клапан для подачи газа в двигатель внутреннего сгорания
Классы МПК: | F02M21/02 газообразным топливом F16K31/02 электрические; магнитные |
Автор(ы): | Крупский Михаил Георгиевич (RU), Кузин Валерий Евгениевич (RU), Головачев Александр Дмитриевич (RU) |
Патентообладатель(и): | МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (МГОУ) (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2004-11-30 публикация патента:
10.09.2006 |
Изобретение относится к двигателестроению, в частности к устройствам для подачи газа в двигатель внутреннего сгорания. Изобретение позволяет улучшить массогабаритные показатели клапана, снизить энергозатраты и повысить надежность работы клапана. Клапан для подачи газа в двигатель внутреннего сгорания содержит корпус с электромагнитным приводом, оснащенным корпусом электромагнита, запорным устройством. Запорное устройство включает затвор в виде пластины из ферромагнитного материала и седло. Затвор обращен одной стороной к упору, выполненному в виде выступающего пояска на торце корпуса электромагнита, а другой стороной - к седлу из парамагнитного материала с уплотняющей поверхностью в виде пояска, отделяющего газоподводящую полость от газоподающей. Седло отделено от корпуса электромагнита втулкой с равномерно расположенными отверстиями для прохода газа. На уплотняющей поверхности седла клапана выполнены две кольцевые канавки. Внутренняя канавка постоянно соединена каналами с газоподводящей полостью, а через торцевой зазор между затвором и седлом при открытом клапане - с газоподающей полостью и одновременно с наружной кольцевой канавкой. Наружная канавка через торцевой зазор также соединена с газоподводящей полостью и одновременно постоянно каналами - с газоподающей полостью. Затвор в виде пластины подвешен на двух пружинах растяжения, нижняя из которых имеет большее усилие по сравнению с верхней. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
(56) (продолжение):
CLASS="b560m"SU 1746024 A1, 07.07.1992. RU 2066391 C1, 10.09.1996. RU 2211978 С2, 10.09.2003. SU 1772389 А1, 30.10.1992. GB 2335236 A, 15.09.1999. FR 2827362 A1, 17.01.2003. CN 1184202 А, 10.06.1998. FR 2843173 А, 06.02.2004.
Формула изобретения
1. Клапан для подачи газа в двигатель внутреннего сгорания, содержащий корпус с размещенным в нем электромагнитным приводом, оснащенным корпусом электромагнита, запорным устройством, включающим затвор в виде пластины из ферромагнитного материала и седло, затвор обращен одной стороной к упору, выполненному в виде выступающего пояска на торце корпуса электромагнита, а другой стороной - к седлу из парамагнитного материала с уплотняющей поверхностью в виде пояска, отделяющего газоподводящую полость от газоподающей, причем седло отделено от корпуса электромагнита втулкой с равномерно расположенными отверстиями для прохода газа, отличающийся тем, что на уплотняющей поверхности седла клапана выполнены две кольцевые канавки, внутренняя из которых постоянно соединена каналами с газоподводящей полостью, а через торцевой зазор между затвором и седлом при открытом клапане - с газоподающей полостью и одновременно с наружной кольцевой канавкой, которая в свою очередь через торцевой зазор также соединена с газоподводящей полостью и одновременно постоянно каналами - с газоподающей полостью, затвор в виде пластины подвешен на двух пружинах растяжения, нижняя из которых имеет большее усилие по сравнению с верхней.
2. Клапан для подачи газа в двигатель внутреннего сгорания по п.1, отличающийся тем, что торцы затвора и упор в виде выступающего пояска на торце корпуса электромагнита выполнены с поверхностным упрочнением, уплотняющая поверхность седла клапана снабжена наплавкой из твердого сплава, а втулка с равномерно расположенными отверстиями для прохода газа изготовлена из парамагнитного материала.
Описание изобретения к патенту
Предлагаемое изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для подачи газа в двигатель внутреннего сгорания.
Известен клапан для подачи газа в двигатель внутреннего сгорания (Крупский М.Г., Кузин В.Е. Универсальная микроэлектронная система управления подачей жидкого и газообразного топлива для двигателей внутреннего сгорания//Авиационно-космическая техника и технология.: Сборник научных трудов Государственного аэрокосмического университета. Вып. 19. Тепловые двигатели и энергоустановки. - Харьков: ХАИ, 2000. - С. 306...310), содержащий корпус с размещенным в нем электромагнитным приводом. Привод оснащен корпусом электромагнита и запорным устройством, включающим затвор в виде поджатой пружиной сжатия пластины из ферромагнитного материала и седло.
Затвор обращен одной стороной к упору, выполненному в виде выступающего пояска на торце корпуса электромагнита, а другой стороной - к седлу из парамагнитного материала с уплотняющей поверхностью в виде пояска, отделяющего газоподводящую полость от газоподающей.
Причем седло отделено от корпуса электромагнита втулкой с равномерно распределенными отверстиями для подвода газа.
Однако этот клапан обладает рядом существенных недостатков. Во-первых, это большие массогабаритные его показатели, обусловленные несовершенством организации схемы проходных сечений, обеспечивающих расход газа, и соответственно связанные с этим повышенные энергозатраты на привод затвора. Во-вторых, отсутствие надежных гарантий от возможности боковых смещений затвора во время работы клапана при его фиксации пружиной сжатия.
Цель изобретения - улучшение массогабаритных показателей клапана с одновременным снижением энергозатрат и повышение надежности работы устройства за счет более качественной ориентации затвора в осевом и радиальном направлениях и внедрения поверхностного упрочнения его элементов.
Предлагаемый клапан отличается от прототипа тем, что на уплотняющей поверхности седла клапана выполнены две кольцевые канавки, внутренняя из которых постоянно соединена каналами с газоподводящей полостью, а через торцевой зазор между зазором и седлом при открытом клапане - с газоподающей полостью и одновременно с наружной кольцевой канавкой, которая, в свою очередь, через торцевой зазор также соединена с газоподводящей полостью и одновременно постоянно каналами - с газоподающей полостью. Затвор в виде пластины подвешен на двух пружинах растяжения, нижняя из которых имеет большее усилие по сравнению с верхней. Целесообразно торцы затвора и упор в виде выступающего пояска на торце корпуса электромагнита выполнять с поверхностным упрочнением, уплотняющую поверхность седла клапана снабжать наплавкой из твердого сплава, а втулку с равномерно расположенными отверстиями для подвода газа изготавливать из парамагнитного материала.
Применение в конструкции клапана предлагаемой схемы проходных сечений позволяет существенно увеличить расход газа при тех же его габаритах и ходе затвора.
При сохранении же расхода уменьшаются массогабаритные характеристики клапана и энергозатраты на привод затвора.
Уменьшению энергозатрат и увеличению быстродействия клапана способствует также некоторая дополнительная разгрузка затвора от сил давления газа за счет наличия внутренней кольцевой канавки на уплотняющей поверхности седла, которая постоянно соединена каналами с газоподающей полостью.
Подвеска затвора на двух пружинах растяжения гарантирует надежную его центровку в радиальном и осевом направлениях при любой ориентации клапана в пространстве. Превышение усилия нижней пружины над верхней обеспечивает надежное прижатие затвора в виде пластины к уплотняющей поверхности седла в исходном состоянии клапана.
Поверхностное упрочнение торцов затвора и упора в виде выступающего пояска на торце корпуса электромагнита, а также наплавка твердым сплавом уплотняющей поверхности седла повышает надежность работы клапана.
Выполнение втулки с равномерно расположенными отверстиями для прохода газа из парамагнитного материала способствует стабилизации работы клапана и снижению энергозатрат.
На чертеже представлен общий вид клапана для подачи газа в двигатель внутреннего сгорания.
Клапан для подачи газа в двигатель внутреннего сгорания содержит корпус 1 с газоподводящей 2 и газоподающей 3 полостями. В корпусе 1 размещен электромагнитный привод, оснащенный корпусом электромагнита 4, запорным устройством, включающим затвор 5 в виде пластины из ферромагнитного материала и седло 6.
Затвор 5 обращен одной стороной к упору 7, выполненному в виде выступающего пояска на торце корпуса электромагнита, а другой стороной - к седлу 6 из парамагнитного материала с уплотняющей поверхностью 8.
Седло 6 отделено от корпуса электромагнита 4 втулкой 9 из парамагнитного материала с равномерно расположенными отверстиями для прохода газа.
На уплотняющей поверхности 8 выполнены две кольцевые канавки, внутренняя 11 из которых постоянно соединена каналами 12 с газоподводящей полостью 2, а через торцевой зазор между зазором 5 и седлом 6 при открытом клапане - с газоподающей полостью 3 и одновременно с наружной кольцевой канавкой 13, которая, в свою очередь, через торцевой зазор также соединена с газоподводящей полостью 2 и одновременно постоянно каналами 14 - с газоподающей полостью 3.
Затвор 5 виде пластины подвешен на двух пружинах растяжения 15 и 16, нижняя 15 из которых имеет большее усилие по сравнению с верхней 16.
В канале на подводе газа к полости 2 размещен дроссель 17, обеспечивающий тонкую подрегулеровку пропускной способности клапана, а в корпусе электромагнита 4 установлена катушка 18.
Во втором варианте устройства торцы затвора 5 и упор 7 подвергнуты поверхностному упрочнению, осуществлена наплавка твердым сплавом (например, стеллитом) уплотняющей поверхности 8 седла 6, а втулка 9 выполнена из парамагнитного материала.
Клапан работает следующим образом. При подаче на катушку 18 электромагнитного импульса специальной формы, затвор 5, преодолевая разницу усилий пружин и давлений газа и воздуха (газовоздушной смеси), перемещается к торцу корпуса электромагнита 4 до упора 7. Поток газа после дросселя 17 (обтекая с одновременным охлаждением корпус электромагнита 4) поступает через равномерно расположенные отверстия 10 втулки 9 в торцевой зазор между седлом 6 и затвором 5 и далее через наружную кольцевую канавку 13 и каналы 14 в газоподающую полость 3.
Одновременно с этим газ из внутренней кольцевой канавки 11, постоянно соединенной каналами 12 с газоподводящей полостью 2, через торцевой зазор направляется непосредственно в газоподающую полость 3 и дополнительно подпитывает наружную кольцевую канавку 13, что существенно увеличивает суммарный расход газа.
Предлагаемая схема проходных сечений, при которой внутренняя кольцевая канавка 11 постоянно связана с газоподводящей полостью 2, способствует также частичной разгрузке затвора 5 от сил давления газа, что благотворно сказывается на быстродействии клапана.
Пропускная способность клапана обусловлена величиной хода затвора 5, который обеспечивается подбором высоты втулки 9 из парамагнитного материала. При этом тонкая подрегулировка пропускной способности клапана при необходимости может дополнительно осуществляться дросселем 17.
Поверхностное упрочнение торцов затвора 5 и упора 7 и осуществление наплавки твердым сплавом поверхности 8 седла 6 увеличивает надежность работы и долговечность клапана при условии сохранения его расходных характеристик.
Выполнение втулки 9 из парамагнитного материала улучшает работу электромагнитного привода и снижает энергозатраты на перемещение и удержание затвора 5 на упоре 7.
Фиксация затвора 5 с помощью двух пружин растяжения 15 и 16 позволяет сохранять работоспособность клапана при любой пространственной его ориентации.
По окончании управляющего электрического импульса затвор 5 под действием разницы усилий пружин 15 и 16 и давлений газа в газоподводящей полости 2 и наддувочного воздуха (смеси газа и воздуха) в газоподающей полости 3 перемещается на седло 6 и закрывает проходные сечения. Таким образом, фаза и количество подаваемого газа определяется соответственно фазой и длительностью управляющего электрического импульса.
Предварительные стендовые испытания клапана подтверждают возможность осуществления и эффективность изобретения.
Класс F02M21/02 газообразным топливом
Класс F16K31/02 электрические; магнитные