пятниковый узел опоры кузова на тележку грузового вагона
Классы МПК: | B61F5/16 центральные опоры и другие шарнирные соединения между рамой и поперечиной или тележкой |
Автор(ы): | Кокорев Артемий Иванович (RU), Березин Василий Витальевич (RU), Лунин Андрей Александрович (RU) |
Патентообладатель(и): | Федеральное государственное унитарное предприятие Всероссийский научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава Министерства путей сообщения Российской Федерации (ФГУП ВНИКТИ МПС России) (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2004-12-29 публикация патента:
10.07.2006 |
Изобретение относится к области рельсовых транспортных средств, в частности к центральным опорам соединения между тележками и рамами вагонов. Пятниковый узел содержит подпятник 1 и пятник 3. Подпятник снабжен сопряженными между собой наружным 6 и внутренним 9 разрезным пружинящим кольцами. Внутренняя поверхность 8 наружного кольца - сферическая вогнутая, наружная поверхность 11 внутреннего - сферическая выпуклая, а внутренняя - цилиндрическая и сопряжена с цилиндрической поверхностью 13 пятника. Технический результат - упрощение и уменьшение габаритов конструкции при малом износе подпятника и пятника. 4 ил.
Формула изобретения
Пятниковый узел опоры кузова на тележку грузового вагона, содержащий подпятник и пяту со сферическими опорными поверхностями, расположенные соответственно посредине шкворневой балки тележки и поперечной балки рамы вагона, шкворень, установленный в отверстиях подпятника и пятника, отличающийся тем, что подпятник снабжен наружным кольцом, вложенным в цилиндрическую часть гнезда подпятника, внутренняя поверхность наружного кольца сферическая вогнутая, и внутренним разрезным пружинящим кольцом с зазором между торцами, наружная поверхность которого сферическая выпуклая и сопряжена с вогнутой сферической поверхностью наружного кольца, а внутренняя поверхность внутреннего кольца цилиндрическая и сопряжена с цилиндрической поверхностью пятника.
Описание изобретения к патенту
Пятниковый узел опоры кузова на тележку грузового вагона относится к железнодорожному транспорту, в частности к соединению между тележками и рамами вагонов, к центральным опорам.
Известна конструкция пятникового узла опоры кузова на тележку грузового вагона, где между пятой и подпятником используется износостойкий вкладыш из синтетического полимера в форме чаши с плоским дном, цилиндрическими вертикальными стенками и верхним фланцем, создающим уплотнение. На верхней поверхности дна чаши предусмотрены кольцевые канавки для размещения смазки. Если смазка не применяется, кольцевые канавки служат для сбора грязи. В дне чаши сделаны металлические вставки для заземления центральной пяты с целью защиты груза от статического заряда (US, патент № 5,443,015, кл. В 61 Р 5/16, НКИ 105/199.4, 1995 г.).
Недостатком данной конструкции является взаимодействие кромками цилиндрических поверхностей пятника и подпятника при повороте надрессорной балки относительно рамы вагона в продольной и поперечной вертикальных плоскостях, а также применение дорогостоящего самосмазывающего материала.
Известен пятниковый узел опоры кузова на тележку грузового вагона, принятый за прототип, содержащий подпятник и пяту со сферическими опорными поверхностями, расположенные соответственно по середине шкворневой балки тележки и поперечной балки рамы вагона, шкворень, установленный в отверстиях подпятника и пятника (di Stefano Guigi, Domenico Maresca, Angelo A.Rampini, ed Enrico Passalacgua I carrelli per carri merci piu velci. La tecnica professionale №11-12 november/dicembre 1991 г., p.468-476, Итал.).
Это соединение предотвращает быстрый и неравномерный износ рабочих поверхностей подпятника и пятника.
Недостатком известного соединения является сложная конструкция с большой высотой узла, требующая поэтому изогнутой шкворневой балки тележки.
Техническим результатом настоящего изобретения является упрощение и уменьшение габаритов конструкции при малом износе подпятника и пятника.
Указанный технический результат достигается тем, что в пятниковом узле опоры кузова на тележку грузового вагона, содержащем подпятник и пяту со сферическими опорными поверхностями, расположенные соответственно по середине шкворневой балки тележки и поперечной балки рамы вагона, шкворень, установленный в отверстиях подпятника и пятника, подпятник снабжен наружным кольцом, вложенным в цилиндрическую часть гнезда подпятника, внутренняя поверхность наружного кольца - сферическая вогнутая и внутренним разрезным пружинящим кольцом с зазором между торцами, наружная поверхность которого сферическая выпуклая и сопряжена с вогнутой сферической поверхностью наружного кольца, а внутренняя поверхность внутреннего кольца - цилиндрическая и сопряжена с цилиндрической поверхностью пятника.
На фиг.1 изображен пятниковый узел опоры кузова на тележку грузового вагона, на фиг.2 - сечение А-А фиг.1, на фиг.3 - разрезное кольцо, вид сверху, на фиг.4 - сечение Б-Б фиг.3.
Пятниковый узел опоры кузова на тележку грузового вагона (фиг.1 - 4) содержит сферический вогнутый подпятник 1, расположенный по середине шкворневой балки 2 тележки, соединенный со сферическим выпуклым пятником 3, установленным также по середине поперечной балки 4 рамы вагона, шкворень 5, установленный в отверстиях пятника 3 и подпятника 1, наружное кольцо 6, вложенное в цилиндрическую часть 7 гнезда подпятника 1, внутренняя поверхность 8 наружного кольца 6 - сферическая вогнутая, внутреннее разрезное пружинящее кольцо 9 с зазором между торцами 10, наружная поверхность которого 11 - сферическая выпуклая и сопряжена с вогнутой сферической поверхностью 8 наружного кольца 6, а внутренняя поверхность 12 внутреннего кольца 9 - цилиндрическая и сопряжена с цилиндрической поверхностью 13 пятника 5. Величина зазора должна быть достаточной, чтобы вложить выпуклую сферическую поверхность 11 внутреннего пружинящего кольца 9 в вогнутую сферическую поверхность 8 наружного кольца 6.
Соединение работает следующим образом.
При повороте тележки относительно балки 4 рамы вагона в продольной или поперечной вертикальных плоскостях, пятник 3 проскальзывает в подпятнике 1, при этом внутреннее разрезное пружинящее кольцо 9 выпуклой сферической поверхностью 11 поворачивается в вогнутой сферической поверхности 8 наружного кольца 6, вложенного в цилиндрическую часть 7 гнезда подпятника 1. Благодаря сферическим поверхностям пятника 3 и подпятника 1, а также сферическим поверхностям 8, 11 внутреннего 9 и наружного 6 колец не происходит касания кромками деталей сопряжения пятник 3 - подпятник 1, что снижает их износ и упрощает конструкцию пятникового узла.
Класс B61F5/16 центральные опоры и другие шарнирные соединения между рамой и поперечиной или тележкой