воздухозаборник двигателя летательного аппарата

Классы МПК:B64D33/02 заборников первичного воздуха
B64D15/04 газами 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2002-11-18
публикация патента:

Изобретение относится к области авиации. Воздухозаборник двигателя содержит обогреваемый носок воздухозаборника с обшивкой, диафрагмой и патрубком подвода воздуха, наружную обшивку воздухозаборника и воздухозаборный канал, состоящий из двух частей. Передняя часть канала закреплена на наружной обшивке, а задняя - на фланце двигателя. Передняя и задняя части воздухозаборного канала соединены между собой при помощи эластичной муфты и установлены с зазором с образованием кольцевой щели. На передней части канала концентрично ему расположена оболочка, имеющая продольный разъем и жестко закрепленная передним торцом на Z-образном профиле, установленном на канале. В вертикальной стенке профиля равномерно по периметру выполнены отверстия. Задний торец оболочки, выполненный Z-образной формы, контактирует своей горизонтальной лапкой с каналом, и в его стенке равномерно по периметру выполнены отверстия. Технический результат - повышение защиты двигателя от обледенения. 3 ил. воздухозаборник двигателя летательного аппарата, патент № 2279998

воздухозаборник двигателя летательного аппарата, патент № 2279998 воздухозаборник двигателя летательного аппарата, патент № 2279998 воздухозаборник двигателя летательного аппарата, патент № 2279998

Формула изобретения

Воздухозаборник двигателя летательного аппарата, содержащий обогреваемый носок воздухозаборника с обшивкой, диафрагмой и патрубком подвода воздуха, наружную обшивку воздухозаборника и воздухозаборный канал, состоящий из двух частей, при этом передняя часть канала закреплена на наружной обшивке, а задняя - на фланце двигателя, соединенных между собой при помощи эластичной муфты, отличающийся тем, что передняя и задняя части воздухозаборного канала установлены с зазором с образованием кольцевой щели, на передней части канала концентрично ему расположена оболочка, имеющая продольный разъем и жестко закрепленная передним торцом на Z-образном профиле, установленном на канале, при этом в вертикальной стенке профиля равномерно по периметру выполнены отверстия, а задний торец оболочки, выполненный Z-образной формы, контактирует своей горизонтальной лапкой с каналом, и в его стенке равномерно по периметру выполнены отверстия.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области авиации, а именно к воздухозаборникам двигателей летательных аппаратов.

Предлагаемый воздухозаборник может быть использован для реактивных двигателей летательных аппаратов.

Известен воздухозаборник двигателя летательного аппарата (см. патент США №6079670 от 27 июля 2000 г.), содержащий носок воздухозаборника с тепловой противообледенительной камерой, которая образована обшивкой носка и диафрагмой, внутри которой расположен коллектор подачи горячего воздуха с отверстиями, при этом горячий воздух, поступающий в противообледенительную камеру из коллектора, выбрасывается из нее в атмосферу через патрубок, установленный на диафрагме. Причиной, препятствующей достижению указанного ниже технического результата при использовании этого воздухозаборника, является малая площадь обогреваемой поверхности воздухозаборника и низкая эффективность использования горячего воздуха, отбираемого от двигателя на обогрев воздухозаборника и выбрасываемого из противообледенительной камеры в атмосферу.

Наиболее близким воздухозаборником того же назначения к заявленному изобретению по совокупности признаков является воздухозаборник летательного аппарата, известный из "Инструкции по технической эксплуатации самолета ИЛ-62'' (глава 54-20-0, стр.1, 1967 г.). Этот воздухозаборник содержит обогревательный носок воздухозаборника с обшивкой, диафрагмой и патрубком подвода воздуха, наружную обшивку воздухозаборника и воздухозаборный канал, состоящий из двух частей, при этом передняя часть канала закреплена на наружной обшивке, а задняя на фланце двигателя. Передняя и задняя части канала соединены между собой при помощи эластичной муфты.

К причинам, препятствующим достижению указанного ниже технического результата при использовании известного воздухозаборника, принятого за прототип, относится то, что его конструкция недостаточно эффективно защищает двигатель от обледенения.

Задачей данного изобретения является повышение эффективности защиты двигателя от обледенения.

Указанный технический результат, который может быть получен при осуществлении изобретения, достигается тем, что в воздухозаборнике двигателя летательного аппарата, содержащем обогреваемый носок воздухозаборника с обшивкой, диафрагмой и патрубком подвода воздуха, наружную обшивку воздухозаборника и воздухозаборный канал, состоящий из двух частей, при этом передняя часть канала закреплена на наружной обшивке, а задняя на фланце двигателя, соединенных между собой при помощи эластичной муфты, согласно изобретению, передняя и задняя части канала установлены с зазором с образованием кольцевой щели. На передней части канала концентрично ему расположена оболочка, имеющая продольный разъем и жестко закрепленная передним торцом на Z-образном профиле, установленном на канале, при этом в вертикальной стенке профиля равномерно по периметру выполнены отверстия, а задний торец оболочки выполнен Z-образной формы, контактирует своей горизонтальной лапкой с каналом, и в его стенке равномерно по периметру выполнены отверстия.

В связи с тем, что горячий воздух после нагрева обшивки обогреваемого носка воздухозаборника не сбрасывается в атмосферу или под капот, а используется для обогрева обшивки передней части воздухозаборного канала и создания теплого пристеночного слоя между внутренней поверхностью задней части воздухозаборного канала и холодным воздухом, поступающим в двигатель, увеличивается площадь обогреваемой поверхности воздухозаборника и, следовательно, обеспечивается более эффективная защита двигателя от обледенения. Кроме того, выполнение оболочки с продольным разъемом обеспечивает удобную сборку воздухозаборника, а для обеспечения компенсации разности температурных расширений обшивок канала и оболочки задний торец оболочки контактирует своей горизонтальной лапкой с поверхностью канала с возможностью скольжения по ней.

Таким образом, изложенные сведения свидетельствуют о выполнении поставленной задачи, а именно - повышении эффективности защиты двигателя от обледенения за счет увеличения площади обогреваемой поверхности воздухозаборника.

Выполнение профиля и заднего торца оболочки Z-образной формы обеспечивает свободное, с малым гидравлическим сопротивлением, поступление и выход обогревающего воздуха на поверхность воздухозаборника, а также повышает технологичность предлагаемой конструкции.

Сведения, подтверждающие возможность осуществления изобретения с получением вышеуказанного технического результата, заключаются в следующем.

На фиг.1 показан общий вид воздухозаборника двигателя.

На фиг.2 - выносной элемент I с фиг.1.

На фиг.3 - разрез А-А фиг.1.

Воздухозаборник двигателя летательного аппарата содержит обогреваемый носок воздухозаборника 1 (фиг.1) с обшивкой 2 (фиг.2), диафрагмой 3 и патрубком подвода воздуха 4, наружную обшивку 5 и воздухозаборный канал, состоящий из двух частей, при этом передняя часть канала 6 закреплена на наружной обшивке 5, а задняя 7 - на фланце 8 двигателя 9. Передняя 6 и задняя 7 части канала воздухозаборника соединены между собой при помощи эластичной муфты 10, установлены с зазором 11 и образуют между собой кольцевую щель 12 (фиг.3). На передней части канала 6 концентрично расположена оболочка 13, имеющая продольный разъем 14. Оболочка 13 жестко закреплена передним торцом на Z-образном профиле 15, при этом в вертикальной стенке 16 профиля 15 равномерно по периметру выполнены отверстия 17, а задний торец оболочки 13 выполнен Z-образной формы, контактирует своей горизонтальной лапкой 18 с каналом 6 и в его стенке 19 равномерно по периметру выполнены отверстия 20.

Воздухозаборник работает следующим образом.

При работе двигателя в условиях обледенения включается отбор воздуха от двигателя 9 и горячий воздух через патрубок подвода воздуха 4 поступает в обогреваемый носок воздухозаборника 1, нагревает обшивку 2 и далее через отверстия 17 в стенке 16 профиля 15 поступает в канал, образованный оболочкой 13 и передней частью воздухозаборного канала 6. При этом для обеспечения установки оболочки 13 на канале 6 при сборке воздухозаборника она имеет продольный разъем 14. Для компенсации разности температурных расширений обшивок канала 6 и оболочки 13 задний торец оболочки 13 контактирует своей горизонтальной лапкой 18 с поверхностью канала 6. Пройдя по каналу между оболочкой 13 и каналом 6, воздух через отверстия 20, выполненные в стенке 19 оболочки 13, и через кольцевую щель 12 попадает на внутреннюю поверхность задней части канала 7 и создает теплый воздушный пристеночный слой между поверхностью канала 7 и холодным воздухом, поступающим в двигатель.

Класс B64D33/02 заборников первичного воздуха

устройство защиты двигателя от попадания посторонних предметов -  патент 2526727 (27.08.2014)
воздухозаборное устройство силовой установки гиперзвукового летательного аппарата -  патент 2522661 (20.07.2014)
летательный аппарат -  патент 2521164 (27.06.2014)
летательный аппарат -  патент 2517629 (27.05.2014)
летательный аппарат -  патент 2517627 (27.05.2014)
летательный аппарат -  патент 2503590 (10.01.2014)
многофункциональный самолет с пониженной радиолокационной заметностью -  патент 2502643 (27.12.2013)
компактное воздухозаборное устройство беспилотного летательного аппарата -  патент 2499747 (27.11.2013)
малогабаритное воздухозаборное устройство летательного аппарата -  патент 2499746 (27.11.2013)
вертолет -  патент 2499736 (27.11.2013)

Класс B64D15/04 газами 

гондола летательного аппарата, содержащая оптимизированную систему обработки инея -  патент 2494014 (27.09.2013)
гондола летательного аппарата, содержащая средства отвода горячего воздуха -  патент 2487055 (10.07.2013)
воздухозаборник для установки выше по потоку от среднего элемента гондолы двигателя летательного аппарата и гондола, оборудованная таким воздухозаборником -  патент 2486106 (27.06.2013)
покрытие для акустической обработки, включающее функцию обработки наледи горячим воздухом -  патент 2471680 (10.01.2013)
противообледенительная система входного конуса авиационного газотурбинного двигателя -  патент 2444638 (10.03.2012)
система для устранения обледенения обтекателя воздухозаборника для газотурбинного двигателя -  патент 2413081 (27.02.2011)
способ борьбы с обледенением передней кромки аэродинамической поверхности и летательный аппарат, в котором осуществляют такой способ -  патент 2381962 (20.02.2010)
устройство для подвода горячего газа к подвижному предкрылку или стабилизатору летательного аппарата -  патент 2316452 (10.02.2008)
дирижабль -  патент 2177894 (10.01.2002)
предкрылок самолета с воздушным обогревом -  патент 2083441 (10.07.1997)
Наверх