механизм удержания ракеты в пусковом контейнере
Классы МПК: | F41F3/052 средства крепления ракеты на пусковой установке |
Автор(ы): | Бутенко Алексей Иванович (RU), Сажников Олег Васильевич (RU), Кузнецов Владимир Маркович (RU), Благов Сергей Геннадиевич (RU), Давыдов Михаил Николаевич (RU), Корнеичев Вячеслав Владимирович (RU), Цавкелов Алексей Григорьевич (RU), Сиднев Вячеслав Анатольевич (RU), Махонин Владимир Владимирович (RU) |
Патентообладатель(и): | Государственное унитарное предприятие "Конструкторское бюро приборостроения" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2005-01-17 публикация патента:
20.09.2006 |
Изобретение относится к области вооружения. Механизм удержания ракеты в пусковом контейнере содержит разрезное пружинное кольцо и многосопловый ракетный двигатель с установленным кольцевым ступенчатым вкладышем переменного диаметра. В каждом сопле соплового блока установлены заглушки-поршни. Разрезное пружинное кольцо выполнено с возможностью установки в кольцевую полость, образованную кольцевой проточкой на контейнере и наружной кольцевой проточкой на двигателе. Кольцевой ступенчатый вкладыш переменного диаметра размещен с возможностью упора в него установленной задней крышки до защелкивания кольцевого замка. При использовании изобретения обеспечивается надежное удержание ракеты в пусковом контейнере и снижается импульсное давление, что позволяет осуществить запуск ракеты с рук. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.
Формула изобретения
1. Механизм удержания ракеты в пусковом контейнере, включающий разрезное пружинное кольцо, размещенное со стороны задней крышки контейнера между его задним торцом и выступающей из него конической поверхностью корпуса многосоплового ракетного двигателя, отличающийся тем, что в него введены устанавливаемые в каждом сопле соплового блока заглушки-поршни и кольцевой ступенчатый вкладыш переменного диаметра с наружными диаметрально расположенными на каждой ступени шлицами, установленными во взаимно перпендикулярных пазах, выполненных радиальными на контейнере и сквозными на корпусе двигателя, при этом разрезное пружинное кольцо выполнено с возможностью установки в кольцевую полость, образованную кольцевой проточкой на контейнере и наружной кольцевой проточкой на корпусе двигателя, а кольцевой ступенчатый вкладыш переменного диаметра размещен с возможностью упора в него установленной задней крышки до защелкивания кольцевого замка, образованного другой кольцевой проточкой на контейнере и наружным кольцевым ободком задней крышки, причем в наружные кольцевые проточки, выполненные на заглушках-поршнях, установлено кольцевое уплотнение.
2. Механизм удержания по п.1, отличающийся тем, что заглушки-поршни выполнены в виде отдельных деталей.
3. Механизм удержания по п.1, отличающийся тем, что заглушки-поршни выполнены заедино с кольцевым ступенчатым вкладышем переменного диаметра.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к ракетостроению, может быть использовано при разработке носимых безотдачных гранатометов разового применения и учитывает все возрастающие требования по повышению совершенства их конструкций.
Известен механизм удержания ракеты в пусковом контейнере (патент России №2070715 от 20.12.1996 г., МПК 6 F 42 В 15/00).
Механизм удержания ракеты состоит из шпангоута с наружной кольцевой проточкой и косым пазом со стороны устройства вращения, разрезного пружинного кольца с внутренней кольцевой проточкой и радиальными пазами по месту разъема, а также поворотной заслонки в виде пластины с осями в проушинах по торцу, разрезное пружинное кольцо установлено в кольцевые проточки втулки и шпангоута, пластина заслонки входит в косой паз шпангоута, а проушинами - в радиальные пазы разрезного кольца перпендикулярно продольной оси ракеты, при этом механизм удержания закреплен в пусковом контейнере через заднюю крышку контейнере кольцевой гайкой, между устройством вращения и механизмом удержания перед заслонкой установлено плоское пружинное кольцо с упором в торец двигателя посредством винтов, а на пластине заслонки закреплена плоская пружина, контактирующая свободным концом с крышкой контейнера.
Недостатками данного устройства являются возникновение значительных возмущений, действующих на контейнер и пусковую установку при пуске ракеты за счет задержки в срабатывании механизма удержания, которая возникает из-за того, что заслонка не может освободить разрезное пружинное кольцо, пока не откроется задняя крышка контейнера пороховыми газами двигателя, а также повышенное импульсное давление.
Известен механизм удержания ракеты в пусковом контейнере (патент России №2191931 от 27.10.2002 г., МПК 7 F 42 В 15/00). В соответствии с патентом ракета содержит многосопловой ракетный двигатель, механизм удержания ракеты в контейнере в виде установленного на двигателе разрезного пружинного кольца с радиальными пазами по месту разъема, заслонки и задней крышки. Разрезное пружинное кольцо установлено между задним торцем контейнера и выступающей из контейнера конической поверхностью корпуса двигателя, переходящей в цилиндр, при этом на цилиндрической поверхности корпуса двигателя выполнен сквозной радиальный паз, ось симметрии которого перпендикулярна продольной оси ракеты и совпадает с осью симметрии одного из сопел, заподлицо с сопловым блоком, в котором установлена заслонка с прямоугольным окном, прикрывающая сопло. Один конец заслонки закреплен накладкой, а другой конец установлен в радиальные пазы разрезного пружинного кольца и фиксирует прямоугольным окном образованные уступы, при этом механизм удержания закреплен в пусковом контейнере резьбовым кольцом через втулку, а резьбовое кольцо является продолжением контейнера. Данное изобретение позволяет уменьшить время срабатывания механизма удержания ракеты в контейнере, в результате чего снижаются возмущения, действующие на ракету при ее пуске, и предназначено для запуска ракет со стационарных пусковых установок, и не приемлемо для ракет, запускаемых с рук из ручных гранатометов, из-за повышенного импульсного давления, возникающего в результате неодновременности вскрытия сопловых заглушек и крышки контейнера, что неблагоприятно скажется на операторе (приведет к контузии), что не допустимо.
Поэтому технической задачей предлагаемого изобретения является устранение указанных выше недостатков, а именно снижение импульсного давления до минимального и надежное удержание ракеты в пусковом контейнере.
Это достигается тем, что в механизм удержания ракеты в пусковом контейнере, включающий разрезное пружинное кольцо, размещаемое со стороны задней крышки контейнера между его задним торцем и выступающей из него конической поверхностью корпуса многосоплового ракетного двигателя, согласно изобретения, введены устанавливаемые в каждом сопле соплового блока заглушки-поршни и кольцевой ступенчатый вкладыш переменного диаметра с наружными диаметрально расположенными на каждой ступени шлицами, устанавливаемыми во взаимно перпендикулярные пазы, выполняемые радиальными на контейнере и сквозными на корпусе двигателя, при этом разрезное пружинное кольцо выполнено с возможностью установки в кольцевую полость, образуемую кольцевой проточкой на контейнере и наружной кольцевой проточкой на корпусе двигателя, а кольцевой ступенчатый вкладыш переменного диаметра размещен с возможностью упора в него устанавливаемой задней крышки до защелкивания кольцевого замка, образуемого другой кольцевой проточкой на контейнере и наружным кольцевым ободком задней крышки, причем в наружные кольцевые проточки, выполненные на заглушках-поршнях, установлено кольцевое уплотнение, при этом заглушки-поршни выполнены в виде отдельных деталей или заедино с кольцевым ступенчатым вкладышем переменного диаметра.
Сущность предлагаемого изобретения заключается в том, что данная конструкция механизма удержания ракеты в пусковом контейнере по отношению к аналогу и прототипу обеспечивает надежное удержание ракеты в пусковом контейнере, исключает ее осевое и круговое перемещение внутри контейнера при транспортировании, а также возмущения, действующие на контейнер при пуске ракеты, и обеспечивает надежную расстыковку с пусковым контейнером при срабатывании многосоплового ракетного двигателя и одновременном вскрытии (выхода) всех заглушек-поршней вместе с задней крышкой контейнера, что обеспечивает беспрепятственный выход ракеты из пускового контейнера при минимальном импульсе давления (минимальной ударной звуковой волне), который зависит от диаметра задней крышки, объема наполнения газом и давления вскрытия задней крышки, что позволяет запуск ракеты с рук оператора без ущерба для его здоровья.
На прилагаемых фиг.1, 2, 3, 4, 5 приведена предлагаемая конструкция удержания ракеты в пусковом контейнере, где:
1 - ракета;
2 - пусковой контейнер;
3 - многосопловой ракетный двигатель;
4 - сопловой блок;
5 - механизм удержания ракеты в пусковом контейнере;
6 - разрезное пружинное кольцо;
7 - задняя крышка контейнера;
8 - кольцевая проточка контейнера;
9 - другая кольцевая проточка контейнера;
10 - кольцевая проточка двигателя;
11 - радиальный паз контейнера;
12 - сквозные пазы двигателя;
13 - заглушки-поршни;
14 - кольцевой ступенчатый вкладыш переменного диаметра;
15 - шлицы;
16 - кольцевой замок;
17 - кольцевой ободок задней крышки;
18 - кольцевая проточка задней крышки;
19 - кольцевая проточка заглушек-поршней;
20 - кольцевое уплотнение.
Установка на двигатель ракеты и работа механизма удержания ракеты в контейнере осуществляются следующим образом:
В пусковой контейнер 2 вставляют ракету 1 с многосопловым ракетным двигателем 3, но не до конца, затем в кольцевую проточку 10 корпуса двигателя 3 устанавливают разрезное пружинное кольцо 6, а в сопловой блок 4 многосоплового ракетного двигателя 3 - заглушки-поршни 13, в наружных кольцевых проточках 19 которых для герметичности двигателя установлено кольцевое уплотнение 20. Вдвигают ракету 1 в пусковой контейнер 2 до совмещения кольцевой проточки 8 контейнера 2 с разрезным пружинным кольцом 6. Затем последовательно в пусковой контейнер 2 до упора в двигатель 3 устанавливают кольцевой ступенчатый вкладыш временного диаметра 14 с наружными диаметрально расположенными на каждой ступени шлицами 15 до совмещения с взаимно перпендикулярными радиальными пазами 11 контейнера 2 и сквозными пазами 12 двигателя 3. При этом шлицы 15, входящие в сквозные пазы 12, размещенные под кольцевой проточкой 10 двигателя, раздвигают изнутри разрезное пружинное кольцо 6, которое фиксируется в кольцевой проточке 8 контейнера 2. Получаем механизм удержания 5 ракеты в контейнере, который предотвращает осевое и круговое перемещение ракеты внутри контейнера при транспортировании. Заглушки-поршни в зависимости от способа изготовления можно изготавливать раздельно или совместно с кольцевым ступенчатым вкладышем переменного диаметра (например, литьем). Затем в пусковой контейнер 2 устанавливают заднюю крышку 7, предварительно смазав и установив в ее кольцевую проточку 18 кольцевое уплотнение 20, до упора в кольцевой ступенчатый вкладыш переменного диаметра 14 и защелкивания кольцевого замка 16, образованного другой кольцевой проточкой 9 контейнера 2 и наружным кольцевым ободком 17 задней крышки 7, обеспечивая при этом герметичность пускового контейнера 2.
При старте ракеты из пускового контейнера пороховые газы ракетного двигатели, действуя на заглушки-поршни, заставляют их равномерно без перекосов перемещаться, выдавливая из щлицевого соединения кольцевой ступенчатый вкладыш переменного диаметра и заднюю крышку, освобождая разрезное пружинное кольцо, которое, сжимаясь, охватывает наружную кольцевую проточку ракетного двигателя, освобождая при этом ракету.
Таким образом, предложенная конструкция устройства механизма удержания ракеты в пусковом контейнере обеспечивает:
- надежное крепление ракеты в пусковом контейнере, исключает ее круговое и осевое перемещение;
- надежную расстыковку ракеты с контейнером, что обеспечивает ее беспрепятственный выход из контейнера при минимальном импульсном давлении, что позволяет осуществлять запуск ракеты с рук.
Класс F41F3/052 средства крепления ракеты на пусковой установке