способ съема судовых винтов
Классы МПК: | B63H23/34 валы гребных винтов, валы гребных колес, крепление гребных винтов на валах |
Автор(ы): | Ведяшкин Анатолий Сергеевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Калининградский государственный технический университет (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2005-04-04 публикация патента:
10.10.2006 |
Изобретение относится к области судостроения и судоремонта и может найти применение при ремонте судов для съема судовых винтов, а также других массивных деталей с их валов. Изобретение решает задачу обеспечения возможности использования способа съема судовых винтов взрывом меньшей мощности без повреждения корпуса судна и винта. Предлагается перед взрывом инициировать колебания винта опережающим микровзрывом на лопасти винта, а установку заряда взрывчатого вещества выполнять с глинистой забойкой верхнего свободного пространства между корпусом судна и винтом. Технический результат реализации изобретения заключается в обеспечении возможности съема судовых винтов взрывом меньшей мощности без повреждения корпуса судна и гребного винта. 1 ил.
Формула изобретения
Способ съема судовых винтов, включающий размещение заряда взрывчатого вещества между корпусом судна и винтом и осуществление взрыва, отличающийся тем, что производят опережающий взрыв меньшей мощности на лопасти винта, инициируя его колебания, а размещение заряда взрывчатого вещества выполняют с глинистой забойкой верхнего свободного пространства между корпусом судна и винтом.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области судостроения и судоремонта и может найти применение при ремонте судов для съема судовых винтов, а также других массивных деталей с их валов.
Известен способ съема судовых винтов с осей, включающий размещение зарядов взрывчатых веществ между корпусом судна и втулкой винта и взрывание зарядов (Л.М.Гейман. Взрыв: история, практика, перспектива. М.: Наука, 1978, 183 с.).
Недостатком этого способа является необходимость применения зарядов большой мощности, особенно в случае длительной эксплуатации судна. Применение таких зарядов приводит к повреждению корпуса судна и деформации самого винта.
Предлагаемым изобретением решается задача обеспечение возможности использования способа съема судовых винтов взрывом меньшей мощности без повреждения корпуса судна и винта.
Для достижения указанного технического результата установку заряда взрывчатого вещества между корпусом и винтом выполняют с глинистой забойкой верхнего свободного пространства между корпусом судна и винтом, а на лопасти винта производят опережающий взрыв меньшей мощности, инициируя, таким образом, колебания винта.
Отличительным признаком предлагаемого способа съема судовых винтов от указанного выше, наиболее близкого к нему является инициирование вынужденных колебаний винта непосредственно перед взрыванием заряда и выполнение забойки глиной пространства между корпусом судна и винтом поверх заряда взрывчатого вещества.
Благодаря вынужденным колебаниям винта ослабляется сцепление его с валом, что требует меньших усилий и соответственно меньшего заряда взрывчатых веществ для съема винта с вала. Глинистая забойка свободного пространства между корпусом судна и винтом повышает эффективность действия взрыва, не позволяя газам рассеяться в воздухе, что также способствует уменьшению необходимого заряда взрывчатого вещества.
На прилагаемом графическом материале приводится схем, иллюстрирующая способ размещения заряда.
На схеме показан вертикальный разрез вдоль оси вала и винта с размещением заряда взрывчатого вещества, микрозаряда и глинистой забойки.
Способ реализуется следующим образом.
Вокруг вала 1 между корпусом 2 судна и винтом 3 размещают заряд 4 взрывчатого вещества, к которому подсоединяют средство 5 инициирования взрыва с замедлением (например, электродетонатор короткозамедленного действия). На лопасть 6 винта устанавливают посредством пластичной глины 11 микрозаряд 7 в виде детонирующего шнура небольшой длины и средство 8 инициирования взрыва мгновенного действия (электродетонатор без замедления). Оба электродетонатора собирают в одну электрическую цепь и через выключатель подсоединяют к источнику тока (не показаны). Между корпусом 2 судна и винтом 3 над зарядом 4 размещают пластичную глинистую забойку 9.
При замыкании электрической цепи сначала происходит взрыв микрозаряда, действие которого вызывает вынужденные колебания винта, что приводит к ослаблению сцепления его на контакте с валом. Затем через промежуток времени, определенный замедлением электродетонатора основного заряда, происходит взрывание последнего. Винт, совершающий вынужденные колебания при ослабленном (за счет многократной перемены деформаций 10 на контакте вала с винтом) сцеплении, легко снимается с вала.
Пример осуществления способа.
Для съема судового винта 3 по поверхности вала 1 разместили детонирующий шнур 4 длиной 2 м, к концу которого прикрепили электродетонатор 5 короткозамедленного действия с замедлением 10 миллисекунд, провода от которого вывели через глинистую забойку 9. На лопасти 6 винта 3 с помощью пластичной глины 11 прикрепили отрезок детонирующего шнура 7 длиной 0,10 м с электродетонатором 8 мгновенного действия. Провода обоих электродетонаторов соединили в одну электрическую цепь и через выключатель подсоединили к источнику электрического тока. При замыкании электроцепи сначала произошел взрыв микрозаряда 7 (0,1 м детонирующего шнура), под действием которого винт 3 начал совершать вынужденные колебания, ослабившие его сцепление с валом 1, затем через 10 миллисекунд произошел взрыв основного заряда 4 (2 м детонирующего шнура), под действием которого винт был снят с вала. Глинистая забойка 9 не дала возможности газам мгновенно рассеяться в воздухе и увеличила их давление в пространстве между корпусом и винтом.
Съем винта по предлагаемому способу осуществляется при использовании значительно меньших (по взрывной силе) зарядов и без повреждений корпуса судна и винта.
Класс B63H23/34 валы гребных винтов, валы гребных колес, крепление гребных винтов на валах