защитно-адгезионный подслой для бронирования вкладных зарядов из твердого топлива
Классы МПК: | C09D175/00 Составы для нанесения покрытий на основе полимочевины или полиуретанов; составы для нанесения покрытий на основе их производных |
Автор(ы): | Васильева Ирина Анатольевна (RU), Красильников Фёдор Сергеевич (RU), Летов Борис Павлович (RU), Серова Людмила Петровна (RU), Молчанов Владимир Фёдорович (RU), Пупин Николай Афанасьевич (RU), Козьяков Алексей Васильевич (RU), Охрименко Эдуард Фёдорович (RU), Талалаев Анатолий Петрович (RU), Божья-Воля Николай Сергеевич (RU), Лопатина Галина Евгеньевна (RU), Макаров Леонид Борисович (RU), Федченко Николай Николаевич (RU), Кустов Василий Геннадьевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Федеральное государственное унитарное предприятие "Научно-исследовательский институт полимерных материалов" (RU), Федеральное государственное унитарное предприятие "Пермский завод им. С.М. Кирова" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2005-02-14 публикация патента:
20.07.2006 |
Изобретение относится к области ракетной техники, в частности, к разработке защитно-адгезионного подслоя для скрепления бронепокрытия с поверхностью заряда при бронировании вкладных зарядов твердого ракетного топлива двухосновного (баллиститного) типа. Предложен подслой, содержащий 4,4',4"-трифенилметантриизоцианат, дихлорэтан, монометакриловый эфир этиленгликоля в качестве адгезионной добавки и дибутилоловодилаурат в качестве катализатора отверждения. Изобретение направлено на создание подслоя, позволяющего увеличить прочность скрепления бронепокрытия с поверхностью топливного заряда, содержащего в своем составе компоненты на основе производных полиформальдегидов, исключить использование дополнительного подслоя на основе ацетата целлюлозы, обладающего высокой защитной способностью от миграционных процессов в системе «топливо-бронепокрытие» и обеспечивающего стабильность баллистических характеристик зарядов с бронепокрытием в процессе хранения. 1 табл.
Формула изобретения
Защитно-адгезионный подслой для бронирования вкладных зарядов из твердого топлива, включающий 4,4',4"-трифенилметантриизоционат, дихлорэтан и катализатор отверждения дибутилоловодилаурат, отличающийся тем, что в качестве адгезионной добавки содержит монометакриловый эфир этиленгликоля, при следующем соотношении компонентов, мас.%:
4,4',4"-Трифенилметантриизоционат | 19,60-19,90 |
Дихлорэтан | 78,65-79,85 |
Монометакриловый эфир этиленгликоля(МЭГ) | 0,5-1,5 |
Дибутилоловодилаурат | 0,05-0,50 |
Описание изобретения к патенту
Предлагаемое изобретение относится к области ракетной техники, а именно к вкладным зарядам баллиститного твердого топлива, в частности к области создания защитно-адгезионных подслоев для скрепления бронепокрытия с поверхностью заряда и может быть использовано при отработке и изготовлении зарядов твердого ракетного топлива (ТРТ).
Конструкции вкладных зарядов из баллиститных твердых топлив, бронированных по определенным поверхностям, широко используются в ракетной технике, особенно для двигателей активно-реактивных систем (АРС), противотанковых управляемых реактивных снарядов (ПТУРС) и др. Создание высокоточных управляемых реактивных снарядов, в том числе с наиболее современными методами наведения на цель (по лазерному и радиолучу) осложняется низкой надежностью передачи команд на борт снаряда при наличии существенной задымленности трассы полета.
Основные источники дыма при работе управляемых реактивных снарядов - продукты сгорания твердого топлива и терморазложения бронепокрытия.
В настоящее время широко используются бронепокрытия на основе ацетата целлюлозы, обладающие низкой мощностью дымообразования. Однако в процессе длительного хранения зарядов снижается термостойкость ацетилцеллюлозного бронепокрытия, увеличивается мощность дымообразования из-за миграции пластификатора топлива - нитроглицерина в бронепокрытие. Все это приводит к изменению химического состава как топлива, так и бронепокрытия.
Для уменьшения миграции нитроглицерина из топлива в бронепокрытие на топливо наносится защитно-адгезионный подслой.
Известен защитно-адгезионный подслой (патент RU 2217460) для бронирования зарядов ТРТ, состоящий из 20% раствора 4,4',4"-трифенилметантриизоцианата в дихлорэтане, а в качестве адгезионной добавки в него вводится аллиловый спирт в количестве 0,5-2%. Подслой отверждается на поверхности топливной шашки при температуре 15-35°С под действием оловоорганического катализатора в течение 0,75-6,0 ч. Данный состав адгезионного подслоя по патенту RU 2217460 выбран авторами в качестве прототипа предлагаемого изобретения. Однако в процессе изготовления зарядов с использованием защитно-адгезионного подслоя по указанному патенту выявлены следующие недостатки:
- в силу ряда объективных причин производство аллилового спирта ограничено;
- при бронировании зарядов из топлив, содержащих компоненты на основе производных полиформальдегидов, необходимо нанесение дополнительного подслоя на основе ацетата целлюлозы, так как производные полиформальдегидов существенно снижают адгезию ацетилцеллюлозного бронепокрытия к топливу через известный защитно-адгезионный подслой.
- Аллиловый спирт гигроскопичен и требует при использовании его в составе защитно-адгезионного подслоя дополнительной операции удаления влаги с 2% до 0,05%.
Технической задачей предлагаемого изобретения является создание адгезионного подслоя, свободного от упомянутых недостатков, обладающего высокой защитной способностью от миграционных процессов в системе «топливо-бронепокрытие» и обеспечивающего необходимые характеристики, как бронепокрытия, так и топлива и способствующего снижению дымообразования в процессе работы РДТТ после длительного хранения.
Технический результат достигается за счет того, что защитно-адгезионный подслой (для бронирования зарядов ТРТ) на основе 4,4',4" -трифенилметантриизоцианата с дихлорэтаном, в качестве адгезионной добавки вместо аллилового спирта содержит монометакриловый эфир этиленгликоля в количестве 0,5-1,5 мас.% и катализатор отверждения в количестве от 0,05 до 0,5 мас.% в зависимости от температурно-влажностных условий сушки.
Предлагаемый подслой имеет ряд преимуществ в сравнении с прототипом, содержащим аллиловий спирт, в частности:
- позволяет увеличить прочность скрепления бронепокрытия с поверхностью топливного заряда, содержащего в своем составе компоненты на основе производных полиформальдегидов и тем самым исключает использование дополнительного подслоя на основе ацетата целлюлозы («АЦ»);
- монометакриловый эфир этиленгликоля, продукт практически не гигроскопичный и не требует дополнительной операции (удаление влаги) перед использованием;
- монометакриловый эфир этнленгликоля является малотоксичным продуктом по сравнению с аллиловым спиртом.
Технология приготовления предлагаемого подслоя и нанесение его на топливную шашку близка к имеющемуся подслою и не требует технологического и аппаратурного изменения процесса бронирования зарядов методом литья под давлением.
Ниже (см. таблицу) приводятся примеры рецептур предлагаемого подслоя, его миграционные и адгезионные свойства.
Таблица | |||||||
Наименование показателей | Ед. изм. | Подслой по прототипу | Предлагаемые составы, примеры № | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Состав подслоя: - 4,4',4"-трифенилметантриизоцианат | % | 19,55-19,85 | 19,60 | 19,65 | 19,70 | 19,85 | 19,90 |
- дихлорэтан | % | 78,4-80,0 | 79,85 | 79,25 | 78,65 | 78,95 | 79,10 |
- спирт аллиловый | % | 0,5-2,0 | - | - | - | - | - |
- монометакриловый эфир этиленгликоля | % | 0,5 | 1,0 | 1,5 | 1,0 | 0,5 | |
- дибутилоловодилаурат | % | 0,05-0,2 | 0,05 | 0,1 | 0,15 | 0,2 | 0,5 |
Прочность адгезии бронепокрытия к баллиститному топливу | |||||||
- высокоэнергетическому | Кгс/см 2 | 63,1-68,4 | 65,7 | 68,4 | 69,1 | 63,6 | 62,8 |
- с низкой скоростью горения | Кгс/см 2 | 64,0-66,5* | 65,1 | 65,6 | 64,3 | 65,4 | 63,1 |
Содержание нитроэфиров в бронепокрытии после хранения в течение 30 суток для зарядов из высокоэнергетического топлива | |||||||
при 20°С | % | 0,54-0,7 | 0,49 | 0,51 | 0,44 | 0,59 | 0,63 |
при 60°С | % | 2,38-2,96 | 2,04 | 2,45 | 2,01 | 2,5 | 2,85 |
Продолжение таблицы | |||||||
Наименование показателей | Ед. изм. | Подслой по прототипу | Предлагаемые составы, примеры № | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
Содержание нитроэфиров в бронепокрытии после хранения в течение 22 суток для зарядов из топлива с низкой скоростью горения | |||||||
при 20°С | % | 0,4-0,6 | 0,39 | 0,41 | 0,24 | 0,51 | 0,35 |
при 60°С | % | 5,9-7,4 | 4,81 | 5,25 | 4,62 | 5,86 | 5,07 |
Мощность дымообразования после форсированного старения зарядов при температуре испытания 50°С | |||||||
- высокоэнергетического топлива | м 2/с | 0,8-1,8 | 1,0-1,4 | 0,9-1,2 | 0,8-1,1 | 1,2-1,4 | 0,8-1,0 |
- топливо с низкой скоростью горения | м 2/с | 1,2-2,1 | 1,3-1,8 | 1,5-2,0 | 1,4-1,9 | 1,5-2,0 | 1,2-1,6 |
* изделия с дополнительным подслоем на основе «АЦ». |
Из данных таблицы видно, что прочность адгезии бронепокрытия к топливу, содержание нитроэфиров в бронепокрытии после хранения и мощность дымообразования после форсированного старения находятся на уровне подслоя, взятого в качестве прототипа. Однако следует отметить, что прочность адгезии к топливу с низкой скоростью горения и содержащему в своем составе компоненты на основе производных полиформальдегидов находится на уровне прототипа, но без нанесения дополнительного подслоя на основе «АЦ». Предлагаемый подслой проверен с положительными результатами путем изготовления натурных бронируемых изделий и проведением их стендовых испытаний.
Класс C09D175/00 Составы для нанесения покрытий на основе полимочевины или полиуретанов; составы для нанесения покрытий на основе их производных