способ термостатирования объектов ракетного блока и бортовая система для его реализации
Классы МПК: | B64G1/50 для регулирования температуры F24F5/00 Системы и устройства кондиционирования воздуха, не отнесенные к группам 1/00 или 3/00 F24F13/06 выпускные элементы для направления или распределения воздуха в помещениях или пространствах, например потолочные рассеиватели |
Автор(ы): | Белошицкий Александр Васильевич (RU), Болотин Виктор Александрович (RU), Дядькин Анатолий Александрович (RU), Казаков Михаил Иванович (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Ракетно-космическая корпорация "Энергия" им. С.П. Королева" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2004-01-20 публикация патента:
27.07.2006 |
Изобретения относятся к способам и средствам термостатирования приборного отсека, блоков автоматики системы управления и других объектов ракетного блока. Согласно предлагаемому способу вдув термостатирующей среды в ракетный блок осуществляют со стороны его боковой поверхности симметрично и под углом к вертикальной плоскости, проходящей через плоскость симметрии расположения объектов ракетного блока, в тангенциальном к огибающей боковых поверхностей объектов направлении. Предлагаемая система содержит отверстия вдува и истечения термостатирующей среды с клапанами одностороннего действия и устройство вдува термостатирующей среды. Отверстия вдува и истечения термостатирующей среды выполнены в оболочке ракетного блока. Клапаны одностороннего действия упомянутых отверстий шарнирно установлены в оболочке ракетного блока. Устройство вдува термостатирующей среды в ракетный блок выполнено в виде дозвукового диффузора с, по крайней мере, двумя изогнутыми патрубками. Входное сечение диффузора сообщено с отверстием вдува. Выходные сечения патрубков диффузора расположены в зазоре между объектами и оболочкой ракетного блока симметрично плоскости симметрии ракетного блока, проходящей через отверстие вдува термостатирующей среды. Касательная к оси каждого патрубка диффузора в его выходном сечении направлена по касательной к огибающей боковых поверхностей объектов. Техническим результатом изобретений является улучшение теплообмена на поверхности объектов в период предстартовой подготовки ракетного блока и уменьшение веса конструкции бортовой системы термостатирования. 2 н.п. ф-лы, 5 ил.
Формула изобретения
1. Способ термостатирования объектов ракетного блока, включающий вдув термостатирующей среды в ракетный блок, перетекание термостатирующей среды по его длине с последующим истечением из ракетного блока, отличающийся тем, что вдув термостатирующей среды в ракетный блок осуществляют со стороны его боковой поверхности симметрично и под углом к вертикальной плоскости, проходящей через плоскость симметрии расположения объектов, совмещенную с плоскостью симметрии ракетного блока, в тангенциальном к огибающей боковых поверхностей объектов направлении, причем при вдуве термостатирующей среды с объектов снимают количество тепла, большее или равное количеству тепла, выделяемого в процессе эксплуатации объектов в период предстартовой подготовки ракетного блока.
2. Бортовая система термостатирования объектов ракетного блока, содержащая отверстие вдува термостатирующей среды, выполненное в оболочке ракетного блока, устройство вдува термостатирующей среды в ракетный блок, отверстия истечения термостатирующей среды из ракетного блока, выполненные в оболочке ракетного блока, клапаны одностороннего действия отверстий вдува и истечения термостатирующей среды, шарнирно установленные в оболочке ракетного блока, отличающаяся тем, что устройство вдува термостатирующей среды в ракетный блок выполнено в виде дозвукового диффузора с, по крайней мере, двумя изогнутыми патрубками, входное сечение которого сообщено с отверстием вдува, а выходные сечения патрубков диффузора расположены в зазоре между объектами и оболочкой ракетного блока симметрично плоскости симметрии ракетного блока, проходящей через отверстие вдува термостатирующей среды таким образом, что касательная к оси каждого патрубка диффузора в его выходном сечении направлена по касательной к огибающей боковых поверхностей объектов.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к ракетно-космической технике, а именно к воздушной бортовой системе термостатирования (БСТ) объектов ракетного блока (РБ), например приборного отсека (ПО), блоков автоматики системы управления (СУ) и др. объектов, и предназначено для термостатирования объектов РБ в период предстартовой подготовки РБ.
Известен способ термостатирования объектов, например приборов системы управления, размещаемых в отсеке головного блока (ГБ) ракеты-носителя (РН), включающий вдув термостатирующей среды (ТС) в ГБ, ее перетекание по длине ГБ с последующим истечением из него, при котором обеспечивают допустимую эксплуатационную температуру объектов в период предстартовой подготовки [1].
Недостаток этого технического решения - не обеспечивают упорядоченное течение ТС в отсеке ГБ. Кроме того, вдув ТС в ГБ осуществляют с температурой и расходом ТС на входе в отсек, соответствующими температуре в наиболее теплонапряженных точках объекта термостатирования (ОТ) [2], что приводит к неоптимальным эксплуатационным температурам нагрева объектов.
Известен способ термостатирования ПО РБ космической головной части (КГЧ) РН, включающий вдув ТС в РБ, перетекание ТС по его длине с последующим истечением из РБ [3].
При этом вдув ТС в РБ осуществляют в осевом направлении. Причем вдув ТС в РБ осуществляют с расходом и температурой, также как и в аналоге, соответствующими температуре в наиболее теплонапряженных точках ПО [2], что приводит к неоптимальным эксплуатационным температурам нагрева ПО и является недостатком этого технического решения.
Приведенное техническое решение разработано по теме "Морской старт" и обеспечивает эксплуатационные тепловые режимы ПО в период предстартовой подготовки КГЧ.
Техническое решение [3] принято авторами за прототип способа.
Известно устройство для термостатирования объектов, размещенных в отсеке ГБ, содержащее отверстие вдува ТС, выполненное в оболочке ГБ и сообщенное магистралью питания ТС с воздушной системой обеспечения теплового режима (ВСОТР) объектов, обеспечивающей заданные параметры вдува на входе в отсек ГБ, а так же отверстия истечения ТС, выполненные в оболочке отсека ГБ [4].
Недостатком этого технического решения является несовершенство конструкции устройства, обусловленное отсутствием устройства вдува (УВ), что приводит к неупорядоченному перетеканию ТС в отсеке ГБ и, как следствие, к низкой эффективности охлаждения объектов.
Наиболее близким аналогом является воздушная БСТ ПО РБ, в которой ПО выполнен тороидальной формы [3].
Согласно этому техническому решению БСТ содержит отверстие вдува ТС с клапаном, выполненное в оболочке РБ, отверстия истечения ТС с клапанами, выполненные в оболочке РБ.
Клапаны отверстий - одностороннего действия и выполнены в виде подпружиненных крышек. БСТ содержит также УВ ТС, размещенное в РБ, выполненное в виде раздаточного коллектора. Коллектор соединен магистралью подвода ТС с отверстием вдува ТС в РБ, и в нем выполнены отверстия истечения ТС, обеспечивающие обтекание ПО в осевом направлении [3].
Приведенное техническое решение разработано по теме «Морской старт» и по сравнению с аналогом обеспечивает эксплуатационные тепловые режимы ПО в период предстартовой подготовки РБ.
Техническое решение [3] принято авторами за прототип устройства.
Недостаток этого технического решения - существенный вес конструкции УВ за счет распылителя, раздаточного коллектора и магистралей подвода ТС к распылителю и коллектору, предназначенных для охлаждения ПО, размещенных в РБ, что приводит к потере в массе полезного груза (ПГ), выводимого РН на орбиту искусственного спутника Земли (ОИСЗ).
Задачей изобретения является создание БСТ для РБ с улучшенными эксплуатационными характеристиками для охлаждения объектов, размещенных в РБ, при нагреве объектов от внутреннего (работа приборов объекта) источника нагрева.
Данная задача решается за счет того, что в способе термостатирования объектов РБ, включающем вдув ТС в РБ, перетекание ТС по его длине с последующим истечением из РБ, согласно изобретению вдув ТС в РБ осуществляют со стороны его боковой поверхности симметрично и под углом вектора скорости вдуваемой ТС к вертикальной плоскости, проходящей через плоскость симметрии расположения объектов, совмещенную с плоскостью симметрии РБ, в тангенциальном к огибающей боковых поверхностей объектов направлении, причем при вдуве термостатирующей среды с объектов снимают количество тепла, большее или равное количеству тепла, выделяемого в процессе эксплуатации объектов в период предстартовой подготовки РБ.
Данная задача решается также за счет того, что в бортовой системе термостатирования объектов РБ, содержащей отверстие вдува ТС, выполненное в оболочке РБ, устройство вдува ТС в РБ, отверстия истечения ТС из РБ, выполненные в оболочке РБ, клапаны одностороннего действия отверстий, шарнирно установленные в оболочке РБ, согласно изобретению устройство вдува ТС в РБ выполнено в виде дозвукового диффузора с изогнутыми патрубками, по крайней мере двумя, входное сечение которого сообщено с отверстием вдува, а выходные сечения патрубков диффузора расположены в зазоре между объектами и оболочкой РБ симметрично плоскости симметрии РБ, проходящей через отверстие вдува ТС таким образом, что касательная к оси каждого патрубка диффузора в его выходном сечении направлена по касательной к огибающей боковых поверхностей объектов.
Техническим результатом изобретения является уменьшение веса конструкции БСТ за счет минимизации габаритно-весовых характеристик УВ и исключения магистрали подвода ТС к УВ при улучшении теплообмена на поверхности объектов в период предстартовой подготовки РБ.
Задача решается на примере термостатирования ПО тороидальной формы, размещенного в РБ, с использованием разработанной для термостатирования БСТ.
На фиг.1 приведены основные элементы БСТ ПО РБ. БСТ приведена с открытыми клапанами и присоединенной магистралью питания ТС ВСОТР.
На фиг.2 приведен фрагмент ПО РБ с размещенными в нем приборами СУ, а на фиг.3 приведен общий вид диффузора в изометрии.
На фиг.4 показана схема ориентации касательной к оси патрубка диффузора в одном из его выходных сечений относительно ПО.
На фиг.5 по сравнению с исходным вариантом (прототипом) приведены зависимости относительного количества тепла (далее - количества тепла) q, снимаемого с поверхности ПО от температуры Тпо поверхности ПО при воздействии ТС.
На этих фигурах:
1 - ракетный блок (РБ);
2 - оболочка РБ;
3 - приборный отсек (ПО);
4 - отверстие вдува;
5 - клапан отверстия вдува;
6 - устройство вдува (УВ);
7 - отверстия истечения;
8 - клапаны отверстий истечения;
9 - входное сечение диффузора;
10 - выходные сечения патрубков диффузора;
11 - магистраль питания ТС;
12 - агрегаты двигательной установки;
13 - ось симметрии;
14, 15 - вертикальная и горизонтальная плоскости;
16 - касательная к оси патрубка в его выходном сечении;
17 - проекция касательной к оси патрубка в его выходном сечении на вертикальную плоскость;
18 - проекция касательной к оси патрубка в его выходном сечении на горизонтальную плоскость;
19 - оболочка ПО;
20 - приборы;
21 - блок автоматики СУ.
БСТ (фиг.1), ПО 3 РБ 1 содержит отверстие вдува 4 ТС и отверстия истечения 7 ТС, выполненные в оболочке РБ 2. Отверстие вдува 4 снабжено клапаном отверстия вдува 5, отверстия истечения 7 - клапанами отверстий истечения 8. Клапан отверстия вдува 5 и клапаны отверстий истечения 8 - одностороннего действия и выполнены в виде подпружиненных крышек, шарнирно соединенных с оболочкой РБ 2.
БСТ содержит также УВ 6 в РБ 2.
УВ 6 в РБ 1 выполнено в виде дозвукового диффузора с изогнутыми патрубками. Входное сечение диффузора 9 сообщено с отверстием вдува 4 оболочки РБ 2. Выходные сечения патрубков диффузора 10 установлены в зазоре между оболочкой РБ 2 симметрично относительно вертикальной плоскости, проходящей через ось симметрии ПО 3 и ось симметрии отверстия вдува 4 ТС (фиг.1 и 2, узел I).
Выбор формы УВ 6 в виде дозвукового диффузора с расширяющимся каналом обусловлен необходимостью уменьшения скоростей ТС в выходных сечениях патрубков диффузора 10 до величин, при которых нагрузки на элементы теплозащиты 19 ПО 3 не превышают полетных.
Выполнение диффузора с криволинейными патрубками и его размещение в зазоре между ПО 3 и оболочкой РБ 2 в окрестности отверстия вдува 4 ТС (фиг.3) минимизирует размеры диффузора и предопределяет возможность обтекания ПО 3 ТС преимущественно в поперечном к оси симметрии КГЧ направлении.
Касательные к осям патрубков в его выходных сечениях 16 направлены по касательным к торовой поверхности ПО 3 и под заданным углом к вертикальной плоскости 14, проходящей через ось симметрии 13 ПО 3 и ось симметрии отверстия вдува 4 ТС, и совпадают с вектором скорости ТС в выходных сечениях патрубков диффузора 10. При этом проекция касательной на эту плоскость образует с осью симметрии 13 угол , а ее проекция на горизонтальную плоскость 15 - угол (фиг.4).
Таким образом за счет исключения раздаточного коллектора и магистрали подвода ТС к коллектору (прототип) в РБ 2 уменьшают вес конструкции БСТ.
Термостатирование ПО 3 осуществляют следующим образом.
В течение времени предстартовой подготовки РБ 1, при котором осуществляют проверку работы аппаратуры ПО 3 РБ 1, происходит нагрев ПО 3. Для обеспечения допустимого нагрева ПО 3 и, следовательно, штатной эксплуатации приборов 20, размещенных в ПО 3, реализуют вдув ТС с эксплуатационными расходами через отверстие вдува 4 ТС РБ 1. При этом предварительно открывают подпружиненный клапан отверстия вдува 5 и сообщают отверстие вдува 4 с магистралью питания ТС 11.
Для реализации поставленной задачи вдув ТС в РБ 1 осуществляют со стороны его боковой поверхности в тангенциальном к поверхности ПО 3 направлении с растеканием ТС по ней (в отличие от осевого направления течения ТС в прототипе).
Такое направление касательной обусловлено необходимостью максимально равномерного (с необходимой точностью с учетом флуктуации ТС) обтекания ПО 3 с требуемой скоростью V и температурой Т вблизи его поверхности, обеспечивающих охлаждение поверхности ПО 3, при минимальном весе элементов конструкции БСТ.
Далее через зазор между оболочкой РБ 2 и ПО 3 и агрегатами двигательной установки 12 ТС перетекает к отверстиям истечения 7 в оболочке РБ 2, выполненным вблизи основания РБ 1, через которые стравливается в атмосферу, преодолевая сопротивление подпружиненных клапанов отверстий истечения 8.
Проведенный математический анализ показал, что основная масса ТС, вдуваемая диффузором и охлаждающая ПО 3, обтекает преимущественно верхнюю и внутреннюю часть торовой поверхности ПО 3. Другая часть вдуваемой диффузором ТС, обтекая боковую и нижнюю торовую поверхность ПО 3, также перетекает через зазоры к основанию РБ 1. Здесь ТС перемешивается с основной ее массой и истекает наружу через отверстия истечения 7.
Перед стартом РН термостатирование ПО 3 прекращают. Магистраль питания ТС 11 отводят. Подпружиненный клапан отверстия вдува 5 и клапаны отверстий истечения 8 перекрывают отверстие вдува 4 и отверстия истечения 7.
Критерием эффективности термостатирования ПО 3 является количество тепла q, снимаемого с поверхности оболочки ПО 3, от температуры его поверхности Т по по сравнению с количеством тепла qвн, выделяемого в процессе работы его приборов:
q qвн.
Количество тепла q, снимаемого с поверхности оболочки ПО 19, может быть определено по известной методике [5] с точностью до размерного коэффициента [6] и является функцией скорости V и температуры Т на поверхности ПО 3, и может быть определено по результатам анализа V и Т на поверхности ПО 3 по формуле:
q=K·K1·V0,5 ·(Tот-T)·S,
где q - количество тепла, снимаемого с объектов при обтекании ТС;
V - осредненная скорость ТС вблизи поверхности объекта;
Т - осредненная температура ТС вблизи поверхности объекта;
Тот - температура поверхности объекта;
S - площадь поверхности объекта;
К - размерный коэффициент;
K1 - коэффициент теплового сопротивления теплоизоляции объекта.
Количество тепла, выделяемого в процессе работы приборов объекта qвн, определяют по известному из паспортных данных потреблению электроэнергии приборами 20, размещенными в ПО 3.
Изменение V и Т в сечениях ПО 3 получают по результатам математического моделирования обтекания ПО 3 при ориентации вектора скорости ТС в выходном сечении патрубка, соответствующим различным углам и (фиг.4), обеспечивая достаточно равномерное (с требуемой точностью) изменение скоростей V обтекания поверхности ПО 3, а также достаточно равномерную температуру Т ТС вблизи ее поверхности.
На фиг.5 приведены зависимости количества тепла q, снимаемого с поверхности ПО 3, от температуры поверхности Тпо для заданных параметров ТС на входе в РБ 1 при ориентации вектора скорости ТС в выходном сечении патрубка, соответствующем углам =30° и =45°,
где q1 - для данного технического решения;
q2 - для прототипа (вариант с коллектором).
Из сопоставления этих зависимостей следует, что для данного технического решения при заданном qвн обеспечивается более интенсивное охлаждение поверхности ПО 3 по сравнению с прототипом (Tпо1<Тпо2).
Таким образом, для эксплуатационных режимов вдува ТС на входе в РБ 1, одинаковых с прототипом, улучшают теплообмен на поверхности ПО 3, осуществляя его охлаждение, что приводит, наряду с уменьшением веса конструкции БСТ, к выполнению поставленной задачи.
Математическое моделирование обтекания ПО 3 показало также, что достигнутый результат обеспечивается при изменении углов , лежащих в диапазоне, по крайней мере, от 30° до 60° при угле =45°.
Проведенный анализ термостатирования ПО РБ показал, что при вдуве ТС в РБ со штатными расходами и температурой ТС на входе в РБ обеспечивается эксплуатационная температура нагрева ПО 3 Tпо1<17°С в режиме всего периода (5-10 ч) предстартовой подготовки РБ (фиг.5). При этом за счет исключения магистрали подвода и раздаточного коллектора ТС в РБ обеспечивается увеличение веса ПГ, выводимого РН на ОИСЗ, на 15 кг.
Техническое решение может быть применено также для термостатирования объектов другой формы, отличной от торовой, например дискретно расположенных блоков автоматики СУ цилиндрической формы или выполненных в форме параллепипеда (см., например, фиг.4, поз.21). Также может быть использовано для охлаждения ПГ, размещенного в КГЧ. В этом случае вектор скорости на выходе из диффузора ориентируют касательно к огибающей блоков автоматики СУ или ПГ. При этом увеличение веса ПГ может быть достигнуто за счет уменьшения веса конструкции БСТ, предназначенной для охлаждения СУ или ПГ.
В частном случае, когда отсутствует внутренний теплоподвод (qвн=0) к ОТ, техническое решение может быть также применено, например, для термостатирования твердотопливных ракетных блоков, а также двигателей аварийного спасения космических объектов.
В настоящее время техническое предложение проработано для реализации на РБ с различными вариантами объектов.
Литература
1. "Космодром", под ред. проф. А.П.Вольского, ВИ МО СССР, М., 1977, с.210-212.
2. Там же, с.204.
3. Руководство пользователя, SEA LAVNCH, March 26, 1966, Д688-10009-1, с.5-2, 5-3, фиг.5.2.3-1.
4. "Космодром", под ред. проф. А.П.Вольского, ВИ МО СССР, М., 1977, с.211, рис.6.2.
5. "Основы теплопередачи в авиационной и ракетно-космической технике", под ред. проф. В.К.Кошкина, М.: Машиностроение, 1975, стр.28.
6. Там же, с.309.
Класс B64G1/50 для регулирования температуры
Класс F24F5/00 Системы и устройства кондиционирования воздуха, не отнесенные к группам 1/00 или 3/00
Класс F24F13/06 выпускные элементы для направления или распределения воздуха в помещениях или пространствах, например потолочные рассеиватели