колесо транспортного средства

Классы МПК:B60B3/06 литые 
B60B1/08 изготовленными отливкой 
B60B21/02 отличающиеся формой поперечного сечения 
Автор(ы):, , , , , ,
Патентообладатель(и):Басюк Семар Тимофеевич (RU),
Крамаренко Евгений Иванович (RU),
Мозалев Валентин Васильевич (RU),
Бакин Анатолий Ильич (RU),
Сверчков Юрий Григорьевич (RU),
Тюх Вячеслав Борисович (RU),
Гринберг Ирина Владимировна (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2005-04-20
публикация патента:

Колесо содержит дисковую часть и сочлененный с ней обод в виде тела вращения, ограниченного с внешней стороны опорными площадками для шины с передней и задней ребордами, соответственно, с одной стороны и хампами с другой. В части обода между хампами выполнено примыкающее к последним углубление для монтажа шины с участками в виде сопряженных между собой в зоне минимальных диаметральных размеров наружных поверхностей пары оболочек. Большими диаметральными размерами наружных поверхностей эти оболочки обращены в разные стороны относительно этой зоны. Одна оболочка пары выполнена постоянной вдоль оси колеса толщины, другая - переменной. Обод сочленен с дисковой частью там, где толщина последней из упомянутых оболочек максимальна. Оболочка переменной толщины выполнена в виде двух сопряженных торцами большей толщины элементов с прямолинейными в меридианальной плоскости наружной и внутренней образующими. Оболочка постоянной толщины выполнена конической с углом конусности ее наружной поверхности колесо транспортного средства, патент № 2284920 =(25°-80°). Технический результат - минимизация массы колеса. 2 з.п. ф-лы, 3 ил. колесо транспортного средства, патент № 2284920

колесо транспортного средства, патент № 2284920 колесо транспортного средства, патент № 2284920 колесо транспортного средства, патент № 2284920

Формула изобретения

1. Колесо транспортного средства, содержащее дисковую часть и сочлененный с ней обод в виде тела вращения, ограниченного с внешней стороны опорными площадками для шины с передней и задней ребордами соответственно с одной стороны и хампами - с другой, а также выполненным в части обода между хампами примыкающим к последним углублением для монтажа шины с участками в виде сопряженных между собой в зоне минимальных диаметральных размеров наружных поверхностей пары оболочек, при этом большими диаметральными размерами наружных поверхностей эти оболочки обращены в разные стороны относительно этой зоны, одна оболочка из этой пары выполнена вдоль оси колеса постоянной толщины, другая - переменной, а обод сочленен с дисковой частью там, где толщина последней из упомянутых оболочек максимальна, отличающееся тем, что упомянутая оболочка переменной толщины выполнена в виде двух сопряженных торцами большей толщины элементов с прямолинейными в меридиональной плоскости наружной и внутренней образующими, а упомянутая оболочка постоянной толщины выполнена конической с углом конусности ее наружной поверхности

колесо транспортного средства, патент № 2284920 =(25°÷80°).

2. Колесо по п.1, отличающееся тем, что упомянутая оболочка переменной толщины снаружи ограничена одной конической поверхностью для упомянутых двух ее элементов.

3. Колесо по п.1, отличающееся тем, что упомянутая оболочка переменной толщины изнутри ограничена одной конической поверхностью для упомянутых двух ее элементов.

Описание изобретения к патенту

Предлагаемое изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано при разработке конструкций, преимущественно колес из легких сплавов, изготавливаемых горячей объемной штамповкой.

Известно колесо автомобиля, изготавливаемое из стали обработкой давлением листовых заготовок и последующей сварки (Балабин И.В. Автомобильные колеса. Справочник. М.: Машиностроение, 1985, стр.91).

Недостатком известного колеса является большая масса, что ухудшат эксплуатационные свойства подвески автомобиля.

Известно колесо транспортного средства, содержащее дисковую часть и сочлененный с ней обод в виде тела вращения, ограниченного с внешней стороны опорными площадками для шины с передней и задней ребордами соответственно с одной стороны и хампами с другой, а также выполненным в части обода между хампами примыкающим к последним углублением для монтажа шины с участками в виде сопряженных между собой в зоне минимальных диаметральных размеров наружных поверхностей пары оболочек, при этом большими диаметральными размерами наружных поверхностей эти оболочки обращены в разные стороны относительно этой зоны, одна оболочка из этой пары выполнена постоянной вдоль оси колеса толщины, другая - переменной, а обод сочленен с дисковой частью там, где толщина последней из упомянутых оболочек максимальна (Патент Японии 2004082810, кл. В 60 В 21/02, опубл. 2004).

Колесо-прототип выполнено литьем из легкого сплава.

Недостатком известного колеса является большая масса, так как литая структура не обеспечивает получение оптимальных прочностных свойств при минимизации размеров элементов конструкции колеса.

Предлагаемое колесо содержит дисковую часть и сочлененный с ней обод в виде тела вращения, ограниченного с внешней стороны опорными площадками для шины с передней и задней ребордами соответственно с одной стороны и хампами - с другой, а также выполненным в части обода между хампами примыкающим к последним углублением для монтажа шины с участками в виде сопряженных между собой в зоне минимальных диаметральных размеров наружных поверхностей пары оболочек. Большими диаметральными размерами наружных поверхностей эти оболочки обращены в разные стороны относительно этой зоны. Одна оболочка пары выполнена постоянной вдоль оси колеса толщины, другая - переменной. Обод сочленен с дисковой частью там, где толщина последней из упомянутых оболочек максимальна.

Упомянутая оболочка переменной толщины выполнена в виде двух сопряженных торцами большей толщины элементов с прямолинейными в меридианальной плоскости наружной и внутренней образующими, а упомянутая оболочка постоянной толщины выполнена конической с углом конусности ее наружной поверхности колесо транспортного средства, патент № 2284920 =(25°÷80°).

Упомянутая оболочка переменной толщины или снаружи, или изнутри может быть ограничена одной конической поверхностью для упомянутых двух ее элементов.

Предлагаемое колесо отличается тем, что упомянутая оболочка переменной толщины выполнена в виде двух сопряженных торцами большей толщины элементов с прямолинейными в меридианальной плоскости наружной и внутренней образующими, а упомянутая оболочка постоянной толщины выполнена конической с углом конусности ее наружной поверхности

колесо транспортного средства, патент № 2284920 =(25°÷80°)

Колесо может отличаться и тем, что упомянутая оболочка переменной толщины или снаружи, или изнутри ограничена одной конической поверхностью для упомянутых двух ее элементов.

Технический результат - минимизация массы колеса. Получаемая при изготовлении колеса методами горячей объемной штамповки оптимальная структура позволяет облегчить его при обеспечении необходимой прочности. Геометрическая форма колеса определена в значительной степени особенностями технологии его изготовления.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором одноименные наружные и внутренние образующие упомянутых элементов оболочки переменной толщины:

На фиг.1 - соответственно, попарно пересекаются;

На фиг.2 - наружные образующие являются участками одной прямой линии;

На фиг.3 - внутренние образующие являются участками одной прямой линии.

Колесо содержит дисковую часть 1 и сочлененный с ней обод 2 в виде тела вращения. На внешней стороне обода имеются опорные площадки 3 и 4. У опорной площадки 3 с одной стороны выполнена передняя реборда 5, с другой - хамп 6, у опорной площадки 4 - с одной стороны - задняя реборда 7, с другой - хамп 8.

На части обода 2 между хампами 6 и 8 выполнено примыкающее к последним углубление 9 для монтажа шины с участками 10 и 11. Участки углубления, соответственно, 10 и 11 образованы наружными поверхностями пары оболочек 12 и 13. Оболочки 12 и 13 сопряжены между собой в зоне 14 их минимальных наружных диаметральных размеров. Большими наружными диаметральными размерами оболочки 12 и 13 обращены в разные стороны относительно зоны 14.

Участок 11 углубления 9 ограничен наружной поверхностью конической оболочки 13 с углем конусности колесо транспортного средства, патент № 2284920 =(25°±80°). Обод в зоне, соответствующей оболочке 13, выполнен постоянной вдоль оси колеса толщины 1.

Обод в зоне, соответствующей оболочке 12, выполнен переменной вдоль оси колеса толщины. Оболочка 12 выполнена в виде двух элементов 15 и 16 с прямолинейными в меридианальной плоскости образующими. Элементы 15 и 16 оболочки 12 сопряжены торцами большей толщины в зоне 17. Обод 2 сочленен с дисковой частью 1 своей зоной 17. У оболочки 12 (Фиг.1) наружная поверхность имеет образующие, наклоненные к оси колеса под углами колесо транспортного средства, патент № 2284920 15 у элемента 15 и колесо транспортного средства, патент № 2284920 16 у элемента 16. Внутренняя поверхность этой оболочки имеет образующие, наклоненные к оси колеса под углами колесо транспортного средства, патент № 2284920 15 у элемента 15 и колесо транспортного средства, патент № 2284920 16 у элемента 16. Образующие с углами колесо транспортного средства, патент № 2284920 15 и колесо транспортного средства, патент № 2284920 16, а также колесо транспортного средства, патент № 2284920 15 и колесо транспортного средства, патент № 2284920 16, соответственно, попарно пересекаются, так как колесо транспортного средства, патент № 2284920 15колесо транспортного средства, патент № 2284920 колесо транспортного средства, патент № 2284920 16 и колесо транспортного средства, патент № 2284920 15колесо транспортного средства, патент № 2284920 колесо транспортного средства, патент № 2284920 16.

В другом варианте исполнения колеса (Фиг.2) оболочка 12 имеет наружную поверхность с образующей, наклоненной к оси колеса под углом колесо транспортного средства, патент № 2284920 ее элементов 15 и 16. Последние ограничены снаружи одной конической поверхностью с углом конусности колесо транспортного средства, патент № 2284920 . Изнутри оболочка 12 ограничена поверхностью с образующими, наклоненным к оси колеса под углами колесо транспортного средства, патент № 2284920 15 и колесо транспортного средства, патент № 2284920 16, соответственно, где колесо транспортного средства, патент № 2284920 15колесо транспортного средства, патент № 2284920 колесо транспортного средства, патент № 2284920 16.

В третьем варианте исполнения колеса (фиг.3) оболочка 12 имеет внутреннюю поверхность с образующей, наклоненной к оси колеса под углом колесо транспортного средства, патент № 2284920 ее элементов 15 и 16. Последние ограничены изнутри одной конической поверхностью с углом конусности колесо транспортного средства, патент № 2284920 . Снаружи оболочка 12 ограничена поверхностью с образующими, наклоненными к оси колеса под углами колесо транспортного средства, патент № 2284920 15 и колесо транспортного средства, патент № 2284920 16, соответственно, где колесо транспортного средства, патент № 2284920 15колесо транспортного средства, патент № 2284920 колесо транспортного средства, патент № 2284920 16.

Примеры:

1. Опытное колесо (Фиг.1) из алюминиевого сплава 6061 с размерами Д=18" и А=8,5" и углами колесо транспортного средства, патент № 2284920 =53°; колесо транспортного средства, патент № 2284920 15=8°; колесо транспортного средства, патент № 2284920 16=3°; колесо транспортного средства, патент № 2284920 15=1,2°; колесо транспортного средства, патент № 2284920 16=8°. Колесо имеет массу 10 кг.

2. Опытное колесо (Фиг.2) из магниевого сплава МА2-1 с размерами Д=22" и A=10" и углами колесо транспортного средства, патент № 2284920 =32°; колесо транспортного средства, патент № 2284920 =5°; колесо транспортного средства, патент № 2284920 15=6,5°; колесо транспортного средства, патент № 2284920 16=2°. Колесо имеет массу 14 кг.

3. Опытное колесо (фиг.3) из алюминиевого сплава 6061 с размерами Д=18" и А=8,5" и углами колесо транспортного средства, патент № 2284920 =53°; колесо транспортного средства, патент № 2284920 15=3°; колесо транспортного средства, патент № 2284920 16=8°; колесо транспортного средства, патент № 2284920 =4°. Колесо имеет массу 9,8 кг.

Во всех случаях масса опытных колес на (15÷17)% меньше, чем у литых равной прочности.

Таким образом, предлагаемая конструкция позволяет облегчить колесо, обеспечивая оптимальную прочность.

Класс B60B3/06 литые 

колесо транспортного средства -  патент 2510334 (27.03.2014)
колесо транспортного средства -  патент 2388615 (10.05.2010)
колесо транспортного средства -  патент 2387549 (27.04.2010)
колесо транспортного средства -  патент 2387548 (27.04.2010)
колесо транспортного средства -  патент 2374084 (27.11.2009)
вихревой колесный диск -  патент 2322360 (20.04.2008)
колесо транспортного средства -  патент 2309053 (27.10.2007)
колесо транспортного средства -  патент 2285622 (20.10.2006)
колесо транспортного средства -  патент 2285621 (20.10.2006)
колесо транспортного средства -  патент 2245794 (10.02.2005)

Класс B60B1/08 изготовленными отливкой 

Класс B60B21/02 отличающиеся формой поперечного сечения 

Наверх