многофункциональная присадка к автомобильным бензинам
Классы МПК: | C10L1/222 содержащие по крайней мере одну углерод-азотную простую связь |
Автор(ы): | Шабалина Татьяна Николаевна (RU), Крылов Игорь Федорович (RU), Котов Сергей Владимирович (RU), Емельянов Вячеслав Евгеньевич (RU), Тимофеева Галина Владимировна (RU), Суздальцев Николай Иванович (RU), Типушков Евгений Васильевич (RU), Вахтеев Виктор Федорович (RU), Суслин Андрей Александрович (RU), Лыжников Вячеслав Александрович (RU), Прокофьева Александра Ивановна (RU) |
Патентообладатель(и): | ОАО "Средневолжский научно-исследовательский институт по нефтепереработке" (ОАО "СвНИИНП") (RU), ООО "Новокуйбышевский завод масел и присадок" (ООО "НЗМП") (RU), ОАО "Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод" (ОАО "НКНПЗ") (RU), ОАО "Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод" (ОАО "КНПЗ") (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2005-04-18 публикация патента:
27.09.2006 |
Настоящее изобретение относится к области нефтепереработки, нефтехимии и автомобильной промышленности, конкретно к многофункциональной присадке, предназначенной для использования в составе автомобильных бензинов. Многофункциональная присадка к автомобильным бензинам содержит 40-60% продуктов взаимодействия алканоламинов или алкилалканоламинов общей формулы: , где R1=H, C1-С3; R2=С2-С3; m=1, 2; n=3-m; с техническими алкилсалициловыми кислотами и до 100% органического растворителя. Присадка улучшает моющие, антиокислительные, антикоррозионные и другие свойства автомобильных бензинов, а также снижает содержание токсичных веществ в отработавших газах автомобилей. Присадка вводится в автомобильные бензины в количестве 0,01-0,15 мас.%. 3 з.п. ф-лы, 5 табл.
Формула изобретения
1. Многофункциональная присадка к автомобильным бензинам на основе продуктов взаимодействия карбоновых кислот и соединений, одновременно содержащих гидроксильные и аминные группы, и органического растворителя, отличающаяся тем, что в качестве продуктов взаимодействия содержит продукты взаимодействия алканоламинов или алкилалканоламинов формулы
где R1-H, C1-С3 ; R2=C2-C3, m=1, 2; n=3-m;
с техническими алкилсалициловыми кислотами, взятыми в мольном соотношении алканоламины или алкилалканоламины: технические алкилсалициловые кислоты, равном от 1:1 до 1:3 в расчете на алкилсалициловые кислоты, при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Продукты взаимодействия алканоламинов или алкилалканоламинов
с техническими алкилсалициловыми кислотами 40-60
Органический растворитель До 100.
2. Присадка по п.1, отличающаяся тем, что в качестве органического растворителя используются высококипящие ароматические углеводороды или их смеси, нефтяные масла или их смеси с кинематической вязкостью не более 25 мм2/с при 100°С и температурой застывания не выше -15°С, синтетические масла или их смеси, полиэфирамины или их смеси.
3. Присадка по п.1, отличающаяся тем, что в качестве растворителя используется смесь растворителей по п.2.
4. Присадка по п.1, отличающаяся тем, что используется в составе автомобильных бензинов в концентрации 0,01-0,15 мас.%, предпочтительно 0,03-0,06 мас.%.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к нефтепереработке, нефтехимии и автомобильной промышленности, в частности присадкам к автомобильным бензинам, служащим для придания им моющих, антиокислительных, антикоррозионных, антиобледенительных и других свойств, а также для улучшения экологических характеристик.
С целью улучшения эксплуатационных и экологических свойств бензинов за рубежом выпускаются и широко используются многофункциональные присадки, такие как Keropur 3430, Adibis-5007, Hitec-6430, SAP-9500 и другие. Использование этих присадок необходимо для уменьшения отложений в системе подачи топлива в камеру сгорания, улучшения эксплуатационных характеристик бензинов и снижения токсичности отработавших газов автомобилей. Недостатками этих присадок являются многокомпонентность, дефицитность сырья, сложная технология получения отдельных компонентов и, как следствие, высокая стоимость.
В России предложены моющие присадки, получаемые на базе продуктов реакции карбоновых кислот и полиэтиленполиаминов различного состава. [Лыков О.П. Улучшение эксплуатационных характеристик моторных топлив с помощью поверхностно-активных присадок // Химия и технология топлив и масел. - 1992. - №1. - C.16-25]. Наиболее эффективной из этой группы являлаясь присадка Автомаг (ТУ 38.401-58-33-92), которая вырабатывалась в ПО «Норси» до 2000 г. В настоящее время производство этой присадки прекращено из-за закрытия производства основного сырья - синтетических жирных кислот. Недостатками этой присадки являются сложный состав и недостаточно высокая эффективность моющего действия.
Наиболее близким аналогом предлагаемой присадки является присадка, в состав которой входят моно- и диэфирамины жирных насыщенных и ненасыщенных карбоновых кислот и метилдиэтаноламина. [Патент США №6013115, кл. 10 L 1/18, 1/22, 11.01. 2000] - прототип. В качестве жирных кислот используются кислоты таллового масла и гидрированного таллового масла, а также кислоты кокосового масла.
Недостатками этой присадки являются:
- монофункциональность действия - присадка обладает только моющим (диспергирующим) действием;
- использование для производства присадки сырья, содержащего непредельные кислоты, что оказывает отрицательное влияние на стабильность бензинов при хранении; для устранения этого недостатка предлагается использовать гидрированное талловое масло, что значительно усложняет процесс получения присадки.
Задачей настоящего изобретения является создание на основе доступного нефтехимического сырья многофункциональной присадки к автомобильным бензинам, которая, обладая высокими антиокислительными, антиобледенительными и другими свойствами, обеспечивает также и высокую эффективность моющего действия и тем самым улучшает эксплуатационные и экологические характеристики топлива, снижая содержание токсичных веществ в отработавших газах автомобилей.
Поставленная задача решается тем, что присадка на основе продуктов взаимодействия карбоновых кислот и соединений, одновременно содержащих гидроксильные и аминные группы, и органического растворителя в качестве продуктов взаимодействия содержит продукты взаимодействия алканоламинов или алкилалканоламинов общей формулы:
где R1=Н, С1-С3 ; R2=С2-С3; m=1, 2; n=3-m;
с алкилоксиароматическими кислотами, в частности с техническими алкилсалициловыми кислотами (ТАСК), содержащими от 10 до 30 углеродных атомов и состоящими в основном из алкилсалициловых кислот 50-60% и алкилфенолов 30-40%. Такой состав ТАСК определяется обратимостью реакций при их производстве по методу Кольбе-Шмидта. Мольное соотношение алканоламины или алкилалканоламины: ТАСК равно от 1:1 до 1:3 в расчете на алкилсалициловые кислоты.
В результате взаимодействия указанных реагентов в зависимости от их мольного соотношения получаются моноэфирамины, диэфирамины, эфирамиды алканоламинов или алкилалканоламинов и ТАСК.
Соотношение компонентов, мас.%:
Продукты взаимодействия алканоламинов | |
или алкилалканоламинов | |
с техническими алкилсалициловыми кислотами | 40-60 |
Органический растворитель | до 100 |
В качестве растворителя используются:
- индустриальные масла И-5А, И-8А, И-12А, И-20А (ГОСТ 20799); или трансформаторные масла ГК (ТУ 38.1011025) или ВГ (ТУ 38.401978); или моторные масла МС-14, МС-20 (ГОСТ 21743), а также другие углеводородные масла с кинематической вязкостью не более 25 мм 2/с при 100°С и температурой застывания не выше минус 15°С;
- высококипящие ароматические углеводороды, в частности ксилолы (ГОСТ 9410), или диэтилбензольная фракция (ТУ 38.102144), или этилбензольная фракция (ТУ 38.30225), или бутилбензольная фракция (растворитель АР по ТУ 38.102144), или смола полиалкил-бензольная (ТУ 38.10296), или их смеси;
- синтетические полиальфаолефиновые масла ПАОМ-4, 5,6 (ТУ 38.4011093-2003), или диоктилсебацинат ДОС (ТУ 6-06-11-88);
- полиэфирамины, в частности полиоксипропилендиамины ДА (ТУ 6-02-2-971-88);
- смеси перечисленных растворителей.
Состав и структура продуктов взаимодействия ТАСК и алканоламинов или алкилалканоламинов, заявляемые в настоящем техническом решении в указанных выше соотношениях, предложены впервые, что соответствует критерию «новизна».
В отличие от прототипа:
- для синтеза присадки используется доступный нефтехимический продукт - технические алкилсалициловые кислоты;
- использование алканоламинов позволяет получать эфирамиды ТАСК;
- в качестве растворителя, усиливающего функциональные свойства присадки, используются углеводородные или синтетические масла, или полиоксипропилендиамины, или их смеси;
- наличие в молекулах алкилсалициловых кислот двух функциональных групп, оказывающих взаимное влияние друг на друга, при взаимодействии с алканоламинами или алкилалканоламинами обеспечивает получение продуктов, обладающих высокой эффективностью моющего действия;
- гидроксильные группы в молекулах алкилфенолов и алкилсалициловых кислот обеспечивают присадке высокие антиокислительные свойства;
Таким образом, заявляемое техническое решение соответствует критерию «изобретательский уровень».
Присадка добавляется в углеводородные топлива в концентрации 0,01-0,15 мас.%, предпочтительно 0,03-0,06 мас.%.
Присадку предлагаемого состава получают смешением при температуре 25°С алканоламина или алкилалканоламина с раствором ТАСК в прямогонной бензиновой фракции в мольном соотношении от 1:1 до 1:3 из расчета на алкилсалициловые кислоты с последующим подъемом температуры до 140-160°С и выдержкой при этой температуре до полного удаления воды, выделяющейся в результате реакции. На этой стадии возможно применение ароматического углеводорода (толуола, ксилолов, изопропилбензола), образующего азеотропную смесь с водой и способствующего более быстрому удалению воды из зоны реакции. После окончания процесса и отгонки использованных ароматических углеводородов при перемешивании активное вещество присадки растворяется в перечисленных выше растворителях.
Были приготовлены образцы присадки на основе ТАСК, алканоламинов или алкилалканоламинов, соотношения реагентов при синтезе которых и свойства полученных продуктов приведены в таблице 1.
Таблица 1 Характеристика эфирамидов и эфираминов ТАСК | ||||||
Примеры | Амин | Мольное соотношение. амин: ТАСК | Продукт | Растворитель (акт. в-во) | К.ч. мг КОН/г | Щ.ч. мг КОН/г |
1 | Диэтаноламин (ДЭА) | 1:2 | моноэфирамид | Ксилол (40 мас.%) | 1,70 | 2,71 |
2 | Диэтаноламин (ДЭА) | 1:2 | моноэфирамид | И-20 (60 мас.%) | 1,45 | 3,43 |
3 | Диэтаноламин (ДЭА) | 1:3 | диэфирамид | Растворитель АР (52 мас.%) | 1,46 | 1,20 |
4 | Метилдиэтаноламин (МДЭА) | 1: 1 | моноэфирамин | ПАОМ-6 (49 мас.%) | 3,28 | 14,73 |
5 | Метилдиэтаноламин (МДЭА) | 1:2 | диэфирамин | И-20 (50 мас.%) | 2,87 | 15,2 |
6 | Метилдиэтаноламин (МДЭА) | 1:2 | диэфирамин | Полиоксипропилендиамин ДА (57 мас.%) | 3,04 | 13,87 |
7 | Моноэтаноламин (МЭА) | 1:2 | моноэфирмоноамид | И-5А (48 мас.%) | 1,52 | 12,3 |
8 | Диметилэтаноламин (ДМЭА) | 1:1 | моноэфирамин | Диэтилбензольная фр. (45 мас.%) | 1,25 | 5,81 |
9 | Диметилэтаноламин (ДМЭА) | 1:1 | моноэфирамин | Смола полиалкил бензольная (51 мас.%) | 1,78 | 6,23 |
Исследование эффективности моющего действия представленных образцов осуществлялось по методике, включенной в комплекс методов квалификационной оценки (КМКО) автомобильных бензинов. Оценка эффективности моющего действия синтезированных продуктов проводилась по среднему уровню загрязнения контрольной поверхности при заданном режиме чередования процессов накопления и смыва отложений, так называемый интегральный показатель моющих свойств - Ас, %.
Интегральный показатель Ас является комплексным показателем для сравнения присадок. Чем меньше значение Ас, тем большей эффективностью моющего действия обладает присадка. Результаты исследования моющего действия образцов приведены в таблице 2.
Таблица 2 Моющее действие синтезированных продуктов | |||
№№ п/п | Продукт | Концентрация, мас.% | Ac |
1 | Моноэфирамид ТАСК и ДЭА | 0,03 | 3,2 |
2 | Моноэфирамид ТАСК и ДЭА | 0,07 | 3,0 |
3 | Диэфирамид ТАСК и ДЭА | 0,04 | 2,5 |
4 | Моноэфирамин ТАСК и МДЭА | 0,05 | 1,9 |
5 | Диэфирамин ТАСК и МДЭА | 0,05 | 1,5 |
6 | Диэфирамин ТАСК и МДЭА | 0,01 | 1,5 |
7 | Диэфирамин ТАСК и МДЭА | 0,07 | 1,4 |
8 | Диэфирамин ТАСК и МДЭА | 0,15 | 1,4 |
9 | Моноэфирмоноамид ТАСК и МЭА | 0,05 | 1,8 |
10 | Моноэфирамин ТАСК и ДМЭА | 0,04 | 2,0 |
11 | Моноэфирамин ТАСК и ДМЭА | 0,01 | 3,4 |
12 | Базовое топливо | - | 5,7 |
13 | Прототип | 0,05 | 3,5 |
Антикоррозионные свойства синтезированных продуктов оценивались по модифицированному методу ASTM D665, заключающемуся в контакте специальным образом подготовленного стального стержня (Ст.3, ГОСТ 380-85) с водно-топливной эмульсией в течение 4 часов при температуре 38°С.
Для сравнения эффективности действия образцов в качестве эталонного топлива использовалась смесь искусственного топлива (ИТ), состоящего из изооктана (80% об.) и толуола (20% об.), с 10% об. этанола и в качестве водной фазы - искусственная «морская» вода, содержащая набор неорганических солей в соответствии с указанным стандартом. Соотношение топливо: водная фаза составляло 10:1 по объему.
Коррозионную активность испытуемого топлива оценивали визуально по чистоте стержня в баллах в соответствии с таблицей 3.
Таблица 3 | ||
Изменения на поверхности стержня | Значение | Степень коррозии |
Отсутствуют следы коррозии в виде пятен и точек | Отсутствие | 0 |
Не более шести темных точек и пятен диаметром не более 1 мм каждое | Следы | 1 |
Пятна и потускнения занимают не более 5% поверхности | Умеренная | 2 |
Коррозии подвержено более 5% поверхности | Сильная | 3 |
Антиокислительные свойства синтезированных соединений исследовали по величине индукционного периода базового бензина их содержащего по ГОСТ 4039 и методу ускоренного старения бензина с определением растворимых и нерастворимых высокомолекулярных продуктов окисления (фактических смол) по ГОСТ 22054. В качестве базового бензина использовали смесь 70 об.% бензина прямой гонки и 30 об.% бензина термического крекинга.
Антиобледенительные свойства оценивали по изопропиловому эквиваленту, который равняется содержанию изопропилового спирта в модельном топливе в процентах, при котором наблюдается такая же скорость обледенения, что и в случае испытуемого образца. В качестве модельного топлива использовали смесь, состоящую из 80% н-пентана и 20% толуола.
Результаты исследований приведены в таблице 4.
Таблица 4 Функциональные свойства синтезированных образцов (концентрация 0,05 мас.%) | ||||
Примеры (составы по таблице 1) | Степень коррозии в морской воде, баллы | Антиокислительные свойства | Изопропиловый эквивалент, % (при норме - не менее 1,0) | |
Индукционный период по ГОСТ 4039, мин | Концентрация фактических смол по ГОСТ 22054, мг/100 см3 |
1 | 2 | 590 | 3,0 | 1,5 |
2 | 2 | 595 | 2,9 | 1,4 |
3 | 2 | 560 | 3,1 | 1,2 |
4 | 1 | 630 | 2,0 | 1,4 |
5 | 2 | 645 | 2,1 | 1,5 |
6 | 2 | 640 | 2,0 | 1,4 |
7 | 2 | 585 | 2,9 | 1,5 |
8 | 1 | 600 | 2,5 | 1,2 |
9 | 1 | 605 | 2,5 | 1,2 |
Базовое топливо | 3 | 200 | 5,0 | 0,8 |
Прототип | 3 | 265 | 4,0 | 1,1 |
Введение предлагаемой присадки в концентрации до 0,15 мас.%. не оказывает отрицательного влияния на физико-химические и эксплуатационные свойства автомобильных бензинов. При этом проверке подвергались показатели качества бензина, наиболее чувствительные к наличию поверхностно-активных веществ. Результаты представлены в таблице 5.
Таблица 5 Влияние отдельных синтезированных образцов на некоторые свойства автобензина АИ-80 (экспортный) «Киришинефтеоргсинтез» (концентрация присадок 0,15 мас.%) | ||||||||
№ п/п | Показатель | Норма по ГОСТ 51107 (2084) | АИ-80 Экспортный | Примеры (составы по таблице 1) | Прототип | Метод испытаний | ||
3 | 5 | 9 | ||||||
1 | Концентрация | Не более 5,0 | 0,4 | 2,0 | 1,9 | 1,4 | 2,5 | ГОСТ |
фактических | 1567 | |||||||
смол, мг на 100 | ||||||||
см3 бензина | ||||||||
2 | Кислотность, | (Не более 3.0) | 0,1 | 0,26 | 0,43 | 0,30 | 0,38 | ГОСТ |
мг КОН/100 мл | 5985 | |||||||
3 | Содержание водорастворимых кислот и щелочей | (Отсутствие) | Отсутствие | Отсутствие | Отсутствие | Отсутствие | Отсутствие | ГОСТ 6307 |
4 | Испытание на медной пластинке | Выдерживает | Выдерживает | Выдерживает | Выдерживает | Выдерживает | Выдерживает | ГОСТ 6307 |
Класс C10L1/222 содержащие по крайней мере одну углерод-азотную простую связь