок. Изобретение обеспечивает высокую степень регулирования тяги и соотношения компонентов при работе двигателя в широком диапазоне изменения режима с учетом фактических значений температур компонентов топлива. 4 ил., 1 табл. способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988

способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988

Формула изобретения

Способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного двигателя, заключающийся в том, что после вывода двигателя на предполагаемый режим при проведении его проверочного испытания осуществляют первое измерение массовых секундных расходов окислителя и горючего, а затем поочередно перестраивают регулирующие устройства в заранее выбранные положения и возвращают их в исходное состояние и после каждой перестройки вновь измеряют эти параметры, а затем вычисляют коэффициенты передачи регулирующих устройств, характеризующие изменение регулируемых параметров двигателя от перестройки каждого из них на величину, принятую за единицу рабочего диапазона, используя которые определяют значения корректирующих воздействий регулирующих устройств для настройки двигателя на заданный режим работы по соотношениям, полученным из уравнений суммарного приращения каждого из регулируемых параметров при одновременном воздействии на них регулирующих устройств, отличающийся тем, что проверочное испытание двигателя проводят не менее чем на трех режимах с разными значениями первого регулируемого параметра, которым является его относительный уровень тяги, и на каждом режиме сначала устанавливают регулирующие устройства в положения, определяемые расчетным путем по математической модели двигателя с использованием модельных характеристик его агрегатов, а затем выполняют вышеуказанные процедуры измерения массовых расходов компонентов топлива, перестройки регулирующих устройств в заранее выбранные положения, вычисления их коэффициентов передачи и корректирующих воздействий, после чего настраивают двигатель на заданное значение уровня тяги и на одно и то же для всех режимов значение другого регулируемого параметра, принятое за номинальное, которым является соотношение компонентов топлива, и фиксируют значения скорректированных положений регулирующих устройств, а также коэффициентов, учитывающих влияние на них значений коэффициента соотношения компонентов для конкретного режима работы двигателя, а после проведения проверочного испытания устанавливают зависимости положений регулирующих устройств и этих коэффициентов от значений уровня тяги в виде полиномов, постоянные коэффициенты которых являются индивидуальными константами настройки данного двигателя и определяют их по дискретным значениям скорректированных положений регулирующих устройств и соответственно коэффициентов, учитывающих влияние на них коэффициента соотношения компонентов, причем кроме проверочного проводят еще два испытания данного двигателя с разными значениями температур компонентов топлива, на которых реализуют не менее трех одинаковых режимов его работы, устанавливая регулирующие устройства в положения, полученные после их корректировки на идентичных режимах проверочного испытания, и на каждом режиме обоих дополнительных испытаний измеряют массовые секундные расходы окислителя и горючего, вычисляют по этим данным значения уровня тяги и коэффициента соотношения компонентов топлива, а после проведения испытаний - отклонения этих параметров от тех значений, на которые двигатель был настроен на соответствующих режимах проверочного испытания, и учитывая, что каждое из этих отклонений вызвано изменением только лишь параметров окислителя и горючего и эквивалентно разности их температур по отношению к проверочному испытанию с учетом температурных коэффициентов, характеризующих изменение регулируемых параметров от перепада на один градус температур как окислителя, так и горючего, составляют системы уравнений, учитывающих отклонения одноименных регулируемых параметров на каждом из режимов работы двигателя, решая которые относительно температурных коэффициентов, определяют их значения для каждого из режимов работы и устанавливают их зависимости от уровня тяги в виде полиномов, аппроксимирующие коэффициенты которых считают температурными константами, постоянными для всех двигателей данного типа, а при работе двигателя в штатных условиях требуемые значения его параметров получают путем перестройки его регулирующих устройств в положения, которые определяют по их полиномиальным зависимостям от уровня тяги с учетом поправок, вводимых при отклонении текущего значения коэффициента соотношения компонентов от номинального значения и эквивалентных произведению величины этого отклонения на коэффициенты, учитывающие соответственно влияние коэффициента соотношения компонентов топлива на положения регулирующих устройств, также выраженных в виде полиномов от уровня тяги, причем в качестве постоянных коэффициентов этих полиномов используют соответствующие индивидуальные константы данного двигателя, полученные по результатам его проверочного испытания, а текущие значения уровня тяги и коэффициента соотношения компонентов, входящие в эти полиномиальные зависимости, корректируют на величину температурных поправок, каждую из которых определяют как сумму отклонений температур окислителя и горючего, поступающих в двигатель, от тех значений, которые были на проверочном испытании, умноженные каждая на соответствующие температурные коэффициенты, выраженные их полиномиальными зависимостями от уровня тяги.

Описание изобретения к патенту

Область техники

Предлагаемое изобретение предназначено для использования в ракетно-космической технике для регулирования тяги и соотношения компонентов топлива жидкостного ракетного двигателя.

Предшествующий уровень техники

Известен способ регулирования жидкостного ракетного двигателя по патенту РФ №2085755, МКИ F 02 K 9/26, 1997 г., предусматривающий измерение расходов окислителя и горючего, которые выполняют на одном огневом испытании двигателя, при этом между первыми двумя измерениями перестраивают один из его регулирующих органов на заранее выбранный угол, а между вторым и третьим измерениями - его другой регулирующий орган также на заранее выбранный угол, и по результатам измерений вычисляют коэффициенты, характеризующие изменение массовых секундных расходов компонентов топлива от поворота каждого из регулирующих органов на единичный угол, а на последующих запусках двигателя регулируют его тягу и соотношение компонентов топлива путем поднастройки его регулирующих органов на углы, величины которых определяют по следующим уравнениям:

способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988

где способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 i, способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 i - углы коррекции регулятора тяги и дросселя соотношения компонентов топлива соответственно;

способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 - сигналы рассогласования;

aОспособ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 , aГспособ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 - коэффициенты, характеризующие изменение расхода окислителя и горючего от поворота на единичный угол регулятора тяги;

аОспособ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 , aГспособ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 - коэффициенты, характеризующие изменение этих же параметров от поворота на единичный угол дросселя соотношения компонентов топлива.

Этот способ принят за прототип, поскольку он является наиболее совершенным из известных и не требует непосредственного измерения давления в камере сгорания двигателя при регулировании его тяги. Однако к его недостатку следует отнести два обстоятельства: во-первых, он предусматривает настройку двигателя на одном каком-либо режиме его работы по уровню тяги и соотношению компонентов топлива. Если при работе двигателя в составе ракетоносителя его тяга изменяется в широком диапазоне, например, при его плавном дросселировании (до 50...40% от номинального значения), осуществляемом перед выключением двигателя, то известный способ не обеспечивает необходимой точности регулирования, так как значения коэффициентов а Оспособ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 , аГспособ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 зависят от уровня тяги. Во-вторых, этот способ не учитывает фактические температуры компонентов топлива, заправленного в баки ракетоносителя, что также приводит к снижению точности регулирования.

Сущность изобретения

Задача, поставленная перед авторами данного изобретения, заключалась в повышении точности регулирования тяги и соотношения компонентов при работе двигателя в широком диапазоне изменения режима, в том числе за счет создания таких средств, которые позволили бы в полетном алгоритме регулирования учитывать фактические значения температур компонентов топлива, поступающих в двигатель.

Поставленная цель достигается тем, что в способе настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного двигателя, заключающемся в том, что после вывода двигателя на предполагаемый режим при проведении его проверочного испытания осуществляют первое измерение массовых секундных расходов окислителя и горючего, а затем поочередно перестраивают регулирующие устройства в заранее выбранные положения и возвращают их в исходное состояние и после каждой перестройки вновь измеряют эти параметры, а затем вычисляют коэффициенты передачи регулирующих устройств, характеризующие изменение регулируемых параметров двигателя от перестройки каждого из них на величину, принятую за единицу рабочего диапазона, используя которые определяют значения корректирующих воздействий регулирующих устройств для настройки двигателя на заданный режим работы по соотношениям, полученным из уравнений суммарного приращения каждого из регулируемых параметров при одновременном воздействии на них регулирующих устройств, проверочное испытание двигателя проводят не менее чем на трех режимах с разными значениями первого регулируемого параметра, которым является его относительный уровень тяги, и на каждом режиме сначала устанавливают регулирующие устройства в положения, определяемые расчетным путем по математической модели двигателя с использованием модельных характеристик его агрегатов, а затем выполняют вышеуказанные процедуры измерения массовых расходов компонентов топлива, перестройки регулирующих устройств в заранее выбранные положения, вычисления их коэффициентов передачи и корректирующих воздействий, после чего настраивают двигатель на заданное значение уровня тяги и на одно и то же для всех режимов значение другого регулируемого параметра, принятое за номинальное, которым является соотношение компонентов топлива, и фиксируют значения скорректированных положений регулирующих устройств, а также коэффициентов, учитывающих влияние на них значений коэффициента соотношения компонентов для конкретного режима работы двигателя, а после проведения проверочного испытания устанавливают зависимости положений регулирующих устройств и этих коэффициентов от значений уровня тяги в виде полиномов, постоянные коэффициенты которых считают индивидуальными константами настройки данного двигателя и определяют их по дискретным значениям скорректированных положений регулирующих устройств и соответственно коэффициентов, учитывающих влияние на них коэффициента соотношения компонентов, причем кроме проверочного проводят еще два испытания данного двигателя с разными значениями температур компонентов топлива, на которых реализуют не менее трех одинаковых режимов его работы, устанавливая регулирующие устройства в положения, полученные после их корректировки на идентичных режимах проверочного испытания, и на каждом режиме обоих дополнительных испытаний измеряют массовые секундные расходы окислителя и горючего, вычисляют по этим данным значения уровня тяги и коэффициента соотношения компонентов, а после проведения испытаний - отклонения этих параметров от тех значений, на которые двигатель был настроен на соответствующих режимах проверочного испытания, и учитывая, что каждое из этих отклонений вызвано изменением только лишь параметров окислителя и горючего и эквивалентно разности их температур по отношению к проверочному испытанию с учетом температурных коэффициентов, характеризующих изменение уровня тяги и коэффициента соотношения компонентов от перепада на один градус температур как окислителя, так и горючего, составляют системы уравнений, учитывающих отклонения одноименных регулируемых параметров на каждом из режимов работы двигателя, решая которые относительно температурных коэффициентов, определяют значения последних для каждого из режимов работы двигателя и устанавливают их зависимости от уровня тяги в виде полиномов, аппроксимирующие коэффициенты которых считают температурными константами, постоянными для всех двигателей данного типа, а при работе двигателя в штатных условиях требуемые значения его параметров получают путем перестройки его регулирующих устройств в положения, которые определяют по их полиномиальным зависимостям от уровня тяги с учетом поправок, вводимых при отклонении текущего значения коэффициента соотношения компонентов от номинального значения и эквивалентных произведению величины этого отклонения на коэффициенты, учитывающие соответственно влияние коэффициента соотношения компонентов топлива на положения регулирующих устройств, также выраженных в виде их полиномиальных зависимостей от уровня тяги, причем в качестве постоянных коэффициентов этих полиномов используют соответствующие индивидуальные константы настройки данного двигателя, полученные по результатам его проверочного испытания, а текущие значения уровня тяги и коэффициента соотношения компонентов, входящие в эти полиномиальные зависимости, корректируют на величину температурных поправок, каждую из которых определяют как сумму отклонений температур окислителя и горючего, поступающих в двигатель, от тех значений, которые они имели на проверочном испытании, умноженные каждая на соответствующие температурные коэффициенты, выраженные их полиномиальными зависимостями от уровня тяги.

Перечень фигур

На фиг.1 приведена функциональная схема жидкостного ракетного двигателя с основными элементами испытательного стенда, на фиг.2, 3, 4 показаны графики изменения уровня тяги, коэффициента соотношения компонентов топлива и положений регулирующих устройств двигателя в процессе его стендовых испытаний и при работе в составе ракетоносителя.

Сведения, подтверждающие возможность осуществления изобретения.

Двигатель 1, выполненный по закрытой схеме, имеет следующие основные агрегаты (фигура 1): камеру 2 сгорания, турбину 3, насос 4 и клапан 5 окислителя, газогенератор 6, регулятор 7 расхода горючего в газогенератор с приводом 8 (регулятор тяги), насосы I-й (9) и II-й (10) ступеней горючего, клапан 11 горючего и дроссель 12 горючего с приводом 13. Из стендовых элементов на фигуре 1 показаны топливные емкости 14 и 15, датчики температуры 16, 17 окислителя и горючего соответственно, турбинные преобразователи расхода (расходомеры) 18 и 19, смонтированные в стендовых питающих магистралях, и устройство 20 управления, включающее вычислитель 21, блоки 22, 23 измерения температуры и расходов компонентов топлива соответственно, блок 24 памяти, формирователь 25 управляющих команд и регистратор 26.

Для управления регулятором 7 и дросселем 12 используются, например, цифровые гидравлические приводы 8 и 13, у которых управляющие команды представляют собой 7-разрядный параллельный двоичный код, однозначно определяющий положение выходного вала привода. В этом случае формирователь 25 преобразует логические сигналы «0» и «1» каждого из разрядов в рабочие напряжения ±27 В, транслируемые на управляющие обмотки приводов.

Сущность предлагаемого способа настройки двигателя 1 состоит в следующем.

Влияние температур компонентов топлива, поступающих в двигатель, на уровень тяги и на значение коэффициента соотношения компонентов сказывается одинаковым образом для всех двигателей данной конструкции. Поэтому для установления зависимости этого влияния достаточно провести три испытания на любом доводочном двигателе с разными значениями температур компонентов топлива.

Первое испытание является проверочным (настроечным). Оно проводится по типовой программе, предусматривающей, например, пять режимов работы двигателя на разных уровнях тяги (фиг.2) при номинальном значении коэффициента соотношения компонентов, причем начальные углы способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 1, способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 1; способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 5, способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 5, ... способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 17, способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 17 регулятора 7 и дросселя 12 для каждого из этих режимов определяют расчетным путем по математической модели двигателя с использованием модельных характеристик его агрегатов.

После вывода двигателя на первый расчетный режим, например, близкий к номинальному по уровню тяги (Rном=1), и стабилизации его параметров проводят 1-е измерение объемных расходов компонентов топлива, используя для этого показания расходомеров 18 и 19. Объемные расходы пересчитываются в массовые секундные расходы окислителя способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 и горючего способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 с учетом их фактических температур, измеряемых датчиками 16 и 17.

Затем определяют коэффициент способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 соотношения компонентов на этом (первом) режиме, их суммарный расход способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 и фактический уровень тяги R1, на который выведен двигатель:

способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988

где способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 - номинальный суммарный расход компонентов топлива на 100%-ном режиме тяги.

Вычисленные значения способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 и R1 записывают в память блока 24 для их использования в последующих расчетах.

По окончанию последней операции (момент времени способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 1) регулятор 7 тяги перестраивают в сторону дросселирования на угол способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 2, равный разности угла способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 1 и заранее выбранной уставки способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 зад на изменение уровня тяги, то есть

способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988

После стабилизации параметров двигателя на новом режиме (момент времени способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 2) проводят 2-е измерение массовых расходов окислителя и горючего (обозначены индексами способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 в вышеуказанной последовательности и вычисляют коэффициент способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 соотношения компонентов и уровень тяги R2 :

способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988

Полученные данные используют для вычисления коэффициентов а1, b1 передачи регулятора 7 тяги, учитывающих его влияние на изменение уровня тяги и коэффициента соотношения компонентов топлива для режима работы двигателя, близкого к 1-му настроечному:

способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988

Значения вычисленных коэффициентов а1 , b1 считывают в блок памяти 24, после чего регулятор тяги возвращают на расчетный угол способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 1(способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 3=способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 1), а дроссель 12, посредством которого регулируют соотношение компонентов в камере сгорания, устанавливают на угол способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 2=способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 1+способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 зад, причем величину угла способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 зад перестройки дросселя выбирают заранее. После стабилизации параметров двигателя (момент времени способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 3) производят 3-е измерение массовых расходов компонентов топлива способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 с последующим вычислением коэффициента KM3 , и уровня тяги R3:

способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988

Четвертое измерение массовых расходов окислителя и горючего ( способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 ) проводят после перестройки дросселя 12 на угол способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 3=способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 2-2способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 зад (момент времени способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 4). Коэффициент способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 соотношения компонентов и относительный уровень тяги R4 определяют аналогично описанному выше. После этого вычисляют вторую пару коэффициентов передачи с1, d 1, характеризующих изменение уровня тяги и коэффициента соотношения компонентов от перестройки дросселя 12 на единичный угол:

способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988

Полученные коэффициенты передачи используют для поднастройки двигателя на 1-й заданный режим. Причем углы коррекции способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 1, способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 1 регулирующих устройств вычисляют по соотношениям, которые выведены из уравнений суммарного приращения коэффициента КМ и уровня тяги R, а именно: перестройка любого из регулирующих устройств двигателя вызывает изменение как уровня тяги, так и коэффициента соотношения компонентов топлива. Данное условие может быть записано следующими двумя уравнениями (при одновременной коррекции регулятора тяги и дросселя горючего):

способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988

где способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 R и способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 КM - суммарные изменения уровня тяги и коэффициента соотношения компонентов от перестройки регулятора тяги и дросселя горючего на углы способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 и способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 соответственно.

Решая эту систему уравнений относительно углов способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 и способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 , получают:

способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988

способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988

Если обозначить a1d1-b 1c1=q1, то соотношения [8] и [9] можно записывать следующим образом:

способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988

способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988

Новые углы, на которые устанавливают регулятор тяги и дроссель горючего по окончанию вышеуказанных вычислений для обеспечения R=1,0 при КM= способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 , будут равны:

способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988

способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988

способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988

После перестройки регулирующих устройств двигателя на углы способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 4, способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 4 вновь измеряют массовые секундные расходы окислителя и горючего, их температуры tO1, tГ1 и вычисляют значения уровня тяги R11 и коэффициента способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 , фактически полученные в результате коррекции 1-го заданного режима его работы.

Значения углов способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 4, способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 4, уровня тяги R11, коэффициента KM11, температур tO1, tГ1, а также коэффициентов способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 фиксируют в регистраторе 26.

В момент времени способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 5 двигатель переводят на режим с уровнем тяги, близким, например, 83% от Rном, устанавливая регулятор 7 на расчетный угол способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 5. На этом режиме производят пять измерений массовых расходов компонентов топлива соответственно в моменты времени способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 6, способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 7, ..., способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 10, то есть на каждом из вспомогательных режимов, определяемых настройкой регулирующих устройств на углы способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 6, способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 7, способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 6, способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 7, где способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 6=способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 5-способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 зад, способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 7=способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 6+2способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 зад, способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 6=способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 5+способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 зад и способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 7=способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 6-2способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 зад.

По результатам измерений вычисляют коэффициенты передачи и углы способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 8, способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 8 точной настройки двигателя на уровень тяги R=0,83 при КМ= способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 :

способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988

способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988

способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988

Из этого массива данных для последующих вычислений в регистратор 26 записывают значения углов способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 8, способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 8, коэффициентов способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 , учитывающих влияние параметра КМ на положения регулятора 7 и дросселя 12 горючего при R=0,83 Rном , а также фактические значения уровня тяги R и коэффициента К М, полученные в результате корректировки данного режима работы двигателя.

Аналогичные процедуры измерения массовых секундных расходов компонентов топлива, вычисления коэффициентов передачи, затем углов точной настройки регулирующих устройств, их поднастройку и определение после этого фактических значений уровня тяги и коэффициента KМ проводят на трех остальных режимах работы двигателя, то есть после его плавного дросселирования в интервале времени способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 11...способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 12 на уровень тяги, равный, например 0,5R ном, a затем после двух других программных перестроек регулятора тяги и дросселя горючего в моменты времени способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 17 и способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 23 на режимы работы двигателя с уровнями тяги, равными, например, 0,75 и 0,63Rном соответственно.

По результатам каждого проверочного испытания определяют индивидуальные константы настройки этого двигателя, используя следующие данные, зафиксированные в регистраторе 26:

1. Пять значений углов способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 4, способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 8, способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 12, способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 16 и способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 20 регулятора тяги, соответствующих точной настройке двигателя на уровни тяги R4=1.0; R8=0.83; R12=0.5 и так далее при способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 Зависимость способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 =f(R) представляют в виде полинома n-й степени:

способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988

постоянные коэффициенты которого определяют, например, по соотношениям, известным из метода наименьших квадратов, используя значения углов способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 4, способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 8, ..., способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 20 (Е.С.Вентцель «Теория вероятностей». Государственное издание физико-математической литературы. М., 1962 г., Глава 14).

2. Пять значений углов способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 4, способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 8, способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 12, способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 16 и способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 20 настройки дросселя горючего для поддержания номинального соотношения компонентов топлива на вышеуказанных режимах работы двигателя. Зависимость способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 =f(R) также записывают в виде полинома n-й степени:

способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988

а его постоянные коэффициенты В0, В1, В2, ..., Вn определяют, используя значения углов способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 4, способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 8 ... способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 20 также по методу наименьших квадратов.

3. По пять значений коэффициентов способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 учитывающих влияние второго настроечного параметра на положения регулирующих устройств для конкретного режима работы двигателя. Зависимости этих коэффициентов от уровня тяги также записывают в виде полиномов n-й степени:

способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988

способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988

а их постоянные коэффициенты также определяют по методу наименьших квадратов, используя значения способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 и способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988

Второе испытание двигателя проводят на компонентах топлива, отличающихся по температуре от тех значений, которые они имели на проверочном испытании. Программой испытания предусматривают, например, три режима работы двигателя, каждый из которых определяется положением регулятора 7 и дросселя 12 горючего, идентичными полученным на 1-м испытании после их коррекции, например, на уровнях тяги, равных 1,0; 0,75 и 0,5Rном (фиг.3).

На каждом режиме проводят измерение объемных расходов компонентов топлива, пересчитывают их в массовые секундные расходы окислителя и горючего с учетом их фактических температур, измеряемых датчиками 16, 17 и обозначенных индексами tО2, tГ2 соответственно, и определяют уровень тяги и коэффициент КМ по соотношениям [1]. Результаты этих вычислений и измерения температур сведены в таблицу 1. Здесь же указаны аналогичные параметры, относящиеся к проверочному испытанию.

За счет разности температур и соответственно плотностей компонентов топлива фактические значения уровней тяги R21, R22, R23 и коэффициентов способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 , отличаются от полученных на проверочном испытании. Отклонения этих параметров для каждого из 3-х режимов работы двигателя можно записать следующим образом:

способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988

Отклонения уровня тяги и коэффициента К M на каждом из режимов являются результатом суммарного влияния на них разно-температурных компонентов топлива. Это условие можно записать в виде следующих уравнений:

для 1-го режима

способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988

для 2-го режима

способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988

для 3-го режима

способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988

где p1, p2, p3 и m1, m2, m3 - температурные коэффициенты, учитывающие изменение уровня тяги на 1-м, 2-м и 3-м режимах работы двигателя от изменения на один градус температур окислителя и горючего соответствено;

s1, s 2, s3 и n1, n2, n 3 - аналогично для параметра КM;

способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988

Третье испытание двигателя проводят по той же программе, что и второе, но с другими значениями температур компонентов топлива (обозначены индексами tO3, tГ3) и отличными от тех, которые имели место на проверочном испытании. На каждом из трех режимов вновь определяют массовые секундные расходы компонентов топлива, уровень тяги и коэффициент K М. Результаты вычисления этих параметров и измерения температур также сведены в таблицу 1. По этим данным определяют отклонения параметров R и КМ от тех значений, на которые настраивался двигатель на первом испытании, а затем записывают их в виде уравнений, аналогичных [21], [22], [23]:

способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988

для 1-го режима:

способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988

для 2-го режима:

способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988

для 3-го режима:

способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988

где способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988

В приведенных выше уравнениях [21]...[26] неизвестными являются температурные коэффициенты р, m, s, n для всех трех режимов работы двигателя. Для определения их значений используют следующую методику.

Уравнения [21] и [24], относящиеся к изменению уровня тяги и коэффициента соотношения компонентов топлива на 1-м режиме работы двигателя записывают раздельно для R и КM:

способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988

способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988

Решая систему уравнений [27] относительно коэффициентов p1, m1 получаем:

способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988

способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988

способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988

способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988

способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988

аналогично для р1:

способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988

Коэффициенты s1, n1 получают решением системы уравнений [28]:

способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988

Уравнения [22] и [25], являющиеся базовыми для вычисления температурных коэффициентов p2, m2 , s2, n2, можно записать следующим образом (аналогично уравнениям [27] и [28]):

способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988

Решая эти системы уравнений относительно температурных коэффициентов, получают:

способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988

способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988

аналогично для 3-го режима работы двигателя:

способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988

способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988

По дискретным значениям каждого из температурных коэффициентов (m1, m2, m3; p 1, p2, p3 и т.д.) определяют их полиномиальные зависимости от уровня тяги двигателя:

способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988

Еi, Vi, Gi, Нi - коэффициенты аппроксимации, принимаемые постоянными для данного типа двигателей. Определяются по известным соотношениям, например, из метода наименьших квадратов, используя дискретные значения соответствующих температурных коэффициентов.

Тогда уравнения температурных поправок принимают вид, например, аналогично уравнению [21]:

способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988

Регулирование двигателей при их работе в составе ракетоносителей осуществляют следующим образом.

Каждый двигатель после его сборки проходит проверочное испытание по типовой программе, рассмотренной выше (фиг.2). По результатам этого испытания вычисляют его индивидуальные настроечные константы Аn, Вn, Сn, Dn полиномов [16]...[19], которые являются базовыми для регулирования параметров двигателя при его последующих запусках. А именно: если коэффициент соотношения компонентов остается постоянной величиной и равной его номинальному значению способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 , то есть тому значению, на которое настраивался двигатель, то для регулирования могут быть использованы полиномы [16] и [17]. С учетом температурных поправок они примут вид:

способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988

Но поскольку при работе двигателя в составе ракетоносителя KM меняется с целью наиболее эффективного использования компонентов топлива, то в уравнение [39] необходимо ввести поправки, учитывающие фактические отклонения КM от номинального значения. Тогда положения регулирующих устройств можно записать в виде следующих уравнений:

способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988

способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988

где R, KM - текущие значения уровня тяги и коэффициента соотношения компонентов, задаваемые системой управления ракетоносителем;

способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 Rt, способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 - коррекция уровня тяги и коэффициента КM , вызванная отклонением температур компонентов топлива, поступающих в двигатель от тех значений, которые они имели на проверочном испытании данного двигателя:

способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988

способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988

способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 - температуры окислителя и горючего на проверочном испытании двигателя;

tО, tГ - температуры окислителя и горючего при работе двигателя в составе ракетоносителя.

Сущность регулирования параметров двигателя в процессе его работы в составе ракетоносителя заключается в следующем.

До старта в блок памяти бортовой системы управления ракетоносителем записывают текущие значения уровня тяги и коэффициента соотношения компонентов в функции времени, которые должен отрабатывать двигатель в полете, значения индивидуальных констант An, B n, Cn, Dn данного двигателя, температурных констант Ei, Vi, Оi, Hi , температур окислителя способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 и горючего способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 на которых проводилось проверочное испытание, таблицы перевода углов регулирующих устройств в кодовые управляющие команды, подаваемые на приводы, программы всех вычислительных операций и другие данные, необходимые для запуска двигателя. Значения температур tО и tГ компонентов топлива, вводимых в уравнения [42], [43], определяют либо их непосредственным измерением с помощью датчиков, устанавливаемых на входных магистралях двигателя, либо записывают в блок памяти системы управления их прогнозируемые значения, например, в функции времени, известные из статистики предыдущих запусков.

После запуска двигатель выводят на режим с уровнем стартовой тяги, равной, например, R0 (фигура 4), при номинальном значении коэффициента КМ. Положения регулирующих устройств для обеспечения этого режима определяют по уравнениям [40], [41] для R=R 0 и КМ= способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 , предварительно вычислив температурные поправки способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 Rt, способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 по уравнениям [42], [43] для R=R0. Полученные значения углов преобразуют в кодовые команды, подаваемые на приводы, под действием которых регулятор тяги и дроссель горючего занимают необходимые положения.

В момент времени способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 1 производят программное дросселирование двигателя до уровня тяги R1. Значение угла способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 1, на который перестраивают регулятор тяги, определяют по уравнениям [42], [43] и затем [41]. Одновременно корректируют положение дросселя горючего для поддержания номинального значения КM. Угол способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 1 вычисляют по уравнению [41] для R=R1 . В момент времени способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 2 двигатель программно переводят на режим с уровнем тяги, равным, например, R2. Положения регулирующих устройств, которые они должны занять для обеспечения этого режима, вновь определяют по уравнениям [42], [43] и [40], [41] для R=R 2 и КM= способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 .

В момент времени способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 3 от бортовой системы контроля опорожнения баков в устройство управления поступает команда на изменение коэффициента соотношения компонентов, например, до значения, равного способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 . Угол настройки дросселя горючего для этого режима вычисляется по уравнениям [42], [43] и [41]. Одновременно корректируют положение регулятора тяги в соответствии с уравнением [40] с тем, чтобы сохранить ее уровень на заданном значении R2 .

Возможно изменение программно заданного значения уровня тяги R2 от системы контроля кажущейся скорости ракетоносителя (момент времени способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 4). При этом новые положения регулирующих устройств двигателя определяют по уравнениям [42], [43] и [40], [41] для R=R3 и КM= способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 .

Аналогичным образом осуществляется регулирование параметров двигателя при его плавном дросселировании до уровня тяги Rкст (кст - конечная ступень) в интервале времени способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 5...способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 6. Дросселирование двигателя производят ступенчато с определенным временным шагом, равным, например, способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 j, для каждого из которых уровень тяги R j рассчитывают по следующему соотношению:

способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988

где способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 j=(способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 5+способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 j); (способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 5+2способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 j); (способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 5+3способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 j); ... способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 6.

Положения регулирующих устройств двигателя в каждом такте определяют по базовым уравнениям [42], [43] и [40], [41].

Во всех вышеперечисленных расчетах температурных поправок способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 Rt, способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 по уравнениям [42], [43] используют текущие значения температур окислителя и горючего, непосредственно измеряемые во время работы двигателя, либо прогнозируемые значения, задаваемые системой управления ракетоносителем.

Таким образом, предлагаемый способ предусматривает настройку жидкостного ракетного двигателя по тяге и соотношению компонентов в процессе их стендовых испытаний, позволяющую повысить точность регулирования двигателей, работающих в широком диапазоне по уровню тяги, за счет того, что в полетном алгоритме регулирования учитывают фактические температуры компонентов топлива и при любом изменении одного из его регулируемых параметров значение другого параметра остается неизменным и равным той величине, которую оно должно иметь в данный момент времени.

Промышленная применимость

Предлагаемый способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного двигателя проработан на нашем предприятии во всех аспектах, прошел апробирование в процессе стендовых испытаний двигателей и показал хорошие результаты. В настоящее время идет подготовка к его использованию в полетном алгоритме регулирования жидкостного ракетного двигателя одного из ракетоносителей.

Предполагается, что по этому способу будут регулироваться двигатели всех последующих разработок нашего предприятия.

Таблица 1
 ПАРАМЕТРЫ Режимы работы двигателя
1 23
Испытание 1 (проверочное)Уровень тяги R11=1.0 R12=0.75R 13=0.5
КM способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988
Температуры    
окислителя

горючего
способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988

способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988
способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988

способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988
способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988

способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988
Испытание 2Уровень тягиR 21R22 R23
К M способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988
Температуры    
окислителя

горючего
способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988

способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988
способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988

способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988
способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988

способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988
Испытание 3Уровень тягиR 31R32 R33
K M способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988 способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988
Температуры    
окислителя

горючего
способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988

способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988
способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988

способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988
способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988

способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного   двигателя, патент № 2278988

Класс F02K9/56 управление

способ регулирования режима работы жидкостной ракетной двигательной установки -  патент 2499906 (27.11.2013)
комбинированный способ управления расходованием топлива ракетной двигательной установки с многократным включением и комбинированная система управления расходованием топлива -  патент 2492122 (10.09.2013)
способ и устройство для регулирования основных параметров ракетных двигателей двигательной установки, использующей газообразные компоненты топлива -  патент 2486362 (27.06.2013)
способ форсирования по тяге жидкостного ракетного двигателя и жидкостный ракетный двигатель -  патент 2451202 (20.05.2012)
жидкостный ракетный двигатель -  патент 2451201 (20.05.2012)
способ регулирования режима работы жидкостной ракетной двигательной установки -  патент 2418188 (10.05.2011)
способ определения расхода системы подачи рабочего тела к источнику плазмы -  патент 2392589 (20.06.2010)
клапан регулирования тяги ракетного двигателя и регулятор потока для него -  патент 2301905 (27.06.2007)
регулируемый жидкостный ракетный двигатель -  патент 2200866 (20.03.2003)
способ регулирования режима работы жидкостной ракетной двигательной установки -  патент 2180705 (20.03.2002)
Наверх