устройство для управления трехфазным асинхронным электродвигателем

Классы МПК:H02P3/24 путем подачи постоянного тока на двигатель 
Патентообладатель(и):Задеренко Владимир Алексеевич (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2004-12-08
публикация патента:

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в электроприводах общепромышленных механизмов. Техническим результатом является повышение надежности, увеличение интенсивности и повышение эффективности торможения и улучшение защиты от пропадания одной и более фаз. В устройство для управления трехфазным асинхронным электродвигателем введены тормозной контакт с четырьмя замыкающими контактами, шунтирующий конденсатор, контактор динамического торможения с двумя замыкающими контактами, пять резисторов и три вспомогательных конденсатора. Два контакта тормозного контактора соединены в первыми выводами фазных обмоток статора, а третий контакт подключен к ним и шунтирующему конденсатору, вторая обкладка которого соединена с анодной группой диодов моста, которая через четвертый контакт тормозного контактора связана с катодной группой диодов моста. К входу моста и вторым выводам фазных обмоток подключены резисторы, соединенные в звезду. Между нулевой шиной и звездой из резисторов включен исполнительный орган. К выводам добавочного резистора соответственно через диоды и резисторы подключены вспомогательные конденсаторы. Минусовые обкладки первого и второго вспомогательных конденсаторов через первый контакт контактора динамического торможения подключены к первым выводам фазных обмоток. Плюсовые обкладки второго и третьего вспомогательных конденсаторов соединены через второй замыкающий контакт контактора динамического торможения с выходом моста. Вторые обкладки первого и третьего вспомогательных конденсаторов соединены с нулевой шиной. 1 ил. устройство для управления трехфазным асинхронным электродвигателем, патент № 2279756

устройство для управления трехфазным асинхронным электродвигателем, патент № 2279756

Формула изобретения

Устройство для управления трехфазным асинхронным электродвигателем, содержащее асинхронный электродвигатель с тремя фазными обмотками статора, первые выводы которых подключены соответственно через замыкающие контакты рабочего контактора к контролируемым фазам сети с заземленной нулевой шиной, вторые выводы фазных обмоток соединены через трехфазный мостовой выпрямитель с шунтирующим тиристором и добавочным резистором, два диода и реагирующий орган, дополнительно введены тормозной контактор с четырьмя замыкающими контактами, шунтирующий конденсатор, контактор динамического торможения с двумя замыкающими контактами, пять резисторов и три вспомогательных конденсатора, первый замыкающий контакт тормозного контактора подключен одним выводом к первому выводу первой фазной обмотки статора, а его другой вывод соединен с первым выводом второй фазной обмотки статора и с одним выводом второго замыкающего контакта тормозного контактора, другой вывод которого подключен к первому выводу третьей фазной обмотки статора, к первому выводу первого замыкающего контакта контактора динамического торможения и к первому выводу третьего замыкающего контакта тормозного контактора, второй вывод которого подключен к первой обкладке шунтирующего конденсатора, вторая обкладка которого соединена с общей точкой анодной группы диодов мостового выпрямителя, первым выводом четвертого замыкающего контакта тормозного контактора, катодом шунтирующего тиристора, первым выводом добавочного резистора и с катодом первого диода, анод шунтирующего тиристора соединен с вторым выводом добавочного резистора, с анодом второго диода, первым выводом второго замыкающего контакта контактора динамического торможения, с вторым выводом четвертого замыкающего контакта тормозного контактора и с общей точной катодной группы диодов мостового выпрямителя, три резистора первыми выводами подключены пофазно к вторым выводам фазных обмоток статора и к входу мостового выпрямителя, вторые выводы этих резисторов соединены вместе в звезду и с первым выводом реагирующего органа, второй вывод которого подключен к нулевой шине, анод первого диода через четвертый резистор соединен с вторым выводом первого замыкающего контакта контактора динамического торможения и с минусовыми обкладками первого и второго вспомогательных конденсаторов, а катод второго диода через пятый резистор соединен с вторым выводом второго замыкающего контакта контактора динамического торможения и с плюсовыми обкладками второго и третьего вспомогательных конденсаторов, минусовая обкладка третьего вспомогательного конденсатора подключена к плюсовой обкладке первого вспомогательного конденсатора и к нулевой шине.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах общепромышленных механизмов.

Известно устройство для управления трехфазным асинхронным электродвигателем, содержащее асинхронный электродвигатель с тремя фазными обмотками, первые выводы которых подключены соответственно через замыкающие контакты рабочего контактора к контролируемым фазам сети с заземленной нулевой шиной, вторые выводы фазных обмоток соединены через трехфазный мостовой выпрямитель с шунтирующим тиристором и добавочным резистором, два диода и реагирующий орган [1].

Недостатками этого устройства являются низкая надежность торможения и защита двигателя от пропадания одной и более фаз и сравнительно небольшое снижение скорости ротора после отключения двигателя и низкая эффективность торможения.

Цель изобретения - повышение надежности и эффективности торможения и увеличение интенсивности торможения и улучшение защиты двигателя от пропадания одной и более фаз.

Указанная цель достигается тем, что в устройство для управления трехфазным асинхронным электродвигателем, содержащем асинхронный электродвигатель с тремя фазными обмотками, первые выводы которых подключены соответственно через замыкающие контакты рабочего контактора к контролируемым фазам сети с заземленной нулевой шиной, вторые выводы фазных обмоток соединены через трехфазный мостовой выпрямитель с шунтирующим тиристором и добавочным резистором, два диода и реагирующий орган, введены дополнительно тормозной контактор с четырьмя замыкающими контактами, шунтирующий конденсатор, контактор динамического торможения с двумя замыкающими контактами, пять резисторов и три вспомогательных конденсатора, первый замыкающий контакт тормозного контактора подключен одним выводом к первому выводу первой фазной обмотки статора, а его другой вывод соединен с первым выводом второй разной обмотки статора и с одним выводом второго замыкающего контакта тормозного контактора, другой вывод которого подключен к первому выводу третьей фазной обмотки статора, к первому выводу первого замыкающего контакта контактора динамического торможения и к первому выводу третьего замыкающего контакта тормозного контактора, второй вывод которого подключен к первой обкладке шунтирующего конденсатора, вторая обкладка которого соединена с общей точкой анодной группы диодов мостового выпрямителя, первым выводом четвертого замыкающего контакта тормозного контактора, катодом шунтирующего тиристора, первым выводом добавочного резистора и с катодом первого диода, анод шунтирующего тиристора соединен с вторым выводом добавочного резистора, с анодом второго диода, первым выводом второго замыкающего контакта контактора динамического торможения, с вторым выводом четвертого замыкающего контакта тормозного контактора и с общей точкой катодной группы диодов мостового выпрямителя, первый, второй и третий резисторы первыми выводами подключены пофазно к вторым выводам фазных обмоток статора и к входу мостового выпрямителя, вторые выводы этих резисторов соединены вместе в звезду и с первым выводом реагирующего органа, второй вывод которого подключен к нулевой шине, анод первого диода через четвертый резистор соединен с вторым выводом первого замыкающего контакта контактора динамического торможения и с минусовыми обкладками первого и второго вспомогательных конденсаторов, а катод второго диода через пятый резистор соединен с вторым выводом второго замыкающего контактора динамического торможения и с плюсовыми обкладками второго и третьего вспомогательных конденсаторов, минусовая обкладка третьего вспомогательного конденсатора подключена к плюсовой обкладке первого вспомогательного конденсатора и к нулевой шине.

На чертеже изображена схема устройства.

Устройство для управления трехфазным асинхронным электродвигателем содержит асинхронный электродвигатель (1) с тремя фазными обмотками (2, 3, 4) статора, первые выводы которых подключены соответственно через замыкающие контакты (5, 6, 7) рабочего контактора к контролируемым фазам (А, В, С) сети с заземленной нулевой шиной (N), вторые выводы фазных обмоток (2, 3, 4) соединены через трехфазный мостовой выпрямитель (8, 9, 10, 11, 12, 13) с шунтирующим тиристором (14) и добавочным резистором (15), два диода (16, 17) и реагирующий орган (18), дополнительно введены тормозной контактор с четырьмя замыкающими контактами (19, 20, 21, 22), шунтирующий конденсатор (23), контактор динамического торможения с двумя замыкающими контактами (24, 25), пять резисторов (26, 27, 28, 29, 30) и три вспомогательных конденсатора (31, 32, 33), первый замыкающий контакт (19) тормозного контактора подключен одним выводом к первому выводу первой фазной обмотки (2), а его другой вывод соединен с первым выводом второй фазной обмотки (3) и с одним выводом второго замыкающего контакта (20) тормозного контактора, другой вывод которого подключен к первому выводу третьей фазной обмотки (4) статора, к первому выводу первого замыкающего контакта (24) контактора динамического торможения и к первому выводу третьего замыкающего контакта (21) тормозного контактора, второй вывод которого подключен к первой обкладке шунтирующее конденсатора (23), вторая обкладка которого соединена с общей точкой анодной группы диодов (8, 9, 10) мостового выпрямителя, первым выводом четвертого замыкающего контакта (22) тормозного контактора, катодом шунтирующего тиристора (14), первом выводом добавочного резистора (15) и с катодом первого диода (16), анод шунтирующего тиристора (14) соединен с вторым выводом добавочного резистора (15), с анодом второго диода (17), первым выводом второго замыкающего контакта (25) контактора динамического торможения, с вторым выводом четвертого замыкающего контакта (22) тормозного контактора и с общей точкой катодной группы диодов (11, 12, 13) мостового выпрямителя, первый (26), второй (27) и третий (28) резисторы первыми выводами подключены пофазно к вторым выводам фазных обмоток (26-2), (27-3), (28-4) и к входу мостового выпрямителя (8-13), вторые выводы резисторов (26, 27, 28) соединены в звезду и вместе с первым выводом реагирующего органа (18), второй вывод которого подключен к нулевой шине (N), анод первого диода (16) через четвертый резистор (29) соединен с вторым выводом первого замыкающего контакта (24) контактора динамического торможения и с минусовыми обкладками первого (31) и второго (32) вспомогательных конденсаторов, а катод второго диода (17) через пятый резистор (30) соединен с вторым выводом второго замыкающего контакта (25) контактора динамического торможения и с плюсовыми обкладками второго (32) и третьего (33) вспомогательных конденсаторов, минусовая обкладка третьего (33) вспомогательного конденсатора подключена к плюсовой обкладке первого (31) вспомогательного конденсатора и к нулевой шине (N).

Устройство работает следующим образом.

При включении рабочего контактора его контакты (5, 6, 7) подключают фазные обмотки (2, 3, 4) двигателя (1) к контролируемым фазам сети (2-5-А), (3-6-В), (4-7-С). Тиристор (14) открывается и работает в импульсном режиме. Двигатель работает с заданной частотой вращения. При наличии напряжения всех фаз напряжение в нулевой точке звезды (26, 27, 28) близко к нулю, и исполнительный орган находится отключенном состоянии.

При пропадании одной или двух фаз в нулевой точке звезды появляется переменное напряжение, что приводит к срабатыванию исполнительного органа (18), т.е. к его включению. Однако перед этим заряжаются вспомогательные конденсаторы (31, 32, 33) через диоды (16, 17) и резисторы (29, 30) от напряжения между выводами добавочного резистора (15) и заземленной нулевой шиной (N). Срабатывает исполнительный орган (18) и отключает рабочий контактор. При отключении рабочего контактора его контакты (5, 6, 7) размыкаются, и двигатель (1) отключается от сети, а тиристор (14) закрывается. Включается тормозной контактор и замыкаются его контакты (19, 20, 21, 22). Начинается процесс конденсаторного торможения двигателя (1) при помощи конденсатора (23) и затем магнитно-индукционное торможение через диоды (8, 9, 10, 11, 12, 13) мостового выпрямителя и резисторы (26, 27, 28). Затем включается контактор динамического торможения и замыкаются его контакты (24, 25). Начинается разряд вспомогательных конденсаторов (31, 32, 33) на фазные обмотки (2, 3, 4) статора (1). В результате наступает режим симметричного динамического торможения. После останова двигателя тормозной контактор и контактор динамического торможения отключаются.

Благодаря введению дополнительных элементов в схему обеспечивается интенсивное и эффективное торможение. Тормозной ток распределяется равномерно по всем трем фазам статорной обмотки и имеет одинаковую величину. Улучшается защита двигателя от пропадания одной и более фаз и уменьшается его нагрев, что повышает надежность.

Класс H02P3/24 путем подачи постоянного тока на двигатель 

устройство для управления пуском и остановом асинхронного электродвигателя -  патент 2510125 (20.03.2014)
устройство торможения электродвигателя -  патент 2489795 (10.08.2013)
электропривод с трехфазным асинхронным двигателем -  патент 2464695 (20.10.2012)
способ торможения электродвигателя переменного тока -  патент 2440663 (20.01.2012)
электропривод с трехфазным асинхронным двигателем -  патент 2418356 (10.05.2011)
способ торможения двухдвигательного асинхронного электропривода -  патент 2409887 (20.01.2011)
способ торможения двухдвигательного асинхронного электропривода -  патент 2384933 (20.03.2010)
частотно-управляемый привод для центрифуги по разделению многокомпонентных смесей с выводом двух жидких и одной твердой фракций -  патент 2383098 (27.02.2010)
способ управления гистерезисным электроприводом механизма -  патент 2360353 (27.06.2009)
крановый электропривод механизма подъема груза -  патент 2345945 (10.02.2009)
Наверх