способ нанесения покрытия на поверхность элемента рельсового пути и элемент рельсового пути

Классы МПК:E01B31/00 Способы и устройства, в том числе вспомогательные, для обработки рельсов, шпал, лежней, подкладок и тп на месте укладки
C23C4/06 металлические материалы
C23C4/12 характеризуемые способом распыления
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):БВГ ГМБХ УНД КО.КГ (DE),
ФАЕ ГМБХ (AT)
Приоритеты:
подача заявки:
2003-06-26
публикация патента:

Изобретение относится к способу нанесения покрытия на поверхность элемента рельсового пути. Способ включает нанесение слоя, содержащего алюминий и кремний в соотношении 3:2способ нанесения покрытия на поверхность элемента рельсового   пути и элемент рельсового пути, патент № 2282692 Al:Siспособ нанесения покрытия на поверхность элемента рельсового   пути и элемент рельсового пути, патент № 2282692 4:1. Слой наносят при помощи электродугового напыления. В качестве элемента рельсового пути используют элемент стрелки. Техническим результатом изобретения является усовершенствование способа нанесения покрытия, способствующее повышению сопротивления к износу при трении скольжения и к абразивному износу, а также повышению коррозионной стойкости по отношению к таким электролитам, как, например, соленая вода или антиобледенитель, и обеспечению хорошей прочности сцепления. 2 н. и 12 з.п. ф-лы, 1 ил. способ нанесения покрытия на поверхность элемента рельсового   пути и элемент рельсового пути, патент № 2282692

способ нанесения покрытия на поверхность элемента рельсового   пути и элемент рельсового пути, патент № 2282692

Формула изобретения

1. Способ нанесения покрытия на поверхность элемента рельсового пути слоем, содержащим алюминий, при помощи электродугового напыления, отличающийся тем, что алюминий и кремний наносят на поверхность способом электродугового напыления в соотношении 3:2способ нанесения покрытия на поверхность элемента рельсового   пути и элемент рельсового пути, патент № 2282692 Al:Siспособ нанесения покрытия на поверхность элемента рельсового   пути и элемент рельсового пути, патент № 2282692 4:1.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что алюминий и кремний наносят в соотношении Al:Siспособ нанесения покрытия на поверхность элемента рельсового   пути и элемент рельсового пути, патент № 2282692 3:1.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что для способа электродугового напыления используют покрытый электрод с оболочкой из алюминия в качестве распыляемой проволоки, которая вмещает в себя измельченный в порошок кремний.

4. Способ по п.1, отличающийся тем, что расплавленный алюминий и кремний наносят на поверхность под давлением подачи на 2-4 бара выше атмосферного давления.

5. Способ по п.1, отличающийся тем, что слой наносят на поверхность толщиной d, где 0,2 ммспособ нанесения покрытия на поверхность элемента рельсового   пути и элемент рельсового пути, патент № 2282692 dспособ нанесения покрытия на поверхность элемента рельсового   пути и элемент рельсового пути, патент № 2282692 2 мм, предпочтительно 0,8 мм способ нанесения покрытия на поверхность элемента рельсового   пути и элемент рельсового пути, патент № 2282692 dспособ нанесения покрытия на поверхность элемента рельсового   пути и элемент рельсового пути, патент № 2282692 1,5 мм.

6. Способ по п.3, отличающийся тем, что покрытые электроды в качестве распыляемых проволок подают к электрической дуге со скоростью подачи проволоки 1 м/с способ нанесения покрытия на поверхность элемента рельсового   пути и элемент рельсового пути, патент № 2282692 Vспособ нанесения покрытия на поверхность элемента рельсового   пути и элемент рельсового пути, патент № 2282692 15 м/с, предпочтительно 6 м/с способ нанесения покрытия на поверхность элемента рельсового   пути и элемент рельсового пути, патент № 2282692 Vспособ нанесения покрытия на поверхность элемента рельсового   пути и элемент рельсового пути, патент № 2282692 8 м/с.

7. Способ по п.3, отличающийся тем, что между распыляемыми проволоками устанавливают разность напряжений U, где 30 В способ нанесения покрытия на поверхность элемента рельсового   пути и элемент рельсового пути, патент № 2282692 Uспособ нанесения покрытия на поверхность элемента рельсового   пути и элемент рельсового пути, патент № 2282692 50 В, предпочтительно Uспособ нанесения покрытия на поверхность элемента рельсового   пути и элемент рельсового пути, патент № 2282692 40 В.

8. Способ по п.3, отличающийся тем, что для плавления распыляемых проволок между ними протекает ток I, где 200 А способ нанесения покрытия на поверхность элемента рельсового   пути и элемент рельсового пути, патент № 2282692 Iспособ нанесения покрытия на поверхность элемента рельсового   пути и элемент рельсового пути, патент № 2282692 600 A, в частности 250 А способ нанесения покрытия на поверхность элемента рельсового   пути и элемент рельсового пути, патент № 2282692 Iспособ нанесения покрытия на поверхность элемента рельсового   пути и элемент рельсового пути, патент № 2282692 500 А.

9. Элемент рельсового пути (10), такой, как элемент стрелки с нанесенным способом электродугового напыления слоем (28), содержащим алюминий, отличающийся тем, что слой (28) состоит из алюминия и кремния или содержит алюминий и кремний в соотношении 3:2способ нанесения покрытия на поверхность элемента рельсового   пути и элемент рельсового пути, патент № 2282692 Al:Siспособ нанесения покрытия на поверхность элемента рельсового   пути и элемент рельсового пути, патент № 2282692 4:1.

10. Элемент рельсового пути (10) по п.9, отличающийся тем, что элемент рельсового пути (10) является стрелочной подушкой или замыканием стрелки.

11. Элемент рельсового пути по п.9, отличающийся тем, что слой, состоящий из алюминия и кремния, нанесен на элемент рельсового пути (10) в соотношении 3:1.

12. Элемент рельсового пути по п.9, отличающийся тем, что слой (28) имеет толщину d, где 0,2 мм способ нанесения покрытия на поверхность элемента рельсового   пути и элемент рельсового пути, патент № 2282692 dспособ нанесения покрытия на поверхность элемента рельсового   пути и элемент рельсового пути, патент № 2282692 2 мм, предпочтительно 0,8 мм способ нанесения покрытия на поверхность элемента рельсового   пути и элемент рельсового пути, патент № 2282692 dспособ нанесения покрытия на поверхность элемента рельсового   пути и элемент рельсового пути, патент № 2282692 1,5 мм.

13. Элемент рельсового пути по п.9, отличающийся тем, что слой (28) нанесен на высокопрочную сталь St 52.

14. Элемент рельсового пути по п.9, отличающийся тем, что слой (28) является однослойным.

Описание изобретения к патенту

Изобретение касается способа нанесения покрытия на поверхность элемента рельсового пути слоем, содержащим алюминий, при помощи электродугового напыления. Изобретение касается также элемента рельсового пути, такого как компонент стрелки со слоем, содержащим алюминий, нанесенным способом электродугового напыления.

Из DE 3805963 A1 известна стрелочная подушка, на которую способом плазменного или газопламенного напыления наносится антифрикционное средство, которое содержит молибден или тройные или четверные сплавы на основе кобальта или никеля с такими добавками, как молибден, хром и/или кремний.

Профильный рельс для монорельсовой дороги с горизонтальной в поперечном сечении поверхностью катания, на которую способом газопламенного напыления или электродугового напыления наносится металлическое покрытие, известен из DE 3841044 C2. При этом металлическое покрытие состоит из сцепляющего слоя и изнашивающегося слоя, который содержит от 10% до 25% хрома. Сам сцепляющий слой состоит предпочтительно из 60%-90% никеля и из 10%-40% алюминия. Толщина металлического покрытия может находиться в интервале между 0,3 мм и 5 мм.

Недостатком соответствующего металлического покрытия, нанесенного способом электродугового напыления, является то, что это металлическое покрытие выполнено двухслойным, причем износ при трении скольжения и абразивный износ повышены незначительно по сравнению с такими слоями из молибдена, которые наносятся способом газопламенного напыления и, однако, являются однослойными.

В основе данного изобретения лежит проблема усовершенствовать способ нанесения покрытия на поверхность элемента рельсового пути, а также усовершенствовать такой элемент рельсового пути так, чтобы можно было технологически простым путем сформировать слой, который имеет высокое сопротивление к износу при трении скольжения и абразивному износу и, в частности, проявляет высокую коррозионную стойкость по отношению к таким атмосферным электролитам, как, например, соленая вода или антиобледенитель. Также должна обеспечиваться хорошая прочность сцепления.

Согласно изобретению проблема решается способом указанного вначале рода по существу за счет того, что алюминий и кремний наносятся на поверхность способом электродугового напыления в соотношении 3:2способ нанесения покрытия на поверхность элемента рельсового   пути и элемент рельсового пути, патент № 2282692 Al:Siспособ нанесения покрытия на поверхность элемента рельсового   пути и элемент рельсового пути, патент № 2282692 4:1. В частности, алюминий наносится в соотношении к кремнию как 3:1.

Толщина слоя, состоящего из алюминия и кремния или содержащего алюминий и кремний, должна быть в интервале между 0,2 мм и 2 мм, в частности в области между 0,8 мм и 1,5 мм. Хорошая прочность сцепления обнаруживается, если слой наносится на высокопрочную сталь, такую как St 52.

Согласно изобретению алюминий и кремний наносятся, в частности, на такие компоненты стрелки, как стрелочные подушки или элементы замыкания стрелки, которые, например, раскрыты в EP 0739804, причем желаемые более высокие сопротивления износу при трении и абразивному износу, а также высокая коррозионная стойкость достигаются уже при чрезвычайно малых значениях толщины.

Таким образом, получаются значительные преимущества, в частности, по отношению к таким известным до сих пор материалам покрытия, как молибден и бронза. Преимущества обнаруживаются и по отношению к многослойной структуре согласно DE 3841044 C2, поскольку требуется только один слой, который также удовлетворяет всем требованиям, если толщина слоя составляет только от 0,8 мм до 1,5 мм.

Стоимостные преимущества получаются также, например, по отношению к никелю и алюминию или, соответственно, к молибденовым материалам, которые используются согласно уровню техники.

Элемент рельсового пути такой, как элемент стрелки или замыкания стрелки с нанесенным способом электродугового напыления слоем, содержащим алюминий, отличается тем, что слой состоит из алюминия и кремния или содержит алюминий и кремний в соотношении 3:2способ нанесения покрытия на поверхность элемента рельсового   пути и элемент рельсового пути, патент № 2282692 Al:Siспособ нанесения покрытия на поверхность элемента рельсового   пути и элемент рельсового пути, патент № 2282692 4:1, причем, в частности, содержание алюминия относится к содержанию кремнию как 3:1.

При этом для электродугового напыления предпочтительно применяется покрытый электрод с оболочкой из алюминия, содержащий измельченный в порошок кремний в качестве распыляемой проволоки. Чтобы достичь желаемого сцепления, расплавленный алюминий и кремний должны наноситься на поверхность под давлением подачи на 2-4 бара выше атмосферного давления. При этом слой должен наноситься на поверхность толщиной d, где d 0,2способ нанесения покрытия на поверхность элемента рельсового   пути и элемент рельсового пути, патент № 2282692 dспособ нанесения покрытия на поверхность элемента рельсового   пути и элемент рельсового пути, патент № 2282692 2 мм, предпочтительно 0,8способ нанесения покрытия на поверхность элемента рельсового   пути и элемент рельсового пути, патент № 2282692 dспособ нанесения покрытия на поверхность элемента рельсового   пути и элемент рельсового пути, патент № 2282692 1.5 мм.

Покрытый электрод в качестве распыляемой проволоки подается к электрической дуге со скоростью подачи проволоки V, где 1 м/с способ нанесения покрытия на поверхность элемента рельсового   пути и элемент рельсового пути, патент № 2282692 Vспособ нанесения покрытия на поверхность элемента рельсового   пути и элемент рельсового пути, патент № 2282692 15 м/с, предпочтительно 6 м/с способ нанесения покрытия на поверхность элемента рельсового   пути и элемент рельсового пути, патент № 2282692 Vспособ нанесения покрытия на поверхность элемента рельсового   пути и элемент рельсового пути, патент № 2282692 8 м/с, причем между распыляемыми проволоками должна быть установлена разность напряжений U, где 30 В способ нанесения покрытия на поверхность элемента рельсового   пути и элемент рельсового пути, патент № 2282692 Uспособ нанесения покрытия на поверхность элемента рельсового   пути и элемент рельсового пути, патент № 2282692 50 В, в частности U способ нанесения покрытия на поверхность элемента рельсового   пути и элемент рельсового пути, патент № 2282692 40 В. Для плавления алюминия и кремния между распыляемыми проволоками должен протекать ток I, где 200 А способ нанесения покрытия на поверхность элемента рельсового   пути и элемент рельсового пути, патент № 2282692 Iспособ нанесения покрытия на поверхность элемента рельсового   пути и элемент рельсового пути, патент № 2282692 600 А, в частности 250 А способ нанесения покрытия на поверхность элемента рельсового   пути и элемент рельсового пути, патент № 2282692 Iспособ нанесения покрытия на поверхность элемента рельсового   пути и элемент рельсового пути, патент № 2282692 500 А.

Дальнейшие подробности, преимущества и признаки изобретения получаются не только из пунктов формулы, но и из последующего описания предпочтительного примера исполнения, показанного на чертеже.

На чертеже представлено принципиальное изображение устройства для нанесения распыляемого слоя на элемент рельсового пути в форме стрелочной подушки 10. На стрелочную подушку 10 направлено устройство 12, в котором через подающие проволоку устройства 14, 16 напротив стрелочной подушки 12 сводятся распыляемые проволоки 18, 20. Поскольку к распыляемым проволокам 18, 20 приложено напряжение V в диапазоне между 30 В и 50 В, в частности около 40 В, между распыляемыми проволоками 18 и 20 может сформироваться электрическая дуга 22, чтобы плавить материал электрической дугой. Это происходит тогда, когда между распыляемыми проволоками 18, 20, которые ввиду своих различных потенциалов обладают в области распыления 22 функцией анода и катода, вследствие присутствующей разницы напряжений формируется электрическая дуга. При этом протекает ток I силой между 200 А и 600 А с тем последствием, что возникает температура около 4000°С, которая приводит к желаемому плавлению распыляемых проволок. Одновременно между распыляемыми проволоками 18, 20 через канал 24 к электрической дуге 22 подается газ 24 под давлением предпочтительно от 3 до 4 бар, тем самым образуется распыляемый поток 26, который осаждается как слой 28 на рельсовой подушке 10.

Чтобы сформировать слой 28 в желаемом объеме и равномерно, устройство 12 в направлении стрелки 30 и/или стрелочная подушка 10 в направлении стрелки 32 с желаемой скоростью V g 600 мм/с способ нанесения покрытия на поверхность элемента рельсового   пути и элемент рельсового пути, патент № 2282692 Vgспособ нанесения покрытия на поверхность элемента рельсового   пути и элемент рельсового пути, патент № 2282692 1300 мм/с перемещаются относительно друг друга.

В случае с распыляемыми проволоками 18, 20 речь идет о покрытых электродах с оболочкой, состоящей из алюминия, которая вмещает в себя измельченный в порошок кремний. При этом соотношение алюминия и кремния установлено таким образом, что распыляемый поток 26 обладает составом с содержанием алюминия и кремния в соотношении между 3:2 и 4:1, в частности 3:1.

Тем самым слой 28 приобретает высокое сопротивление износу из-за трения скольжения и абразивному износу, а также высокую коррозионную стойкость по отношению к таким атмосферным электролитам, как соленая вода и антиобледенитель. Далее получается высокая прочность сцепления на поверхности стрелочной подушки.

Покрытые электроды и, соответственно, распыляемые проволоки 18, 20 подаются через подающее устройство 14, 16 к электрической дуге 22 со скоростью, в частности, 30 мм/с способ нанесения покрытия на поверхность элемента рельсового   пути и элемент рельсового пути, патент № 2282692 Vспособ нанесения покрытия на поверхность элемента рельсового   пути и элемент рельсового пути, патент № 2282692 100 мм/с.

Класс E01B31/00 Способы и устройства, в том числе вспомогательные, для обработки рельсов, шпал, лежней, подкладок и тп на месте укладки

способ устранения высотных перепадов стыков железнодорожных рельсов и устройство для его осуществления -  патент 2510439 (27.03.2014)
способ укладки рельсовой плети бесстыкового пути -  патент 2500850 (10.12.2013)
устройство для нагрева восстанавливаемого в пути участка рельса перед электродуговой наплавкой -  патент 2498539 (10.11.2013)
способ шлифовки сварных стыковых соединений двух длинномерных звеньев, например рельсов -  патент 2492287 (10.09.2013)
устройство для технического обслуживания рельсов -  патент 2487208 (10.07.2013)
дюбель и способ ремонта шпал -  патент 2482236 (20.05.2013)
способ определения механических напряжений в рельсовой плети и устройство для его осуществления -  патент 2478153 (27.03.2013)
способ формирования профиля головки рельсов -  патент 2472895 (20.01.2013)
способ и устройство для обработки резанием заготовки с геометрически определенной режущей кромкой -  патент 2471034 (27.12.2012)
устройство для фрезерования профиля рельса -  патент 2466830 (20.11.2012)

Класс C23C4/06 металлические материалы

Класс C23C4/12 характеризуемые способом распыления

способ лазерно-плазменного наноструктурирования металлической поверхности -  патент 2526105 (20.08.2014)
устройство и способ формирования аморфной покрывающей пленки -  патент 2525948 (20.08.2014)
способ получения магнитотвердого покрытия из сплава самария с кобальтом -  патент 2524033 (27.07.2014)
монокристаллическая сварка направленно упрочненных материалов -  патент 2516021 (20.05.2014)
способ восстановления внутренней поверхности ступицы направляющего аппарата центробежного электронасоса -  патент 2510426 (27.03.2014)
способ металлизации древесины -  патент 2509826 (20.03.2014)
способ получения защитно-декоративных покрытий на изделиях из древесины -  патент 2509823 (20.03.2014)
способ получения медного покрытия на керамической поверхности газодинамическим напылением -  патент 2506345 (10.02.2014)
способ получения покрытия нитрида титана -  патент 2506344 (10.02.2014)
способ газодинамического детонационного ускорения порошков и устройство для его осуществления -  патент 2506341 (10.02.2014)
Наверх