устройство для звукопоглощения в двухконтурном турбореактивном двигателе
Классы МПК: | F02C7/24 тепло и звукоизоляция F01N1/04 со звукопоглощающими материалами в резонансных камерах |
Автор(ы): | Иноземцев Александр Александрович (RU), Кокшаров Николай Леонидович (RU), Ведерников Александр Павлович (RU), Андреев Владимир Сергеевич (RU), Алексенцев Алексей Александрович (RU), Махнутин Владимир Владимирович (RU), Чурсин Валерий Анатольевич (RU), Халецкий Юрий Даниилович (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Авиадвигатель" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2004-07-22 публикация патента:
20.07.2006 |
Изобретение относится к области авиадвигателестроения и позволяет повысить эффективность звукопоглощения в двухконтурном турбореактивном двигателе при минимизации потерь давления и тяги путем использования акустически настроенных щелевых резонаторных камер Гельмгольца. Устройство для звукопоглощения в двухконтурном турбореактивном двигателе содержит в канале наружного контура двигателя кольцевые трактовые стенки с полостями вне тракта и звукопоглощающие конструкции в полостях вне тракта. Каждая из звукопоглощающих конструкций в полостях вне тракта выполнена в виде резонаторных камер, преимущественно Гельмгольца. В полостях вне тракта внешних и внутренних трактовых стенок канала наружного контура двигателя размещено по перфорированной стенке, расположенной коаксиально внешним или внутренним трактовым стенкам этого канала. Отношение площадей облицовок звукопоглощающими конструкциями в полостях вне тракта внешних трактовых стенок канала наружного контура двигателя к площадям облицовок звукопоглощающими конструкциями в полостях вне тракта внутренних стенок этого канала равно , где - акустический параметр канала наружного контура двигателя, соответствующий логарифмическому масштабу 5 децибел. В полостях вне тракта внешних и/или внутренних трактовых стенок канала наружного контура двигателя размещено четное количество перфорированных стенок. Каждая пара перфорированных стенок в полости вне тракта образует между собой щелевую резонаторную камеру, расположенную коаксиально внешним и/или внутренним перфорированным трактовым стенкам этого канала. Площадь каждой щелевой резонаторной камеры в полостях вне тракта внешних и/или внутренних трактовых стенок канала наружного контура двигателя равна площади облицовок звукопоглощающими конструкциями в полостях вне тракта этих стенок в этом канале. Изобретение позволяет повысить эффективность звукопоглощения при минимизации потерь давления и тяги путем использования акустически настроенных щелевых резонаторных камер Гельмгольца. 4 з.п. ф-лы, 5 ил.
Формула изобретения
1. Устройство для звукопоглощения в двухконтурном турбореактивном двигателе, содержащее в канале наружного контура двигателя кольцевые трактовые стенки с полостями вне тракта, звукопоглощающие конструкции в полостях вне тракта, каждая из которых выполнена в виде резонаторных камер, преимущественно Гельмгольца, причем в полостях вне тракта внешних и внутренних трактовых стенок канала наружного контура двигателя размещено по перфорированной стенке, расположенной коаксиально внешним или внутренним трактовым стенкам этого канала, при этом отношение площадей облицовок звукопоглощающими конструкциями в полостях вне тракта внешних трактовых стенок канала наружного контура двигателя к площадям облицовок звукопоглощающими конструкциями в полостях вне тракта внутренних стенок этого канала равно
где - акустический параметр канала наружного контура двигателя, соответствующий логарифмическому масштабу 5 децибел,
отличающееся тем, что в полостях вне тракта внешних и/или внутренних трактовых стенок канала наружного контура двигателя размещено четное количество перфорированных стенок, а каждая пара перфорированных стенок в полости вне тракта образует между собой щелевую резонаторную камеру, расположенную коаксиально внешним и/или внутренним перфорированным трактовым стенкам этого канала, при этом площадь каждой щелевой резонаторной камеры в полостях вне тракта внешних и/или внутренних трактовых стенок канала наружного контура двигателя равна площади облицовок звукопоглощающими конструкциями в полостях вне тракта этих стенок в этом канале.
2. Устройство для звукопоглощения в двухконтурном турбореактивном двигателе по п.1, отличающееся тем, что глубина Т каждой полости вне тракта для размещения в них слоев заполнителей и высота Н каждой щелевой резонаторной камеры между парами перфорированных стенок в полостях вне тракта связаны соотношением .
3. Устройство для звукопоглощения в двухконтурном турбореактивном двигателе по п.1 или 2, отличающееся тем, что высота Н каждой щелевой резонаторной камеры между парами перфорированных стенок в полостях вне тракта, а также толщины внешних или соответственно внутренних трактовых стенок канала наружного контура двигателя, перфорированных стенок в полости вне тракта и стенки силового корпуса связаны соотношением
где tв - толщина внешних или внутренних трактовых стенок канала наружного контура двигателя;
t i - толщина перфорированных стенок в полости вне тракта;
tT - толщина стенки силового корпуса;
К=0,707-1,414.
4. Устройство для звукопоглощения в двухконтурном турбореактивном двигателе по п.1 или 2, отличающееся тем, что высота каждого слоя заполнителя, скрепленного с перфорированной трактовой стенкой внешних и внутренних трактовых стенок канала наружного контура двигателя, в целое число раз или в раз меньше или больше высоты каждого слоя заполнителя, скрепленного с собственной перфорированной стенкой или стенками в полости вне тракта.
5. Устройство для звукопоглощения в двухконтурном турбореактивном двигателе по п.1 или 2, отличающееся тем, что площадь перфорации трактовых стенок канала наружного контура двигателя составляет 5-15% их площади, площадь перфорации стенки в каждой паре перфорированных стенок в полости вне тракта, образующих щелевую резонаторную камеру, ближайших к перфорированной трактовой стенке, составляет 4-35% их площади, а площадь перфорации стенки в каждой паре перфорированных стенок в полости вне тракта, более удаленных от перфорированной трактовой стенки, составляет 3-10% их площади.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к устройствам подавления шума двухконтурных турбореактивных двигателей, преимущественно с большей степенью двухконтурности.
Известна звукопоглощающая облицовка тракта турбореактивного двигателя, содержащая сотовый наполнитель, размещенный между наружной и внутренней стенками, первая из которых расположена с зазором относительно силового корпуса, а вторая выполнена перфорированной, при этом наружная стенка также выполнена перфорированной со степенью перфорации, составляющей 3...20%, а отношение зазора к расстоянию от внутренней стенки до корпуса равно 0,3...0,7. (Патент RU №1324376, F 02 C 7/24, 18.04.2003 г.)
Недостатком известной конструкции является неполное использование возможности повышения эффективности поглощения звука в диапазоне частот 1250...8000 Гц дискретных гармоник тонального шума вентилятора и компрессора. Также недостатком известной конструкции является низкая конструктивная прочность стенки 4 силового корпуса, выполненной с зазором, без опор относительно перфорированной наружной стенки 2, а также низкая виброакустическая прочность стенки 4, которая имеет малую демпфирующую способность, преимущественно в режиме резонансных колебаний.
Известна звукопоглощающая акустическая панель гондолы турбовентиляторного двигателя с клиновидным обтекателем и передним цельным кольцом, содержащая стенку силового корпуса, перфорированную трактовую стенку, перфорированную стенку в полости вне тракта, фронтовой слой сотового заполнителя, размещенный между перфорированными трактовой стенкой и стенкой в полости вне тракта, а также тыловой слой сотового заполнителя, размещенный между перфорированной стенкой в полости вне тракта и стенкой силового корпуса. (Патент US №6173807, F 02 K 1/00, 13.04.1998 г.) Недостатком известной конструкции является неполная возможность ее использования непосредственно в газогенераторе турбореактивного двигателя, а также неполная возможность более эффективного глушения шума в диапазоне частот 1000...8000 Гц дискретных гармоник тонального и комбинационного шума вентилятора и компрессора, а также суммарного шума двигателя для повышения запасов по шуму. Также недостатком известной панели является ее недостаточная виброакустическая прочность в условиях высоких уровней звукового давления (160 дБ) и высоких скоростей потока (200 м/сек), а также сложность акустической настройки звукопоглощающих конструкций в полостях вне тракта в определенных диапазонах частот суммарного шума двигателя. В известной конструкции трудно достичь эффективного снижения шума вследствие трудностей настройки и оптимизации параметров дискретных гармоник тонального шума вентилятора и компрессора, а также суммарного шума двигателя.
Известна шумопоглощающая система самолета, имеющая резонирующую полость для поглощения шума за исключением остаточного шумового сигнала определенной частоты. Система содержит источник акустического сигнала, датчик шума определенной частоты и контролер для улавливания акустического сигнала определенной частоты и изменения определенных фаз и амплитуд акустического источника сигнала для снижения остаточного шумового сигнала. (Патент US №5919029, F 01 D 25/04, 06.07.1999 г.)
Недостатком известной конструкции является низкая надежность шумопоглощающей системы самолета, особенно при ее размещении в горячей части двигателя, а также неполная возможность более эффективного глушения шума в диапазоне частот 1000...8000 Гц дискретных гармоник тонального и комбинационного шума вентилятора и компрессора, а также суммарного шума двигателя.
Известен способ уменьшения шума вентиляторного контура турбовентиляторного двигателя с помощью регулируемых труб Гершеля-Квинке. Для уменьшения шума используют окружной или спиральный набор регулируемых или фиксированных труб Гершеля-Квинке. Этот набор эффективно разделяет акустическую энергию, генерируемую двигателем. В результате одна часть энергии распространяется по трубам, а другая часть - в отсеке двигателя. При распространении акустической энергии от вентилятора к входу и выходу двигателя в определенные моменты времени часть энергии из труб снова попадает в отсек двигателя и нейтрализует остальную часть энергии. (Патент US №6112514, F 02 K 3/02, 05.09.2000 г.)
Недостатком известной конструкции с использованием регулируемых или фиксированных труб Гершеля-Квинке является трудность размещения источников резонирующего излучения в эксплуатируемых двигателях и самолетах из-за невозможности размещения между агрегатами, трубопроводами, арматурой и подвеской двигателя в мотогондоле самолета, а также трудностей доводки акустической системы и ее сертификации для обеспечения шумоглушения в диапазоне частот 1000...8000 Гц дискретных гармоник тонального и комбинационного шума вентилятора и компрессора, а также суммарного шума двигателя.
Наиболее близким к заявляемой конструкции является устройство для звукопоглощения в двухконтурном турбореактивном двигателе, содержащее в канале наружного контура двигателя кольцевые трактовые стенки с полостями вне тракта, звукопоглощающие конструкции в полостях вне тракта, каждая из которых выполнена в виде ряда кольцевых резонаторных камер, преимущественно Гельмгольца, при этом двигатель размещен в гондоле и соединен на входе с воздухозаборником самолета, а на выходе ограничен реактивным соплом, при этом звукопоглощающие конструкции в полостях вне тракта выполнены в виде ряда заполнителей, поперечное сечение каждого из которых представляет фигуру с замкнутым в меридианном сечении двигателя контуром, преимущественно в форме четырехугольника, число поверхностей стыка между заполнителями в полости вне тракта на единицу меньше числа заполнителей в этой полости, каждый из заполнителей скреплен одной стороной с перфорированной трактовой стенкой и с соответствующей стороной смежного заполнителя, при этом отношение площадей облицовок звукопоглощающими конструкциями в полостях вне тракта внешних трактовых стенок канала наружного контура двигателя к площадям облицовок звукопоглощающими конструкциями в полостях вне тракта внутренних стенок этого канала равно , где: - акустический параметр канала наружного контура двигателя, соответствующий логарифмическому масштабу 5 децибелл. (Патент RU №2230208, F 02 C 7/24, 10.01.2004 г. - прототип.) Недостатком известного устройства, принятого за прототип, является неполное использование возможности максимального поглощения звука в диапазоне дискретных гармоник тонального шума вентилятора и компрессора f=1000...8000 Гц, что объясняется тем, что звукопоглощающие конструкции в полостях вне тракта вентиляторного контура выполнены в виде ряда заполнителей, поперечное сечение каждого из которых представляет фигуру с замкнутым в меридианном сечении двигателя контуром, преимущественно в форме четырехугольника. При этом полости вторичного резонанса отсутствуют, а камеры Гельмгольца в трубчатом кольцевом заполнителе труднее настроить к конкретным случаям шумоглушения определенных широкополосных частот, а также понизить уровни звукового давления, действующего в воздухозаборнике самолета и в канале наружного контура двигателя, вызывающие изменения действительной части импеданса (акустического сопротивления), которая для трактовых стенок определяется сопротивлением продувания перфорации. Это приводит к увеличению потерь давления звуковых колебаний широкополосных частот, к увеличению толщины пограничного с трактовой стенкой слоя, запиранию вентиляторного тракта и уменьшению тяги двигателя. При этом для известной конструкции существует определенный предел звукового давления, определяемый формой поперечного сечения рядов трубчатых заполнителей, при достижении которого величина импеданса (акустического сопротивления) перфорированных трактовых стенок с размещенными в них звукопоглощающими конструкциями существенно увеличивает амплитуду колебаний струй из отверстий перфорации, а также толщину пограничного слоя и снижает тягу двигателя, что не позволяет достичь акустического совершенства системы шумоглушения.
Техническая задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, заключается в повышении эффективности звукопоглощения в двухконтурном турбореактивном двигателе при минимизации потерь давления и тяги путем использования акустически настроенных щелевых резонаторных камер Гельмгольца. Сущность технического решения заключается в том, что в устройстве для звукопоглощения в двухконтурном турбореактивном двигателе, содержащем в канале наружного контура двигателя кольцевые трактовые стенки с полостями вне тракта, звукопоглощающие конструкции в полостях вне тракта, каждая из которых выполнена в виде резонаторных камер, преимущественно Гельмгольца, причем в полостях вне тракта внешних и внутренних трактовых стенок канала наружного контура двигателя размещено по перфорированной стенке, расположенной коаксиально внешним или внутренним трактовым стенкам этого канала, при этом отношение площадей облицовок звукопоглощающими конструкциями в полостях вне тракта внешних трактовых стенок канала наружного контура двигателя к площадям облицовок звукопоглощающими конструкциями в полостях вне тракта внутренних стенок этого канала равно , где: - акустический параметр канала наружного контура двигателя, соответствующий логарифмическому масштабу 5 децибел, согласно изобретению в полостях вне тракта внешних и/или внутренних трактовых стенок канала наружного контура двигателя размещено четное количество перфорированных стенок, а каждая пара перфорированных стенок в полости вне тракта образует между собой щелевую резонаторную камеру, расположенную коаксиально внешним и/или внутренним перфорированным трактовым стенкам этого канала, при этом площадь каждой щелевой резонаторной камеры в полостях вне тракта внешних и/или внутренних трактовых стенок канала наружного контура двигателя равна площади облицовок звукопоглощающими конструкциями в полостях вне тракта этих стенок в этом канале. Глубина Т каждой полости вне тракта для размещения в них слоев заполнителей и высота Н каждой щелевой резонаторной камеры между парами перфорированных стенок в полостях вне тракта связаны соотношением: . Высота Н каждой щелевой резонаторной камеры между парами перфорированных стенок в полостях вне тракта, а также толщины внешних или внутренних трактовых стенок канала наружного контура двигателя, перфорированных стенок в полости вне тракта и стенки силового корпуса связаны соотношением: где: tв - толщина внешних или внутренних трактовых стенок канала наружного контура двигателя, ti - толщина перфорированных стенок в полости вне тракта, t T - толщина стенки силового корпуса, К=0,707-1,414. Высота каждого слоя заполнителя, скрепленного с перфорированной трактовой стенкой внешних и внутренних трактовых стенок канала наружного контура двигателя, в целое число раз или в раз меньше или больше высоты каждого слоя заполнителя, скрепленного с собственной перфорированной стенкой или стенками в полости вне тракта. Площадь перфорации трактовых стенок канала наружного контура двигателя составляет 5...15% их площади, площадь перфорации стенки в каждой паре перфорированных стенок в полости вне тракта, образующих щелевую резонаторную камеру, ближайших к перфорированной трактовой стенке, составляет 4-35% их площади, а площадь перфорации стенки в каждой паре перфорированных стенок в полости вне тракта, более удаленных от перфорированной трактовой стенки, составляет 3-10% их площади.
Выполнение устройства для звукопоглощения в двухконтурном турбореактивном двигателе таким образом, что в полостях вне тракта внешних и/или внутренних трактовых стенок канала наружного контура двигателя размещено четное количество перфорированных стенок, а каждая пара перфорированных стенок в полости вне тракта образует между собой щелевую резонаторную камеру, расположенную коаксиально внешним и/или внутренним перфорированным трактовым стенкам этого канала, при этом площадь каждой щелевой резонаторной камеры в полостях вне тракта внешних и/или внутренних трактовых стенок канала наружного контура двигателя равна площади облицовок звукопоглощающими конструкциями в полостях вне тракта этих стенок, в этом канале обеспечивает возможность оптимизации элементов звукопоглощающих конструкций: фронтового и тылового слоев сотового заполнителя по типу многочисленных резонаторных камер Гельмгольца для звукопоглощения тонального шума вентилятора, адаптированных одновременно к акустической настройке буферных кольцевых акустических камер Гершеля-Квинке для звукопоглощения комбинированного и широкополосного шумов вентилятора и компрессора. Это обеспечивает высокую эффективность максимального поглощения звука в диапазоне частот 1000...8000 Гц дискретных гармоник тонального шума вентилятора в условиях высоких уровней звукового давления (до 160 дБ), высокоскоростного потока (до 200 м/сек) без снижения тяги двигателя. При этом отношение площадей щелевых резонаторных камер во внешних полостях вне тракта (большего радиального удаления) канала наружного контура по отношению к площадям резонаторных камер во внутренних полостях вне тракта (меньшего радиального удаления) этого канала также равно , где: - акустический параметр канала наружного контура двигателя, соответствующий логарифмическому масштабу 5 децибел. Это позволяет эффективно разделять акустическую энергию, генерируемую двигателем. При распространении акустической энергии от вентилятора к входу и выходу двигателя в определенные моменты в определенных поперечных сечениях двигателя часть энергии из щелевых резонансных камер попадает в отсек двигателя и нейтрализует вектором косых отраженных волн большую часть остальной энергии. Это объясняется также теорией глушения шума в каналах с импедансными границами, ламинаризацией обтекания турбулентных потоков, демпфированием пограничного слоя и уменьшением внутренних потерь.
Выполнение устройства для звукопоглощения в двухконтурном турбореактивном двигателе таким образом, что глубина Т каждой полости вне тракта для размещения в них слоев заполнителей и высота Н каждой щелевой резонаторной камеры между парами перфорированных стенок в полостях вне тракта связаны соотношением: , обеспечивает минимизацию амплитуды колебаний поперек проницаемых трактовых стенок, обладающих акустическим сопротивлением, т.е. через перфорацию. Это уменьшает толщину пограничного слоя вдоль трактовых стенок, уменьшает турбулентность пограничных слоев и снижает потери давления, вызванные запиранием канала наружного контура двигателя в условиях максимальных уровней звукового давления.
Выполнение устройства для звукопоглощения в двухконтурном турбореактивном двигателе таким образом, что высота Н каждой щелевой резонаторной камеры между парами перфорированных стенок в полостях вне тракта, а также толщины внешних или внутренних трактовых стенок канала наружного контура двигателя, перфорированных стенок в полости вне тракта и стенки силового корпуса связаны соотношением: где: tв - толщина внешних или внутренних трактовых стенок канала наружного контура двигателя, ti - толщина перфорированных стенок в полости вне тракта, t T - толщина стенки силового корпуса, К=0,707-1,414, дополнительно снижает потери давления, связанные с продуванием потоков пограничных с трактовыми стенками слоев через перфорацию, а также расширяет диапазон поглощения звука в диапазоне частот 1000...8000 Гц тонального шума вентилятора и суммарного шума двигателя.
Выполнение устройства для звукопоглощения в двухконтурном турбореактивном двигателе таким образом, что высота каждого слоя заполнителя, скрепленного с перфорированной трактовой стенкой внешних и внутренних трактовых стенок канала наружного контура двигателя, в целое число раз или в раз меньше или больше высоты каждого слоя заполнителя, скрепленного с собственной перфорированной стенкой или стенками в полости вне тракта, обеспечивает минимизацию виброакустических напряжений и упрощает виброакустическую настройку щелевых резонаторных камер для звукопоглощения комбинационного и широкополосного шумов вентилятора и компрессора, а в целом - снижение суммарного шума двигателя.
Выполнение устройства для звукопоглощения в двухконтурном турбореактивном двигателе таким образом, что площадь перфорации трактовых стенок канала наружного контура двигателя составляет 5-15% их площади, площадь перфорации стенки в каждой паре перфорированных стенок в полости вне тракта, образующих щелевую резонаторную камеру, ближайших к перфорированной трактовой стенке, составляет 4-35% их площади, а площадь перфорации стенки в каждой паре перфорированных стенок в полости вне тракта, более удаленных от перфорированной трактовой стенки, составляет 3-10% их площади, расширяет диапазон использования при частотах 1000...8000 Гц путем настройки полостей вторичного резонанса (наружных рядов щелевых резонаторных камер) и дополнительно снижает потери давления при продувании потоков через перфорацию, вызываемых высокочастотными колебаниями тонального шума вентилятора. Это объясняется резонансным затуханием косых отраженных звуковых волн в резонансных звукопоглощающих конструкциях рядов заполнителей и щелевых резонансных камерах в полостях вне тракта внешних и внутренних трактовых стенок канала наружного контура двигателя. Выход за пределы площади перфорации трактовых стенок канала наружного контура двигателя менее 5% или более 15% не обеспечивает совместно с другими выбранными параметрами настройку звукопоглощающей панели с двумя степенями свободы на вторую гармонику частоты следования лопаток вентилятора и приводит к снижению звукопоглощения панели с двумя степенями свободы на второй гармонике частоты следования ниже необходимого значения. Выполнение площади перфорации наименее удаленных от трактовых стенок менее 4% и/или выполнение площади перфорации наиболее удаленных от трактовых стенок менее 3% не обеспечивает совместно с другими выбранными параметрами настройку звукопоглощающей панели с двумя степенями свободы на первую гармонику частоты следования лопаток вентилятора. Выполнение площади перфорации наименее удаленных от трактовых стенок более 35% не позволяет достигнуть приемлемых прочностных и ресурсных характеристик звукопоглощающей панели. Выполнение площади перфорации наиболее удаленных от трактовых стенок более 10% приводит к снижению звукопоглощения панели с двумя степенями свободы на первой гармонике частоты следования ниже необходимого значения.
На фиг.1 изображен турбовентиляторный двигатель ПС-90А в гондоле.
На фиг.2 - элемент I на фиг.1 трактовых стенок канала наружного контура с двухъярусным расположением звукопоглощающих конструкций.
На фиг.3 - вариант 2 элемента I на фиг.1 трактовых стенок канала наружного контура с двухъярусным расположением звукопоглощающих конструкций.
На фиг.4 - вариант 3 элемента I на фиг.1 трактовых стенок канала наружного контура с двухъярусным расположением звукопоглощающих конструкций.
На фиг.5 - вариант 4 элемента I на фиг.1 трактовых стенок канала наружного контура с трехъярусным расположением звукопоглощающих конструкций и двухъярусными щелевыми резонаторными камерами. Устройство для звукопоглощения в двухконтурном турбореактивном двигателе содержит в канале наружного контура 1 двигателя 2 кольцевые трактовые стенки 3, 4, полости вне тракта 5, 6, звукопоглощающие конструкции 7, 8 в каждой полости вне тракта 5, 6, которые выполнены в виде рядов кольцевых трубчатых резонаторных камер 9, 10 или сотовых 11, 12, преимущественно резонаторных камер Гельмгольца. Двигатель 2 размещен в гондоле 13 и соединен на входе 14 с воздухозаборником 15 самолета, на выходе 16 ограничен реактивным соплом 17, при этом поз.18 - виртуальная ось вращения ротора турбокомпрессора, поз.19 - вентилятор двигателя, поз.20 - компрессор двигателя, поз.21 - поток воздуха в канале 1 наружного контура двигателя 2. Звукопоглощающие конструкции 7, 8 в полостях вне тракта 5, 6 могут быть выполнены двухъярусными, треугольного в меридианном сечении профиля двигателя, например поз.22, 23, 24, 25. Звукопоглощающие конструкции 7,8 в полостях вне тракта 5, 6 могут быть выполнены двухъярусными, трапециевидными в меридианном сечении двигателя профиля, например поз.26, 27, 28, 29. Звукопоглощающие конструкции 7, 8 в полостях вне тракта 5, 6 могут быть выполнены трехъярусными, наружные слои - трапециевидного в меридианном сечении двигателя профиля, а средние слои - сотовые, например поз.30, 31, 32, 33, 34, 35. В полостях вне тракта 5 внешних трактовых стенок 3 и/или в полостях вне тракта 6 внутренних трактовых стенок 4 канала наружного контура 1 размещено четное количество перфорированных стенок, например стенок 36, 37 и 38, 39, или перфорированных стенок 40, 41 и 42, 43, или перфорированных стенок 44, 45 и 46, 47, или перфорированных стенок 48, 49, 50, 51 и 52, 53, 54, 55. Каждая пара перфорированных стенок в полости вне тракта 5, например 36, 37, а также 40, 41 и 44, 45 и 48, 49 и 50, 51, образует между собой щелевую резонаторную камеру, соответственно: 56, 57, 58, 59, 60, расположенную коаксиально внешним трактовым стенкам 3 этого канала 1. Каждая пара перфорированных стенок в полости вне тракта 6, например 38, 39, а также 42, 43 и 46, 47 и 52, 53 и 54, 55, образует между собой щелевую резонаторную камеру, соответственно 61, 62, 63, 64, 65, расположенную коаксиально внутренним трактовым стенкам 4 этого канала 1, 2, 3, 4, 5. Отношение площадей FH облицовок звукопоглощающими конструкциями 7 в полостях вне тракта 5 внешних трактовых стенок 3 канала наружного контура 1 к площадям FВН облицовок звукопоглощающими конструкциями 8 в полостях вне тракта 6 внутренних трактовых стенок 4 этого канала 1 равно , где: - акустический параметр канала наружного контура 1 двигателя 2. При этом площади FH, FВН облицовок звукопоглощающими конструкциями трактовых стенок 3 или 4 канала наружного контура, как правило, меньше площади самих звукопоглощающих конструкций, например, скрепленных пайкой со стенками 3, 4, и определяются площадью границ перфорации на трактовых стенках 3, 4. Площадь FГ каждой щелевой резонаторной камеры 56, 57, 58, 59 и 60 в полостях вне тракта 5 внешних трактовых стенок 3 канала наружного контура 1 равна площади облицовок звукопоглощающими конструкциями 7 в полостях вне тракта 5 этих стенок 3 в этом канале 1. Площадь FK каждой щелевой резонаторной камеры 61, 62, 63, 64, 65 в полостях вне тракта 6 внутренних трактовых стенок 4 канала наружного контура 1 равна площади FBH облицовок звукопоглощающими конструкциями 8 в полостях вне тракта 6 этих стенок 4 в этом канале 1. Глубина 66 (Т) каждой полости вне тракта для размещения в них слоев заполнителей, например 9, 11 и 10, 12, а также высота 67 (Н) каждой щелевой резонаторной камеры, например 56, 61, между парами перфорированных стенок 36, 37 и 38, 39 связаны соотношением: . Высота 67 (Н) каждой щелевой резонаторной камеры, например, 59, 60 между парами перфорированных стенок в полостях вне тракта 48, 49 и 50, 51, а также толщины внешней трактовой стенки 3 канала наружного контура 1 двигателя 2, перфорированных стенок 48, 49 и 50, 51 в полости вне тракта 5 и стенки 68 силового корпуса связаны соотношением: где: tв - толщина стенки 3, ti - толщина стенок 48, 49 и 50, 51, tT - толщина стенки 68 силового корпуса, К=0,707-1,414. Такое же соотношение между высотой 69 (Н) каждой щелевой резонаторной камеры, например, 64, 65 между парами перфорированных стенок в полостях вне тракта 52, 53 и 54, 55, а также толщиной внутренней трактовой стенки 4 канала наружного контура 1 двигателя 2, перфорированных стенок в полости вне тракта 52, 53 и 54, 55 и стенкой 70 силового корпуса. Высота 71 слоя заполнителя 30, скрепленного с перфорированной трактовой стенкой 3 внешней части канала 1 наружного контура двигателя, в целое число раз или в раз меньше или больше высоты 72 слоя заполнителя 31, скрепленного с собственными перфорированными стенками 49, 50, или высоты 73 слоя заполнителя 32, скрепленного с собственной перфорированной стенкой 48 в полости вне тракта 5. Высота 74 слоя заполнителя 33, скрепленного с перфорированной трактовой стенкой 4 внутренней части канала 1 наружного контура двигателя, в целое число раз или в раз меньше или больше высоты 75 слоя заполнителя 34, скрепленного с собственными перфорированными стенками 53, 54, или высоты 76 заполнителя 35, скрепленного с собственной перфорированной стенкой 55 в полости вне тракта 6. Площадь перфорации, т.е. суммы всех отверстий в трактовых стенках 3, 4 канала наружного контура 1 двигателя, составляет 5-15% их площади. Площадь перфорации стенки в каждой паре перфорированных стенок 50, 51 и 52, 53 в полости вне тракта, образующих щелевые резонаторные камеры 60, 65, ближайшие к перфорированной трактовой стенке 3 или 4, составляет 4-35% их площади, а площадь перфорации стенки в каждой паре перфорированных стенок 48, 49 и 54, 55 в полости вне тракта, более удаленных от перфорированной трактовой стенки 3 или 4, составляет 3-10% их площади. Устройство для звукопоглощения в двухконтурном турбореактивном двигателе работает следующим образом. Определяющими параметрами спектра шума со стороны перфорированных трактовых стенок 3, 4 канала 1 наружного (вентиляторного) контура являются пики (экстремумы) тонального шума вентилятора 19, компрессора 20 и шум струи. Звуковое давление 150...180 дБ, генерируемое дискретными гармониками вентилятора 19 и компрессора 20 в условиях высокоскоростного (200 м/сек) потока 21 воздуха вентилятора и потока компрессора (не показано), воспринимается перфорированными трактовыми стенками 3, 4, пакетами фронтовых слоев заполнителя 11, 12 в виде многочисленных сотовых ячеек - резонаторных камер Гельмгольца и демпфируется в щелевых резонаторных камерах 56 и 61 соответственно. Далее пониженный уровень звукового давления воспринимается вторыми перфорированными стенками 36 и 38 соответственно и демпфируется в тыловых слоях трубчатого заполнителя 9 и 10 соответственно. При этом слои сотового заполнителя 11, 12, стенки 36, 37 и 38, 39 имеют перфорацию диаметром 0,5...1,1 мм, а стенки силового корпуса, например, 68, 70 выполнены сплошными. При работе двигателя потоки воздуха, отбрасываемые вентилятором 19, деформируются таким образом, что происходит резонансная отсечка частоты следования лопаток вентилятора в щелевых резонаторных камерах, например, 56, 61, т.е. происходит резонансное затухание косых волн, отраженных от трактовых стенок 3, 4, перфорированных стенок 36, 37 в полости вне тракта 5, перфорированных стенок 38, 39 в полости вне тракта 6, стенок силового корпуса, например, 68, 70. При этом щелевые резонаторные камеры 56, 61 эффективно разделяют акустическую энергию (согласно эффекту Гершеля-Квинке), аккумулируют ее и в определенные моменты времени в определенных сечениях двигателя снова направляют ее в канал наружного контура 1, нейтрализуя остальную часть акустической энергии. Происходит оптимальное в диапазоне частот 1000...8000 Гц поглощение звука при минимизации потерь давления и тяги двигателя, а коэффициент поглощения звука (по энергии) обеспечивается близким к единице.
Заявляемое изобретение повышает эффективность звукопоглощения в двухконтурном турбореактивном, преимущественно турбовентиляторном авиационном двигателе, и обеспечивает запасы по шуму.
Класс F02C7/24 тепло и звукоизоляция
Класс F01N1/04 со звукопоглощающими материалами в резонансных камерах