способ замедленного коксования нефтяного сырья
Классы МПК: | C10B55/00 Коксование минеральных масел, битумов, дегтей и тп или их смесей с твердыми углеродсодержащими материалами C10B57/16 особенности высокотемпературных процессов коксования |
Автор(ы): | Жуков Владимир Юрьевич (RU), Якунин Владимир Иванович (RU), Крылов Валерий Александрович (RU), Головнин Александр Александрович (RU), Ведерников Олег Сергеевич (RU), Фоминых Николай Петрович (RU), Фоминых Александр Николаевич (RU), Мальцев Дмитрий Иванович (RU) |
Патентообладатель(и): | Общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2005-06-10 публикация патента:
27.08.2006 |
Предлагаемый способ относится к области замедленного коксования. Способ замедленного коксования нефтяного сырья включает нагрев сырья, коксование его в коксовой камере с отводом парогазовых продуктов и разделением их на фракции в ректификационной колонне, охлаждение и разделение полученной газожидкостной смеси с выделением газа, бензина и воды, слив водного конденсата, смешение бензина и газа и последующее их разделение и переработка с получением газа коксования и бензина коксования. Смешение газа и бензина проводят в газожидкостном контакторе путем тангенциальной подачи потока сжатого газа предварительно очищенного от жидкой капельной фазы в распыленный форсункой бензин. Форсунка распыла бензина выполнена в виде перфорированной трубы, снабженной на конце диском-отбойником, и установлена по оси газожидкостного контактора. Изобретение позволяет увеличить выход бензина коксования и повысить качество газа коксования. 3 табл., 2 ил.
Формула изобретения
Способ замедленного коксования нефтяного сырья, включающий нагрев сырья, коксование его в коксовой камере, отвод парогазовых продуктов, разделение их в ректификационной колонне на фракции, отвод бензиновых и водяных паров на охлаждение с дальнейшим отделением бензина от водного конденсата и газа путем отстоя, слив водного конденсата, смешение бензина и газа, последующее их разделение и переработку, отличающийся тем, что смешение бензина и газа проводят в газожидкостном контакторе путем тангенциальной подачи потока сжатого газа, предварительно очищенного от жидкой капельной фазы, в распыленный форсункой бензин, при этом форсунка выполнена в виде перфорированной трубы, снабженной на конце диском отбойником, и установлена по оси газожидкостного контактора.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности, в частности к способу замедленного коксования нефтяного сырья.
Известен способ замедленного коксования нефтяного сырья, включающий нагрев сырья, коксование его в коксовой камере, отвод парогазовых продуктов, разделение их в ректификационной колонне на фракции, отвод бензиновых и водяных паров на охлаждение с дальнейшим отделением бензина от водяного конденсата и газа путем отстоя и последующая их раздельная переработка (Бендеров Д.И., Походенко Н.Т., Брондз Б.И. Процесс замедленного коксования в необогреваемых камерах. М.: Химия, 1976, с.32-34).
Недостатком данного способа является низкий выход бензина.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к заявляемому объекту является способ замедленного коксования нефтяного сырья, включающий нагрев сырья, коксование его в коксовой камере, отвод парогазовых продуктов, разделение их в ректификационной колонне на фракции, отвод бензиновых и водяных паров на охлаждение с дальнейшим отделением бензина от водного конденсата и газа путем отстоя, слив водного конденсата, смешение бензина и газа в абсорбере-деэтанизаторе и последующее их разделение и переработка (Бендеров Д.И., Походенко Н.Т., Брондз Б.И. Процесс замедленного коксования в необогреваемых камерах. М.: Химия, 1976, с.34-37).
Однако из-за слабого тепломассообмена при смешении бензина и газа в абсорбере-деэтанизаторе происходит замедленный процесс выделения бензиновых фракций из жирного газа, что приводит к низкому выходу бензина и ухудшению качества газа.
Изобретение направлено на решение задачи - увеличение выхода бензина с одновременным улучшением качества газа.
Решение задачи опосредовано новым техническим результатом. Данный технический результат заключается в интенсификации тепломассообмена между жидкой и газообразной фазами за счет проведения процесса смешения бензина с газом, предварительно очищенным от жидкой капельной фазы, в газожидкостном контакторе, путем тангенциальной подачи потока сжатого газа в распыленный форсункой бензин, при этом форсунка выполнена в виде перфорированной трубы, снабженной на конце диском отбойником и установлена по оси газожидкостного контактора. Такое выполнение газожидкостного контактора позволяет осуществлять контактирование распыленной жидкости и тангенциально направленного потока сжатого газа в кольцевом пространстве на всей его глубине и создать высокую скорость ударения образуемого газожидкостного потока об диск-отбойник, что обеспечивает высокую эффективность тепломассообмена смешиваемых сред, эффективное отделение бензина от водного конденсата и газа при повторном охлаждении и отстое и, как следствие, приводит к увеличению выхода бензина коксования с одновременным улучшением качества газа коксования.
Существенные признаки заявляемого технического решения: способ замедленного коксования, включающий нагрев сырья, коксование его в коксовой камере, отвод парогазовых продуктов, разделение их в ректификационной колонне на фракции, отвод бензиновых и водяных паров на охлаждение с дальнейшим отделением бензина от водного конденсата и газа путем отстоя, слив водного конденсата, смешение бензина и газа и последующее их разделение и переработка.
Отличительные признаки: смешение бензина и газа проводят в газожидкостном контакторе путем тангенциальной подачи потока сжатого газа предварительно очищенного от жидкой капельной фазы в распыленный форсункой бензин, при этом форсунка распыла бензина выполнена в виде перфорированной трубы, снабженной на конце диском-отбойником и установлена по оси газожидкостного контактора.
На чертеже (Фиг.1) показана схема установки для осуществления способа. На чертеже ( Фиг.2) - контактор бензина и жирного газа.
Установка содержит камеры коксования 1, ректификационную колонну 2, печь нагрева сырья 3, первичный сепаратор 4, каплеотбойник 5, компрессор 6, аппараты воздушного охлаждения 7, 9, газожидкостной контактор 8 с коаксиально установленной внутри форсункой 10, выполненной в виде перфорированной трубы, водяной холодильник 11, вторичный сепаратор 12, насосы 13, 14, 15, 16.
Способ осуществляют следующим образом. Предварительно нагретое сырье коксования подают в низ ректификационной колонны 2, где его смешивают с тяжелыми фракциями продуктов коксования. Образовавшуюся смесь вторичного сырья коксования насосом 13 через печь 3 подают в камеру коксования 1, где его выдерживают в течение времени, достаточном для образования кокса, а парогазовые продукты отводят на фракционирование в ректификационную колонну 2. С верха ректификационной колонны 2 через аппарат воздушного охлаждения 9 в первичный сепаратор 4 отводят газ, водяной и бензиновый пары. Из первичного сепаратора 4 бензин насосом 14 через форсунку 10, выполненную в виде перфорированной трубы распыливается в межтрубное пространство газожидкостного контактора 8. В межтрубное пространство газожидкостного контактора 8 в зону распыла бензина, тангенциально через каплеотбойник 5 компрессор 6, аппарат воздушного охлаждения 7 подается поток сжатого газа, устанавливая равномерную и непрерывную циркуляцию смешиваемых потоков. Завихренный двухфазный газожидкостной поток, ударяясь с большой скоростью об диск-отбойник, осуществляет эффективное газонасыщение жидкой фазы мелкодисперсными пузырьками газовой фазы. Бензин из каплеотбойника 5 насосом 15 возвращается в нижнюю часть первичного сепаратора 4. Из газожидкостного контактора 8 реакционная газожидкостная смесь через холодильник 11 в виде тумана и капель поступает во вторичный сепаратор 12. Из вторичного сепаратора 12 бензин коксования, отделенный методом отстоя от водного конденсата и газа, отводится насосом 16 на дальнейшую переработку на установки гидроочистки, каталитического риформинга, а затем в товарный парк. Очищенный газ передается в качестве сырья на газоперерабатывающий завод, а водный конденсат на доочистку на блок отпарки кислых стоков.
Предлагаемый способ замедленного коксования нефтяного сырья был испытан на установке замедленного коксования предприятия. Данные испытания приведены в таблицах 1, 2, 3.
В таблице 1 представлены данные по отборам продуктов установки замедленного коксования до внедрения газожидкостного контактора - по прототипу и отборы при подаче бензина из первичного сепаратора (4) и смешении бензина и газа в газожидкостном контакторе (8) - по предлагаемому изобретению.
Таблица 1 | ||
Продукт | отбор, % по прототипу | отбор, % по предлагаемому изобретению |
СЫРЬЕ | 100 | 100 |
Жирный газ | 10,1 | 8,2 |
Бензин | 15 | 16,4 |
Легкий газойль | 22 | 21,5 |
Тяжелый газойль | 26,3 | 26,3 |
Кокс суммарный | 25,7 | 27 |
Потери | 0,9 | 0,6 |
Из таблицы 1 видим, что при подаче балансового количества бензина (абсорбента) из первичного сепаратора на форсунку и смешение его с газом в газожидкостном контакторе (8) происходит образование газожидкостной смеси, которая, проходя через холодильник (11), в виде тумана и капель поступает во вторичный сепаратор (12), где после отстоя от водяного конденсата и газа, бензин направляется с установки в увеличенном на 1,4% количестве.
В таблице 2 представлены данные по фракционному составу бензина.
Таблица 2 | ||
Фракционный состав, % | По прототипу T° | По предлагаемому изобретению T° |
нк (начало кипения) | 37 | 33 |
5 | 48-49 | 63,5 |
10 | 56 | 76 |
20 | 63 | 91 |
30 | 70 | 104 |
40 | 77 | 115,5 |
50 | 85-86 | 128 |
60 | 94 | 138 |
70 | 105 | 148 |
80 | 129-130 | 158 |
кк (конец кипения) | 152 | 185 |
Выход | % | % |
87,8 | 95 | |
Плотность (d4 20 в нормальных условиях) | кг/м 3 | кг/м3 |
682 | 729 |
Из таблицы 2 видим по предлагаемому изобретению: снижение температуры начала кипения бензиновой фракции и увеличения температуры конца кипения бензиновой фракции, увеличение плотности и выхода бензиновых фракций.
В таблице 3 представлены данные по составу жирного газа при смешении бензина и газа по прототипу и смешении бензина и газа в газожидкостном контакторе (8) - по предлагаемому изобретению.
Таблица 3 | |||||
Параметр | Вход газа | Выход газа | Бензин | ||
по прототипу | по предлагаемому изобретению | по прототипу | по предлагаемому изобретению | ||
Уд. вес относит. воздуха | 0,8974 | 0,8855 | 0,8302 | - | - |
Плотность, г/л | 1,1618 | 1,1464 | 1,1374 | 682 | 740,9 |
Мол. вес | 26,0244 | 25,6801 | 25,0548 | - | - |
Метан | 33,20 | 35,35 | 37,36 | - | - |
Этан | 27,26 | 29,02 | 36,26 | 0,29 | 0,01 |
Пропан | 15,21 | 16,01 | 17,43 | 1,93 | 0,28 |
Пропен | 4,98 | 5,35 | - | 0,63 | |
Изобутан | 1,33 | 1,77 | 4,88 | 0,73 | 1,48 |
n-Бутан | 5,37 | 5,98 | 2,87 | 4,56 | 0,48 |
Бутен-1 | 1,03 | 1,78 | - | 2,18 | - |
Бутен-2-цис | 0,93 | 1,86 | - | 0,65 | - |
Бутен-2-транс | 0,32 | 0,31 | - | 0,46 | - |
Изопентан | 0,95 | 0,78 | 0,45 | 2,43 | 0,52 |
n-пентан | 1,40 | 1,34 | 0,72 | 6,22 | 3,05 |
С6 и выше | 0,79 | - | 0,03 | 79,92 | 94,18 |
Из таблицы 3 видим, что при увеличении выхода бензина (увеличении плотности бензина), повышается качество жирного газа по предлагаемому изобретению, за счет снижения содержания в нем углеводородов C5 и выше.
Полученные результаты позволяют сделать вывод, что использование данного изобретения позволяет увеличить выход бензина коксования и одновременно повысить качество газа коксования.
Класс C10B55/00 Коксование минеральных масел, битумов, дегтей и тп или их смесей с твердыми углеродсодержащими материалами
Класс C10B57/16 особенности высокотемпературных процессов коксования