кабина фюзеляжа транспортного самолета
Классы МПК: | B64C1/22 прочие элементы конструкции фюзеляжа, предназначенные для облегчения загрузки самолета B64D11/06 конструктивные особенности сидений B60N2/32 преобразуемые для использования в других целях |
Патентообладатель(и): | Разроев Элдар Али Оглы (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2005-04-28 публикация патента:
27.07.2006 |
Изобретение относится к авиационной технике, а именно к кабинам транспортных самолетов. Кабина транспортного самолета состоит из фюзеляжа, шпангоутов 2, балки пола 3, передней входной двери, пассажирских кресел 11, задней грузовой двери. Верхняя часть фюзеляжа выполнена в виде формы, близкой к эллипсоиду, а нижняя часть состоит из эллипсоидных сегментов, сопряжение частей фюзеляжа происходит в местах стыковки шпангоутов и балки пола. Кабина дополнительно снабжена потолочной панелью, направляющими балками для направляющих роликов верхнего основания контейнера, по меньшей мере одной вертикальной стойкой, которая стыкуется с балкой пола и шпангоутами в местах сопряжения эллипсоидных сегментов нижней части фюзеляжа, откидными багажными полками и контейнерной площадкой, расположенной перед задней грузовой дверью. Пассажирские кресла жестко закреплены на балке пола. Спинки пассажирских кресел выполнены складывающимися. На стойках откидывающихся подлокотников установлены опорные ролики для установки контейнера. Изобретение обеспечивает быстрое переоборудование самолетов из пассажирских в грузовые и наоборот. 12 ил.
Формула изобретения
Кабина фюзеляжа транспортного самолета, состоящая из шпангоутов, балки пола, передней входной двери, пассажирских кресел, задней грузовой двери, отличающаяся тем, что верхняя часть фюзеляжа выполнена в форме, близкой к эллипсоиду, а нижняя часть состоит из эллипсоидных сегментов, сопряжение частей фюзеляжа происходит в местах стыковки шпангоутов и балки пола, кабина дополнительно снабжена потолочной панелью, направляющими балками для направляющих роликов верхнего основания контейнера, по меньшей мере одной вертикальной стойкой, которая стыкуется с балкой пола и шпангоутами в местах сопряжения эллипсоидных сегментов нижней части фюзеляжа, откидными багажными полками и контейнерной площадкой, расположенной перед задней грузовой дверью, а пассажирские кресла жестко закреплены на балке пола, при этом спинка пассажирских кресел выполнена складывающейся, а на стойках откидывающихся подлокотников установлены опорные ролики для установки контейнера.
Описание изобретения к патенту
Заявляемое изобретение относится к авиационной технике, а именно к кабинам транспортных самолетов, переоборудованным из пассажирских в грузовые и наоборот.
Из патентной литературы известна «Пассажирская кабина транспортного самолета» (патент РФ №1802483, В 64 С 1/18), содержащая съемные кресла и секции багажных полок, переднюю входную дверь, передний багажно-грузовой отсек, выполненный секционным, съемные секции багажных полок.
Это решение обладает несколькими недостатками. Во-первых, это недостаточное количество перевозимого груза, так как существует возможность размещения груза только по правому борту, во-вторых, для размещения груза нужно снимать пассажирские кресла, что значительно увеличивает время и усложняет процесс переоборудования кабины.
Наиболее близкой к предлагаемому решению является «Грузовая кабина транспортного самолета» (патент РФ №2092385, В 64 С 1/22), содержащая переднюю входную дверь, съемные пассажирские кресла, грузовой отсек с контейнерами, заднюю грузовую дверь и съемную противодымную перегородку.
Данное решение частично устраняет вышеназванные недостатки, но также не позволяет переоборудовать кабину без снятия кресел, а следовательно, и сократить время конвертируемости конструкции.
Технической задачей, решаемой предполагаемым изобретением, является обеспечение быстрого переоборудования самолета из пассажирского в грузовой и наоборот.
Поставленная задача решается за счет того, что в кабине фюзеляжа транспортного самолета, состоящей из шпангоутов, балки пола, передней входной двери, пассажирских кресел, задней грузовой двери, верхняя часть фюзеляжа выполнена в форме, близкой к эллипсоиду, а нижняя часть состоит из эллипсоидных сегментов, сопряжение частей фюзеляжа происходит в местах стыковки шпангоутов и балки пола, кабина дополнительно снабжена потолочной панелью, направляющими балками для направляющих роликов верхнего основания контейнера, по меньшей мере одной вертикальной стойкой, которая стыкуется с балкой пола и шпангоутами в местах сопряжения эллипсоидных сегментов нижней части фюзеляжа, откидными багажными полками и контейнерной площадкой, расположенной перед задней грузовой дверью, а пассажирские кресла жестко закреплены на балке пола, при этом спинка пассажирских кресел выполнена складывающейся, а на стойках откидывающихся подлокотников установлены опорные ролики для установки контейнера.
На фиг.1 изображен общий вид самолета сбоку, на фиг.2 - вид самолета сверху с местным разрезом, на фиг.3 - силовая схема (одна вертикальная стойка); на фиг.4 - силовая схема (две вертикальные стойки), на фиг.5 - разрез А-А (кресла в пассажирском варианте), на фиг.6 - разрез А-А (кресла в грузовом варианте), на фиг.7 - разрез А-А (кресла в грузовом варианте, багажные полки откинуты), на фиг.8 - общий вид контейнера с направляющими, на фиг.9 - схема загрузки контейнера, на фиг.10 - разрез А-А (контейнеры загружены), на фиг.11 - кресло в грузовом варианте, на фиг.12 - вид сверху кресла со стойкой подлокотника (в грузовом варианте).
Кабина фюзеляжа 1 транспортного самолета состоит из шпангоутов 2, балки пола 3, вертикальной стойки 4, потолочной панели 5, передней входной двери 6 и задней грузовой двери 7.
Кабина фюзеляжа 1 выполнена однопалубной и имеет сложную пространственную форму. Верхняя часть 8 кабины фюзеляжа 1 выполнена в виде формы, близкой к эллипсоиду, и там, где радиус кривизны наибольший, возникают силы поверхностного натяжения F3. Нижняя часть 9 кабины фюзеляжа 1 состоит из эллипсоидных сегментов 10.
Верхняя часть 8 имеет меньший радиус кривизны, чем нижняя часть 9, поэтому возникают различные по величине силы поверхностного натяжения F1 в условиях наддува фюзеляжа. Во избежание создания продольных линий силового напряжения, которые могут стать причиной разрушения кабины фюзеляжа 1, места сопряжения верхней части 8 и нижней части 9 совпадают с местом стыковки шпангоутов 2 и балки пола 3. В местах сопряжения эллипсоидных сегментов 10 также возникают различные силы поверхностного натяжения F2 . Для выравнивания этих сил места сопряжения эллипсоидных сегментов 10 совпадают с местом стыковки вертикальных стоек 4 со шпангоутами 2. Вертикальные стойки 4 своей верхней частью перпендикулярно стыкуются с балкой пола 3.
Если нижняя часть 9 состоит из двух эллипсоидных сегментов 10, то устанавливается одна вертикальная стойка 4, если из трех эллипсоидных сегментов 10, то - две вертикальные стойки 4.
Балка пола 3 делит кабину на две части: нижнюю (под балкой пола 3), предназначенную для технических нужд, и верхнюю (над балкой пола 3), предназначенную для коммерческих целей (размещения пассажиров и грузов).
На балке пола 3 жестко закреплены пассажирские кресла 11, состоящие из сиденья 12, спинки 13 и подлокотника 14 и стойки подлокотника 15.
При пассажирском варианте кабины спинки 13 пассажирских кресел 11 находятся в вертикальном положении.
На стойке подлокотника 15 пассажирского кресла 11 установлен опорный ролик 16.
В кабине фюзеляжа 1 закреплены направляющие балки 17 и откидные багажные полки 18.
При пассажирском варианте кабины откидные багажные полки 18 находятся в горизонтальном положении.
Свободный край багажных полок 18 загнут вверх.
Перед задней дверью 7 установлена контейнерная площадка 19 в виде ролико-шарикового конвейера.
При необходимости переоборудования кабины из пассажирской в грузовую спинки 13 пассажирских кресел 11 опрокидываются на сиденья 12, подлокотники 14 откидываются назад, а откидные багажные полки 18 меняют свое положение таким образом, что откидные багажные полки 18, расположенные над крайними рядами пассажирских кресел 11, крепятся к кабине фюзеляжа 1, а откидные багажные полки 18, находящиеся над средними рядами пассажирских кресел 11, занимают вертикальное положение.
Загрузка груза происходит следующим образом.
На контейнерную площадку 19 устанавливается контейнер 20, имеющий форму усеченной прямоугольной пирамиды. На верхнем основании контейнера 20 имеются направляющие ролики 21. Направляющие ролики 21 устанавливаются на направляющую балку 17, и по ней контейнер 20 передвигается в начало кабины фюзеляжа 1. При этом дно контейнера 20 устанавливается на опорные ролики 16.
Таким образом, контейнеры 20 устанавливаются в кабине фюзеляжа 1 в два ряда и по всей длине кабины фюзеляжа 1 и фиксируются на направляющих балках 17 (фиксация на чертежах не показана).
Разгрузка груза и переоборудование кабины из грузовой в пассажирскую происходит в обратном порядке.
Быстрое переоборудование кабины самолета из пассажирской в грузовую и наоборот достигается наличием откидных багажных полок и складывающихся спинок кресел. Наличие контейнерной площадки, направляющих балок и опорных роликов на стойках подлокотников кресел обеспечивает удобное перемещение контейнеров с грузом по кабине самолета, а также их фиксацию при перевозке. Продуманное расположение и конструкция багажных полок обеспечивает надежное расположение багажа при пассажирском варианте кабины и поддерживание контейнеров с грузом при грузовом варианте кабины.
Класс B64C1/22 прочие элементы конструкции фюзеляжа, предназначенные для облегчения загрузки самолета
Класс B64D11/06 конструктивные особенности сидений
Класс B60N2/32 преобразуемые для использования в других целях