гидравлический тормоз отката и наката артиллерийского орудия
Классы МПК: | F41A25/00 Орудийные установки, допускающие откат или возвращение в боевое положение, например орудийные люльки; демпферы или тормоза отката стволов |
Автор(ы): | Дзыгивский Иван Иванович (RU), Набоков Феликс Вячеславович (RU), Суханов Максим Борисович (RU), Тюшев Владимир Николаевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество специального машиностроения и металлургии "Мотовилихинские заводы" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2005-03-09 публикация патента:
10.10.2006 |
Изобретение относится к артиллерийским орудиям, в частности к противооткатным устройствам, и может быть использовано в артиллерийских орудиях с высокой интенсивностью стрельбы. Гидравлический тормоз отката и наката артиллерийского орудия содержит рабочий цилиндр, шток с поршнем и полость высокого давления при откате, соединенную с дополнительной емкостью каналом, вход которого расположен на боковой поверхности рабочего цилиндра. Тормоз снабжен кожухом, охватывающим рабочий цилиндр с образованием полости между цилиндром и кожухом, посредством которой полость рабочего цилиндра соединена с дополнительной емкостью. Вход канала расположен в последней четверти предельного пути торможения. Технический результат заключается в повышении надежности артиллерийского орудия и точности стрельбы за счет исключения влияния перетечек жидкости между рабочим цилиндром и дополнительной емкостью. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Формула изобретения
1. Гидравлический тормоз отката и наката артиллерийского орудия, содержащий рабочий цилиндр, шток с поршнем и полость высокого давления при откате, соединенную с дополнительной емкостью каналом, вход которого расположен на боковой поверхности рабочего цилиндра, отличающийся тем, что тормоз снабжен кожухом, охватывающим рабочий цилиндр с образованием полости между цилиндром и кожухом, посредством которой полость рабочего цилиндра соединена с дополнительной емкостью, при этом вход канала расположен в последней четверти предельного пути торможения.
2. Гидравлический тормоз по п.1, отличающийся тем, что в качестве кожуха используют люльку артиллерийского орудия.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к конструктивным элементам артиллерийских орудий, допускающих откат и возвращение в боевое положение, и может быть использовано в артиллерийских орудиях с высокой интенсивностью стрельбы.
Известны гидравлические тормоза отката артиллерийских орудий, содержащие заполненный тормозной жидкостью рабочий цилиндр, в котором размещен шток с поршнем (Садовский В.Г. "Основания устройства материальной части артиллерии", М., Воениздат, 1956 г., с.229-241, "Теория и расчет артиллерийских орудий" И.В. Баев и др., Пенза, Пензенское высшее артиллерийское инженерное училище имени Главного маршала артиллерии Н.Н.Воронова, 1980 г., с.315-316, рис.5.28).
Применение таких тормозов ограничивает интенсивность стрельбы артиллерийского орудия. Это объясняется тем, что в процессе стрельбы тормозная жидкость, дросселируя при откате - накате из одной полости рабочего цилиндра в другую, нагревается. Увеличение объема жидкости для уменьшения скорости роста температуры и снижения ее максимального значения приводит к увеличению объема рабочего цилиндра и создает трудности при установке тормоза на орудии.
Известны гидравлические тормоза отката и наката артиллерийских орудий (пат. RU 2146035, МПК 7 F 41 A 25/00, опубл. 2000.02.27, пат. RU 2165576, МПК 7 F 41 A 25/00, опубл. 2001.04.20), содержащие рабочий цилиндр со штоком с поршнем и полостями, соединенными с дополнительной емкостью каналами. Наиболее близким к заявляемому и принятым в качестве прототипа является тормоз отката и наката артиллерийского орудия (пат. RU 2165576), содержащий рабочий цилиндр, шток с поршнем. Обе полости рабочего цилиндра - полость высокого давления при откате и вторая полость соединены с дополнительной емкостью (теплообменником) каналом, вход которого расположен на боковой поверхности рабочего цилиндра.
Наличие дополнительной емкости, соединенной с полостями рабочего цилиндра, позволяет увеличить объем рабочей жидкости и за счет этого уменьшить скорость нагрева жидкости и снизить максимальную температуру жидкости в рабочем цилиндре, что позволяет использовать тормоз в артиллерийских орудиях с высокой интенсивностью стрельбы.
Однако перетечки (циркуляция) жидкости между рабочим цилиндром и дополнительной емкостью влияют на длину отката и скорость наката, особенно на величину конечной скорости наката, что приводит к увеличению силы соударения откатных частей о люльку, снижающей надежность артиллерийского орудия и точность стрельбы.
Задачей предлагаемого изобретения является повышение надежности артиллерийского орудия и точности стрельбы.
Поставленная задача решается усовершенствованием гидравлического тормоза отката и наката артиллерийского орудия, содержащего рабочий цилиндр, шток с поршнем и полость высокого давления при откате, соединенную с дополнительной емкостью каналом, вход которого расположен на боковой поверхности рабочего цилиндра.
Это усовершенствование заключается в том, что тормоз снабжен кожухом, охватывающим рабочий цилиндр с образованием полости между цилиндром и кожухом, посредством которой полость рабочего цилиндра соединена с дополнительной емкостью, при этом вход канала расположен в последней четверти предельного пути торможения.
Кроме того, в качестве кожуха можно использовать люльку артиллерийского орудия.
Снабжение тормоза кожухом, охватывающим рабочий цилиндр с образованием полости между цилиндром и кожухом, посредством которой полость рабочего цилиндра соединена с дополнительной емкостью, позволяет упростить сборку тормоза с каналом, вход которого расположен на боковой поверхности рабочего цилиндра, и обеспечить возможность раздельного гидравлического испытания рабочего цилиндра, дополнительной емкости и кожуха.
Расположение входа канала в последней четверти предельного пути торможения позволяет обеспечить достаточный обмен жидкости между рабочим цилиндром и дополнительной емкостью для исключения интенсивного перегрева тормозной жидкости при стрельбе и исключить при этом влияние перетечек жидкости на длину отката и скорость наката, особенно на величину конечной скорости наката.
Изобретение поясняется чертежом, на котором схематично изображен предлагаемый тормоз веретенного типа в положении отката (стрелкой показано направление отката).
Гидравлический тормоз отката и наката артиллерийского орудия содержит заполненный тормозной жидкостью рабочий цилиндр 1, шток 2 с поршнем 3, разделяющим рабочий цилиндр 1 на две полости 4 и 5 - полость высокого давления при откате. Полость 5 соединена с дополнительной емкостью 6 каналом 7, вход 8 которого расположен на боковой поверхности 9 рабочего цилиндра 1 в последней четверти предельного пути торможения при откате. Тормоз снабжен кожухом 10, охватывающим рабочий цилиндр 1 с образованием полости 11 между цилиндром 1 и кожухом 10, посредством которой полость 5 рабочего цилиндра соединена с дополнительной емкостью 6. В приведенном варианте в качестве кожуха 10 используют люльку артиллерийского орудия. В штоке 2 выполнена полость 12, в которой расположено веретено 13 переменного сечения, закрепленное на торцевой крышке 14 рабочего цилиндра 1. Втулка 15 охватывает веретено 13 с образованием зазора 16 переменного сечения. В поршне 3 выполнены наклонные отверстия 17, соединяющие полость 12 штока 2 с полостью 5 рабочего цилиндра. В дополнительной емкости расположен компенсатор 18 с поршнем 19 и пружиной 20.
Гидравлический тормоз отката и наката артиллерийского орудия работает следующим образом.
При откате шток 2 перемещается вправо по чертежу. Часть рабочей жидкости из полости 5 рабочего цилиндра 1 перетекает в полость 12 штока 2 через отверстия 17, часть через отверстия 17 и зазор 16 - в полость 4 рабочего цилиндра 1. Часть рабочей жидкости через вход 8, полость 11 и канал 7 поступает в дополнительную емкость 6, перемещая поршень 19, сжимая пружину 20 компенсатора 18, и охлаждается, смешиваясь с находящейся в емкости 6 жидкостью. После того, как поршень 3 перекроет соединение полости 5 с входом 8, т.е. в последней четверти отката, поступление рабочей жидкости в дополнительную емкость 6 прекращается, что позволяет исключить влияние перетечек жидкости на длину отката.
При накате шток 2 перемещается влево по чертежу. Рабочая жидкость перетекает в полость 5 рабочего цилиндра из полости 12 штока 2, из полости 4 рабочего цилиндра через кольцевой зазор 16. При этом после прохождения поршнем 3 входа 8 и соединения полости 5 с дополнительной емкостью 6 жидкость из дополнительной емкости 6 поступает в полость 5 рабочего цилиндра и охлаждает находящуюся в ней жидкость. Скорость наката определяется только условиями истечения жидкости из полости 12 штока 2 и перетечки жидкости между дополнительной емкостью 6 и полостью 5 рабочего цилиндра 1 не влияют на скорость наката.
Таким образом, использование предлагаемого тормоза отката и наката позволяет обеспечить охлаждение рабочей жидкости, что необходимо для его использования в артиллерийских орудиях с высокой интенсивностью стрельбы. При этом исключается влияние перетечек (циркуляции) жидкости между рабочим цилиндром и дополнительной емкостью на длину отката и скорость наката, особенно на величину конечной скорости наката, для уменьшения силы соударения откатных частей о люльку и повышения надежности артиллерийского орудия и точности стрельбы.
Класс F41A25/00 Орудийные установки, допускающие откат или возвращение в боевое положение, например орудийные люльки; демпферы или тормоза отката стволов