способ термической обработки рельсов
Классы МПК: | C21D9/04 рельсов |
Автор(ы): | Павлов Вячеслав Владимирович (RU), Пятайкин Евгений Михайлович (RU), Корнева Лариса Викторовна (RU), Ворожищев Владимир Иванович (RU), Козырев Николай Анатольевич (RU), Годик Леонид Александрович (RU), Дементьев Валерий Петрович (RU), Моренко Андрей Владимирович (RU), Щеглова Алла Борисовна (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Новокузнецкий металлургический комбинат" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2005-02-14 публикация патента:
10.09.2006 |
Техническим результатом изобретения являются: повышение твердости и комплекса механических свойств рельсов за счет получения однородной структуры сорбита закалки по всему сечению головки, обеспечение прямолинейности рельсов. Для достижения технического результата головку рельса с прокатного нагрева погружают на 10-15 сек в негорючий раствор железосодержащей соли полиакриловой кислоты, разбавленный водой в объемном соотношении 1:(6÷9), при температуре 20-60°С, далее головку охлаждают в воде при температуре 10-35°С в течение 80-100 сек, после чего проводят охлаждение всего рельса в воде до температуры 150-200°С. 2 табл.
Формула изобретения
Способ термической обработки рельсов, включающий охлаждение поверхности головки водным раствором полимера, а затем водой, отличающийся тем, что головку рельса с прокатного нагрева погружают на 10-15 с в негорючий раствор железосодержащей соли полиакриловой кислоты, разбавленный водой в объемном соотношении 1:(6÷9), при температуре 20-60°С, далее головку охлаждают в воде при температуре 10-35°С в течение 80-100 с, после чего проводят охлаждение всего рельса в воде до температуры 150-200°С.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к черной металлургии, в частности к способам термической обработки железнодорожных рельсов.
Известны способы термической обработки рельсов, включающие объемный нагрев рельса и поверхностное охлаждение головки разными охладителями: водо-воздушной смесью [1], струями воды [2] или масла [3], потоком огнеупорных частиц [4]. Недостатками данных способов являются: в случае применения воды и водо-воздушной смеси - образование недопустимых структур (верхний бейнит, мартенсит) в приповерхностном слое головки; в случае применения охлаждения маслом и потоком огнеупорных частиц - недостаточная глубина и твердость закаленного слоя.
Известен также способ термической обработки рельсов [5] - прототип, при котором поверхность головки рельса охлаждают водным раствором полимера до 450-300°С, а затем водой до 200-150°С, в качестве полимера применяют полиакриламид с концентрацией 0,1-0,5 мас.%.
Существенным недостатком данного способа является неоднородность микроструктуры рельсов по длине, образующаяся за счет применения спрейеров и приводящая к значительной анизотропии механических свойств, а также повышенная кривизна рельсов из-за значительного перепада температур от головки рельса к шейке и подошве.
Желаемыми техническими результатами изобретения являются: повышение твердости и комплекса механических свойств рельсов за счет получения однородной структуры сорбита закалки по всему сечению головки, обеспечение прямолинейности рельсов.
Для этого предлагается способ термической обработки, заключающийся в том, что головку рельса с прокатного нагрева погружают на 10-15 сек в негорючий раствор железосодержащей соли полиакриловой кислоты, разбавленный водой в объемном соотношении 1:(6÷9), при температуре 20-60°С, далее головку охлаждают в воде при температуре 10-35°С в течение 80-100 сек, после чего проводят охлаждение всего рельса в воде до температуры 150-200°С.
Заявляемые пределы подобраны экспериментальным путем исходя из требований к микроструктуре, прямолинейности, механическим свойствам и твердости рельсов.
Негорючий раствор железосодержащей соли полиакриловой кислоты, разбавленный водой в объемном соотношении 1:(6÷9) при температуре 20-60°С выбран исходя из условия необходимости получения на поверхности головки теплоизолирующего слоя в виде тонкой пленки при выносе головки на воздух после погружения ее в указанный раствор. Образовавшаяся тонкая пленка при последующем охлаждении головки в воде предотвращает образование мартенсита и бейнита в приповерхностных слоях головки. С увеличением соотношения воды (более 9 частей) в водополимерном растворе, а также при температуре раствора ниже 20°С и выше 60°С на поверхности головки образуется неравномерный теплоизолирующий слой, что отрицательно сказывается на формировании однородной структуры при последующем охлаждении головки в воде. Также с повышением температуры раствора выше 60°С наблюдается ухудшение состояния окружающей среды вследствие сильного выделения пара и увеличение расхода воды в растворе. Меньшее соотношение воды в водополимерном растворе (менее 6 частей) не обеспечивает требуемую твердость и ведет к увеличению расхода полимера, что экономически нецелесообразно.
Временной интервал выдержки головки рельса в водополимерном растворе (10-15 сек) выбран исходя из условия предотвращения образования недопустимых структур в случае недостаточного времени (<10 сек) и резкого снижения твердости на поверхности катания головки в случае длительной выдержки (>15 сек).
Последующее погружение головки в воду обеспечивает благодаря интенсивному отводу тепла требуемую глубину закаленного слоя с максимально возможными значениями твердости (НВ388). Время охлаждения головки в воде выбрано в интервале от 80 до 100 сек. В случае недостаточного времени охлаждения головки в воде (<80 сек) возрастает вероятность образования в шейке и подошве недопустимых структур промежуточного превращения при последующем погружении рельса полностью в воду. При длительной выдержке (>100 сек) возрастает кривизна рельса, возникающая за счет увеличения температурного перепада от головки к шейке и подошве.
Температурный интервал воды, выбранный в пределах от 10 до 35°С, обеспечивает требуемую твердость по глубине головки. При низкой температуре воды (<10°С) возрастает вероятность образования закалочных трещин. С повышением температуры воды более 35°С не обеспечивается требуемая твердость по глубине головки ввиду малых температурных перепадов и низкой скорости охлаждения. С учетом установленных температурно-временных параметров закалки головки рельса последующее охлаждение всего рельса в воде до температуры 150-200°С приводит к выравниванию скорости охлаждения головки, шейки и подошвы, что предотвращает коробление рельса.
Способ был реализован в полупромышленных условиях на полнопрофильных пробах длиной 1300 мм, отобранных от рельса типа Р65, изготовленного из стали марки НЭ76Ф. Нагретые до температуры 830-870°С пробы погружали головкой вниз первоначально в бак, заполненный водополимерной средой, затем в бак с водой. Закалочные баки оборудованы приспособлением, фиксирующим головку при погружении ее на глубину 30-40 мм в водополимерную среду и воду. По длине баков расположены трубки с просверленными отверстиями, через которые подавали сжатый воздух для перемешивания указанных сред. После термообработки проводили исследование микроструктуры, определение механических свойств и твердости.
Технологические параметры термообработки рельсовых проб приведены в таблице 1. Результаты механических испытаний и исследований микроструктуры в таблице 2.
Таблица 1 | ||||||
Технологические параметры термообработки рельсовых проб длиной 1300 мм | ||||||
№ | Температура закалки, °С | Соотношение полимера и воды в водополимерном растворе | Температура водополимерного раствора, °С | Время выдержки головки рельса в водополимерном растворе, сек | Температура воды, °С | Время закалки головки рельса в воде, сек |
1 | 870 | 1:4 | 15 | 25 | 40 | 75 |
2 | 830 | 1:4 | 10 | 20 | 30 | 40 |
3 | 830 | 1:6 | 15 | 10 | 10 | 80 |
4 | 870 | 1:7 | 20 | 15 | 40 | 85 |
5 | 860 | 1:8 | 30 | 10 | 35 | 90 |
6 | 850 | 1:9 | 40 | 15 | 10 | 70 |
7 | 830 | 1:9 | 60 | 10 | 25 | 100 |
8 | 870 | 1:10 | 65 | 9 | 8 | 105 |
Таблица 2 | |||||||||||||||
Результаты механических испытаний и исследований микроструктуры | |||||||||||||||
№ | Микроструктура закаленного слоя головки рельса | Глубина закаленного слоя (сорбита закалки), мм | Микроструктура шейки и подошвы рельса | Твердость по сечению рельса, НВ | т, Н/мм2 | в, Н/мм2 | , % | , % | KCU, Дж/см 2 | Стрела прогиба, мм | |||||
ПКГ | 10 | 22 | шейка | подошва | +20°С | -60°С | |||||||||
1 | Сорбит закалки | 10-15 | Перлит | 331 | 341 | 331 | 311 | 311,321 | 720 | 1170 | 15 | 41 | 37 | 20 | 3,5 |
2 | Сорбит закалки | 15-20 | Сорбит закалки с участками мартенсита | 341 | 341 | 331 | 388 | 388,375 | 740 | 1180 | 13 | 37 | 36 | 22 | 1,5 |
3 | Сорбит закалки | 20-25 | Перлит | 375 | 363 | 352 | 311 | 393,302 | 940 | 1280 | 11 | 38 | 38 | 20 | 4 |
4 | Сорбит закалки | 25-30 | Перлит | 388 | 375 | 363 | 302 | 302,302 | 960 | 1340 | 12 | 37 | 30 | 23 | 4,5 |
5 | Сорбит закалки | 25-30 | Перлит | 388 | 388 | 375 | 311 | 311,302 | 970 | 1360 | 12 | 39 | 33 | 22 | 6,5 |
6 | Сорбит закалки | 25-30 | Перлит | 388 | 388 | 375 | 302 | 321,321 | 1100 | 1380 | 12 | 39 | 30 | 23 | 5,5 |
7 | Сорбит закалки | 25-30 | Перлит | 388 | 388 | 388 | 321 | 311,321 | 1100 | 1400 | 12 | 35 | 27 | 20 | 6 |
8 | Сорбит закалки с участками мартенсита | 27-30 | Перлит | 401 | 388 | 388 | 302 | 311,302 | 1040 | 1460 | 10 | 32 | 19 | 9 | 8 |
прототип | Сорбит закалки | 20-25 | 341-388 | 331-363 | 331-352 | ||||||||||
Примечание: ПКГ - твердость на поверхности катания головки; 10 и 22- твердость соответственно на расстоянии 10 и 22 мм от поверхности катания головки; т - предел текучести, в - временное сопротивление разрыву; - относительное удлинение; - относительное сужение; KCU-ударная вязкость при +20°С и -60°С; стрела прогиба - величина прогиба пробы в положении «стоя» на подошву. |
Источники информации
1. АС СССР №522751, кл С 21 D 9/04.
2. AC СССР №2003705, кл С 21 D 9/04
3. AC СССР №269186, кл С 21 D 9/04.
4. AC СССР №289616, кл С 21 D 9/04.
5. AC СССР №1174487, кл C 21 D 9/04.