присадка к дизельному топливу, дизельное топливо

Классы МПК:C10L1/22 содержащие азот 
C10L1/18 содержащие кислород 
Автор(ы):, , , , ,
Патентообладатель(и):ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "УРЕНГОЙГАЗПРОМ" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2005-03-03
публикация патента:

Настоящее изобретение относится к области нефте- и газохимии, конкретно к составу присадки к дизельному топливу и дизельному топливу нефтяного или газоконденсатного происхождения, содержащему эту присадку. Присадка к дизельному топливу содержит до 55 % алкил (С320)нитрата, 0,1-15% алкилсукцинимида, где алкил С125, до 100 сополимера высших эфиров С628 акриловой или метакриловой кислоты с этилен-ненасыщенным мономером. Описано также дизельное топливо на основе базового топлива, содержащее вышеуказанную присадку в количестве 0,01-0,8% мас. В качестве базового дизельное топливо содержит газоконденсатное дизельное топливо расширенного фракционного состава или дизельное топливо нефтяного происхождения. Присадка позволяет улучшить пусковые и низкотемпературные характеристики дизельных топлив и, как следствие, повысить их потребительские свойства. 2 н.п. ф-лы, 2 табл.

Формула изобретения

1. Присадка к дизельному топливу, содержащая алкил (С 320 )нитрат, сополимер высших эфиров С 628 акриловой или метакриловой кислоты с этиленненасыщенным мономером, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит алкилсукцинимид, где алкил С125 при следующем соотношении компонентов мас.%:

Алкил(С3 20)нитратДо 55
Алкилсукцинимид, где алкил С1 250,1-15
Сополимер высших эфиров С6 28 акриловой или 
метакриловой кислоты с этиленненасыщенным мономером До 100

2. Дизельное топливо на основе базового топлива, содержащее присадку, отличающееся тем, что оно содержит присадку по п.1 в количестве 0,01-0,8 мас.%.

3. Дизельное топливо по п.2, отличающееся тем, что в качестве базового топлива оно содержит газоконденсатное дизельное топливо расширенного фракционного состава или дизельное топливо нефтяного происхождения.

Описание изобретения к патенту

Настоящее изобретение относится к области нефте- и газохимии, конкретно к составу присадки к дизельному топливу и дизельному топливу нефтяного или газоконденсатного происхождения, содержащему эту присадку.

Известны депрессорные присадки, улучшающие низкотемпературные свойства дизельных топлив на основе полимеров этилена, сополимеров этилена с винилацетатом или алкилметакрилатом, где алкил содержит 6-16 атомов углерода (патент США №4.175.926, С 10 L 1/18, 1979 г.).

Известна депрессорная присадка к дизельному топливу, содержащая сополимер на основе этилена с мол. массой 3.000-7.000 и амид янтарной кислоты (заявка Японии №59-8790, С 10 L 1/22, 1984 г.).

Однако эти присадки недостаточно эффективны в дизельных топливах, используемых в условиях Крайнего Севера и арктических условиях. Кроме того, они не улучшают пусковых свойств дизельных топлив в области низких температур.

Известна присадка к дизельному топливу, содержащая 3-24% сополимера этилена с винилацетатом с мол. массой 800-120.000; 4-41% алкилнитрата с числом углеродных атомов в алкильной группе 4-16; 2-12% алифатических спиртов C1-C4 и 12-91% ароматического растворителя с температурой кипения 135-288°С.

Там же указано, что присадка вводится в дизельные топлива, полученные из соответствующих фракций продуктов переработки нефти, сланцев и битумных песков (патент США №4.365.973, С 10 L 1/22, 1982 г.).

Известна также присадка к дизельному топливу, содержащая в % мас.:

Оксипропилированный жирный спирт  
C6-C 16 с мол. массой 300-2.0005-15
Сульфонат щелочноземельного металла 5-15
Сополимер фракции алкилметакрилатов C8-C24 с 
винилацетатом с мол. массой 1.000-10.00010-25
Нитрат алифатического спирта С 3-C18до 100

(патент РФ №2057790, С 10 L 1/18, 1/22, 1996 г.).

Недостаточно высокая депрессорная способность этих присадок ограничивает их применение в составе дизельных топлив, например, в газоконденсатных топливах расширенного фракционного состава.

Наиболее близкой к заявляемому техническому решению является присадка к дизельному топливу, содержащая в % мас.:

Сополимер высших эфиров C8 -C24 акриловой или  
метакриловой кислоты с этиленненасыщенным  
мономером до 90
Сульфонат щелочноземельного металлане более 10
Сополимер этилена с альфа-олефинами 
молекулярной массы 1.000-20.000 до 100

Дополнительно присадка содержит алкил(С318) нитрат в количестве 1-30% мас.

Там же описано дизельное топливо на основе летнего или зимнего дизельного топлива, содержащее вышеуказанную присадку в количестве 0,001-0,5% мас. (патент РФ №2.119.528, С 10 L 1/18, 1/22, 1998 г.).

Однако известная присадка недостаточно эффективно оказывает влияние на низкотемпературные характеристики дизельного топлива.

Задачей изобретения является улучшение пусковых и низкотемпературных характеристик присадки и дизельного топлива, содержащего эту присадку.

Для решения поставленной задачи предлагается присадка к дизельному топливу, содержащая в % мас.:

Алкил (С3 20) нитрат до 55
Алкилсукцинимид, где алкил С1-C 250,1-15
Сополимер высших эфиров С6 28 акриловой или 
метакриловой кислоты с этиленненасыщенным  
мономером до 100

Предлагается также дизельное топливо на основе базового топлива, содержащее вышеуказанную присадку в количестве 0,01-0,8% мас.

При этом в качестве базового дизельное топливо содержит газоконденсатное дизельное топливо расширенного фракционного состава или дизельное топливо нефтяного происхождения.

Отличия предлагаемого технического решения состоят в дополнительном содержании в составе присадки алкилсукцинимида, где алкил C1-C25, и в соотношении компонентов.

Введение в состав присадки алкилсукцинимида обеспечивает седиментационную устойчивость дизельного топлива с присадкой при низких температурах.

За счет улучшенных пусковых и низкотемпературных характеристик предлагаемая присадка позволяет улучшить потребительские свойства дизельных топлив и расширить их ассортимент.

Так, например, получаемое путем перегонки стабильного газового конденсата дизельное топливо ГШЗ по всем показателям, кроме цетанового числа, кинематической вязкости и температуры вспышки, соответствует требованиям ГОСТа на дизельное топливо нефтяного происхождения марки "З-45". Проблема повышения кинематической вязкости может быть решена путем вовлечения в состав топлива ГШЗ высококипящих фракций кубового остатка от перегонки газового конденсата в количестве 2-8% мас. Однако при этом у полученного дизельного топлива расширенного фракционного состава ухудшаются низкотемпературные характеристики такие, как Тп и Тз. Использование предлагаемой присадки в составе дизельного топлива ГШЗ расширенного фракционного состава позволяет довести это топливо до требований ГОСТа на дизельное топливо марки "З-45"

Предлагаемую присадку готовят путем смешения компонентов при комнатной температуре и перемешивании в течение 0,5-2,0 час.

Присадку вводят в состав дизельных топлив в виде 35%-ного концентрата в дизельном топливе или в другом углеводородном растворителе.

Все используемые для приготовления присадки компоненты являются продуктами промышленного производства.

Компонент А - алкил (С3 20) нитрат, например, циклогексилнитрат, изопропилнитрат, норборнилнитрат. В приготовленных образцах присадки использован наименее дефицитный 2-этилгексилнитрат.

Компонент Б - сополимер высших эфиров С628 акриловой или метакриловой кислоты с этиленненасыщенным мономером является основой промышленных депрессорных присадок к дизельному топливу типа ПДП, ЭДЕП-Т и др. При приготовлении образцов присадки использована основа присадки ПДП.

Компонент В - алкилсукцинимид, где алкил C1 -C25. В качестве алкилсукцинимида может быть использована присадка С-5А или другая сукцинимидная присадка отечественного или импортного производства. В образцах присадки использован алкил (C16-C18) сукцинимид.

Вышеуказанным способом было приготовлено 3 образца предлагаемой присадки, состав которых приведен в таблице 1.

Кроме того, было приготовлено 3 образца предлагаемого дизельного топлива, содержащих 0,1% мас. присадки. Сравнительные испытания приготовленных образцов дизельного топлива и образцов базового топлива без присадки приведены в таблице 2.

Данные, приведенные в таблице 2, подтверждают, что предлагаемая присадка позволяет улучшить пусковые и низкотемпературные характеристики дизельных топлив и, как следствие, повысить их потребительские свойства.

Таблица 1.
СОСТАВ ОБРАЗЦОВ ПРЕДЛАГАЕМОЙ ПРИСАДКИ.
№№ п.п.Содержание компонентов в образце, % мас.
Компонент А Компонент Б Компонент В
1. 3065 5
2.40 50 10
3.55 30 15
Таблица 2.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ ОБРАЗЦОВ ПРЕДЛАГАЕМОГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА.
№№ п.п.Состав образцов предлагаемого дизельного топливаЦетановое число Тп, °С Тз, °С
1.Газоконденсатное дизельное топливо +2% кубового остатка41 -31-42
2.Газоконденсатное дизельное топливо +2% кубового остатка + образец присадки №1 46-36-50
3.Дизельное топливо марки "Л" без присадки 45-5-10
4.Дизельное топливо марки "Л" + образец присадки №2 48-5-35
5.Дизельное топливо марки "З-35" без присадки 45-25-35
6.Дизельное топливо марки "З-35" + образец присадки №3 50-30-48

Класс C10L1/22 содержащие азот 

противоизносная присадка для малосернистого дизельного топлива -  патент 2529678 (27.09.2014)
композиция жидкого топлива -  патент 2526620 (27.08.2014)
присадка для повышения цетанового числа дизельного топлива и способ ее получения -  патент 2525552 (20.08.2014)
способы получения и применения топливных композиций -  патент 2525239 (10.08.2014)
топливная композиция с улучшенными низкотемпературными свойствами -  патент 2515238 (10.05.2014)
жидкие топливные композиции -  патент 2512083 (10.04.2014)
многофункциональная добавка к автомобильному бензину и топливная композиция, ее содержащая -  патент 2510415 (27.03.2014)
котельное топливо -  патент 2500792 (10.12.2013)
многофункциональная добавка к автомобильному бензину и содержащая ее топливная композиция -  патент 2494139 (27.09.2013)
очищающая присадка к топливу и топливо для двигателей внутреннего сгорания -  патент 2491326 (27.08.2013)

Класс C10L1/18 содержащие кислород 

композиция жидкого топлива -  патент 2526620 (27.08.2014)
способы получения и применения топливных композиций -  патент 2525239 (10.08.2014)
методы производства топлива для реактивных двигателей из натурального масла как исходного сырья с помощью реакций обмена -  патент 2522436 (10.07.2014)
модификатор горения твердого, жидкого и газообразного топлива -  патент 2515988 (20.05.2014)
топливная композиция с улучшенными низкотемпературными свойствами -  патент 2515238 (10.05.2014)
жидкие топливные композиции -  патент 2512083 (10.04.2014)
совмещенный способ получения биотоплив из различных типов сырья и родственных продуктов -  патент 2503714 (10.01.2014)
композиция оксигенированного бензина с хорошими дорожными эксплуатационными характеристиками -  патент 2503710 (10.01.2014)
котельное топливо -  патент 2500792 (10.12.2013)
многофункциональная добавка к автомобильному бензину и содержащая ее топливная композиция -  патент 2494139 (27.09.2013)
Наверх