способ получения высокооктанового бензина
Классы МПК: | C10G35/04 каталитический реформинг C10G63/02 только из нескольких последовательных ступеней |
Автор(ы): | Кондрашев Дмитрий Олегович (RU), Ахметов Арслан Фаритович (RU) |
Патентообладатель(и): | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Уфимский государственный нефтяной технический университет" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2004-10-18 публикация патента:
20.07.2006 |
Использование: нефтепереработка и нефтехимия. Предложенный способ получения высокооктанового бензина включает каталитический риформинг прямогонной гидроочищенной бензиновой фракции, ректификацию продуктов риформинга с получением первой фракции с температурой конца кипения 110°С и ниже и второй фракции с температурой начала кипения 110°С и ниже, контактирование первой фракции сначала с алюмоплатиновым катализатором, содержащим 0,35-0,40 мас.% платины, 0,36-0,42 мас.% рения, 0,25-0,30 мас.% кадмия, 1,0-1,2 мас.% хлора и остальное окись алюминия, при температуре 200-250°С и давлении до 4 МПа, а затем с катализатором изомеризации СИ-2, содержащим 0,30-0,35 мас.% платины, 70-80 мас.% оксида циркония, 10-25 мас.% оксида алюминия, 6-12 мас.% сульфат-иона, 0,02-0,03 мас.% оксида натрия, 0,03-0,04 мас.% железа и 0,03-1,32 хлора, при температуре 185-200°С и давлении 3-3,5 МПа, смешение продукта контактирования со второй фракцией. Технический результат: повышение октанового числа целевого продукта при незначительном увеличении содержания ароматических углеводородов. 2 табл.
Формула изобретения
Способ получения высокооктанового бензина путем каталитического риформинга прямогонных бензиновых фракций при температуре 480-530°С, давлении до 4 МПа с последующим разделением продуктов риформинга на фракции путем ректификации и контактированием первой фракции с катализатором с последующим смешением продуктов контактирования со второй фракцией, отличающийся тем, что первую фракцию получают с температурой конца кипения 110°С и ниже, вторую фракцию - с температурой начала кипения 110°С и ниже, причем контактирование первой фракции проводят сначала с алюмоплатиновым катализатором, содержащим 0,35-0,40 мас.% платины, 0,36-0,42 мас.% рения, 0,25-0,30 мас.% кадмия, 1,0-1,2 мас.% хлора и остальное окись алюминия, при температуре 200-250°С и давлении до 4 МПа, а затем с катализатором изомеризации, содержащим 0,30-0,35 мас.% платины, 70-80 мас.% оксида циркония, 10-25 мас.% оксида алюминия, 6-12 мас.% сульфат-иона, 0,02-0,03 мас.% оксида натрия, 0,03-0,04 мас.% железа и 0,03-1,32 хлора, при температуре 185-200°С и давлении 3-3,5 МПа.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области нефтепереработки, а именно технологии каталитического риформинга, и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности при производстве высокооктановых бензинов.
Известен способ получения высокооктанового бензина путем каталитического риформинга прямогонных бензиновых фракций при температуре 480-530°С, давлении до 4 МПа с последующей ректификацией продуктов риформинга с получением первой фракции с температурой конца кипения 120°С и ниже и второй фракции с температурой начала кипения 120°С и ниже и контактированием первой фракции с алюмоплатиновым катализатором при температуре 200-450°С и давлении 2-5 МПа с последующим смешением продуктов контактирования со второй фракцией (авторское свидетельство СССР № 625407, кл. C 10 G 39/00, 1976 /аналог/).
Недостатком известного способа является высокое содержание ароматических углеводородов, в том числе наиболее токсичного компонента - бензола в целевом продукте.
Наиболее близким техническим решением к заявленному изобретению является способ получения высокооктанового бензина путем каталитического риформинга прямогонных бензиновых фракций при температуре 480-530°С, давлении до 4 МПа с последующей ректификацией продуктов риформинга с получением первой фракции с температурой конца кипения 120°С и ниже и второй фракции с температурой начала кипения 120°С и ниже и контактированием первой фракции с катализатором, содержащим 13-20 мас.% трехокиси вольфрама и 0,9-6 мас.% двуокиси никеля на окиси алюминия, при температуре 160-250°С и давлении 1,8-4,0 МПа с последующим смешением продуктов контактирования со второй фракцией (патент № 2228948, C 10 G 59/02, 2004 г. /прототип/).
Недостатком данного способа является снижение октанового числа целевого продукта.
Технической задачей изобретения является повышение октанового числа целевого продукта.
Сущность изобретения заключается в том, что в известном способе получения высокооктанового бензина путем каталитического риформинга прямогонных бензиновых фракций с последующим разделением продуктов риформинга на фракции путем ректификации и контактированием первой фракции с катализатором с последующим смешением продуктов контактирования со второй фракцией, согласно изобретению получают первую фракцию с температурой конца кипения 110°С и ниже, вторую фракцию - с температурой начала кипения 110°С и ниже, причем контактирование первой фракции проводят сначала с алюмоплатиновым катализатором, содержащим 0,35-0,40 мас.% платины, 0,36-0,42 мас.% рения, 0,25-0,30 мас.% кадмия, 1,0-1,2 мас.% хлора и остальное окись алюминия, при температуре 200-250°С и давлении до 4 МПа, а затем с катализатором изомеризации СИ-2, содержащим 0,30-0,35 мас.% платины, 70-80 мас.% оксида циркония, 10-25 мас.% оксида алюминия, 6-12 мас.% сульфат-иона, 0,02-0,03 мас.% оксида натрия, 0,03-0,04 мас.% железа и 0,03-1,32 хлора, при температуре 185-200°С и давлении 3,0-3,5 МПа.
Способ проводят следующим образом. Прямогонную бензиновую фракцию 85-180°С подвергают риформированию в присутствии катализатора, содержащего 0,35-0,40 мас.% платины, 0,36-0,42 мас.% рения, 0,25-0,30 мас.% кадмия, 1,0-1,2 мас.% хлора и остальное окись алюминия, при температуре 480-530°С, давлении до 4 МПа, объемной скорости подачи сырья 1,5 ч-1, кратности циркуляции водородсодержащего газа (ВСГ) 1500 нм3/м 3.
Продукт риформинга подвергают ректификации с получением первой фракции с температурой конца кипения 110°С и ниже и второй фракции с температурой начала кипения 110°С и ниже и контактируют первую фракцию сначала с алюмоплатиновым катализатором при температуре 200-250°С и давлении до 4 МПа, а затем с катализатором изомеризации СИ-2 при температуре 185-200°С и давлении 3,0-3,5 МПа. Продукт контактирования смешивают со второй фракцией и получают целевой продукт - высокооктановый бензин.
Октановое число целевого продукта составляет 94,5-98,5 против 93,0 (известный способ), в том числе отсутствует наиболее токсичный и нежелательный компонент - бензол как и в известном способе.
Отличительный признак способа заключается в получении первой фракции с температурой конца кипения 110°С и ниже и второй фракции с температурой начала кипения 110°С и ниже и контактировании первой фракции сначала с алюмоплатиновым катализатором при температуре 200-250°С и давлении до 4 МПа, а затем с катализатором изомеризации СИ-2 при температуре 185-200°С и давлении 3,0-3,5 МПа.
Примеры осуществления заявленного изобретения
Пример 1.
Прямогонную бензиновую фракцию 85-180°С подвергают риформированию в присутствии катализатора, содержащего 0,35 мас.% платины, 0,36 мас.% рения, 0,25 мас.% кадмия, 1 мас.% хлора и остальное окись алюминия, при температуре 480-530°С, давлении до 4 МПа, объемной скорости подачи сырья 1,5 ч-1, кратности циркуляции водородсодержащего газа (ВСГ) 1500 нм3/м3.
Продукт риформинга подвергают ректификации с получением первой фракции с температурой конца кипения 110°С и ниже и второй фракции с температурой начала кипения 110°С и ниже и контактируют первую фракцию сначала с алюмоплатиновым катализатором при температуре 200-250°С и давлении до 4 МПа, а затем с катализатором изомеризации СИ-2 при температуре 185°С и давлении 3,0 МПа. Продукт контактирования смешивают со второй фракцией и получают целевой продукт - высокооктановый бензин.
Октановое число целевого продукта составляет 96,5 против 93,0 (известный способ), в том числе отсутствует наиболее токсичный и нежелательный компонент - бензол как и в известном способе.
Данные качества исходного сырья и полученных продуктов приведены в таблице 1. В последующих примерах используют прямогонную бензиновую фракцию 85-180°С, продукты риформинга и первую, вторую фракции продукта риформинга, качество которых приведено в таблице 1.
Таблица 1 | ||||||
Показатель | Исходное сырье - прямогонная бензиновая фракция 85-180°С | Продукт риформинга | Фракция продукта риформинга | Продукт контактирования первой фракции | Продукт смешения - целевой продукт | |
первая | вторая | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Октановое число без ТЭС: - исследовательский метод | 46,0 | 93,5 | 85,5 | Более 100 | 92,5 | 96,5 |
Содержание ароматических углеводородов, мас.% | 9,3 | 60,5 | 39,6 | 79,8 | 0,2 | 40,5 |
в том числе бензол | 0,2 | 4,9 | 10,2 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Выход, мас.% на сырье | 100 | 80,2 | 38,5 | 41,7 | 40,6 | 82,3 |
Для дополнительной обработки (контактирования) первой фракции продукта риформинга используют указанные катализатор риформинга и катализатор изомеризации СИ-2.
Пример 2.
Первую фракцию продукта риформинга контактируют сначала с алюмоплатиновым катализатором при температуре 200-250°С и давлении до 4 МПа, а затем с катализатором изомеризации СИ-2 при температуре 185°С и давлении 3,5 МПа. Продукт контактирования смешивают со второй фракцией и получают целевой продукт - высокооктановый бензин.
Октановое число целевого продукта составляет 94,5 против 93,0 (известный способ), в том числе отсутствует наиболее токсичный и нежелательный компонент - бензол как и в известном способе.
Пример 3.
Первую фракцию продукта риформинга контактируют сначала с алюмоплатиновым катализатором при температуре 200-250°С и давлении до 4 МПа, а затем с катализатором изомеризации СИ-2 при температуре 200°С и давлении 3,0 МПа. Продукт контактирования смешивают со второй фракцией и получают целевой продукт - высокооктановый бензин.
Октановое число целевого продукта составляет 98,5 против 93,0 (известный способ), в том числе отсутствует наиболее токсичный и нежелательный компонент - бензол как и в известном способе.
Пример 4.
Первую фракцию продукта риформинга контактируют сначала с алюмоплатиновым катализатором при температуре 200-250°С и давлении до 4 МПа, а затем с катализатором изомеризации СИ-2 при температуре 200°С и давлении 3,5 МПа. Продукт контактирования смешивают со второй фракцией и получают целевой продукт - высокооктановый бензин.
Октановое число целевого продукта составляет 98,0 против 93,0 (известный способ), в том числе отсутствует наиболее токсичный и нежелательный компонент - бензол как и в известном способе.
Пример 5.
Первую фракцию продукта риформинга контактируют сначала с алюмоплатиновым катализатором при температуре 200-250°С и давлении до 4 МПа, а затем с катализатором изомеризации СИ-2 при температуре 200°С и давлении 3,2 МПа. Продукт контактирования смешивают со второй фракцией и получают целевой продукт - высокооктановый бензин.
Октановое число целевого продукта составляет 98,2 против 93,0 (известный способ), в том числе отсутствует наиболее токсичный и нежелательный компонент - бензол как и в известном способе.
Таблица 2 | |||||||||||
Показатели | Пример | Известный способ | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||||||
а | б | а | б | а | б | а | б | а | б | ||
Октановое число без ТЭС: исследовательский метод | 92,5 | 96,5 | 90,5 | 94,5 | 95,5 | 98,5 | 92,4 | 98,0 | 94,5 | 98,2 | 93,4 |
Содержание ароматических углеводородов, мас.% | 0,2 | 40,5 | 0,6 | 40,7 | 0,0 | 40,5 | 0,1 | 40,5 | 0,0 | 40,5 | 38 |
в том числе бензол | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Выход, мас.% на исходное сырье | 40,6 | 82,3 | 40,7 | 82,4 | 40,5 | 82,2 | 40,6 | 82,3 | 40,5 | 82,2 | 82,2 |
Условия контактирования с катализатором: | |||||||||||
Температура, °С | 185 | - | 185 | - | 200 | - | 200 | - | 200 | - | 160-250 |
Давление, МПа | 3,0 | - | 3,5 | - | 3,0 | - | 3,5 | - | 3,2 | - | 1,8-4,2 |
Примечание: а - продукт контактирования первой фракции; б - продукт смешения - целевой продукт. |
В таблице 2 сведены данные примеров по условиям контактирования первой фракции продукта риформинга с указанными катализаторами и данные по качеству продукта контактирования первой фракции и целевого продукта. Там же приведены характеристики известного способа.
Из приведенных в таблице 2 данных видно, что предлагаемый способ позволяет повысить качество целевого продукта за счет повышения октанового числа на 1,5-5,5 при незначительном повышении содержания ароматических углеводородов (2,5%).
Предлагаемое изобретение может быть использовано на нефтеперерабатывающих заводах топливного направления для получения высокооктановых бензинов.
Класс C10G35/04 каталитический реформинг
Класс C10G63/02 только из нескольких последовательных ступеней