средство для борьбы с гололедом на дорожном покрытии
Классы МПК: | C09K3/18 для нанесения на поверхность с целью предотвращения или уменьшения налипания на нее льда, тумана или воды; для нанесения материалов на поверхности с целью предотвращения обледенения или для оттаивания E01H10/00 Увеличение силы сцепления с обледеневшими или другими скользкими поверхностями, например с помощью использования крупнозернистых материалов, а также веществ, способствующих оттаиванию |
Автор(ы): | Огарков Анатолий Аркадьевич (RU), Горин Владимир Михайлович (RU), Петров Геннадий Григорьевич (RU), Якшаров Олег Юрьевич (RU), Якшаров Сергей Олегович (RU) |
Патентообладатель(и): | Закрытое акционерное общество "НИИКерамзит" научно-исследовательский институт по керамзиту (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2005-03-10 публикация патента:
27.07.2006 |
Использование: в коммунальном хозяйстве для удаления снежно-ледяных покровов на дорогах и тротуарах. Средство для борьбы с гололедом представляет собой водный раствор с концентрацией 30-100% химического вещества, в качестве которого используют щелочной сток производства капролактама, включающий в мас. %: сухое вещество 25-45, натриевые соли органических кислот (в пересчете на адипинат натрия) 18-30, циклогексанол 0,7-0,8 циклогексанон 0,1 -0,2, смола 8-10, вода - остальное, при рН раствора 10-13. Технический результат - повышение эффективности таяния льда, снижение коррозионной активности и температуры замерзания, а также рациональное использование отходов производства. 1 табл.
Формула изобретения
Средство для борьбы с гололедом на дорожном покрытии путем нанесения на покрытие водного раствора с концентрацией 30-100% химического вещества, при этом в качестве химического вещества используют щелочной сток производства капролактама, включающий, мас.%:
Сухое вещество | 25-45 |
Натриевые соли органических кислот
(в пересчете на адипинат натрия) | 18-30 |
Циклогексанол | 0,7-0,8 |
Циклогексанон | 0,1-0,2 |
Смола | 8-10 |
Вода | Остальное |
при рН раствора 10-13.
Описание изобретения к патенту
Средство для борьбы с гололедом на дорожном покрытии относится к средствам зимнего содержания дорожных покрытий и может быть использовано в коммунальном хозяйстве, в частности, для удаления снежно-ледяных покровов на дорогах и тротуарах.
Известен противогололедный состав, включающий рапу, побочный продукт производство калийных удобрений и алюминат натрия, соответственно 98.0-99.0 и 1.0-2.0 мас.% [1].
Наличие двух компонентов в указанном составе увеличивает его стоимость, так как требуется дополнительное оборудование на транспортирование, хранение и смешивание компонентов. Необходимость удаления разрыхленного снежно-ледяного образования механическими средствами также приводит к удорожанию процесса удаления снежно-ледяных образований с дорожных покрытий.
Известен противогололедный препарат "Кама", включающий в мас. %: хлористый калий 45-50, кристаллизационную воду и инертные примеси 1-5. Получают этот препарат смешиванием указанных компонентов и прессованием при удельном давлении 100-200 МПа полученной шихты с последующим дроблением плитки до крошки размером 0,1-10 мм [2].
Недостатками известного препарата является многокомпонентность и высокая энергоемкость его производства, что обуславливает высокую стоимость и затрудняет его практическое использование. Наличие в препарате хлоридов калия и натрия, проявляющих высокую агрессивность к бетону, приводит к его быстрому разрушению. Кроме того, плавящую способность по отношению ко льду препарат проявляет в условиях отрицательных температур окружающей среды только до -10°С.
Известно средство для борьбы с гололедом и скользкостью дорожного покрытия, в качестве которого используют ацетат, содержащий побочный продукт производства полиметраметиленэфиргликоля (ПТМЭГ), включающий мас. %:
В твердом виде - кристалогидрад:
Ацетат натрия | 57-59 |
Не растворимый в воде остаток | 0,2-0,7 |
Вода | остальное |
В жидком виде с рН 8-10:
Ацетат натрия | 25-32 |
Хлорнокислый натрий | 2-5 |
Вода | остальное |
При расходе обеих форм 12-15 кг на 1000 м 2 в расчете на безводный ацетат натрия. [3].
Достоинством данного способа является использование побочного продукта промышленного процесса, однако ограниченность распространения ПТМЭГ приводит к ограничению использования указанного средства. Наличие в ПТМЭГ хлорного кислого натрия будет оказывать коррозионное воздействие на автотранспорт. В описании изобретения отсутствуют данные по температурным условиям проведенных испытаний.
Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является антигололедное средство в виде лома огнеупорной кладки аппаратов титаномагниевого производства [4].
Лом огнеупорной кладки аппаратов титаномагниевого производства представляет собой шамотную крошку, на поверхности и в порах которой содержатся хлоридные соли.
У указанного средства низкая эффективность плавления снежно-ледяного покрова из-за незначительного содержания в средстве плавящего компонента - хлорида натрия (около 3%) и наличие твердого балласта - шамотной крошки, препятствующей взаимодействию льда с хлоридными и гидрохлоридными солями.
К тому же, силикатная основа средства, являясь инертным материалом, обуславливает пылеобразование и загрязнение окружающей среды. Наличие небольшого количества титаномагниевых производств приводит к ограничению использования указанного средства.
Задачей предлагаемого технического решения является создание противогололедного средства с повышенной эффективностью таяния льда, низкой коррозионной активностью и температурой замерзания.
Поставленная задача решается применением средства для борьбы с гололедом на дорожном покрытии путем нанесения на покрытие водного раствора с концентрацией 30-100% химического вещества, при этом, в качестве химического вещества используют щелочной сток производства капролактама (ЩСПК), включающий мас.%:
Сухое вещество | 25-45 |
Натриевые соли органических | |
кислот (в пересчете на адипинат натрия) | 18-30 |
Циклогексанол | 0,7-0,8 |
Циклогексанон | 0,1-0,2 |
Смола | 8-10 |
Вода | Остальное |
рН раствора | 10-13. |
По степени воздействия на организм ЩСПК относится к веществам 4 класса опасности и может применяться без ограничений при обработке дорожных покрытий.
При применении водного раствора с концентрацией 30-100% ЩСПК снежно-ледяной покров плавится при температурах от 0°С до -25°С за счет снижения температуры замерзания смеси, в которой имеются комплексные щелочи с рН 10-13. Температура замерзания ЩСПК ниже -30°С.
Для экспериментальной проверки использовали ЩСПК ЗАО "Куйбышев Азот", содержащий следующие компоненты, мас. %: сухое вещество 28,4 (в т.ч. NaOH 1.6 и адипинат натрия 26.8), натриевые соли органических кислот (в пересчете на адипинат натрия) 27, циклогексанол 0.8, циклогексанон 0.2, смола 8, вода - остальное с рН=13 и плотностью 1.1 ч/см3.
Коррозионное воздействие ЩСПК на автотранспорт проверяли выдерживанием в 100%- ном растворе ЩСПК фрагментов, вырезанных из различных частей и деталей автомашин АвтоВаза. Выдержку осуществляли в течение 5, 15 и 30 суток с последующим высушиванием фрагментов на воздухе. Испытания проводили при 20±3°С. Влияние ЩСПК на фрагменты оценивали по изменению их веса и визуально по внешнему виду. Полученные данные приведены в нижеследующей таблице.
Условия | Наименование фрагмента автомашины | ||||||
Из детали, части | Из материала | ||||||
шина | дверь | днище | Диск (сплав Al) | Пластик бампера | Пластик молдинга | уплотнитель | |
Вес фрагмента до выдержке в ЩСПК г. | 96,5 | 45,8 | 45,1 | 113,0 | 31,1 | 20,3 | 24,6 |
Вес фрагмента после выдержки, г. Через: 5 суток | 96,5 | 45,8 | 45,1 | 113,0 | 31,1 | 20,3 | 24,5 |
15 суток | 96,5 | 45,6 | 45,1 | 113,0 | 31,4 | 20,3 | 24,5 |
30 суток | 96,5 | 45,5 | 45,1 | 113,0 | 31,5 | 20,3 | 24,5 |
Результаты испытаний показали, что ЩСПК практически не оказывает коррозионного действия ни на какие детали и материалы автомашин. Незначительное отслоение краски отмечено у фрагментов дверей в местах воздействия режущего инструмента.
Плавящую способность ЩСПК определяли на участке с ледяным образованием толщиной 10 см. Обработку льда осуществляли при температурах - 12°С, - 17°С и - 25°С 100 и 50%-ным раствором ЩСПК с водой из расчета 0,2 л/м2. Через 3 дня толщина льда уменьшилась соответственно на 2.0, 2.0 и 1,5 см.
Предлагаемый состав экологически безопасен, так как относится к веществам 4 класса опасности, коррозионно неактивен по отношению к деталям автомашин и может применяться без ограничений при обработке дорожных покрытий.
Предлагаемое вещество является побочным продуктом промышленного процесса, что позволяет рационально использовать отходы производства, исключить затраты на утилизацию отходов и на производство применяемого химического вещества в способе предотвращения скользкости дорожных покрытий.
Источники информации
1. Авторское св. СССР №1666506, кл. С 09 К 3/18, 30.07.1991.
2. Патент РФ №2044118, 20.09.1995.
3. Патент РФ №2178035, кл. С 09 К 3/18, 10.01.2002.
4. Авторское свид. СССР №1323636, кл. Е 01 Н 10/00, 15.07.1987.
Класс C09K3/18 для нанесения на поверхность с целью предотвращения или уменьшения налипания на нее льда, тумана или воды; для нанесения материалов на поверхности с целью предотвращения обледенения или для оттаивания
Класс E01H10/00 Увеличение силы сцепления с обледеневшими или другими скользкими поверхностями, например с помощью использования крупнозернистых материалов, а также веществ, способствующих оттаиванию