леерное ограждение палубы гидросамолета
Классы МПК: | B63B17/04 леерные ограждения |
Автор(ы): | Гащенко Виктор Петрович (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2005-02-28 публикация патента:
10.10.2006 |
Изобретение относится к гидроавиации, а именно к ограждающим устройствам. Леерное ограждение состоит из основания, на котором шарнирно закреплены продольные и поперечные секции леерного ограждения. Секции леерного ограждения выполнены с возможностью синхронного заваливания. При этом продольные секции леерного ограждения обогреваются горячим воздухом через щели, выполненные в их основании. Поперечная секция леерного ограждения выполнена пустотелой с возможностью подачи горячего воздуха во внутреннюю полость. Технический результат заключается в повышении надежности работы леерного ограждения при наличии осадков и обледенения. 12 ил.
Формула изобретения
Леерное ограждение палубы гидросамолета, содержащее продольные и поперечную секцию леерного ограждения, закрепленные при помощи шарниров на основании, в виде палубы, соединенные между собой и выполненные с возможностью их синхронного заваливания, отличающееся тем, что продольные секции леерного ограждения закреплены на основаниях, выполненных в виде отдельных элементов с замкнутым профилем, в которых выполнены щели для обеспечения обогрева горячим воздухом продольных секций, а поперечная секция выполнена цельной и пустотелой с возможностью подачи во внутреннюю полость горячего воздуха и заваливания заподлицо с основанием в виде палубы в выполненные предварительно ниши, при этом синхронное движение установки и заваливания обеспечивается подвижным соединением в верхней части продольных и поперечной секциях.
Описание изобретения к патенту
Предлагаемое изобретение относится к оснащению ограждениями открытых площадок и палуб различных скоростных транспортных средств, в частности палуб самолетов, в том числе гидросамолетов, особенно там, где применяется схема высокоплан, и может использоваться на других транспортных средствах. Леерное ограждение палубы гидросамолета может использоваться на стоянке при эксплуатационном обслуживании и в положении на плаву при проведении поисково-спасательных операций и др.
Известно леерное ограждение а.с. №1796538, B 63 B 17/04 1990 г., содержащее стойки, шарнирно соединенные с основанием в виде палубы судна, и леера. Верхний леер является тяговым и обеспечивает заваливание стоек в продольном направлении.
Недостатком данного устройства является низкая надежность, т.к. атмосферные осадки и обледенение могут препятствовать движениям установки и заваливания, а обогрев не предусмотрен, большое аэродинамическое сопротивление из-за незащищенности заваленных стоек и гибкого леера от скоростного напора, а также то, что шарнирное закрепление стоек ограждения непосредственно к палубе транспортного средства требует от палубы запаса прочности, что необходимо было бы учитывать при проектировании транспортного средства.
Известно леерное ограждение судовой палубы а.с. №1601017, В 63 В 17/04, содержащее основание в виде палубы транспортного средства, секции леерного ограждения, закрепленные при помощи шарниров на основании в виде палубы транспортного средства, секции которых образуют замкнутую площадку и соединены между собой.
Недостатком данного устройства является то, что секции между собой соединены ниже уровня палубы, что необходимо учитывать при проектировании транспортного средства, дооборудование без существенного изменения конструкции данным устройством невозможно, также в устройстве не предусмотрен обогрев элементов секций леерного ограждения, что снижает надежность их заваливания и установки.
Задачей предлагаемого изобретения является создание надежного в работе, при наличии осадков и обледенения, и удобного в эксплуатации леерного ограждения палубы гидросамолета, создающего площадку с трехсторонним ограждением, складывающегося (заваливающегося) на палубу в форму с наименьшим аэродинамическим сопротивлением, с возможностью размещения данного устройства, не изменяя при этом силовую конструкцию транспортного средства.
Поставленная задача достигается тем, что предлагаемое устройство содержит продольные секции леерного ограждения, закрепленные на основаниях, выполненных в виде отдельных элементов с замкнутым профилем, в которых выполнены щели для обеспечения обдува горячим воздухом продольных секций, а поперечная секция выполнена цельной и пустотелой с возможностью подачи во внутреннюю полость горячего воздуха и заваливания заподлицо с основанием в виде палубы в выполненные предварительно ниши, при этом синхронное движение установки и заваливания обеспечивается подвижным соединением в верхней части продольных и поперечной секций.
По сравнению с известным техническим решением предложенное существенно отличается тем, что:
- основания продольных секций выполнены в виде продолговатых элементов с замкнутыми контурами, хорошо работающими на кручение;
- замкнутые контуры полых оснований образуют каналы для подачи горячего воздуха к шарнирным узлам продольных секций и прилегающим поручням и стойкам с леерами;
- поручни и перекладины поперечной секции в заваленном положении помещаются заподлицо с палубой;
- поперечная секция состоит из полых элементов, во внутренние полости которых подается горячий воздух;
- синхронное движение секций обеспечивается подвижным соединением в верхней части продольных и поперечных секций.
Таким образом, предлагаемое изобретение соответствует условию изобретательского уровня.
Предлагаемое изобретение поясняется чертежами, где:
- на фиг.1 изображен общий вид гидросамолета, вид сбоку;
- на фиг.2 - вид сверху;
- на фиг.3 - вид спереди;
- на фиг.4 - общий вид леерного ограждения палубы гидросамолета в раскрытом положении;
- на фиг.5 - общий вид леерного ограждения палубы гидросамолета в заваленном положении;
- на фиг.6 - сечение А-А, поперечная секция в раскрытом положении;
- на фиг.7 - поперечная секция в заваленном положении;
- на фиг.8 - сечение Б-Б, продольная секция в раскрытом положении;
- на фиг.9 - вид Г, фрагмент продольной секции в раскрытом положении;
- на фиг.10 - продольная секция в заваленном положении;
- на фиг.11 - вид Д, шарнирный узел продольной секции;
- на фиг.12 - сечение В-В, ниша в палубе гидросамолета.
Леерное ограждение 1 гидросамолета включает палубу 2, поперечную секцию 3, при помощи шарнирных узлов 4 закрепленную на основании в виде палубы 2, и две продольные секции 5, при помощи шарнирных узлов 6 закрепленные на основании в виде отдельных элементов 7, закрепленных на палубе 2. Поперечная секция 3 для синхронизации установки и заваливания соединена с продольными секциями 5 при помощи подвижного соединения в виде шарниров 8.
Поперечная секция 3 выполнена цельной и содержит поручень, перекладины и стойки с шарнирными узлами 4, закрепленными на основании в виде палубы 2 гидросамолета. Поперечная секция 3 может быть снабжена приводом. Для того чтобы обеспечить плавное обтекание палубы 2 гидросамолета, поперечная секция 3 выполнена с возможностью заваливания в ниши 9, выполненные на палубе 2 и повторяющие форму поперечной секции 3. Поперечная секция 3 может выполняться полой внутри для того, чтобы обеспечить циркуляцию горячего воздуха. В данном случае палуба 2 гидросамолета имеет силовую и несиловую части. Силовая часть палубы 2 - центроплан крыла, не силовая часть палубы 2 - носок крыла центроплана, являющийся обтекателем между крылом и фюзеляжем гидросамолета. Ниши 9 под поперечную секцию 3 выполняются в несиловой части палубы 2, что не требует значительных доработок конструкции, при этом силовая конструкция не изменяется, а лишь добавляются шарнирные узлы 4 крепления поперечной секции 3.
Продольные секции 5 выполнены с возможностью заваливания в продольном направлении и содержат основание в виде отдельных элементов профиля с замкнутым каналом 7 с щелями для обеспечения обдува горячим воздухом шарнирных узлов 6 продольных секций 5 и для придания им жесткости, жесткий поручень 10, стойки 11, шарнирно закрепленные к поручню 10 и к основанию в виде отдельного элемента профиля с замкнутым каналом 7, при этом крайняя стойка 12 выполнена с сечением таким же, как у поручня 10. Стойки 11 могут быть снабжены телескопическими вставками, а в шарнирных узлах 6 крепления стоек 11 могут быть предусмотрены компенсационные люфты т.к., например, палуба 2 гидросамолета имеет кривизну (аэродинамический профиль).
Устройство работает следующим образом.
Установка леерного ограждения 1 на палубе 2 гидросамолета осуществляется поднятием поперечной секции 3, закрепленной при помощи шарниров 4 на основании в виде палубы 2 и соединенной при помощи подвижного соединения в виде шарниров 8 с продольными секциями 5, закрепленными при помощи шарнирных узлов 6 на основаниях, выполненных в виде отдельных элементов с замкнутым каналом 7, и поэтому установка происходит синхронно.
Т.к. палуба 2 имеет кривизну (часть аэродинамического профиля), то при движениях заваливания и установки у некоторых стоек 11 может происходить избыток или недостаток длин, которые можно компенсировать телескопическими вставками или компенсационными люфтами в шарнирных узлах 6 крепления стоек 11 к основанию в виде отдельного элемента с замкнутым профилем 7.
Для обеспечения надежного заваливания и установки леерого ограждения 1 в основании в виде отдельных элементов 7 располагаются каналы для обогрева конструкции (шарнирных узлов 6), противодействуя их обледенению в обоих положениях, заваленном и установленном.
При воздействии на продольные секции 5 боковых нагрузок (например, человек опирается на поручень) момент на кручение воспринимает основание, выполненное в виде отдельных элементов с замкнутым профилем 7, что уменьшает нагрузку на силовую конструкцию палубы 2 гидросамолета в местах крепления леерного ограждения 1.
Если установка и заваливание леерного ограждения 1 происходит автоматически, то фиксация может производится самим приводом, если вручную, то могут быть установлены фиксаторы заваленного и рабочего установленного положения.
Класс B63B17/04 леерные ограждения
леер-трап для маломерного судна - патент 2373102 (20.11.2009) | |
леерное ограждение - патент 2280583 (27.07.2006) | |
надпалубная судовая конструкция - патент 2180302 (10.03.2002) | |
фальшборт судна - патент 2078710 (10.05.1997) |