способ термической обработки рельсов
Классы МПК: | C21D9/04 рельсов |
Автор(ы): | Павлов Вячеслав Владимирович (RU), Пятайкин Евгений Михайлович (RU), Корнева Лариса Викторовна (RU), Козырев Николай Анатольевич (RU), Годик Леонид Александрович (RU), Дементьев Валерий Петрович (RU), Моренко Андрей Владимирович (RU), Тараборин Александр Николаевич (RU), Бедарев Николай Иванович (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Новокузнецкий металлургический комбинат" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2005-01-11 публикация патента:
27.07.2006 |
Изобретение относится к области черной металлургии, в частности к способам термической обработки железнодорожных рельсов. Техническим результатом изобретения является повышение комплекса механических свойств, получение максимальной твердости (НВ388) на глубине до 22 мм от поверхности катания головки, а также увеличение эксплуатационной стойкости рельсов за счет получения достаточной глубины закаленного слоя с однородной сорбитной структурой. Для достижения технического результата рельс с прокатного нагрева подстуживают до температуры 820-870°С и охлаждают в двух средах: первоначально сжатым воздухом с поверхности головки в течение 20-30 сек при расходе воздуха 3000-4000 м3/ч, температуре воздуха 10-25°С и давлении 0,55 МПа; затем производят охлаждение головки водо-воздушной смесью при расходе воды 25-30 л/мин, температуре воды 10-30°С и давлении 0,3-0,4 МПа, одновременно с охлаждением головки рельса производится охлаждение подошвы водо-воздушной смесью при температуре воды 10-30°С, расходе 6-7 л/мин и давлении 0,08-0,09 МПа. 2 табл.
Формула изобретения
Способ термической обработки рельсов, включающий непрерывное охлаждение головки с последующим регулируемым охлаждением элементов профиля рельса, отличающийся тем, что рельс с прокатного нагрева подстуживают до температуры 820-870°С и охлаждают в двух средах: первоначально сжатым воздухом с поверхности головки в течение 20-30 с при расходе воздуха 3000-4000 м3/ч, при температуре воздуха 10-25°С и давлении 0,55 МПа, затем производят охлаждение головки водовоздушной смесью при расходе воды 25-30 л/мин, температуре воды 10-30°С и давлении 0,3-0,4 МПа, одновременно с охлаждением головки рельса производится охлаждение подошвы водовоздушной смесью при температуре воды 10-30°С, расходе 6-7 л/мин и давлении 0,08-0,09 МПа.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к черной металлургии, в частности к способам термической обработки железнодорожных рельсов.
Известен способ закалки рельсов с прокатного нагрева путем дифференцированного охлаждения элементов профиля сжатым воздухом [1]. Существенными недостатками этого способа являются ограниченная возможность получения максимальных значений твердости (НВ388) на рельсах из стали с содержанием углерода 0,71-0,82%, недостаточная глубина закаленного слоя в головке рельса.
Известны также способы термической обработки рельсов, включающие нагрев под закалку и поверхностное охлаждение головки рельса струями воды и водовоздушной смесью [2, 3]. Недостатками данных способов являются неоднородность структуры по глубине закаленного слоя, образование недопустимых структур (верхний бейнит, мартенсит) в приповерхностном слое головки, недостаточная прямолинейность рельсов из-за неравномерного охлаждения всех элементов профиля рельса, необходимость в холодной правке.
Известен также способ термической обработки рельсов [3], прототип, при котором охлаждение головки производят непрерывно до 100-400°С при увеличении расхода охладителя от 1 до 50 объемов в секунду, после которого производят регулируемое охлаждение всех элементов профиля. Существенным недостатком данного способа является неоднородность микроструктуры с поверхности головки рельса, возможность образования в поверхностном слое головки недопустимых структур (верхний бейнит, мартенсит), невозможность получения максимальных значений твердости (НВ388) на расстоянии 22 мм от поверхности катания головки.
Желаемыми техническими результатами изобретения являются: повышение комплекса механических свойств, получение максимальной твердости (НВ388) на глубине до 22 мм от поверхности катания головки, а также увеличение эксплуатационной стойкости рельсов за счет получения достаточной глубины закаленного слоя с однородной сорбитной структурой.
Для этого рельс с прокатного нагрева подстуживают до температуры 820-870°С, затем производят охлаждение в двух средах: первоначально сжатым воздухом с поверхности головки в течение 20-30 сек при расходе воздуха 3000-4000 м3/ч, температуре воздуха 10-25°С и давлении 0,55 МПа; затем производят охлаждение головки водовоздушной смесью при расходе воды 25-30 л/мин, температуре воды 10-30°С и давлении 0,3-0,4 МПа, одновременно с охлаждением головки рельса производится охлаждение подошвы водо-воздушной смесью, при температуре воды 10-30°С, расходе 6-7 л/мин и давлении 0,08-0,09 МПа.
Охлаждение головки рельса в двух средах позволяет в первоначальный момент времени за счет подачи сжатого воздуха в течение 20-30 сек охладить поверхность головки до температуры 600-550°С, обеспечив образование сорбита с пластинчатой формой карбидной фазы, благодаря этому полностью исключается возможность образования в приповерхностных слоях головки недопустимых структур верхнего бейнита и мартенсита. Причем увеличение времени охлаждения сжатым воздухом (более 30 сек) приводит к резкому снижению твердости на поверхности катания, а при уменьшении времени охлаждения (менее 20 сек) возрастает вероятность образования мартенсита и бейнита. Последующее применение водовоздушной смеси с постоянным расходом воды способствует увеличению глубины и твердости закаленного слоя головки до требуемых пределов. Охлаждение подошвы рельса водовоздушной смесью производится для обеспечения его прямолинейности. При этом содержание воды в смеси, подаваемой на подошву, должно быть в четыре раза меньше, чем на головку.
Заявляемые пределы подобраны экспериментальным путем исходя из требований к микроструктуре, прямолинейности, механическим свойствам и твердости углеродистой стали.
Способ был реализован в полупромышленных условиях на полнопрофильных пробах длиной 1500 мм, отобранных от рельса типа Р65, изготовленного из стали марки НЭ76Ф. Нагретые до температуры 820-870°С, пробы закаливали в охлаждающем устройстве, представляющем собой две секции, состоящие из восьми ресиверов, два из которых расположены над поверхностью катания, четыре - со стороны боковых поверхностей головки, два - под подошвой рельсовой пробы. Ресиверы имеют решетки, образованные рядами отверстий диаметром 1,5 мм и расположенные на фиксированном расстоянии (50 мм) от поверхности рельса. После термообработки исследовали микроструктуру закаленного металла, а также определяли механические свойства и твердость.
Технологические параметры термообработки рельсовых проб приведены в таблице 1. Результаты механических испытаний и исследований микроструктуры в таблице 2.
Предлагаемый способ термической обработки позволил повысить комплекс механических свойств, твердость стали, а также увеличить эксплуатационную стойкость рельсов за счет получения однородной сорбитной структуры и увеличения глубины закаленного слоя.
Источники информации
1. В.В.Поляков, А.В.Великанов. Основы технологии производства железнодорожных рельсов - М.: Металлургия, 1990. 416 с.
2. А.С. СССР № 518970, кл C 21 D 9/04.
3. А.С. СССР № 350843, кл C 21 D 9/04.
4. А.С. СССР № 522751, кл C 21 D 9/04.
Таблица 1. Технологические параметры термообработки рельсовой пробы на охлаждающей установке, состоящей из двух секций (длина 1500 мм) | |||||||||||
№ | Температура рельса, °С | Режим термической обработки головки рельса | Режим охлаждения подошвы | ||||||||
I этап | II этап | ||||||||||
Давление сжатого воздуха, МПа | Расход сжатого воздуха, м 3/ч | Температура воздуха, °С | Время охлаждения, сек | Давление воды, МПа | Расход воды, л/мин | Температура воды, °С | Время охлаждения, мин | Давление воды, МПа | Расход воды, л/мин | ||
1 | 840 | 0,15 | 1000 | 10 | 60 | 0,10 | 8 | 14 | 5 | 0,03 | 1 |
2 | 820 | 0,25 | 1000 | 20 | 40 | 0,15 | 12 | 17 | 5 | 0,04 | 2 |
3 | 860 | 0,35 | 2000 | 10 | 30 | 0,20 | 16 | 26 | 4 | 0,05 | 3 |
4 | 850 | 0,45 | 2500 | 14 | 30 | 0,25 | 19 | 14 | 4 | 0,06 | 4 |
5 | 830 | 0,50 | 3000 | 18 | 20 | 0,30 | 23 | 20 | 3 | 0,07 | 5 |
6 | 820 | 0,50 | 3000 | 10 | 30 | 0,35 | 25 | 30 | 3 | 0,08 | 6 |
7 | 870 | 0,55 | 4000 | 25 | 20 | 0,40 | 30 | 10 | 2 | 0,09 | 7 |
8 | 870 | 0,55 | 4000 | 12 | 15 | 0,40 | 30 | 18 | 2 | 0,09 | 7 |
Таблица 2. Результаты физико-механических испытаний и исследований микроструктуры | ||||||||||||||
№ | Микроструктура закаленного слоя головки рельса | Глубина закаленного слоя (сорбита закалки), мм | Микроструктура шейки и подошвы рельса | Твердость по сечению рельса, НВ | т, | в, | 5, | , | KCU, Дж/см 2 | |||||
ПКГ | 10 | 22 | шейка | подошва | Н/мм2 | % | +20°С | -60°С | ||||||
1 | Сорбит закалки | 5-6 | Перлит | 341 | 331 | 321 | 293 | 293,283 | 710 | 1160 | 15 | 44 | 27 | 12 |
2 | Сорбит закалки | 7-8 | Перлит | 341 | 341 | 331 | 283 | 293,283 | 740 | 1180 | 13 | 37 | 28 | 14 |
3 | Сорбит закалки | 9-15 | Перлит | 375 | 341 | 331 | 302 | 293,302 | 840 | 1190 | 12 | 37 | 30 | 16 |
4 | Сорбит закалки | 18-23 | Перлит | 375 | 352 | 341 | 302 | 302,302 | 900 | 1280 | 12 | 35 | 30 | 22 |
5 | Сорбит закалки | 24-26 | Перлит | 388 | 363 | 341 | 311 | 311,302 | 910 | 1290 | 11 | 36 | 33 | 24 |
6 | Сорбит закалки | 25-28 | Перлит | 388 | 375 | 363 | 321 | 311,321 | 960 | 1320 | 12 | 35 | 30 | 25 |
7 | Сорбит закалки | 27-30 | Перлит | 388 | 388 | 375 | 331 | 311,341 | 990 | 1340 | 12 | 34 | 32 | 24 |
8 | Сорбит закалки с участками мартенсита | 27-30 | Перлит | 388 | 388 | 375 | 331 | 311,341 | 1040 | 1360 | 10 | 32 | 25 | 16 |
прототип | Сорбит закалки | 25 | 363-388 | 352-363 | 321-331 |