присадка к дизельному топливу, дизельное топливо
Классы МПК: | C10L1/22 содержащие азот C10L1/18 содержащие кислород |
Автор(ы): | Ланчаков Григорий Александрович (RU), Кабанова Елена Николаевна (RU), Башкатова София Тихоновна (RU), Винокуров Владимир Арнольдович (RU), Кабанов Олег Павлович (RU), Журавлев Анатолий Николаевич (RU) |
Патентообладатель(и): | ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "УРЕНГОЙГАЗПРОМ" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2005-03-03 публикация патента:
20.07.2006 |
Настоящее изобретение относится к области нефте- и газохимии, конкретно к составу присадки к дизельному топливу и дизельному топливу нефтяного или газоконденсатного происхождения, содержащему эту присадку. Присадка к дизельному топливу содержит до 55 % алкил (С3-С20)нитрата, 0,1-15% алкилсукцинимида, где алкил С1-С25, до 100 сополимера высших эфиров С6-С28 акриловой или метакриловой кислоты с этилен-ненасыщенным мономером. Описано также дизельное топливо на основе базового топлива, содержащее вышеуказанную присадку в количестве 0,01-0,8% мас. В качестве базового дизельное топливо содержит газоконденсатное дизельное топливо расширенного фракционного состава или дизельное топливо нефтяного происхождения. Присадка позволяет улучшить пусковые и низкотемпературные характеристики дизельных топлив и, как следствие, повысить их потребительские свойства. 2 н.п. ф-лы, 2 табл.
Формула изобретения
1. Присадка к дизельному топливу, содержащая алкил (С 3-С20 )нитрат, сополимер высших эфиров С 6-С28 акриловой или метакриловой кислоты с этиленненасыщенным мономером, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит алкилсукцинимид, где алкил С1-С25 при следующем соотношении компонентов мас.%:
Алкил(С3-С 20)нитрат | До 55 |
Алкилсукцинимид, где алкил С1-С 25 | 0,1-15 |
Сополимер высших эфиров С6-С 28 акриловой или | |
метакриловой кислоты с этиленненасыщенным мономером | До 100 |
2. Дизельное топливо на основе базового топлива, содержащее присадку, отличающееся тем, что оно содержит присадку по п.1 в количестве 0,01-0,8 мас.%.
3. Дизельное топливо по п.2, отличающееся тем, что в качестве базового топлива оно содержит газоконденсатное дизельное топливо расширенного фракционного состава или дизельное топливо нефтяного происхождения.
Описание изобретения к патенту
Настоящее изобретение относится к области нефте- и газохимии, конкретно к составу присадки к дизельному топливу и дизельному топливу нефтяного или газоконденсатного происхождения, содержащему эту присадку.
Известны депрессорные присадки, улучшающие низкотемпературные свойства дизельных топлив на основе полимеров этилена, сополимеров этилена с винилацетатом или алкилметакрилатом, где алкил содержит 6-16 атомов углерода (патент США №4.175.926, С 10 L 1/18, 1979 г.).
Известна депрессорная присадка к дизельному топливу, содержащая сополимер на основе этилена с мол. массой 3.000-7.000 и амид янтарной кислоты (заявка Японии №59-8790, С 10 L 1/22, 1984 г.).
Однако эти присадки недостаточно эффективны в дизельных топливах, используемых в условиях Крайнего Севера и арктических условиях. Кроме того, они не улучшают пусковых свойств дизельных топлив в области низких температур.
Известна присадка к дизельному топливу, содержащая 3-24% сополимера этилена с винилацетатом с мол. массой 800-120.000; 4-41% алкилнитрата с числом углеродных атомов в алкильной группе 4-16; 2-12% алифатических спиртов C1-C4 и 12-91% ароматического растворителя с температурой кипения 135-288°С.
Там же указано, что присадка вводится в дизельные топлива, полученные из соответствующих фракций продуктов переработки нефти, сланцев и битумных песков (патент США №4.365.973, С 10 L 1/22, 1982 г.).
Известна также присадка к дизельному топливу, содержащая в % мас.:
Оксипропилированный жирный спирт | |
C6-C 16 с мол. массой 300-2.000 | 5-15 |
Сульфонат щелочноземельного металла | 5-15 |
Сополимер фракции алкилметакрилатов C8-C24 с | |
винилацетатом с мол. массой 1.000-10.000 | 10-25 |
Нитрат алифатического спирта С 3-C18 | до 100 |
(патент РФ №2057790, С 10 L 1/18, 1/22, 1996 г.).
Недостаточно высокая депрессорная способность этих присадок ограничивает их применение в составе дизельных топлив, например, в газоконденсатных топливах расширенного фракционного состава.
Наиболее близкой к заявляемому техническому решению является присадка к дизельному топливу, содержащая в % мас.:
Сополимер высших эфиров C8 -C24 акриловой или | |
метакриловой кислоты с этиленненасыщенным | |
мономером | до 90 |
Сульфонат щелочноземельного металла | не более 10 |
Сополимер этилена с альфа-олефинами | |
молекулярной массы 1.000-20.000 | до 100 |
Дополнительно присадка содержит алкил(С3-С18) нитрат в количестве 1-30% мас.
Там же описано дизельное топливо на основе летнего или зимнего дизельного топлива, содержащее вышеуказанную присадку в количестве 0,001-0,5% мас. (патент РФ №2.119.528, С 10 L 1/18, 1/22, 1998 г.).
Однако известная присадка недостаточно эффективно оказывает влияние на низкотемпературные характеристики дизельного топлива.
Задачей изобретения является улучшение пусковых и низкотемпературных характеристик присадки и дизельного топлива, содержащего эту присадку.
Для решения поставленной задачи предлагается присадка к дизельному топливу, содержащая в % мас.:
Алкил (С3-С 20) нитрат | до 55 |
Алкилсукцинимид, где алкил С1-C 25 | 0,1-15 |
Сополимер высших эфиров С6-С 28 акриловой или | |
метакриловой кислоты с этиленненасыщенным | |
мономером | до 100 |
Предлагается также дизельное топливо на основе базового топлива, содержащее вышеуказанную присадку в количестве 0,01-0,8% мас.
При этом в качестве базового дизельное топливо содержит газоконденсатное дизельное топливо расширенного фракционного состава или дизельное топливо нефтяного происхождения.
Отличия предлагаемого технического решения состоят в дополнительном содержании в составе присадки алкилсукцинимида, где алкил C1-C25, и в соотношении компонентов.
Введение в состав присадки алкилсукцинимида обеспечивает седиментационную устойчивость дизельного топлива с присадкой при низких температурах.
За счет улучшенных пусковых и низкотемпературных характеристик предлагаемая присадка позволяет улучшить потребительские свойства дизельных топлив и расширить их ассортимент.
Так, например, получаемое путем перегонки стабильного газового конденсата дизельное топливо ГШЗ по всем показателям, кроме цетанового числа, кинематической вязкости и температуры вспышки, соответствует требованиям ГОСТа на дизельное топливо нефтяного происхождения марки "З-45". Проблема повышения кинематической вязкости может быть решена путем вовлечения в состав топлива ГШЗ высококипящих фракций кубового остатка от перегонки газового конденсата в количестве 2-8% мас. Однако при этом у полученного дизельного топлива расширенного фракционного состава ухудшаются низкотемпературные характеристики такие, как Тп и Тз. Использование предлагаемой присадки в составе дизельного топлива ГШЗ расширенного фракционного состава позволяет довести это топливо до требований ГОСТа на дизельное топливо марки "З-45"
Предлагаемую присадку готовят путем смешения компонентов при комнатной температуре и перемешивании в течение 0,5-2,0 час.
Присадку вводят в состав дизельных топлив в виде 35%-ного концентрата в дизельном топливе или в другом углеводородном растворителе.
Все используемые для приготовления присадки компоненты являются продуктами промышленного производства.
Компонент А - алкил (С3-С 20) нитрат, например, циклогексилнитрат, изопропилнитрат, норборнилнитрат. В приготовленных образцах присадки использован наименее дефицитный 2-этилгексилнитрат.
Компонент Б - сополимер высших эфиров С6-С28 акриловой или метакриловой кислоты с этиленненасыщенным мономером является основой промышленных депрессорных присадок к дизельному топливу типа ПДП, ЭДЕП-Т и др. При приготовлении образцов присадки использована основа присадки ПДП.
Компонент В - алкилсукцинимид, где алкил C1 -C25. В качестве алкилсукцинимида может быть использована присадка С-5А или другая сукцинимидная присадка отечественного или импортного производства. В образцах присадки использован алкил (C16-C18) сукцинимид.
Вышеуказанным способом было приготовлено 3 образца предлагаемой присадки, состав которых приведен в таблице 1.
Кроме того, было приготовлено 3 образца предлагаемого дизельного топлива, содержащих 0,1% мас. присадки. Сравнительные испытания приготовленных образцов дизельного топлива и образцов базового топлива без присадки приведены в таблице 2.
Данные, приведенные в таблице 2, подтверждают, что предлагаемая присадка позволяет улучшить пусковые и низкотемпературные характеристики дизельных топлив и, как следствие, повысить их потребительские свойства.
Таблица 1. | ||||||
СОСТАВ ОБРАЗЦОВ ПРЕДЛАГАЕМОЙ ПРИСАДКИ. | ||||||
№№ п.п. | Содержание компонентов в образце, % мас. | |||||
Компонент А | Компонент Б | Компонент В | ||||
1. | 30 | 65 | 5 | |||
2. | 40 | 50 | 10 | |||
3. | 55 | 30 | 15 | |||
Таблица 2. | ||||||
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ ОБРАЗЦОВ ПРЕДЛАГАЕМОГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА. | ||||||
№№ п.п. | Состав образцов предлагаемого дизельного топлива | Цетановое число | Тп, °С | Тз, °С | ||
1. | Газоконденсатное дизельное топливо +2% кубового остатка | 41 | -31 | -42 | ||
2. | Газоконденсатное дизельное топливо +2% кубового остатка + образец присадки №1 | 46 | -36 | -50 | ||
3. | Дизельное топливо марки "Л" без присадки | 45 | -5 | -10 | ||
4. | Дизельное топливо марки "Л" + образец присадки №2 | 48 | -5 | -35 | ||
5. | Дизельное топливо марки "З-35" без присадки | 45 | -25 | -35 | ||
6. | Дизельное топливо марки "З-35" + образец присадки №3 | 50 | -30 | -48 |
Класс C10L1/22 содержащие азот
Класс C10L1/18 содержащие кислород